УДК 32:004
БАЛАШОВ А.Н. Информационные технологии
в политике: сущность, содержание и классификация
В данной статье автор приводит теоретическое обоснование понятия "информационные технологии в политике". Рассматривается содержание информационных технологий в политике. Раскрывается взаимосвязь с понятиями "политические технологии", "избирательные технологии", "компьютерные технологии" и другими понятиями. Также автор осуществляет классификацию информационных технологий в политике.
Ключевые слова: информационные технологии, политические технологии, избирательные технологии, новые информационные технологии, Интернет-технологии, технологии РЯ, политическая реклама, пропаганда.
В результате научно-технического прогресса происходит постоянное расширение форм и видов новых информационно-коммуникационных технологий, применяемых во всех сферах жизни общества, в том числе в политической сфере. Понятие "информационные технологии" стало общеупотребительным во всех отраслях знания. Несмотря на распространенность этого понятия в современной политической науке, наблюдается его недостаточное теоретическое обоснование. На фоне недостаточной разработанности термина "информационные технологии в политике" существуют отдельные исследования политической пропаганды и агитации, возрастает количество исследований политического РЯ, технологий формирования имиджа и политической рекламы. В современных условиях усиления влияния Интернета на протекание политических процессов в политической науке активно разрабатываются Интернет-технологии и компьютерные технологии. На наш взгляд, все перечисленные технологии имеют некоторые общие черты, и поэтому существует необходимость рассмотрения их в общем контексте понятия "информационные технологии в политике",
выделения их характерных особенностей по отношению к политическим и избирательным технологиям.
Следует отметить, что понятия "информационно-коммуникационные технологии" и "информационные технологии" мы будем считать синонимами.
В первую очередь обратимся к понятию "технология". Существует большое количество трактовок этого понятия. Термин "технология" заимствован из производственной сферы, где под технологией понимается совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства1. Современное понимание технологии имеет несколько смыслов. В широком смысле технология — это объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. В узком смысле - это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов. Материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология создает информационный продукт.
В политической науке наиболее часто понятие "технология"трактуется как"система жестко скоординированных элементов: цели - процедуры (правила) - технические средства - операции (действия) -мотивы (стимулы)"2. Исходя из данной трактовки, технология является целостной системой, включающей в себя цели, аппа-ратно-орудийные средства, операции и процедуры деятельности с ними, а также информацию, знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы. Технология предназначена для неоднократного применения и может быть использована для решения сходных задач. Она обеспечивает рациональность деятельности -в этом ее главная особенность.
Технологизация деятельности может происходить в любых сферах общественной жизни. В условиях современного общества правомерно выделить следующие шесть основных видов технологий:
- социальные технологии;
- политические технологии;
- информационные технологии (технологии информационного обеспечения функционирования общества);
- технологии экономического функционирования общества;
- технологии правового обеспечения функционирования общества;
- технологии духовно-культурного развития.
Для разграничения технологий в соответствии со сферами общественной жизни целесообразно придерживаться следующего подхода. Рассматривая любую технологию как целостную систему жестко скоординированных элементов, можно установить, что цели, для достижения которых применяется технология и которые лежат в определенной сфере общественной жизни, будут определять причастность используемой технологии к определенному виду деятельности. Технологии неотделимы от субъекта применения технологий, который имеет промежуточные и конечные цели своей деятельности. Другие элементы технологии - аппаратно-орудийные средства, операции, знания, кадровые и иные ресурсы - не позволяют однозначно определить причастность технологии к какой-либо сфере человеческой деятельности.
Таким образом, невозможно строго разграничить эти виды технологий, они вливаются друг в друга и в зависимости от целей субъектов могут быть отнесены к тому или иному виду. Мы будем придерживаться этого подхода в разделении понятий политических и информационных технологий.
Само понятие "политические технологии" не является общепринятым, поэтому существует большое количество трактовок этого понятия. Приведем некоторые из них.
Согласно А.И. Соловьеву, политические технологии представляют собой "совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте"3. На наш взгляд, данное определение не позволяет четко отграничить собственно политические технологии от других видов технологий.
