целостной картины решения практических задач с применением компьютера. Несмотря на то, что освоение технологий положено на канву профессиональных задач, и в решении типовой задачи присутствуют почти все этапы технологического процесса, однако при этом этапы постановки задачи, системного исследования предметной области задачи, построения информационных моделей объектов, информационно-логической модели предметной области задачи и частично этап построения модели решения задачи, ориентированной на конкретную технологию, остаются за преподавателем, поэтому студенты не только не владеют соответствующими умениями, но и не осознают их значимости.
Таким образом, новые информационные технологии могут быть инструментом для преодоления робости мысли, господства эмпиризма и шаблона. Такой подход позволяет разобраться в подчас парадоксальных вопросах, возникающих в современной науке и практике.
Список литературы:
1. Поспелов Д.А. Мышление и автоматы / Д.А. Поспелов, В.Н. Пушкин. -М.: Советское радио, 1972.
2. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». - М.: Знание, 1986. - № 1. - 80 с.
3. Бабанин Л.Н. Проблемы использования диалоговых информационных систем / Л.Н. Бабанин; под ред. О.К. Тихомирова // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. - М., 1987. -С. 97-109.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
© Маренникова Л.В.*
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград
В статье приведены характеристики современного этапа информатизации образования, рассматриваются функциональные свойства современных компьютерных и образовательных технологий, их образовательные возможности, исследованы направления применения информационных и коммуникационных технологий, возможности открытых образовательных ресурсов, в частности подкастов в процессе обучения
* Доцент кафедры Иностранных языков.
студентов английскому языку, описаны примеры работы с подкастами на сайте BBC, опыт работы с подкастами в системе проектной деятельности, преимущества технологии подкастов.
Ключевые слова: новые информационные технологии, содержание и способы обучения, открытые образовательные ресурсы, технология подкастов, аутентичные материалы, автономное обучение, дидактические свойства подкастов, проектная деятельность, языковой барьер, дистанционное обучение.
В настоящее время уровень развития мирового сообщества определяется сегодня, главным образом, уровнем интеллектуализации его членов, их способностью производить, усваивать и использовать на практике новые знания и технологии [7]. Одна из задач высшего образования - подготовить будущих специалистов к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности.
Современный этап информатизации образования характеризуется следующими признаками: новые формы представления информации, новые библиотеки, новые формы учебных занятий (новая возможность асинхронно, но в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий), новые структуры образования (телекоммуникации). Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей: неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации; повышение доступности образования с расширением форм получения образования; обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни; развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования; значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое); повышение активности субъектов в организации и ведении образовательного процесса; создание единой информационно-образовательной среды, обучения не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом; независимость образовательного процесса от места и времени обучения; значительное совершенствование и обогащение методического и программного обеспечения образовательного процесса; обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения; развитие самостоятельной творчески развитой личности; развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося, развитие новых видов деятельности; повышение мотивацион-ной стороны обучения и другое [4]. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря коммуникационным технологиям новое раз-
витие. Так, лекции могут быть подготовлены в электронном виде, выставлены в локальной сети в интернете, в электронной конференции. Конспекты лекций могут дополняться подборками статей, дополнительными материалами, адресованными конкретным студентам. Индивидуальное обучение реализуется посредством ICQ, электронной почты, обеспечивающей общение преподавателя со студентами в приватной форме. Технологии чатов, видео- и электронных конференций позволяют проводить оперативное коллективное обсуждение, дискуссии, виртуальные семинары (участники электронного семинара готовят сообщения, которые отправляются по электронной почте для рассмотрения всей группы, далее следует направляемое преподавателем обсуждение, по завершении которого участники группы подводят итоги, представляют всей группе) [3].
В общем применение информационных и коммуникационных технологий сводится к двум направлениям: использование возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, использование информационных технологий для изменения содержания и способов обучения в рамках традиционного обучения [3]. Одна из ярко выраженных тенденций, прослеживаемых в современном образовании - использование открытых образовательных ресурсов [1]. Среди доступного свободно распространяемого программного обеспечения, которое можно бесплатно применять в учебном процессе выделяют Moodle для дистанционного обучения через Интернет, сервисы Google, сервисы интернета Веб 2.0 (блоги, делишес, ютьюб, фликр), программное обеспечение для проведения видеоконференций Скайп. Мы рассматриваем возможности второго направления - использование информационных технологий для изменения содержания и способов обучения в рамках традиционного обучения применения информационных технологий в обучении студентов английскому языку.
