Научная статья на тему 'Информационные технологии в правовой коммуникации: социально-философский анализ'

Информационные технологии в правовой коммуникации: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗЫ ДАННЫХ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зименкова Наталья Николаевна

В статье раскрыты особенности применения информационных технологий в правовой коммуникации, обоснована необходимость их применения в эпоху информационного общества, показана их значимость в жизнедеятельности людей. Вместе с тем в статье указаны и опасности, которые могут возникнуть в связи с применением таких технологий. В заключении аргументирован вывод, что данные технологии выполняют лишь посреднические функции, не заменят непосредственного человеческого общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN JIURIDICAL COMMUNICATION: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

In article disclosed features of using of informational technologies in juridical communication, established necessity of their application in era of informational society, showed their importance in vital functions of people. However, in article listed and hazards, which may arise in connection with using of such technologies. In conclusion founded output, that these technologies are perform only mediation functions, do not replace direct human communication.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в правовой коммуникации: социально-философский анализ»

11.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Зименкова Наталья Николаевна, канд. филос. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Филиал: филиал в городе Твери. Подразделение: кафедра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Email: zimenkova69@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрыты особенности применения информационных технологий в правовой коммуникации, обоснована необходимость их применения в эпоху информационного общества, показана их значимость в жизнедеятельности людей. Вместе с тем в статье указаны и опасности, которые могут возникнуть в связи с применением таких технологий. В заключении аргументирован вывод, что данные технологии выполняют лишь посреднические функции, не заменят непосредственного человеческого общения.

Ключевые слова: базы данных; информация; информационное общество; правовые коммуникации; электронное правительство.

INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN JIURIDICAL COMMUNICATION: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Zimenkova Natalia Nikolaevna, PhD in philosophy, associate professor. Position: head of chair. Place of employment: Saint Petersburg state economical university. Branch: branch in city of Tver. Department: humanitarian, socioeconomic and natural sciences chair. E-mail: zimenkova69@yandex.ru

Annotation: In article disclosed features of using of informational technologies in juridical communication, established necessity of their application in era of informational society, showed their importance in vital functions of people. However, in article listed and hazards, which may arise in connection with using of such technologies. In conclusion founded output, that these technologies are perform only mediation functions, do not replace direct human communication.

Keywords: database; electronic government; information; informational society; juridical communication.

Коммуникативные процессы за последние годы подверглись существенному изменению, благодаря внедрению новых технологий, что требует социального философского осмысления, в ходе которого выясняются позитивные и негативные стороны применения данных технологий. Как известно, в коммуникативных процессах происходит передача информации от одного коммуникатора к другому при помощи различных коммуникативных средств. К числу последних относятся: вербальные, а также невербальные (знаки, жесты, мимика, символы и пр.) средства. В свою очередь, коммуникативные процессы протекают на межличностном, межгрупповом уровнях, в пространствах публичной и массовой коммуникаций.

С вступлением современных развитых обществ в стадию, которую можно обозначить как информационное общество, в коммуникативных процессах стали активно использоваться информационные технологии, которые существенным образом повлияли на данные процессы. Само понятие информации получило более

широкую трактовку: «теперь информация характеризовала не только формальную структуру технологической обработки разнообразного содержания, но и всю

~ 1

совокупность коммуникативных явлений» .

«Окинавская хартия глобального информационного общества»2, при принятии которой Россия выступила в качестве договаривающейся стороны, заставила по-новому взглянуть на роль информационных технологий в коммуникативных процессах. В этой Хартии заложены, на наш взгляд, базисные принципы коммуникативного взаимодействия, основанные на применении информационных технологий: доступность информационных технологий и недискриминационное и основанное на затратах подключение к основным телекоммуникациям; защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии; использование только лицензионного программного обеспечения; защита персональных данных и др.

Информационное общество стало характеризоваться существенным увеличением интенсивности коммуникативных процессов, в том числе протекающих в виртуальном пространстве (сетевые виртуальные коммуникации). И это привело к целому ряду последствий в коммуникативных процессах: они все более стали носить опосредованный характер, когда пользователь Интернета, например, через социальную сеть может вступить в контакт с огромным количеством других пользователей, прежде ему незнакомых, выступая в роли виртуального коммуникатора. Отсюда, появление нового коммуникативного сообщества - сетевого сообщества. Нередко это общение стало носить анонимный характер.

В связи с возрастающей значимостью информационных технологий в жизни отдельного человека и общества в целом появился даже термин «электронный человек (гражданин)», под которым мыслится человек, который обладает необходимыми знаниями и навыками «применения компьютерной техники и современных компьютерных программ и на основе этого умеющий производить полезный продукт. Из таких "электронных людей, граждан" формируются информационное общество и государство»3.