Е.Б. Сучков определяет политические технологии как "технологии подготовки и проведения избирательных и политических кампаний, политических проектов, а также технологии партийного строитель-ства"4. Он исходит из того, что разделяет область применения политических технологий на избирательные кампании, политические кампании, политические проекты и партийное строительство. Примечательно, что автор пишет о возможности сведения перечисленных технологий к политическим проектам и рассматривать их как разновидности последних. На наш взгляд, это определение не раскрывает сущности исследуемого понятия полностью, так как отражает только избирательные технологии и не учитывает другие виды политических технологий.
М.Г. Анохин определяет политические технологии как "совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики"5. Он утверждает, что "сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению
выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач"6. Это определение в полной мере отражает все особенности именно политических технологий.
Таким образом, цели политических технологий лежат в сфере политики, и их роль заключается в оптимизации выполнения субъектами политики своих задач и достижения целей, которые могут состоять в привлечении и экономии ресурсов, организации выборных кампаний, информационном обеспечении принятия решений, согласовании интересов при выработке государственной политики и других политических целей. Действующими лицами политических технологий являются политическая элита, лидеры, политические партии, общественные организации и другие политические субъекты.
Обратимся к понятию "информационные технологии".
Информационные технологии - "это система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации"7.
Российское законодательство дает следующее определение информационных технологий. Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов"8.
О.И.Лосенковдает определение новым информационным технологиям: "Новые информационные технологии - это совокупность современных электронных технических средств и программного обеспечения, а также организации, форм и методов их применения в информационной работе, направленной на эффективное использование информационных ресурсов в различных областях жизнедеятельности людей"9.
Таким образом, информационные технологии направлены на повышение эффективности работы с информацией. При этом политические технологии пересекаются с информационными технологиями тогда, когда последние направлены на достижение политических целей.
В зависимости от контекста понятие "информационные технологии" может
иметь как гуманитарную, так и техническую составляющие. Формулировки "информационные технологии в политике" и "информационные технологии, используемые субъектами политики" подразумевают техническую специфику этих технологий как совокупности технических и программных средств создания, обработки, хранения и передачи данных. Смысловое значение понятий "информационные технологии как политические технологии" и "политические информационные технологии" базируется на гуманитарной составляющей и сводится к приемам достижения политических целей. В этом случае информационные технологии рассматриваются как часть политических технологий, под которыми понимаются технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти10.
На практике эти два аспекта информационных технологий тесно взаимосвязаны, т.к. наиболее эффективная реализация политических информационных технологий происходит с помощью технических средств работы с информацией.
Итак, основываясь на рассмотренном подходе, можно определить понятие информационных технологий в политике. Под информационными технологиями в политике следует понимать технологии создания, сбора, хранения, обработки, передачи и распространения информации для реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижения желаемых результатов в сфере политики.
Из данного определения следует, что информационные технологии в политике содержат ряд компонентов:
1. Технологии создания информации. Создание информации политическими субъектами является необходимым условием их функционирования. Каждый политический субъект создает информацию для достижения своих целей.
2. Технологии получения (сбора) информации. Они имеют особое значение для политических субъектов. Информация является особым политическим ресурсом. Акторы, владеющие информацией, получают преимущества при завоевании, удержании и использовании власти. От наличия
или отсутствия необходимой информации зависят возможности субъекта обрести или утратить власть, добиться влияния, реализации своих интересов в политической сфере11. Таким образом, целью всех политических акторов является получение как можно большего количества актуальной, полезной и полной информации.
3. Технологии хранения информации. Процесс хранения информации - поддержание доступности и целостности информации в течение определенного промежутка времени. Технологии хранения информации являются неотъемлемым элементом информационных технологий.
4. Технологии обработки информации. Под обработкой информации следует понимать упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения политической задачи. Создание новой и обработка существующей информации могут также означать ее искажение и сокрытие, создание ложной информации или же подмену истинных сведений ложными. Такие действия носят название "дезинформация" и направлены на сознательное введение реципиента в заблуждение.