Остановимся подробнее на образовательных ресурсах в открытом доступе, которые мы используем для изучения иностранного языка. Опыт работы со студентами показывает, что практически для развития всех навыков (чтения, письма, аудирования, говорения, а также навыков культуры) достаточно успешно можно использовать подкасты. Перечислим основные преимущества работы с подкастом в обучении иностранному языку: подкаст способствует пониманию аутентичного материала на слух, говорению по предложенным заданиям, обогащению словарного запаса; постоянное использование аутентичных материалов способствует преодолению языкового барьера, обучающиеся перестают бояться говорить на иностранном языке; все материалы можно получать бесплатно; подкаст обеспечивает автономное обучение, которое взаимодействует с традиционным уроком иностранного языка благодаря дидактической интеграции современных технологий. Благодаря подкасту возможен дифференцированный подход в изучении иностранного языка в зависимости от индивидуальных возможностей уча-
щихся; записи текста можно прослушать в замедленном или оригинальном темпе; учащиеся не ограничены во времени; упражнения на аудирование к тексту можно выполнять как домашнее задание; учащиеся могут несколько раз прослушать текст (в зависимости от уровня подготовки); выполняя домашнее задание, учащиеся могут наговорить свои ответы на мобильник или другие электронные носители информации, что способствует развитию навыков аудирования, а также обеспечивает возможность дополнительной коррекции и контроля ошибок; подкаст позволяет самостоятельно выбирать интересующие учителя и обучаемого материалы, что позволяет расширить содержание обучения. Наиболее общие дидактические свойства подкастов рассматриваются в работах Е.С. Полат [6], П.В.Сысоева [8], С.В. Титовой [9], А.В. Филатовой [10].
В Интернете уже существует большое количество подкастов как профессиональной, так и общей направленности. Существуют такие подкасты, как например, для подготовки к международным экзаменам, подкасты, предназначенные для студентов с невысоким уровнем владения языком, подкас-ты с уже разработанными заданиями. Регулярное аудирование текста, адаптированного к способности студента воспринимать иноязычную речь, оказывает системный эффект на все его остальные навыки, в том числе на общую грамотность и на способность не только воспринимать, но и высказываться на изучаемом иностранном языке. Аудирование в системе обучения на основе подкаста выступает не только как самостоятельный вид речевой деятельности, но и как средство обучения говорению, письму, языковым навыкам. В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях преподавателя и студентов: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста.
Опыт работы в обучении студентов иностранному языку с использованием подкастов показывает, что наиболее качественные подкасты можно прослушать на сайте BBC: http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/ multimedia/london/. Это специальная серия подкастов, совершенствующих навыки чтения, письма, аудирования и говорения для пользователей уровня intermediate. Данный сайт предлагает серию подкастов: «Big Sity Small World», «Elementary podcast», «Word on the street», «Britain is great», «How to...», «I wanna talk about», «Overcooked», «Stories and poems», «UK Culture», «Word on the street». Каждый из вышеперечисленных разделов ориентирован на развитие навыков чтения, аудирования и говорения в пределах тем бытовой тематики, а также на развитие навыков культуры и этикета (как, например раздел «How to.») в пределах данных тем. Также сайт содержит раздел «Grammar and vocabulary», где обучающиеся могут получить справочную информацию по любому разделу английской грамматики, использо-
вать краткий грамматический справочник, практиковаться в английской грамматике в разделе « Grammar exercises», почитать английский юмор в разделе «Fun and games». В разделе «Business and work» обучающиеся могут найти материалы, предназначенные для улучшения навыков делового общения, сопровождающиеся видеосюжетом. Раздел «Stories and poems» предлагает рассказы известных писателей, также сопровождающиеся аудиозаписями. Раздел «UK Culture» предлагает серию страноведческих текстов, которые помогают знакомиться с культурой Британии, также сопровождающиеся аудиозаписями. Раздел «Word on the street» также содержит набор аудиофайлов и текстов, которые знакомят с особенностями британской культуры. Раздел «Magazine» содержит серию статей различной тематики, также записанных на аудио, по интересам обучающихся. Раздел «Overcooked» знакомит пользователей с особенностями национальной кухни, а также ценностей и веры британцев.