Информационные технологии повлияли и на правовые коммуникативные процессы. С появлением информационного общества возник вопрос о переосмыслении способов осуществления правовой коммуникации. Под правовой коммуникацией в данном случае понимается передача с помощью различных технологий информации правового характера (само право при этом рассматривается как информационная система, а правовая информация как «сведения юридического характера, содержащиеся в правовых текстах (нормативных правовых актах, актах толкования и применения права), материалах правоприменительной практики, специальной юридической литературе, справочных материалах, используемых субъектами правотворческого и правореализационного процес-

1 Цит. и подробнее см.: Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве //Информационное право. - 2008. - №2.

2 См.: «Окинавская хартия глобального информационного общества» (принята на о. Окинава /Япония/ 22.07.2000) //Дипломатический вестник. - 2000. - №8. - С.51-56; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

3 Цит. и подробнее см.: Тарасов А.М. Электронное правительство: понятие и система //Право и кибербезопасность. -2013. - №2.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Зименкова Н.Н.

сов»4). Традиционно в качестве основного средства передачи правовой информации выступал текст, представленный на бумажных носителях. В последние же годы все больше практикуется передача правовой информации через текст, но уже на электронных носителях. Само же понятие «информационные технологии» определено в Законе об информации, информационных технологиях и защите информации5, как «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

С введением информационных технологий коммуникативные каналы передачи правовой информации существенно расширились, что не могло не сказаться на повышении общей правовой образованности и правовой культуры населения нашей страны. «Оптимизация приемов, средств, способов передачи правовых сведений в условиях информационного изобилия является необходимым условием обеспечения доступности, достоверности и полноты юридических сведений, а также повышения уровня правосознания и правовой культуры»6.

Так, были созданы базовые справочно-правовые информационные системы («Гарант», «Консультант Плюс» и др.), которые существенно облегчают поиск необходимой правовой информации, делают ее доступной для громадного числа людей. Причем поиск в этих системах может вестись как конкретного документа, так и документов по определенной тематике, что существенно повышает их полезность. Кроме того, уже созданы мобильные справочно-информационные системы, предназначенные для КПК, iPhone, iPad.

Вместе с тем, с одной стороны, создание таких систем следует только приветствовать. Но, с другой стороны, тот же пользователь подпадает под жесткий прессинг поисковой системы: именно последняя отбирает информацию, может подать ее под тем или иным углом зрения, делая акцент на определенных источниках, фактах и комментариях. И тогда возникает мир, о котором писал, в частности, Ж.Бодрийар, - гиперреальность, в которой присутствуют симулякры, не имеющие референтов в действительности7. Поэтому важно, чтобы коммуникатор получал не просто обилие информации (она может быть и однотипной), а информации вариативной, выражающей весь спектр позиций разных коммуникаторов по той или иной проблеме, и имел возможность выбора.

Правовая информация распространяется и через информационные веб-сайты, которые созданы, например, для органов публичной власти. Это повышает открытость действий государственных структур, создает возможность большего контроля над их деятельностью со стороны гражданского общества. Так, популярностью у граждан пользуется портал «Видеодума», на котором доступны видеозаписи всех пленарных за-

4 Цит. и подробнее см.: Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - С.10-11.

5 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 29.07.2006; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

6 Цит. и подробнее см.: Чуйко Н.А. Визуализация права //Журнал российского права. - 2013. - №5.

7 Цит. и подробнее см.: Бодрийяр Ж. Симулякры и симуля-

ция /Пер. с фр. и вст. ст. О.А.Печенкиной. - Тула, 2013.

седаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентских слушаний и иных мероприятий, проводимых в ее стенах.

В системе правовой коммуникации информация не только потребляется отдельным индивидом, но и сам индивид посылает в информационную сеть информацию о себе, т.е. персональные данные. Причем нередко коммуникативное взаимодействие в информационном пространстве с теми или иными органами государственной власти изначально требует регистрации и ввода персональных данных. С одной стороны, такие коммуникации весьма эффективны, в частности, они значительно сокращают время, необходимое для передачи сообщения. В связи с этим следует отметить получивший распространение в последние годы так называемый онлайн-прием, существенно сокративший сроки рассмотрения обращений граждан по вопросам обеспечения и защиты их прав (при этом важно, чтобы онлайн-ответ обладал юридической силой, как и любой другой официальный документ, сделанный на бумажном носителе). В арбитражном, а также в гражданском процессах допускается уведомление участников процесса в электронной форме.

Но, с другой стороны, при таком коммуникативном взаимодействии возникает проблема тайны персональных сведений, которая, к сожалению, решается не всегда.

