Научная статья на тему 'Информационные технологии в работе куратора учебной группы'

Информационные технологии в работе куратора учебной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
куратор / учебно-воспитательный процесс / педагогические технологии / личностноцентрированный

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараничева С. Л.

В соответствии с современными педагогическими взглядами задачей куратора является планирование и осуществление воспитательной работы в студенческой группе в соответствии с духовными запросами ее членов, создание возможностей для их всестороннего развития. Автор предлагает для изучения интересов студентов применять анкетирование, беседы, компьютерную психодиагностику как средства самопознания задатков студента. Основываясь на ведущем принципе проектирования образовательной среды. представленности признаков принадлежности к группе, роду, этносу, цивилизации, мы считаем, что одним из путей повышения культурного уровня будущих врачей является подготовка сообщений о жизненном пути и творчестве деятелей науки и культуры, уроженцев нашего края. Развитию креативных способностей студентов могут служить информационные технологии (Интернет, текстовые редакторы, программы презентаций и другие компьютерные программы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the modern pedagogical views the task of a tutor is to plan and to do educational work in a group of students taking into account their spiritual requirements, to create possibilities for their comprehensive development. To study the students. interests the author offers to use questionnairing, conversations, computer psychodiagnosis as means of self-knowledge of student.s inclinations. Availability of characteristics of group, kin, ethnos, civilization affiliation being the key principle of projecting educational environment, one of the ways to raise standard of culture of future doctors is to prepare reports on biography and creative work of scientists and cultural workers. natives of our region. Information technologies (Internet, text editors, presentation programs, etc.) can help to develop creative abilities of the students.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в работе куратора учебной группы»

© ГАРАНИЧЕВА С.Л., 2004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ КУРАТОРА

УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

ГАРАНИЧЕВА С.Л.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра информационных технологий с курсом электронной библиотеки

Резюме. В соответствии с современными педагогическими взглядами задачей куратора является планирование и осуществление воспитательной работы в студенческой группе в соответствии с духовными запросами ее членов, создание возможностей для их всестороннего развития. Автор предлагает для изучения интересов студентов применять анкетирование, беседы, компьютерную психодиагностику как средства самопознания задатков студента. Основываясь на ведущем принципе проектирования образовательной среды - представленности признаков принадлежности к группе, роду, этносу, цивилизации, мы считаем, что одним из путей повышения культурного уровня будущих врачей является подготовка сообщений о жизненном пути и творчестве деятелей науки и культуры, уроженцев нашего края. Развитию креативных способностей студентов могут служить информационные технологии (Интернет, текстовые редакторы, программы презентаций и другие компьютерные программы).

Ключевые слова: куратор, учебно-воспитательный процесс, педагогические технологии, личностно-центрированный.

Abstract. According to the modern pedagogical views the task of a tutor is to plan and to do educational work in a group of students taking into account their spiritual requirements, to create possibilities for their comprehensive development. To study the students’ interests the author offers to use questionnairing, conversations, computer psychodiagnosis as means of self-knowledge of student’s inclinations. Availability of characteristics of group, kin, ethnos, civilization affiliation being the key principle of projecting educational environment, one of the ways to raise standard of culture of future doctors is to prepare reports on biography and creative work of scientists and cultural workers - natives of our region. Information technologies (Internet, text editors, presentation programs, etc.) can help to develop creative abilities of the students.

Высшее образование двадцать первого века, протекающее в условиях перехода от техногенной к постиндустриальной цивилизации, преемственность между которыми будет осуществляться «через идеал свободы личности и идеал научной рациональности» [6], декларировало своей целью развитие, становление и самореализацию молодежи, её подготовку к жизни и успешной профессиональной деятельности в современном обществе [2, 5].

Классические педагогические технологии, ориентированные на технологизацию образовательного процесса, не в полной мере соответствуют этим целям. Новым стратегическим направлением в образовании является применение стохастических педагогических технологий,

Адрес для корреспонденции: 210 023, г. Витебск, пр.Фрунзе, 15, кв. 4., тел. дом. 36-81-58, раб. 37-24-37, -Гараничева С.Л.

которые позволяют обеспечить самореализацию личности, оказывая на молодого человека посредством влияния среды более мягкое воздействие в сравнении с традиционными методами педагогики [3, 4].

