Елпидифоров. - СПб.; М., 2001.
18. Антоновский, А. Ю. Психологические источники переживания пространства [Текст] / А.Ю. Антоновский // Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. - М., 2001. - С. 146163.
19. Зобов, Р. А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства [Текст] / Р.А. Зобов, А.М. Мостепаненко // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. - С. 11-25.
20. Шибаева, М. М. Темпоральные переживания в контексте культуры [Текст] / М.М. Шибаева // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. - С. 155-163.
21. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - СПб., 2002.
22. Колмаков, В. Ю. Семантика менталитета [Электронный ресурс] / В.Ю, Колмаков. - Режим доступа: http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/m4/kolmakov.shtm.
23. Молчанов, Ю. Б. Проблема времени в современной науке [Текст] / Ю.Б. Молчанов. - М., 1990. С. 17-93.
24. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2003.
25. . См.: Вернадский, В. И. Труды по философии естествознания [Текст] / В.И. Вернадский.
- М., 2000. - С. 112-196.
26. Аронов, Р. А. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? [Текст] / Р.А. Аронов, В.В. Терентьев // Вопр. философии. - 1988. - № 1. - С. 71-84.
27. Порус, В. Н. Пространство и время в человеческом измерении [Текст] / В.Н. Порус // Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. - М., 2001.
28. Генисаретский, О. И. Пространства рефлексивных состояний [Текст] / О.И. Генисарет-ский // Методология: вчера, сегодня, завтра: в 3 т. - М., 2005. - Т. 1.
29. Левич, А. П. Метаболическое время естественных систем [Текст] / А.П. Левич // Системные исследования. Методологические проблемы: ежегодник. - М., 1989.
30. Пригожин, И. Р. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени [Текст] / И.Р. При-гожин, И. Стенгерс. - М., 2003.
31. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре [Текст] / Л.В. Фесенкова.
- М., 2003.
32. Пелипенко, А. А. Культура как система [Текст] / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. - М., 1998.
В.А. Катаев
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Развитие экономических и социальных систем во многом определяется процессами информационных революций.
Кпервой «информационной революции» относится речевое общение людей, когда пребывавшие в сознании человека образыи представления вылились в звуковые символы. Ко второй «информационнойреволюции»относят письменность, когда формы устной речи были сопоставлены с визуальными образами. Третья «информационная революция» связана с эрой компьютеров, а точнее, с цифровым кодом, пребывающим в памяти электронного устройства - компьютера. К четвертой «информационной революции» относят переход от хранения и обмена носителем (информацией) к представлению всех накопленных (цивилизацией, отдельной страной, бизнесом, конкретной компанией, корпорацией) знаний в очищенном виде, т.е.
переход от автоматизированной обработки информации к компьютерному представлению и обмену чистым знанием.
Таким образом, отличительными особенностями новых информационных технологий являются:
1) интеграция, т.е. они могут объединять многочисленные средства для выполнения единой задачи;
2) интерактивность, т.е. они обладают средствами установления связи с любым жителем планеты, имеющим компьютер, который подключен к Интернету, таким образом обеспечивают доступ к сотне тысяч информационных архивов, миллионам Web-страниц;
3) управляемость, т.е. они могут контролировать и изменять информационную среду;
4) гибкость, т.е. исключается необходи-
Вестник МГУКИ. 2 - 2008
мость в жестком планировании, а также устраняются временные и пространственные барьеры.
Информационные технологии в социокультурной сфере позволяют:
- накапливать необходимую информацию (базы данных);
- оценивать сложившуюся информационную ситуацию;
- повышать эффективность прогнозирования, планирования и контроля;
- оценивать результативность информатизации в социокультурной сфере;
- оптимизировать управление в социокультурной сфере;
- своевременно принимать оптимальные управленческие решения;
- сократить неэффективные управленческие решения.
Основными подходами при выработке стратегии использования информационных технологий в социокультурной сфере являются:
1. Системный подход рассматривает объект управления как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность и имеющих обратную связь с внешней средой.
2. Комплексный подход предполагает учет экономических, социальных, политических, демографических, психологических и др. последствий реализации выбранных стратегий.
