УДК 343 © Е. В. Буряков, 2018
Информационные технологии в розыскной деятельности
Е. В. Буряков, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected]
Одним из направлений розыскной деятельности является получение информации о разыскиваемых лицах через Интернет посредством изучения сайтов, персональных страниц в социальных сетях, закрытых сетевых форумов и чатов, электронной почты, средств обмена сообщениями, мессенджеров и др. На основе анализа практики проведения оперативно-розыскных мероприятий в виртуальном пространстве делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования и организации данной розыскной деятельности, разработки методики обучения сотрудников розыскных подразделений проведению оперативно-розыскных мероприятий по получению информации о разыскиваемых лицах с использованием технических средств и подготовки методических рекомендаций по их осуществлению.
Ключевые слова: информация; Интернет; оперативно-розыскные мероприятия; розыск; получение компьютерной информации; технические средства.
Information Technologies in Crime Detection
Ye. V. Buryakov, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected]
One of the crime detection activities is getting information about wanted people via Internet studying websites, personal accounts in social networks, closed net forums and chats, e-mail, means of sharing messages, messengers, etc. Analyzing the practice of taking crime detection measures in virtual sphere the author states that it is urgent to improve legal regulation and organization of the mentioned detective activity, develop methods of teaching detectives to carry out crime detection work connected with getting information about the people wanted by technical means and develop methodical guidelines on how to conduct it.
Keywords: information; Internet; crime detection measures; detection; getting computer information; technical means.
Розыскная деятельность, являясь составной частью оперативно-розыскной деятельности, имеет аналогичные проблемы. Изучение статистических сведений о разыскиваемых лицах в Российской Федерации показало, что по основным показателям количество объявляемых в розыск с 2010 г. постоянно сокращается. По данным ГИАЦ МВД России, за это время произошло снижение количества объявленных в розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, с 110,9 тыс. до 69,0 тыс. человек; без вести пропавших лиц — с 66,7 тыс. до 42,2 тыс. человек, неопознанных трупов граждан — с 27,5 тыс. до 6,6 тыс. При этом процент розыска вышеуказанных категорий граждан в рассматриваемый период прак-
тически находился на одном уровне и в 2016 г. соответственно составил 77,4%, 96,8% и 88,1%.
Можно констатировать, что в розыскной деятельности наступил период стабильности, что вполне закономерно. В 90-е гг. прошлого века было изменено законодательство, существовавшее в СССР, и создано новое оперативно-розыскное право «со своим предметом и методами регулирования» [1, с. 6], принят ряд организационных и управленческих решений, которые позитивно повлияли на эффективность розыскной деятельности. За последние 10 лет в стране на законодательном уровне было увеличено количество объектов дактилоскопирования [2, с. 52-56], введена геномная регистрация [3, с. 77-80], на ведомствен-
ном уровне изменена система оценки розыскной деятельности, совершенствуется организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий. Изменились не только государство и право, но и повседневная жизнь людей, в которую все активнее вмешивается технический прогресс: серверы, ноутбуки, сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, банкоматы, встроенные и внешние накопители на жестких магнитных дисках, флэшкарты, оптические диски, CD- и DVD-диски, БШ-карты, стационарные и мобильные измерительные устройства, системы геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации, радиочастотные идентификаторы, GPS-трекеры и другие «умные» вещи, позволяющие хранить большие массивы информации, мгновенно обмениваться и передавать ее на значительные расстояния.
Одним из обязательных направлений розыскной работы является установление информации о разыскиваем лице: чем она разнообразнее, тем больше вероятность обнаружить этого человека. Поиск информации посредством оперативно-розыскных средств и методов дает основания называть ее оперативно-розыскной информацией. Данный термин, по мнению П. Ф. Телепнева, употребляется в различных значениях: «в одних случаях оперативно-розыскную информацию рассматривают в информационных системах, существующих в ОРД, в других случаях под ней понимают результаты оперативно-розыскной деятельности» [4, с. 135-136].
В целях сбора, хранения различных сведений для нужд розыскной деятельности традиционно использовались учеты, ведущиеся в учреждениях и органах внутренних дел МВД России, которые наряду с достоинствами обладают и недостатками, проявляющимися в несвоевременной постановке на учет, неполноте и неточности указываемых сведений (так называемый человеческий фактор), и о которых уже на протяжении длительного времени упоминается в официальных и научных источниках. Вместе с тем ведомственное информационное поле постепенно выходит за рамки МВД. Так, лица, пересекающие Государственную границу через погранпункты, оборудованные соответствующими программно-техническими комплексами, проверяются на наличие федерального и межгосударственного розыска.
