Информационные технологии в современном дистанционном обучении Information technologies in modern distance learning
Лукьянцева А.Д.
Студент экономического факультета Стерлитамакский филиал Уфимского Университета науки и технологии
Россия, г. Стерлитамак [email protected]
Lukyantseva A.D.
student
Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology
Russia, Sterlitamak [email protected]
Научный руководитель Иремадзе Э.О.
доц.,к.х.н.
Стерлитамакский филиал Уфимского Университета науки и технологии
Россия, г. Стерлитамак [email protected]
Scientific Adviser Iremadze E.O.
Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology
Russia, Sterlitamak [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена информационным технологиям в современном дистанционном обучении. Традиционные формы и технологии обучения в силу трудовой занятости различных категорий показывают себя на современном этапе развития информационных систем и технологии недостаточно эффективными. Появление новых методов информационных и цифровых технологий создает перспективу организации непрерывного развития для широких слоев учащихся, а также населения, нуждающихся в дополнительной подготовке и переподготовке. В работе рассматриваются виды дистанционного обучения, его цели, задачи и актуальность.
Annotation.
The article is devoted to information technologies in modern distance learning. Traditional forms and technologies of training, due to the employment of various categories, show themselves to be insufficiently effective at the present stage of the development of information systems and technologies. The emergence of new methods of information and digital technologies creates the prospect of organizing continuous development for a wide range of students, as well as the population in need of additional training and retraining. The paper considers the types of distance learning, its goals, objectives and relevance.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные методы, образования, образовательные технологии, диалоговые тренажеры, виртуальная реальность, электронные курсы, скрайбинг, информация, системы, организации.
Key words: distance learning, information methods, education, educational technologies, interactive simulators, virtual reality, e-courses, scribing, information, systems, organizations.development for a wide range of students, as well as the population in need of additional training and retraining. The paper considers the types of distance learning, its goals, objectives and relevance.
В обществе и образовании на этапе становления дистанционного обучения происходит изменения взаимосвязей. В таком случае возрастает общественный прогресс, что приводит к изменениям образовательных процессов и технологий, их требования к индивидуальным качествам подготовки образования.
Следовательно, актуальна задача: необходимость поиска альтернативных форм образовательных систем и их развитие идей; инновационная стратегия образовательного обучения и разработка образовательных технологий.
Цель данной работы направлена на то, чтобы продемонстрировать важность визуального восприятия материала, разработка новых идей дистанционного обучения с помощью методов информационных технологий.
В ходе самого процесса дистанционного обучения включают ряд психологических особенностей и влияний занятий на человека. Такие психологические особенности делятся на группы, которые требуют особого внимания. В первую очередь это возрастной диапазон учащихся студентов, их способности к дистанционному процессу. По мнению специалистов, которые работают в данной сфере, имеющиеся в наше время новые формы дистанционного обучения, в значительной степени подходят взрослым людям, которые проходят переподготовку или же получают втрое дополнительное образование, чем подросткам. Но несмотря на возраст и разработку новых программ обучения, учитывая новые требования образования, также возможно обучение студентов с университетов. Самый долгий и противоречивый процесс - становление целостности интеллекта. Главную роль в образовании играет уровень полученной информации, объем новых усвоенных знаний, приобретенных навыков. Степень полученных знаний растет от развития взрослого человека. Такая тема изучается очень активно в зарубежной психологии, где данная проблема, а именно проблема прерывания, активно изучается всеми психологами. Общение с преподавателем дал сильный толчок и влияющим фактором на прервание или продолжение обучения студентов. Контакт с преподавателем должен быть в том случае, если необходима помощь преподавателя, пояснение непонятных задач, тем, а также моральная поддержка для мотивации студента к обучению. Такое исследование выдвинули Каскелли, Денехера и Прунелла. На основе этого, если учащимся не будет хватать общения с преподавателем, его помощью, то возрастает уровень прервания дистанционного обучения.
Сам процесс информационных технологий понимается в используемых особых комплексов специальных средств и методов сбора информации их передача данных. Туда входит и первичная информация данных. Её цель заключается в получении новой информации о состоянии самого объекта, о его продукте и его сведениях. На современном этапе дистанционное обучение используется при интегративно-модульном подходе, его гибкости и дифференциации, туда же входит и использование новых информационных технологий, в том числе интеренет-технологии.[1]
Традиционные формы и технологии обучения в силу трудовой занятости различных категорий показывают себя на современном этапе развития информационных систем и технологии недостаточно эффективными. Появление усовершенствованных методов информационных и цифровых технологий создает перспективу организации непрерывного развития для широких слоев учащихся, а также населения, нуждающихся в дополнительной подготовке и переподготовке.