3. Динамический подход позволяет рассмотреть изменения ситуации во времени и на основе ретроспективного анализа спрогнозировать будущую ситуацию.
4. Маркетинговый подход предполагает выработку стратегий на основе анализа настоящих и будущих потребностей в конкретном продукте/услуге, проведения сегментации рынка, анализа и прогнозирования вида кривой жизненного цикла продуктов/услуг, конкурентного анализа и др.
5. Воспроизводственный подход позволяет ориентироваться на постоянное обновление производства конкретного продукта/услуги с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей путем своевременного предложения ему все более совершенных экономичных продуктов/услуг.
6. Ситуационный подход предписывает обязательный и всесторонний анализ сложившейся ситуации и учет этой ситуации в процессе выработки управленческих решений.
7. Модельный подход позволяет проанализировать варианты и последствия управленческого решения не на реальном объекте управления, а на специально созданной модели.
8. Количественный подход предполагает перевод качественной шкалы измерений в количественную, что необходимо для использования формальных методов анализа, прогнозирования и оптимизации с целью выбора наилучших стратегий.
9. Нормативный подход состоит в обязательном учете нормативных документов, регламентирующих деятельность организации СКС и информационных центров со стороны внешней среды, учете и анализе внутренних нормативных документов и установлении строгих нормативов по важнейшим параметрам функционирования организаций.
Для реализации информационных технологий в социокультурной сфере необходимо (технико-технологический аспект):
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей создание, хранение, распространение и использование информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации различного назначения и т.д.);
- совершенствование и развитие системы информационных ресурсов и технологий доступа к ним (бази банков данных, архивов, библиотек и музейных фондов и т.п.);
- совершенствование и развитие вычислительных и телекоммуникационных ресурсов и технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность;
- совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и телестудий, цифровое телевидение и т.п.).
Для формирования индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры необходимы:
- укрепление и развитие экономического потенциала процессов интеграции в информационное общество (поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; меры по экономическому регулированию рынка информационных техноло-
гий, продуктов и услуг, кредитно-финансовая политика и т.п.);
- формирование развитых информационных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги;
- приоритетная поддержка производителей и потребителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ;
- развитие массовой домашней компьютеризации;
- поддержка систем массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и телекоммуникационных системах нового поколения.
При этом необходимо учитывать политические, экономические, социально-культурные, правовые и организационные аспекты, что предполагает:
- интеграцию на основе выработки общей политики информатизации как центра информационной деятельности, активно взаимодействующим с областью и регионами страны;
- разработку, совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации;
- совершенствование и развитие системы распространения массовой информации
Примечания
и формирования общественно-политического климата в стране, благоприятного для перехода к информационному обществу;
- совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере.
При всем этом следует иметь в виду, что ведущая роль в обеспечении процесса развития информационных технологий в социально-культурной сфере принадлежит органам власти и управления субъектов РФ, которые обязаны обеспечивать развитие общества и личности, координировать деятельность различных участников процесса, осуществляя борьбу с монополизмом и контроль за концентрацией собственности в СМИ; юридически и технологически обеспечивая право на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, охрану персональных данных; гарантируя предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.); гарантируя свободу слова; принимая меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальныхязыков, способствуя сохранению языковой и культурной самобытности культурных и этнических сообществ; осуществляя целенаправленное использование информационных технологий для расширения диалога органов власти и бизнеса.
1. Устинова, Г. М. Информационные системы менеджмента. Основные аналитические технологии в поддержке принятия решений [Текст]: учеб. пос. / Г.М. Устинова. - СПб.: Диа-СофтЮп, 2000. - 357 с.
2. Попов, В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации [Текст] / В.М. Попов, Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов; под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 269 с.
3. Информационные технологии в маркетинге [Текст]: [учеб. для экон. вузов] / Г.А. Тито-ренко и др.; под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 333 с.
4. Липунцов, Ю. П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий [Текст] / Ю.П. Липунцов. - М.: Айти: ДМК-Пресс, 2003. - 223 с.