Правовая коммуникация осуществляется и через автоматизированные информационные системы (АИС) -базы данных, в которые вносится реестр индивидуальных предпринимателей, объектов недвижимости и пр. Введение АИС чрезвычайно важно и необходимо. Так, существенно облегчает работу нотариусам и решение проблем гражданам создание и функционирование АИС, предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

В данном случае наблюдается своеобразный коммуникативный процесс, в котором базы данных выступают опосредующим звеном между коммуникаторами (теми, кто вносит эти данные в систему, и теми, кто затем ими пользуется). Однако коммуникаторы могут и напрямую передавать правовую информацию друг другу, используя электронный документооборот (например, подача электронных документов в суд, которая в некоторых странах, как, например, в Сингапуре, носит обязательный характер). Само же понятие «электронный документ» закреплено в отмеченном выше Федеральном законе, где он определен как «документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах». Понятие же «электронный документооборот» определено в «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»8 как «документооборот с применением информационной системы».

8 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №271 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №38. - Ст.4476; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

Электронные документы могут храниться, например, в соответствующих центрах, к которым пользователи могут получить доступ, чтобы найти информацию по нужному документу. «Централизованное хранение документов облегчает обеспечение их сохранности, снижает расходы на обработку и хранение, снижает число дублетных документов, циркулирующих и хранящихся в ведомственных сетях»9.

Отметим, что в связи с введением электронного документооборота возникает и целый ряд проблем:

- во-первых, возникает необходимость дифференциации информации: какая-то ее часть может быть передана только ограниченному числу коммуникаторов и ее трансляция разрешается по специализированным каналам связи, а какая-то - обращена к широкому кругу коммуникаторов и может распространяться, например, с помощью обычной электронной почты;

- во-вторых, требует решения проблема информационной безопасности. Не секрет, что информационные технологии могут быть использованы и в противоправных целях. Вообще же при введении электронного документооборота возникает целый ряд угроз: противоправные сбор и использование обрабатываемой информации ограниченного доступа, несанкционированный доступ к информации, находящейся в базах данных, разработка и распространение программ (компьютерных вирусов), нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации, и утечка информации ограниченного доступа по техническим кана-

10

лам и др. ;

- в-третьих, возникает и проблема идентификация личности, осуществляющей подачу электронного документа (речь идет о защите от несанкционированного доступа третьих лиц). В ряде стран установлено, что такой документ должен иметь электронно-цифровую подпись.

Остановимся еще на одном аспекте использования информационных технологий в коммуникативных процессах - создание электронного правительства (Э-правительства), что открывает новые каналы коммуникативного взаимодействия граждан и государства посредством использования новых информационных технологий. Причем такое взаимодействие следует рассматривать как интерактивное взаимодействие при помощи Интернета. В действующих нормативных правовых актах и документах электронное правительство обозначено как «инфраструктура, призванная обеспечивать доступ к информации о деятельности и об услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что должно позволить снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан»11.

9 Цит. и подробнее см.: Кузнецов С.Л. Организация электронного документооборота //Делопроизводство. - 2013. -№№2; 3; 2014. - №1.

10 Чеботарева А.А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах //Таможенное дело. - 2012. - №2. - С.11.

11 См., в частности: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №271 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №38. -Ст.4476; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

Отметим, что на международном уровне, оценка в развитии информационных технологий складывается и с учетом индекс-Э-правительства (E-Government Index). Данный индекс определяет доступность населения страны к необходимой информации и правительственным услугам, находящимся на электронных носителях.

Создание электронного правительства нельзя сводить только к технической стороне вопроса, так как за этим стоит перестройка всего процесса коммуникативного взаимодействия граждан и публичной власти, которая проявляется в повышении прозрачности всей системы государственного управления, снижении коррупционной составляющей, дебюрократизации, усилении контроля со стороны общества над государственными органами.

Нельзя не отметить и еще одну компьютерную технологию, которая влияет на правовые коммуникации, а именно видеоконференции. В судебной практике такие конференции используются относительно давно. Применяя данную технологию, субъекты, находящиеся на значительном расстоянии, могут общаться между собой в режиме реального времени (например, лицо, находящееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в разбирательстве дела в кассационном порядке и в порядке надзора непосредственно либо путем использования видеоконференцсвязи). В таких конференциях могут принимать участие и эксперты, свидетели, которые не могут по каким-то причинам непосредственно присутствовать в зале суда.

Наконец, выделим и такой аспект правовой коммуникации как использование информационных технологий для визуализации правовой информации. Визуализация помогает лучше воспринять правовую информацию, сделать ее более понятной широкой аудитории. Но вместе с тем визуализация может и препятствовать такому восприятию, например, когда само изображение затмевает смысл правовой информации. Поэтому требуются научное обоснование психологами, лингвистами и пр. специалистами возможностей такой визуализации. Хотя в настоящее время визуализация права как особая форма существования права активно разрабатывается юристами («Проект визуального права» /Йельская юридическая школа/, «Визуальные образы и обучение праву» /Юридическая школа университета Washburn/)1 .