В данный момент в Российской Федерации активно совершенствующим элементом системы образования является дополнительной профессиональное образование. Его ключевая задача заключается в повышении квалификации специалистов. Цифровой этап Российской Федерации переходит на социально-экономическое развитие, где ключевое содержание заключается в развитии и становление цифровой экономики страны, которое трансформирует сферы деятельности человека: производство, предоставление услуг, социальной сферы, в том числе образования, на основе использования информационно-коммуникационных технологий. [2]
Технологии дистанционного обучения - это множество усовершенствованных информационных методов и форм развития, которые могут обеспечивать на далёком расстоянии учебный процесс. Дистанция больше не
препятствует живому общению, интерактиву и получению практического опыта. Живое общение, интерактивность и получение практического опыта больше не ограничены дистанцией. Дистанционное обучение является результатом информационной революции в образовании и представляет собой переписку и обучение через компьютерную сеть Интернет. Оно предназначено для тех, кто по разным причинам не имеет возможности учиться непосредственно в учебном заведении под контролем преподавателя, но все же стремится к получению знаний самостоятельно. Такой вид обучения позволяет учиться в удобное для себя время, не прекращая работу, учебу или отдых. Дистанционное обучение способствует развитию навыков самостоятельного мышления, учит оценивать ситуацию, прогнозировать и принимать решения. Оно также помогает легко усваивать новую информацию и ориентироваться в дисциплине, что является важными качествами для высококвалифицированных специалистов.
Моделирование реальных рабочих ситуаций и обучающие игры являются информационными технологиями, которые успешно применяются в современном дистанционном обучении. Виртуальные средства делают возможным быстрое и легкое интегрирование обучающих игр в онлайн-систему обучения сотрудников в любой компании. Обучающие игры могут быть как персональными, так и многопользовательскими, и позволяют сотрудникам приобретать необходимые навыки без прерывания рабочего процесса. Например, для механиков сервиса технического обслуживания доступна онлайн-игра, где нужно выполнить правильную последовательность работ по приемке нового автомобиля. [3]
Основными технологиями дистанционного обучения являются, на данный момент времени, проведение занятий онлайн через видеоконференцию, применение видеоуроков, направленных преподавателем ученику также через сеть Интернет и выложенных на портале учебного заведения для каждого занятия, раздача дидактического обучающего материала, по изучению которого обучающийся должен проверить свои знания и умения, пройдя ряд тестовых заданий, позволяющих оценить его уровень знаний и указать на ошибки.
Современно развитие техники, в частности использование для проведения обучения программы Бкуре, использование которой позволяет ученику видеть и слышать урок преподавателя, а также те материалы, которые он показывает ученику в процессе урока на экране компьютера.
Диалоговые тренажеры позволяют тренироваться в общении с виртуальным персонажем для достижения правильных результатов в различных ситуациях, таких как заказ тура в туристическом агентстве. Это также помогает формировать навыки общения в процессе переговоров, презентации, заключения сделок и коммуникации на иностранных языках. [4]
Скрайбинг, в свою очередь, является иллюстративным дополнением к текстовой информации. Построение графических и динамических презентаций в PR и маркетинге помогает быстрому и более эффективному усвоению больших объемов информации.
Чат-бот - это программа для мессенджеров и социальных сетей, к которой можно задавать вопросы, получать ответы, делать заказы и получать простые поручения автоматически. Эти роботы способны имитировать живое общение благодаря искусственному интеллекту. Чат-боты - это образовательные технологии будущего, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения. Также расширяются горизонты виртуальной реальности, которая уже успешно применяется в образовательных целях. Она создает симуляторы, в рамках которых можно отработать навыки во время безопасной тренировки.
Электронные курсы объединяют в себе все упомянутые методики и могут содержать различные типы контента, такие как видео, тексты, аудио, вебинары, инфографику и практические упражнения. Организаторы курсов имеют возможность проводить тестирования и контролировать скорость и результаты обучения
участников. Например, такие курсы могут использоваться для обучения продавцов, чтобы помочь им получить все необходимые знания и навыки в продажах.
Использование для обучения учебной среды MOODLE. Данная учебная среда позволяет создавать для каждой группы и каждого курса студентов, обучающихся дистанционно, индивидуальные задания, а индивидуальные пароль и логин студента, с обязательной регистрацией подключения к среде с его личного компьютера по Ш-адресу позволяют получать дидактические материалы, учебные задания, проходить тесты, предназначенные именно для данного студента.