С 2014 г. на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается информация о разыскиваемых лицах в рубрике «Внимание, розыск!», а с 2016 г. на этом же ресурсе располагается информация и о межгосударственном розыске лиц, объявленном странами СНГ [5, с. 61]. В общественных местах и учреждениях в целях обеспечения охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения располагаются камеры видеонаблюдения не только ор-
ганов внутренних дел, но и иных ведомств и частных предприятий и организаций. По мнению В. А. Гро-шикова, необходимо создание комплекса видеоаналитических систем, которые дают возможность быстрого анализа значительного объема информации, важной для обеспечения безопасности и адекватности реагирования на возникающие угрозы, проведения оперативного расследования и сбора доказательств. Видеоаналитика превращает видеокамеры в реальные источники информации, дает возможность в больших видеопотоках распознавать человеческие лица, номера автотранспортных средств, проводить их идентификацию, анализировать поведение объектов и принимать незамедлительные меры оперативного реагирования [6, с. 98]. В настоящее время возрастает необходимость использования результатов деятельности аэрокосмической фотосъемки существующей российской и международной космической группировки в интересах борьбы с преступностью [7, с. 47-51; 8, с. 107-114], в том числе и для целей розыскной деятельности, когда убийство маскируется под безвестное исчезновение.
Получение информации с использованием технических средств на этом не исчерпывается. В настоящее время существуют технические возможности по восстановлению удаленных файлов. Например, в статье Д. А. Бражникова и В. Ф. Васюкова описывается случай осмотра карты памяти, извлеченной из видеорегистратора, установленного на автомашине, на которой часть информации, записываемой в автоматическом режиме, специально была удалена. В результате использования программного комплекса R-Studio, предназначенного для восстановления удаленных данных, видеозапись была восстановлена [9, с. 82]. Широко известны возможности получения информации в сфере сотовой связи. Так, по номеру абонента можно установить: IMEI мобильного терминала; по известному IMEI мобильного терминала — номер абонента или номера всех абонентов, которые пользовались данным мобильным терминалом в определенные промежутки времени; информацию о входящих и исходящих соединениях абонента, их длительность и т. д. [10, с. 80].
Кроме того, люди, общаясь через Интернет посредством сайтов, персональных страниц в социальных сетях, закрытых сетевых форумов и чатов, электронной почты, средств обмена сообщениями, мессенджеров, приложений VoIP (интернет-телефонии — Skype, ICQ, Viber, WhatsApp, Telegram и др.), тем самым оставляют в виртуальном пространстве информацию о себе. Технический прогресс вошел в жизнь многих людей, и лица, совершающие преступления и скрывающиеся от правосудия, не являются исключением, пользуясь средствами связи.
Имеются возможности осуществлять поиск людей по фотоизображению, адресу электронной почты, номеру мобильного телефона, выявлять скрытых друзей в «ВКонтакте», «Одноклассниках» и др.
В мировой практике розыска лиц правоохранительными органами широко используются возможности сети «Интернет». Так, в Австрии требуется судебное решение для объявления розыска через Интернет, а в США и Германии Интернет приравнивается к средствам массовой информации и используется для розыска по усмотрению правоохранительных органов или общественности [11, с. 130-131]. Полагаю, что приведенную ситуацию можно рассматривать как в морально-этической плоскости, так и с точки зрения права и целесообразности. Уже давно никто не оспаривает необходимость оперативно-розыскной деятельности, которая с принятием Закона об ОРД была легализована и регулируется нормами права. Получение информации в сети «Интернет», за исключением технических аспектов, практически ничем не отличается от обнаружения сведений путем обращения к учетам, проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, поскольку конечным продуктом будет информация о лицах, фактах, предметах и т. п.
По результатам исследования поиска информации в Интернете, проведенного В. И. Шаровым, в 75,0% случаев необходимые сведения находилась лишь частично. Причины неудач поиска информации опрашиваемые назвали разнообразные, но доминируют все же следующие ответы: «из-за отсутствия доступа к нужным сайтам и базам данных» — 63,6%, «нет методики поиска» — 22,7%, «необходимо использовать специальное программное обеспечение» — 13,6%. Это показывает, что оперативные сотрудники в основном еще с трудом представляют возможности Интернета по получению оперативно значимой информации [12, с. 113], поэтому, на наш взгляд, требует совершенствования правового регулирования аспектов, связанных с обнаружением информации о разыскиваемых лицах в сети Интернет, в том числе с применением технических средств. Следует разрабатывать методику проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации о разыскиваемых лицах с использованием технических средств для сотрудников розыскных подразделений.