Таким образом, проведенный анализ показал, что информационные технологии в правовой коммуникации - потребность времени и с каждым витком развития информационного общества они все шире будут применяться в таких коммуникациях. Более того, информационная культура общества формирует и определенный тип электронного человека, который, как предполагается, будет воспринимать правовые коммуникации через информационные технологии. Но при этом важно помнить и о тех угрозах, которые могут здесь возникнуть. Информационные технологии не должны затмевать иных форм человеческих коммуникаций, в том числе и в сфере права, они выступают только как посредники в них.

Список литературы:

1. «Окинавская хартия глобального информационного общества» (принята на о. Окинава /Япония/

12 Чуйко Н.А. Указ. соч.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Зименкова Н.Н.

22.07.2000) //Дипломатический вестник. - 2000. - №8. -С.51-56; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 29.07.2006; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №271 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - №38. - Ст.4476; Консультант Плюс. -09.02.2015.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 №477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 24.06.2009; Консультант Плюс. - 09.02.2015.

5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция /Перевод с французского и вступительная статья О.А.Печенкиной. - Тула, 2013. - 204 с.

6. Кузнецов С.Л. Организация электронного документооборота //Делопроизводство. - 2013. - №2. - С.56-61; №3. - С.50-52; 2014. - №1. - С.45-49.

7. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Саратов, 2011. - 28 с.

8. Тарасов А.М. Электронное правительство: понятие и система //Право и кибербезопасность. - 2013. - №2. -С.10-21.

9. Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве //Информационное право. - 2008. - №2. - С.19-23

10. Чеботарева А.А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах //Таможенное дело. - 2012. - №2. - С.10-15.

11. Чуйко Н.А. Визуализация права //Журнал российского права. - 2013. - №5. - С.121-131.

Literature list:

1. «Okinawa Charter on Global Information Society» (taken on island Okinawa /Japan/ 22.07.2000) //Diplomatic bulletin. - 2000. - №8. - P.51-56; Consultant Plus. -09.02.2015.

2. Federal law of Russian Federation from 27.07.2006 №149-FL «About information, informational technologies and protection of information» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 29.07.2006; Consultant Plus. - 09.02.2015.

3. Resolution of Government of Russian Federation from 15.06.2009 №477 «About approval of Rules of office work in federal bodies of executive power» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 24.06.2009; Consultant Plus. - 09.02.2015.

4. Resolution of Government of Russian Federation from 10.09.2009 №271 «About introduction on amendments into federal target program "Electronic Russia (2002-2010 years)"» (current edition) //Collection of legislation of Russian Federation. - 2009. - №38. - St.4476; Consultant Plus. - 09.02.2015.

5. Baudriar J. Simulacra and simulations /Translation from French and introductory article O.A.Pechenkina. -Tula, 2013. - 204 p.

6. Chebotareva A.A. On question about providing of information security in customs authorities //Customs. -2012. - №2. - P.10-15.

7. Chuyko N.A. Visualization of law //Journal of Russian law. - 2013. - №5. - P.121-131.

8. Fedoseyeva N.N. Term «information» in modern science and legislation //Informational law. - 2008. - №2. -P.19-23.

9. Kuznetsov S.L. Organization of electronic document //Office work. - 2013. - №2. - P.56-61; №3. - P.50-52; 2014. - №1. - P.45-49.

10. Romanova E.A. Juridical communication: general theoretical analysis: Avtoreferat of dissertation for competition of scientific degree of candidate of juridical sciences. - Saratov, 2011. - 28 p.

11. Tarasov A.M. Electronic government: concept and system //Law and cyber security. - 2013. - №2. - P.10-21.

Рецензия

на статью Зименковой Н.Н. на тему: «Информационные технологии в правовой коммуникации: социально-философский анализ».

Статья посвящена одной из проблем, актуальность которых вызвана, как теоретической непроработанностью темы, так и процессами, которые имеют место в настоящее время в связи с развитием информационного общества. Автор попытался обосновать, что введение информационных технологий в правовые коммуникации - это необходимость, с которой нужно считаться. Н.Н.Зименкова раскрыла и проанализировала шаги, которые уже делаются в направлении внедрения таких технологий в правовую коммуникацию. Вместе с тем здесь важно видеть и негативные моменты, опасности, вызовы и угрозы, которые реально возникают в связи с внедрением таких технологий.

Статья написана на высоком теоретическом уровне. Автор глубоко изучил проблему. Стоит согласиться и его базисным выводом, что информационные технологии не должны затмевать иных форм человеческих коммуникаций, в том числе и в сфере права, они выступают только как посредники в них.

Статья может быть рекомендована к публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнау-ки России.

Доктор философских наук, профессор Н.И.Яблокова.

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 95%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.