Стохастические технологии направлены на создание такой образовательной среды, которая в соответствии с идеалом свободы личности создает условия для удовлетворения широкого круга потребностей студентов, предоставляет им разнообразные возможности для интериоризации этических и эстетических ценностей социума, направлена на формирование мировоззрения и рефлексивного отношения к себе. Применение такой технологии носит личностно-центрированный характер, в котором образовательная среда предоставляет молодому человеку выбор из множества вариантов своего пути развития, способствует формированию

его мировоззрения. По М.Е. Бершадскому, «в среде, центрированной вокруг личности, происходит диалог полноправных субъектов взаимодействия» (ученика и учителя). «Наличие или отсутствие диалога, творческого участия ученика в своем образовании есть кардинальное основание для различения этих видов методологий»: личностно-ориентированной и личностно-центрированной [1]. На необходимость «средового» подхода указывал ранее в своих работах педагог-новатор В.Ф. Шаталов, который называл его принципом «соленого огурца» [7].

Каждый преподаватель, длительное время занимающийся воспитательной работой, имеет в своем активе перечень мероприятий, соответствующих целям воспитания, однако целесообразность их проведения обуславливается особенностями и интересами членов студенческой группы, той среды, в которой формируется будущий специалист. Поэтому при первой встрече куратора со студентами, после ознакомления молодых людей с уставом и правилами поведения в высшем учебном заведении, проживания в общежитии, целесообразно начать изучение интересов и духовных запросов будущих специалистов-медиков с анкетирования. Пример анкеты, подготовленной средствами текстового редактора Word, приведен в приложении 1. Углубленное представление об особенностях и потребностях студенческой группы может дать беседа «Давайте познакомимся», в ходе которой каждый студент рассказывает о мире своих увлечений. Анализ полученных данных позволит воспитателю совместно со студентами разработать план мероприятий, соответствующий духовным и интеллектуальным запросам членов группы, отводя ведущую роль в их организации и подготовки самим студентам. Центром воспитательной работы является студент, преподаватель в качестве старшего товарища, доброго советчика лишь направляет его познавательную активность.

Большой интерес у студенческой молодежи вызывают проблемы самопознания: осознание личных генетических врожденных задатков. Задача преподавателя - помочь студенту осознать свои возможности и наклонности. Применение психологических тестов, представленных в виде компьютерных программ, может пока-

зать молодому человеку особенности его характера, природные наклонности и способности. Данная психодиагностика позволяет куратору определить сложившийся в коллективе микроклимат и может служить основой для реализации эффективного взаимодействия воспитателя и студенческой группы. В настоящее время существует большое количество компьютерных средств, позволяющих осуществлять различные виды психологического тестирования. Для куратора группы может быть полезна программа «Куратор», разработанная в качестве дипломного проекта по специальности «программное обеспечение ЭВМ» выпускницами Витебского политехнического техникума М. Лосевой и О.Ко-ролевой. Программа создана средствами языка СУБД Access Microsoft Office в 2000 г. Она позволяет создать базу анкетных данных студентов курируемой группы, организовать их психологическое тестирование, направленное на самоосознание. Нами осуществлялось руководство разработкой программной части проекта, а тесты, используемые в программе, были предложены учеными кафедры педагогики и психологии ВГМУ Главное меню программы « Куратор» включает пункты: «Помощь», «Познай себя», «Сведения о студентах».

Пункт «Помощь» - содержит краткое описание возможностей программы.

Пункт «Познай себя» включает четыре психологических теста:

• Направленность личности,

• Механизмы психологической защиты,

• Хороший ли у Вас характер,

• Тест на общительность.

Вид окна для выбора типа теста приведен на рис. 1.

Различные виды тестов, реализованные в программе «Куратор», включают в себя соответственно 27, 24, 19, 16 вопросов. В ходе тестирования программа формирует результаты с выводами о психоэмоциональной направленности личности.

Тестирование можно провести на одном из кураторских часов в любом компьютерном классе медицинского университета. Полученные данные позволят студентам лучше осознать свои психологические особенности, стимулируют к рефлексии собственной деятельности и поведения.