Рассмотрим работу на основе подкастов в системе проектной деятельности на примере студентов экономических специальностей, обучающихся по программе «Деловой английский». Так, на сайте www.teachenglish.org.uk в разделе «Learn English» в секции «Business and work» сайт предлагает тему «You're hired». Серия подкастов, посвященная данной теме, сопровождается видеозаписью, скриптом, предварительным заданием на ознакомление с вокабуляром диалога, заданием на понимание изученного материала (comprehension task), сопроводительными комментариями (business notes) с примерами типичных вопросов, задаваемых во время интервью, а также заданием на отработку лексического материала. В завершение работы с подкас-том обучающимся предлагаются вопросы для дискуссии по соответствующей теме. Также в каждом разделе ведется блог по соответствующей теме для того чтобы обучающиеся могли обменяться мнениями, а также изучить мнение других участников, работающих с данным подкастом. В системе проектной работы мы включили работу с подкастами на соответствующих этапах проектной деятельности - на ориентировочно-ознакомительном и рефлексивно-оценочном. Так, на ориентировочно-ознакомительном этапе в процессе работы над проектом «Carrying out an interviewing session» (Проведение интервью при приеме на работу) студенты по специальности «Экономика предприятий» в рамках курса «Деловой английский» выполняли vocabulary activities (лексические упражнения), знакомились с новой лексикой по теме, затем просматривали видеосюжет и выполняли задание на понимание просмотренного материала. Затем обучающиеся читали скрипт, сопровождающий видеосюжет. На этом же этапе обучающиеся выполняли задание сайта № 2, где знакомились в разделе «Business notes» с типичными вопросами, задаваемыми на интервью, а также с вокабуляром, описывающим типичные характеристики работы. На четвертом, рефлексивно-оценочном этапе задание на оценку обучающимися проекта [5]. Преподаватель
дополнял вопросами из дискуссии из задания № 2 на сайте: What do you think of the video? (Что ты думаешь об этом видео?) Do you think that Sarah will get the job? (Ты думаешь Сара получит работу?). Также обучающиеся оставляли свое мнение в блоге сайта по соответствующей теме, знакомились с мнением других обучающихся. По желанию обучающихся и преподавателя, на ролево-игровом и презентативном этапах можно дополнить задания, предоставив студентам создать собственный подкаст в виде аудиозаписи на мобильном, Мр3, диктофоне, компьютере, который затем можно выложить в соответствующем блоге или на сайте, специальной созданном преподавателем. Создание собственного подкаста не только увеличивает информационные навыки обучающихся, но и обеспечивает дополнительную возможность для развития навыков аудирования, повторения пройденного материала и самостоятельной коррекции ошибок студентом.
Опыт работы по обучению студентов английскому языку с использованием подкастов показывает, что в процессе работы над соответствующим проектом задания, дополненные видео и аудио материалом, способствуют лучшему усвоению материала, увеличивается мотивация студентов. Сюжеты, максимально приближенные к реальной жизненной ситуации способствуют усвоению аутентичного английского языка, а также способствуют приобретению опыта языкового общения в реальной жизненной практике. Профессионально подобранная лексика и упражнения к темам обеспечивают необходимый объем слов для общения в соответствующей ситуации. Регулярное прослушивание аудио и видео практически способствует ликвидации языкового барьера - студенты перестают бояться говорить на иностранном языке, обогащается словарный запас, создается предпосылка для свободного общения на иностранном языке. В практике нашей работы мы пользуемся подкастами Британского Совета, т.к. содержание подкастов, а также качество аудиозаписи (сопровождаемое во всех сюжетах скриптами) обеспечивает понимание тем студентам, которые пока еще не готовы работать на уровне «intermediate», т.е. создает условия для дифференцированного обучения.
Принимая все вышесказанное во внимание, можно сделать вывод о том, что подкаст как медианоситель информации является, наряду с другими ресурсами, неотъемлемым техническим средством дистанционного обучения иностранному языку, позволяющим решать комплексные задачи иноязычного образования.
Список литературы:
1. Андреев А.А. Общедоступные программные и образовательные ресурсы интернета // Образовательные технологии. - 2010. - № 1.
2. Веревкина-Рахальская Ю.Н. Интернет-ресурсы как средство оптимизации изучения иностранного языка // Высшее образование сегодня. - 2006. -№ 12. - С. 11.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
4. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. - 2-е изд. перераб. и доп. - Оренбург: ОГУ 2012. -291 с.
5. Маренникова Л.В. Деловой английский: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации». -Калининград: БГА РФ, 2007. - 62 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
7. Смагина Е.А. Проблемы формирования информационной культуры студентов. - Балашиха, ИСЭПиМ, 2010. - 121 с.
8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методич. пособие для учителей, аспирантов и студентов. - Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.
9. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М.: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2009. - 240 с.
10. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий; для студентов языковых специальностей вузов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 197 с.
11. Подкасты сайта BBC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/multimedia/london/.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
© Нгуен Ле Тханг*
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов
Очевидно, что средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - это универсальный инструмент, способный существен-
* Аспирант кафедры «Общетеоретичестие дисциплины».