Дистанционное образование носит свой как отрицательный, так и положительный характер. Во-первых, благодаря возможности использования элементов дистанционного обучения есть возможность осваивать новые технологии. Во-вторых, появляется возможность продемонстрировать как можно больше развивающих идей и заданий. В-третьих, становится осуществимы верное принятие решений таких компетенций как умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность, также специалистам постоянно приходится заниматься своим самообразованием.
Несмотря на вышесказанные преимущества дистанционного обучения следует отметить, что дистанционное образование имеет недостатки, такие как отсутствие общения, уменьшение активности учащихся и повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат. Особенно в случае преподавания русского языка, это может приводить к ухудшению устной речи и потере навыков письменной. Однако, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе развивается и становится все более доступным и удобным. В других странах этот вид обучения уже имеет развитый характер, а интерактивность -ключевое понятие в новой образовательной практике.
Только на данном этапе существования Российская Федерация начинает обретать обороты. Именно государство останавливает развитие дистанционного образования и затягивает с пересмотрами образовательных стандартов. Однако, дистанционная организация обучения становится все более популярной, так как она позволяет получать еще больше знаний и информаций, не нарушая учащимся вести привычный уклад образа жизни и не прерывать от рабочего процесса. Организации, компании, фабрики тоже активно пользуются дистанционным обучением. У таких организаций присутствует заинтересованность в знаниях, новых навыков, повышении квалификации сотрудников.
Для определения эффективности дистанционного обучения было проведено исследование в анкетной форме, разработав анкету, включающую 12 вопросов, охватывающих различные аспекты данной темы. Эти вопросы относились к уровню удовлетворения, проблемам, связанным с освоением дисциплины, а также объективности текущей и промежуточной аттестации в течение дистанционного и традиционного обучения. В ходе анкетирования было опрошено 200 студентов методом случайной выборки. Результаты анализа производились с использованием различных методов, таких как группировка, классификация, структурный анализ и графический метод. Кроме того, было обнаружено, что 82% студентов приняли участие в анкетировании, включая 80 студентов БГУ и 84 студента УУНиТ. Анкета позволила получить мнение студенческой аудитории об эффективности дистанционного обучения и перспективах его дальнейшего применения в образовательном процессе.
При оценке качества преподавания дисциплины, около половины студентов обоих вузов были полностью удовлетворены содержанием курса. Однако, форма проведения занятий не устраивала полностью 53,4% студентов БГУ, но среди студентов УУНиТ не было ни одного человека, который был полностью удовлетворен. 50,0% студентов УУНиТ были удовлетворены формой проведения занятий частично, а 12,5% и 13,3% студентов БГУ и УУНиТ соответственно были неудовлетворены содержанием курса.
Студенты высказали свое мнение о перспективах дистанционного обучения в вузах в ходе тестирования. Почти все студенты (87,5% БГУ и 87,0% УУНиТ) были положительно настроены к дистанционному проведению занятий. Только 12,5% и 13,0% студентов БГУ и УУНиТ соответственно считали данный вид обучения недопустимым. Большинство студентов (62,5% УУНиТ и 50,0% БГУ) предпочитают реализацию дистанционной формы обучения в объеме 50 - 75% от общего числа учебных часов, 25,0% и 37,0% студентов БГУ и УУНиТ соответственно считают возможным такой объем не превышающим 25%. Было отмечено, что современные обучающиеся достаточно адаптированы к дистанционным формам проведения занятий, и только 10% из них отметили свою плохую готовность.
Таким образом, благодаря новым информационным технологиям упрощаются и улучшаются способы обучения и восприятия новой информации и эта тенденция будет расти, независимо от образовательной системы. Он является одним из современных видов обучения, которое равноценно традиционным формам в системе образования. Для организации качественного дистанционного обучения требуются значительные материальные и интеллектуальные вложения со стороны образовательного учреждения и его педагогических кадров. Можно сделать вывод, что внедрение новых элементов информационных технологии в наше время имеют большую возможность восприятии информации в процессе обучения. Изучение опыта использования дистанционного обучения подтвердило значимость для студентов в ходе проведенного исследования с помощью прохождения онлайн-курса и получении нужной информации из других доступных в Интернете источников.
Список используемой литературы:
1. Баловсяк, Н. Качественное образование в виртуальной аудитории // Н. Баловсяк, О. Азарова, И. Зуева // Компьютера. - 2005. - № 7. - С. 24 - 25.
2. Иремадзе Э.О., Заремба А.И. // Основы информационной безопасности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. №5(69). С. 261-268.
3. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов. -М., 2008.
4. Колоколов, А.С. Перспективные телевизионные формы дистанционного обучения / А.С. Колоколов, В.М. Кроль, Е.Д. Сотников // Инновации в образовании. - 2003. - № 2. - С. 88 - 98.