5. Технологии передачи (распространения) информации. Распространение -это частный случай передачи информации. Оно может означать передачу информации как можно большему числу реципиентов. Для конкретных политических субъектов распространением информации является ее продуцирование и тиражирование: взаимодействие со СМИ, инициирование публикаций в СМИ, политическая реклама и т.п. В сфере политики информация играет настолько важную роль, что каждый значимый политический актор пытается организовать собственный информационный поток, чтобы влиять на общественное мнение.
Как правило, перечисленные компоненты информационных технологий применяются в комплексе и поэтому обеспечивают повышение эффективности работы с информацией.
Некоторые исследователи склонны отождествлять информационные технологии с компьютерными технологиями. Нам представляется, что этот подход является неверным. Более глубокое представление об информационных технологиях
становится возможным при делении их на два типа: традиционные информационные технологии и новые информационные технологии. Лишь к последним можно отнести компьютерные технологии как технологии, для реализации которых используется компьютерная техника.
Информационные технологии в политике, как и политические технологии в общем, не сводятся только к избирательным технологиям. Информационные технологии применяются не только в политической борьбе, но и для выработки и принятия решений в сфере политики, для повышения эффективности управления субъектами политики (государством, политическими партиями и др.).
Все большее теоретическое развитие и практическое применение находят современные концепции электронного государства - способа осуществления информационных аспектов государственной деятельности, направленного на повышение эффективности государственного управления. Электронное государство подразумевает поддержку деятельности как исполнительной власти (электронное правительство), так и парламентских и судебных органов при помощи информационных технологий.
Наибольший успех в практике развитых государств имеет реализация электронного правительства, которое определяет новый способ взаимодействия на основе использования информационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Основными целями электронного правительства являются: оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной; поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан; рост технологической осведомленности и квалификации граждан и др. Таким образом, информационные технологии в политике не сводятся к избирательным технологиям и могут выполнять другие функции, не связанные с избирательными кампаниями.
Другим аспектом, отличающим избирательные технологии, являются конкретные задачи, которые ограничены временными рамками проведения предвыборных
кампаний и самих выборов. Информационные технологии в политике являются более широким явлением, так как охватывают не только период предвыборной кампании, но применяются субъектами политики в период между выборами.
Информационные технологии могут использоваться в управлении политическими субъектами. В этом случае такие технологии могут считаться политическими лишь в некоторой степени, так как их использование не предполагает непосредственных политических целей. Системы электронного документооборота, электронная почта и другие информационные технологии, применяемые политическими субъектами, будут являться политическими технологиями лишь отчасти, так как в первую очередь нацелены на повышение эффективности управленческих процессов.
В связи с тем, что понятие информационных технологий в политике является достаточно емким, важной задачей является классификация информационных технологий в политике. Классификация позволит лучше понять сущность этих технологий и выявить их разновидности.
В зависимости от возможности использования новых достижений в области информатизации общества информационные технологии в политике можно разделить на две большие группы:
1) традиционные информационные технологии;
2) новые информационные технологии.
Традиционные информационные технологии - это технологии, для реализации которых используются традиционные средства передачи информации: печать, телевидение, телефонная связь, радио и др.
Новые информационные технологии -это технологии, для реализации которых используются последние достижения в области развития средств информатизации общества, в том числе электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта, системы спутниковой связи.
Наибольший интерес для исследования представляют новые информационные технологии, которые за короткий период времени зарекомендовали себя как
мощное средство ведения политической борьбы. По мнению большинства исследователей, доля новых информационных технологий будет возрастать с каждым последующим электоральным циклом. К новым информационным технологиям относятся Интернет-технологии - технологии, средством реализации которых является сеть Интернет. В политике использование Интернет-технологий началось с середины 90-х гг. XX века. Сегодня Интернет стал одним из ключевых каналов распространения политической информации.
По характеру используемых методов и средств информационные технологии в политике можно разделить на:
1) технологии агитационно-пропагандистского типа;
2) технологии маркетингового типа.
Технологии агитационно-пропагандистского типа представлены политической пропагандой и агитацией. Пропаганда -это система деятельности, отвечающая за легитимизацию и закрепление в обществе отношений господства-подчинения между правящей элитой и массовыми группами населения12. Пропаганда направлена на достижение стратегического, не единичного успеха. Агитация - явление более узкое, взаимодействие с населением для достижения локальных, узких, тактических целей. Агитация может является составной частью пропаганды.