Данный вывод подтверждается проведенным опросом сотрудников розыскных подразделений, который показал, что 13,7% из них при осуществлении розыска скрывшихся преступников использует ОРМ «Получение компьютерной информации», а при ро-
зыске без вести пропавших — уже 43,1%. В то же время интервьюирование обнаружило, что они не вполне верно понимают суть получения компьютерной информации посредством проведения других ОРМ в сети Интернет («Наведение справок», «Наблюдение», «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», «Снятие информации с технических каналов связи»).
В связи с изложенным представляет интерес отграничение нового оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации» от сходных с ним «Наведение справок», «Наблюдение», «Обследование», «СИТКС».
6 июля 2016 г. перечень ОРМ был дополнен оперативно-розыскным мероприятием «Получение компьютерной информации» *. По мнению С. В. Баженова, целью анализируемого ОРМ должно быть получение информации, для доступа к которой необходима помощь специалиста (преодоление технических или программных средств защиты, получение метаданных, пр.), а также использование специальной техники и (или) специальных программ оперативно-техническими подразделениями. Данное ОРМ осуществляется только негласно [13, с. 32], что вытекает из анализа ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД, где оговорено, что ряд оперативно-розыскных мероприятий, в том числе связанных с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, тем самым определен специальный субъект проведения и негласный характер этого ОРМ. Но до настоящего времени на ведомственном уровне нет никаких разъяснений по этому поводу, отсутствует и соответствующий нормативный акт. Таким образом, сотрудники розыскных подразделений понимают, что сведения о разыскиваемых лицах можно получать посредством технических средств через Интернет, но не всегда верно определяют инструментарий получения необходимых сведений, интуитивно избирая оперативно-розыскные мероприятия «Наведение справок», «Наблюдение», «Обследование», «СИТКС».
В заключение следует сказать, что мною только тезисно обозначены некоторые проблемы, связанные с розыскной деятельностью. Необходимо говорить о совершенствовании правового регулирования и организации розыскной деятельности в глобальных компьютерных сетях, но в первую очередь
* Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.
необходима разработка методики обучения сотрудников розыскных подразделений по проведению оперативно-розыскных мероприятий по получению
информации о разыскиваемых лицах с использованием технических средств и подготовка самих методических рекомендаций по их осуществлению.
Список литературы
1. Гайдельцов В. С. Оперативно-розыскное право: проблемы формирования новой отрасли законодательства Республики Беларусь. Минск, 2016.
2. Буряков Е. В. Правовые проблемы дактилоскопирования и геномной регистрации в Российской Федерации // Актуальные вопросы организации и правового регулирования деятельности оперативных подразделений МВД России (посвящается памяти профессора Д. В. Ривмана) : мат-лы регионал. науч.-практ. конф. (СПб., 18 ноября 2016 г.). СПб., 2016. Ч. 1.
3. Буряков Е. В. Перспективы использования геномной регистрации в раскрытии преступлений и розыскной деятельности // Оперативно-розыскная деятельность : научно-практический журнал. 2016. № 1(1).
4. Телепнев П. Ф. Научный взгляд на определение понятия оперативно-розыскной информации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1(69).
5. Коков В. А. Использование возможностей централизованных учетов лиц, объявленных в федеральный розыск // Актуальные вопросы организации розыскной работы : электрон. сб. науч. ст. по мат-лам межведом. круглого стола (Московский областной филиал МосУ МВД России им. В. Я. Кикотя, 18 ноября 2016 г.) / под ред. В. В Абрамочкина. М., 2017.
6. Грошиков В. А. Использование видеонаблюдения в раскрытии тяжких преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1(32).
7. Бецков А. В. О возможности использования результатов деятельности космической группировки в интересах органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1(27).
8. Батоев В. Б. Использование метода дистанционного зондирования земли в оперативно-розыскной деятельности // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. № 4(14).
9. Бражников Д. А., Васюков В. Ф. Использование компьютерной информации, содержащейся в мобильных электронных устройствах, при раскрытии и расследовании преступлений // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. № 2(7).
10. Кондрашечкин Р. В. О некоторых оперативно-розыскных методах использования телекоммуникационных сетей для установления местонахождения разыскиваемых лиц // Актуальные вопросы организации розыскной работы : электрон. сб. науч. ст. по мат-лам межведом. круглого стола (Московский областной филиал МосУ МВД России им. В. Я. Кикотя, 18 ноября 2016 г.) / под ред. В. В. Абрамочкина. М., 2017.
11. Вязовец Р. Н. Совершенствование использования Интернета для розыска лиц и похищенных культурных ценностей // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел : научный журнал. М., 2010. № 3(15).
12. Шаров В. И. Интернет как источник оперативно-розыскной и процессуальной информации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3(35).
13. Баженов С. В. Оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации» // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 2(65).