Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023
Узденова Б.Х.
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей информатики,
Северо-Кавказская государственная академия.
Бетуганов М.М.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Чегемлиева А.М.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Чомаева Д.Б.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Шоров А.А.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Информационные технологии в образовательном процессе
Улучшение образовательного процесса требует перехода от пассивных, прежде всего лекционных, способов изучения учебного материала, к динамичным методам работы, построению отдельной поисковой деятельности обучающихся, что позволит подготовить специалиста со своими отличительными чертами и организовать деятельность обучающихся для работы в различных условиях. Такому улучшению образовательного процесса может содействовать внедрение информационно-компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Использование информационных технологий в образовательном процессе - одно из важнейших направлений модернизации образования, что позволяет не только поднять уровень обучения, но и развить информационную грамотность, выявить интеллектуальный потенциал обучающихся.
В последние десятилетия образование проходит обширную компьютеризацию: учебные кабинеты оснащаются компьютерными средствами, все больше и больше медиаресурсов предлагают учебники. В настоящее время нереально представить учебных классы без компьютера учителя, интерактивной доски и другого компьютерного оборудования.
Информационные технологии включают в себя методы и способы сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний в соответствии с требованиями, которые предъявляются пользователям на основе использования программных и аппаратных средств. Существуют-следующие три основных компонента информационных технологий: комплекс технических средств; программные средства; системы организационно-методического обеспечения [1, с. 31].
Зачастую информационные технологии разделяют на два вида:
- аналоговые, основанные на преподнесении информации как какой-либо физической величины, к примеру, напряжения или силы электрического тока;
- цифровые, которые являются продуктами, созданными с помощью вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения и не отделимы от них.
Использование информационных технологий в образовательном процессе поднимают еще ряд вопросов:
- создание системных методов обучения, направленных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно получать знания;
- осуществление информационно-образовательной и экспериментально-исследовательской деятельности;
- развитие системы управления образования на основе использования автоматизированных баз научно-педагогической информации, методических материалов и коммуникационных сетей.
Основными целями применения информационных технологий в обучающем процессе являются:
- наглядная демонстрация учебного материала;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию индивидуальных видов мышления обучающихся и информационных способностей;
-повышение эффективности и качества обучающего процесса;
- увеличение активности познавательной деятельности;
- развитие;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать альтернативные способы разрешения в сложной ситуации;
- воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Информационные технологии призваны быть обязательной ча-
Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023
стью совокупного образовательного процесса, значительно увеличивая его эффективность. Как выделяют многие исследователи, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться, невзирая на условия. Но, как считают многие из них, дети знают данные технологии, в первую очередь, в связи с компьютерными программами и применяют данную технику для развлечений. Отсюда познавательные и образовательные мотивы работы с компьютером стоят приблизительно на двадцатом месте. То есть для осуществления познавательных и учебных задач компьютер применяется не в полном объеме [2, с. 57].
психологи отмечают, что современное поколение воспринимает информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проекторов, телевизоров гораздо лучше и быстрее, чем печатную книжную информацию. поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес обучающихся к урокам с использованием информационных технологий. Формируя учебный материал с использованием информационных технологий, необходимо учитывать такие факторы как уровень подготовки обучающихся, будь это школа или вуз, методическую цель урока, готовность учащихся к такому виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей обучающихся.
К средствам обучения, используемым в образовании, относятся компьютерные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, мультимедийные приложения, курсы дистанционного обучения.
под компьютерными обучающими программами понимают программы, обеспечивающие достижение заданной дидактической цели при обучении какой-либо учебной дисциплине или ее разделу. В состав каждой из них входят учебные тексты, определения понятий, теоретические выкладки, формулировки теорем, условия задач и правила их решения, формулы, графики, таблицы, рисунки, схемы, контрольные вопросы. [3, с. 15].
Часто применяемыми технологиями в обучающем процессе, являются презентации. презентация используется при изучении темы на уроке, позволяет глубже раскрыть ее смысл и в завершении подводит учащихся к самостоятельным выводам и усвоению полученных знаний. В презентации могут быть использованы самые полезные моменты темы, запоминающиеся картинки, цитаты и сравнения. Таким способом педагог проявляет свое творчество, вовлекает обучающихся в образовательную деятельность, тем самым планируя урок.
Использование неформального подхода к проведению уроков, путем использования иллюстраций, позволяет экономить время. Главное в презентации - это тезисность для педагога и наглядность для обучающегося. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся.
Использование информационных технологий в образовательном процессе стимулирует к пересмотру традиционных учебных курсов, методов, применяемых в обучении.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование информационных технологий в обучении развивает самостоятельность обучающихся, заставляя их анализировать, читать, находить, выбирать и готовить учебный материал, воспитывает эстетическое восприятие, расширяет их кругозор и позволяет охватить широкий круг вопросов за ограниченное время.
Библиографический список:
1. Красовская Л.В., Исабекова Т.И. Использование информационных технологий в образовании // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 29-36.
2. Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // МНКО. 2019. № 5 (78). С. 56-58.
3. Потеев М.И. Информационные технологии, их классификация, использование в обучении, проектирование и сопровождение // Образование и наука. 2004. № 3. С. 13-24.
References
1. Krasovskaya L.V., Isabekova T.I. Use of information technologies in éducation // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2017. № 4. P. 29-36.
2. Cheremisina M.I. Use of information technologies in education // MNKO. 2019. № 5 (78). P. 56-58.
3. Poteev M.I. Information technologies, their classification, use in teaching, design and support // Education and Science. 2004. № 3. P. 13-24.