Рис.1. Окно для выбора типа теста в программе «Куратор»

В пункте «Сведения о студентах» главного меню программы предусмотрены возможности ввода и корректировки личных данных студентов, данных об окончании университета, возможность просмотра списка именинников в конкретном месяце, получения различных видов сводных ведомостей. Вид компьютерной личной карточки студента представлен на рис.2. Систематизированная информация позволяет куратору более эффективно организовать обще-

ние со студенческой группой. Планируя воспитательную работу в учебной группе, куратор должен учитывать не только профессиональную ориентацию наших студентов, но и опираться на принципы проектирования (организации пространственно-предметной части образовательной среды), ведущим из которых является принцип представленности признаков принадлежности к группе, роду, этносу, цивилизации [3, 4].

Это предполагает знакомство студентов с

Рис.2. Вид окна программы «Куратор» со сведениями о студенте

историей, достопримечательностями, творчеством и биографиями людей, прославивших наш край. Витебск является родиной многих знаменитых людей, биографии которых могут являться примером мужества, целеустремленности, любви к родине для нашей молодежи.

Изучение жизненного пути Марка Шагала, Ильи Репина, Ивана Соллертинского и многих других стимулирует молодого человека на выбор своего жизненного пути, ближних и дальних целей, развитие собственных способностей и покорение личных «вершин». Подготовка к кураторскому часу докладов с представлением творчества деятелей культуры формирует у студентов умения поиска, анализа и систематизации информации с использованием современных информационных источников и технологий, умения выступать с подготовленными докладами перед аудиторией. А создание красочных мультимедийных презентаций прививает не только устойчивые навыки использования возможностей изученной в курсе медицинской информатики программы создания презентаций PowerPoint из пакета Microsoft Office, но и превращает кураторские часы в яркие незабываемые события. При этом создается высокоинтеллектуальная среда, побуждающая других членов студенческой группы к изучению истории своего города, университета, подготовке собственных сообщений, желание представить материал более доступно и ярко. В ходе такой работы инициируется творчество молодых людей.

Большую роль в подборе материалов для проведения кураторских часов может сыграть Интернет, доступ к которому открыт в электронной библиотеке каждому студенту ВГМУ! Обзор новинок в области медицинских технологий, событий в мире, который готовят студенты к каждому кураторскому часу по материалам прессы, сообщений групп новостей Интернет, позволяет не только расширить их кругозор, но и сформировать социальную активность будущих специалистов-медиков, владеющих информационными технологиями.

Данная публикация не претендует на полноту отражения всех направлений и возможностей применения современных информационных технологий в воспитательной деятельности куратора. Несомненно, полезным будет об-

мен опытом по данному вопросу других преподавателей вузов на страницах журнала.

Литература

1. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // школьные технологии. - 2002. - №1 С. 3 - 19.

2. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. - Минск: НИО МО Респ. Беларусь, 1995. - 156 с.

3. Масюкова Н.А. Пространственно-предметный ком -понент. «принципы организации пространственнопредметной части образовательной среды» // Свет тэхналогш, 2001. - №3-4

4. Материалы семинара «Стохастические технологии»

- Национальный институт образования, 19-21 ноября 2004 г.

5. Медицинское образование XXI века: Материалы меж-

дунар. конф. - Витебск: ВГМУ, 2004. - 765 с.

6. Степин В.С. Наука и образование в контексте современных цивилизационных изменений // Наука и образование на пороге 111-его тысячелетия. - Минск, 2001 - С.126-141.

7. Шаталау В. Ф. Куды 1 як зшкт тройш: З вопыту работы

школ г. Данецка. - Мшск: Нар. асвета, 1988. - 175 с.

Приложение 1

Конфиденциально только для куратора группы Анкета для студентов курируемой группы №

Фамилия, имя, отчество Дата рождения Адрес проживания родителей Домашний телефон № общежития и комнаты Количество человек в комнате Ф.И.О матери

Место работы и должность матери Рабочий телефон матери Ф.И.О отца

Место работы и должность отца Рабочий телефон отца

Год окончания среднего учебного заведения (какого)

Год поступления в ВГМУ Рабочий стаж

Служба в армии (служил/нет)

Какими видами спорта занимаетесь?

Какие спортивные разряды имеете?

Ваши увлечения

Какими хроническими заболеваниями болеете?

Участвуете ли в НИР? Тема НИР

Участвуете ли в художественной самодеятельности?

Где?

Занимаетесь ли общественной работой? Ваша

общественная должность

Примечание (Чем хотели бы заниматься?)

Поступила 08.12.2004 г. Принята в печать 30.12.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.