Научная статья на тему 'Информационные технологии в образовательном процессе'

Информационные технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / телекоммуникационные технологии / компьютеризация / информационно-коммуникационные технологии / информатизация / электронное обучение / information technologies / telecommunication technologies / computerization / information and communication technologies / informatization / e-learning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Б. Х., Бетуганов М. М., Чегемлиева А. М., Чомаева Д. Б., Шоров А. А.

Насущность применения информационных технологий в образовательном процессе обусловлена социальным интересом в повышении качества образования и положительной потребностью использования современных компьютерных систем в учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова Б. Х., Бетуганов М. М., Чегемлиева А. М., Чомаева Д. Б., Шоров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in the educational process

The urgency of using information technologies in the educational process is due to the social interest in improving the quality of education and the positive need for the use of modern computer systems in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в образовательном процессе»

Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023

Узденова Б.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей информатики,

Северо-Кавказская государственная академия.

Бетуганов М.М.

Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Чегемлиева А.М.

Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Чомаева Д.Б.

Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Шоров А.А.

Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Информационные технологии в образовательном процессе

Улучшение образовательного процесса требует перехода от пассивных, прежде всего лекционных, способов изучения учебного материала, к динамичным методам работы, построению отдельной поисковой деятельности обучающихся, что позволит подготовить специалиста со своими отличительными чертами и организовать деятельность обучающихся для работы в различных условиях. Такому улучшению образовательного процесса может содействовать внедрение информационно-компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Использование информационных технологий в образовательном процессе - одно из важнейших направлений модернизации образования, что позволяет не только поднять уровень обучения, но и развить информационную грамотность, выявить интеллектуальный потенциал обучающихся.

В последние десятилетия образование проходит обширную компьютеризацию: учебные кабинеты оснащаются компьютерными средствами, все больше и больше медиаресурсов предлагают учебники. В настоящее время нереально представить учебных классы без компьютера учителя, интерактивной доски и другого компьютерного оборудования.

Информационные технологии включают в себя методы и способы сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний в соответствии с требованиями, которые предъявляются пользователям на основе использования программных и аппаратных средств. Существуют-следующие три основных компонента информационных технологий: комплекс технических средств; программные средства; системы организационно-методического обеспечения [1, с. 31].

Зачастую информационные технологии разделяют на два вида:

- аналоговые, основанные на преподнесении информации как какой-либо физической величины, к примеру, напряжения или силы электрического тока;

- цифровые, которые являются продуктами, созданными с помощью вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения и не отделимы от них.

Использование информационных технологий в образовательном процессе поднимают еще ряд вопросов:

- создание системных методов обучения, направленных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно получать знания;

- осуществление информационно-образовательной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- развитие системы управления образования на основе использования автоматизированных баз научно-педагогической информации, методических материалов и коммуникационных сетей.

Основными целями применения информационных технологий в обучающем процессе являются:

- наглядная демонстрация учебного материала;

- развитие умений моделировать задачу или ситуацию индивидуальных видов мышления обучающихся и информационных способностей;

-повышение эффективности и качества обучающего процесса;

- увеличение активности познавательной деятельности;

- развитие;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать альтернативные способы разрешения в сложной ситуации;

- воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Информационные технологии призваны быть обязательной ча-

Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023

стью совокупного образовательного процесса, значительно увеличивая его эффективность. Как выделяют многие исследователи, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться, невзирая на условия. Но, как считают многие из них, дети знают данные технологии, в первую очередь, в связи с компьютерными программами и применяют данную технику для развлечений. Отсюда познавательные и образовательные мотивы работы с компьютером стоят приблизительно на двадцатом месте. То есть для осуществления познавательных и учебных задач компьютер применяется не в полном объеме [2, с. 57].

психологи отмечают, что современное поколение воспринимает информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проекторов, телевизоров гораздо лучше и быстрее, чем печатную книжную информацию. поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес обучающихся к урокам с использованием информационных технологий. Формируя учебный материал с использованием информационных технологий, необходимо учитывать такие факторы как уровень подготовки обучающихся, будь это школа или вуз, методическую цель урока, готовность учащихся к такому виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей обучающихся.

К средствам обучения, используемым в образовании, относятся компьютерные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, мультимедийные приложения, курсы дистанционного обучения.

под компьютерными обучающими программами понимают программы, обеспечивающие достижение заданной дидактической цели при обучении какой-либо учебной дисциплине или ее разделу. В состав каждой из них входят учебные тексты, определения понятий, теоретические выкладки, формулировки теорем, условия задач и правила их решения, формулы, графики, таблицы, рисунки, схемы, контрольные вопросы. [3, с. 15].

Часто применяемыми технологиями в обучающем процессе, являются презентации. презентация используется при изучении темы на уроке, позволяет глубже раскрыть ее смысл и в завершении подводит учащихся к самостоятельным выводам и усвоению полученных знаний. В презентации могут быть использованы самые полезные моменты темы, запоминающиеся картинки, цитаты и сравнения. Таким способом педагог проявляет свое творчество, вовлекает обучающихся в образовательную деятельность, тем самым планируя урок.

Использование неформального подхода к проведению уроков, путем использования иллюстраций, позволяет экономить время. Главное в презентации - это тезисность для педагога и наглядность для обучающегося. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся.

Использование информационных технологий в образовательном процессе стимулирует к пересмотру традиционных учебных курсов, методов, применяемых в обучении.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование информационных технологий в обучении развивает самостоятельность обучающихся, заставляя их анализировать, читать, находить, выбирать и готовить учебный материал, воспитывает эстетическое восприятие, расширяет их кругозор и позволяет охватить широкий круг вопросов за ограниченное время.

Библиографический список:

1. Красовская Л.В., Исабекова Т.И. Использование информационных технологий в образовании // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 29-36.

2. Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // МНКО. 2019. № 5 (78). С. 56-58.

3. Потеев М.И. Информационные технологии, их классификация, использование в обучении, проектирование и сопровождение // Образование и наука. 2004. № 3. С. 13-24.

References

1. Krasovskaya L.V., Isabekova T.I. Use of information technologies in éducation // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2017. № 4. P. 29-36.

2. Cheremisina M.I. Use of information technologies in education // MNKO. 2019. № 5 (78). P. 56-58.

3. Poteev M.I. Information technologies, their classification, use in teaching, design and support // Education and Science. 2004. № 3. P. 13-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.