МКС заслуживает более глубокого рассмотрения для проведения научного исследования.
Список литературы:
1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М., 2002. - 352 с.
2. Зельдович Б.З. Роль активных методов в интенсификации учебного // Инновационные методы в образовании. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: РИПО ИГУМО, 2008. - 217 с.
3. Замятин А.М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач / Молодой ученый. - 2012. - № 5. - 419 с.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
5. Открытые бизнес-методики и технологии «Рекламное Измерение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.triz-ri.ru (дата обращения: 26.10.2013).
6. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров / Пер. с анг. - М., 2008. - 540 с.
7. Ярмухамедова Н.Д. Метод анализа конкретных ситуаций, как форма социально-психологического обучения: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 156 с.
8. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2012. - 158 с.
9. Бовт. В.В. Моделирование и инструментальная поддержка технологии онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс-стади: дисс. ... канд. эконом. наук. - М., 2005. - 154 с.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Маршалко А.М.*
Гимназия № 4, г. Пятигорск
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Сего-
* Учитель начальных классов, высшая категория.
дня информационные технологии обучения являются важным средством повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.
Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Перед учителем начальных классов стоит важная задача, сделать урок ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, полученные на уроках детьми, надолго запомнятся, станут прочной основой, на которой будет строится все его дальнейшее образование. Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
За последние время произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Внедрение в учебный процесс начальной школы информационно -коммуникционных технологий обеспечит доступ не только к большому количеству информационных ресурсов, но и изменит характер процесса обучения, он станет логическим и поисковым. При разработке уроков в начальной школе необхдимо учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в особенности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. Имеено включение в урок информационных техноо-логий решит проблему поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности учащихся.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образовательного процесса. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, мониторинге и контроле. Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Введение нового материала в начальной школе является очень важным этапом. И одной из наиболее удачных форм является мультимедийная пре-
зентация. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия слух и зрение позволяют достичь гораздо большего эффекта. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайдов, сочетание устного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
На сегодняшний день, можно заметить, что большое количество учащихся начальной школы имеют определённый навык работы на компьютере, и в этом случае необходимо стремиться к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач, например самостоятельной работе. Обучающиеся готовят сообщения к урокам, пользуясь ресурсами Интернета. Ученики самостоятельно создают мини проекты с презентациями. В основном это наиболее успешно проходит на уроках окружающего мира, рисования. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации. Эта ситуация подстёгивает и других мало активных учеников класса.
Важный этап в процессе обучения младших школьников - повторение. Включение компьютерных обучающих программ в этот процесс обучения позволяет повысить его эффективность. Компьютерные программы для детей младшего возраста - это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы самого ребенка, так как в начальной школе игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. На сегодняшний день создано и успешно применяются на практике большое количество компьютерных обучающих программ.
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. Проверка и оценка достижений младших школьников очень трудна для педагогов. Трудность заключается в том, что при 4-х летнем обучении в первый год (а в большинстве школ и во второй год обу-
чения) присутствует безотметочное оценивание. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Одна из целей реформы системы школьного оценивания - сделать оценку учащегося более содержательной, объективной и индивидуализированной.
В современной школе постоянно растет роль тестирования. Основной функцией тестирования является функция мониторинга и контроля. Тесты по сравнению с другими формами мониторинга и контроля имеют преимущества. Все участники тестирования находятся в равных условиях, и это позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке.
Применение в начальной школе компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Проведение контроля с использованием информационных технологий позволит снизить у младших школьников высокую эмоциональную напряженность. К сожалению, для начальной школы качественных обучающих программ разработано недостаточно. В своей работе учителя пользуются немногочисленными электронным учебным изданиями, включающими в себя диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Подобные программы помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Дети наглядно видят результат своей работы сразу же после ее завершения.
Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов уроков с ИКТ.
Так, в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов.
Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером.
Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке.
Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования информационные технологии, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.
Возможность использовать информационные технологии в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обу-
чаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Список литературы:
1. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Формирование икт-компетенций старшеклассников при взаимодействии школы и вуза / И.В. Склярова; Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск; Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ» (Прага) // Научно-методический журнал «Социосфера». - 2013. - № 2.
3. Использование ИКТ в начальной школе [Электронный ресурс] / С.В. Юркина, учитель начальных классов. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/565527/.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО
ИНТЕРНЕТ САЙТА ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
© Позднякова Н.А.*
Кузбасская педагогическая академия, г. Новокузнецк
В статье определены понятия электронное обучение, информационные ресурсы системы образования. Рассмотрены структура, функции, содержание персонального интернет сайта учителя и причины его создания. Приведены методика использования персонального интернет сайта в урочной и внеурочной работе по истории.
Ключевые слова: электронное обучение, информационные ресурсы, персональный сайт педагога, компьютерные компетенции.
Современное российское общество сегодня стоит на пороге постиндустриального развития. В нашу жизнь входят информационные технологии, система мобильной коммуникации через Интернет. Общество повсеместно использует современные технологии (мобильные телефоны, планшетные, персональные компьютеры) обращаясь к мировым информационным ресурсам. Компьютерные технологии, система Интернет, информационные ресурсы сегодня активно используются и в системе школьного образования.
В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий» Федерального Закона
* Доцент кафедры Отечественной истории и методики преподавания истории, кандидат педагогических наук.