Основное отличие информационных технологий агитационно-пропагандистского типа в том, что они направлены на контроль за сознанием и поведением людей. Типичными способами и приемами информирования в этом случае являются дезинформация и фальсификация сведений, а также манипулирование сознанием реципиентов.
В свою очередь, информационные технологии маркетингового типа нацелены на отбор, обработку и распространение информации в соответствии с интересами и запросами реципиента. Их можно разделить на:
1) технологии РЯ;
2) технологии создания имиджа;
3) технологии политической рекламы.
Технологии РЯ - это технологии, принципом которых является обеспечение реализации политических целей на основе
честного и уважительного отношения к реципиенту и предполагают наличие обратных связей реципиента с коммуникатором.
Технологии создания имиджа являются важным компонентом РЯ. Создание имиджа Соловьев А.И. определяет как сознательное конструирование тех или иных свойств и качеств субъекта, делающих его привлекательным для общественности и позволяющих решить конкретную политическую задачу с его участием (победить на выборах, повысить легитимность власти и т.д.)13.
Важнейшим способом и самостоятельным направлением формирования имиджа является политическая реклама. Она представляет собой форму направленного безличного обращения к человеку, которая в условиях свободного и конкурентного выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического товара (кандидата, института, символа), предполагающего и мобилизующего его (человека) на соответствующую поддержку.
По способу распространения информации информационные технологии в политике можно разделить на:
1) аудиовизуальные (видеоролики, теледебаты, беседы и др.);
2) печатные (публикации статей, обзоров, интервью и др.);
3) личные мероприятия (личные встречи кандидата с населением, презентации, выступления на митингах и конференциях и др.)
По продолжительности использования информационные технологии в политике можно разделить на:
1) стратегические;
2) тактические;
3) спорадические;
4) циклические.
Стратегические информационные технологии нацелены на отдаленный результат. Тактические технологии предполагают реализацию краткосрочных целей. Спорадические - применяемые единовременно. Циклические информационные технологии постоянно воспроизводятся в деятельности субъекта.
По степени регламентации деятельности информационные технологии в политике можно разделить на:
1) нормативные;
2) девиантные.
Нормативные технологии жестко обусловлены существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии противоположны им. К их числу относится, например, целый спектр противоречащих закону или нормам общественной морали "серых" и "черных" технологий.
По субъектам политического процесса можно выделить информационные технологии, применяемые:
1) государствами;
2) политическими группами (партиями и объединениями)и организациями;
3) социальными группами;
4) отдельными индивидами и др. субъектами.
В отличие от традиционных информационных технологий, при использовании новых информационных технологий, главным образом реализуемых посредством сети Интернет, значительно возрастают возможности отдельного индивида влиять на политический процесс. На основании этого в данную классификацию по субъектам политического процесса включен отдельный индивид.
Итак, информационные технологии в политике включают в себя весь спектр методов и средств работы с информацией, используемых всеми политическими субъектами и направленных на достижение целей в сфере политики. При этом политические технологии пересекаются с информационными технологиями тогда, когда последние направлены на достижение политических целей. Таким образом, мы предприняли попытку уточнения сущности информационных технологий в политике, исходя из целей политических субъектов.
1 Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Учебное пособие. Орёл: ОГУ, 2010. С. 207.
2 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит., 1997. С. 376.
3 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 415.
4 Малкин Е.Б. Политические технологии / Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. М.: Рус. Панорама, 2006. С. 20.
5 Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. №2. С. 102.
6 Там же.
7 Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 1999.
8 Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Правовая система Консультант Плюс.
9 Лосенков О.И. Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 3. С. 304.
10 Шабров О.Ф. Политические технологии // ЗПУ. 2012. №4. С. 328.
11 Соловьев А.И. Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. С.8.
12 Щербаль С.С. Технологии политической пропаганды в избирательных кампаниях российских партий (на примере парламентских выборов). Автореферат дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2012. С. 12.
13 См.: Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 423.