Научная статья на тему 'Информационные технологии в кооперативном образовании'

Информационные технологии в кооперативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картузов Александр Вячеславович

One of the main tasks of cooperative formation today — to provide high quality of preparation of experts, having armed with their knowledge of modern information technologies. In Cheboksarsky cooperative institute of the Russian university of cooperation for these purposes the Center of information technologies is created

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN COOPERATIVE EDUCATION

One of the main tasks of cooperative formation today — to provide high quality of preparation of experts, having armed with their knowledge of modern information technologies. In Cheboksarsky cooperative institute of the Russian university of cooperation for these purposes the Center of information technologies is created

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в кооперативном образовании»

исключать различные негативные явления: политический и религиозный экстремизм, духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков.

Нельзя присваивать чужое имущество, пренебрегать общим имуществом. Обманывая партнера, не воздавая работнику за труд, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

Требуется защита окружающей среды, своевременное решение экологических проблем.

Необременительные налоги — одна из основ эффективного и нравственного хозяйствования.

В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты. Реклама должна быть нравственной, не эксплуатировать половой инстинкт, не побуждать человека к пьянству и курению.

Нужно уважать институт собственнос-

ти, право владеть и распоряжаться имуществом (если, конечно, оно имеется).

Выводы. Как видно из экономических и моральных устремлений потребительской кооперации, Центросоюз РФ и его организации на местах делают попытку соединить материальное и духовное, экономику и нравственность, найти основу их взаимодействия. При этом экономическая деятельность остается первичной по отношению к моральным принципам хозяйствования. Однако показана и относительная самостоятельность морали по отношению к экономике, что в принципе не противоречит законам общественного развития.

В целом можно отметить, что потребительская кооперация имеет полное право на философский анализ ее проблем. Хотелось бы, чтобы ведущие философы страны и зарубежья подключились к анализу насущных философских вопросов потребительской кооперации.

Y. Gurov. CONSUMER COOPERATION PROBLEMS PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The philosophical analysis of actual problems in consumer cooperatives is given in the article: the material and spiritual factors of its development, research methods of the conformity changes connected with social and economic situation, moral state of the Russian society. A shareholder is revealed to be the principle owner of consumer cooperation . Theoretical and practical conclusions have been elaborated for the further improvement of work in consumer cooperation.

ГУРОВ Юрий Степанович, 29.07.1938 г.р. Окончил филологический факультет Воронежского государственного университета; специальность: филолог, учитель русского языка и литературы.

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ "Российский университет кооперации";

Автор 250 опубликованных научных и научно-методических работ по проблемам философии, социологии, политологии, потребительской кооперации.

УДК 334.73:378] :004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КООПЕРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. В. Картузов

Одна из главных задач кооперативного образования сегодня - обеспечить высокое качество подготовки специалистов, вооружив их знаниями современных информационных технологий. В Чебоксарском кооперативном институте Российского университета кооперации для этих целей создан Центр информационных технологий.

В настоящее время компьютерная сеть института объединяет:

• 8 серверов для хранения файлов, системы электронной почты, доступа в Ин-

тернет, электронного каталога библиотеки, новых образовательных технологий;

• 412 компьютеров, в том числе 10 дисплейных классов.

Единая сеть построена по технологии Fast Ethernet (100 Мбит/с) с узловыми точками Gigabit Ethernet (100 Мбит/с) на кабеле типа витая пара категорий 5, 5e, 6.

Файловый сервер хранит структурированную информацию и поддерживает аутентификацию пользователей с шифрованием пароля. Регулярно проводятся работы по ин-

вентаризации аппаратного и программного обеспечения, ведется схема сетевой инфраструктуры, выполняется настройка удаленного администрирования, аудита и управления рабочими местами.

Вуз подключен к Интернет выделенным оптическим каналом со скоростью 2 Мбит/сек.

В декабре 2007 года осуществлено подключение свободного неограниченного доступа в Интернет для студентов во всех дисплейных классах института и библиотеки. Кроме того, работают несколько точек беспроводного доступа (WiFi 802.11g), которые позволяют выходить в Интернет с ноутбуков и смартфонов.

Институт имеет собственный web-сайт www.coop.chuvashia.ru, который неоднократно занимал призовые места в конкурсе сайтов образовательных учреждений Чувашской Республики. В 2006 году сайт превратился в образовательный интерактивный портал -регулярно публикуются новости, которые пользователи могут комментировать, участвовать в опросах, форумах, иметь личную страницу и обмениваться сообщениями.

Все подразделения и ведущие преподаватели имеют электронные адреса в домене coop.chuvashia.ru. Применяется многоступенчатая система защиты от вирусов, спама, нежелательного контента.

Вуз имеет лицензии на использование части программного обеспечения Microsoft, Novell, Corel, ABBYY, Adobe и др., легальные системы поиска библиографической информации "ЛИБЭР", юридические системы "ГАРАНТ", "Консультант-Плюс" и бухгалтерские продукты "1С", "Турбо-бухгалтер".

C 2006 года вуз получает академическую подписку на все программные продукты

Microsoft MSDN AA (единственное учебное заведение в Чувашии). Это сборник программных средств и учебно-методических материалов, который поставляется на компакт-дисках (CD) в течение года. Подписка позволяет легально использовать для обучения программные средства, устанавливать на любом числе компьютеров кафедры. Кроме того, преподаватели, сотрудники и студенты могут использовать поступившее в рамках MSDN AA программное обеспечение на своих личных ПК.

В 2007 году вуз приобрел 342 лицензии на программное обеспечение Microsoft (Windows XP, Vista, Office 2003, 2007) сроком на 3 года. Также лицензированы Microsoft Windows Server 2003 R2, SQL Server 2000/2005.

В учебном процессе для преподавания цикла специальных дисциплин используется бесплатное открытое программное обеспечение на базе Linux. Для студентов специальности 080801 "Прикладная информатика (в экономике)" установлен сервер ASP Linux (приобретена лицензионная коробочная версия), выделены личные каталоги, почтовые адреса, персональные базы данных, web-сайты для каждого студента, планируется разрешить доступ в Интернет (с учетом траф-фика и блокировкой нежелательных сайтов).

В нескольких дисплейные классах установлена версия Armada Linux по приоритетному национальному проекту "Образование". Данная версия содержит свободное программное обеспечение по 22 категориям (словари, редакторы текста, графики, мультимедиа, математические программы и т.д.).

Центр информационные технологий имеет в своем составе 10 сотрудников, которые занимаются системным администрированием, обслуживанием компьютерной техники и про-

№ Показатель Количество Характеристика

1 Компьютеры 412 IBM PC-совместимые не ниже Cel-eron-400

из них в учебном процессе 217

из них с 2-х ядерными процессорами и частотой выше 1 ГГц 61

2 Сервера 8 Windows 2008, Windows 2003, Linux

3 Интернет 2 Мбит/сек Выделенный канал на оптическом кабеле

4 Web-сайт с 1998 г. Занимал призовые места в республиканских конкурсах

5 Дисплейные классы 10 (140 компьютеров) Евроремонт, кондиционирование, эргономическая мебель и стулья

6 Мультимедиа проекторы 7 1 плазменный экран

7 Штатный состав ЦИТ 12 Программисты - 3, операторы - 5, инженеры - 3, начальник - 1

8 Лицензионное ПО 10 Microsoft Windows XP, Microsoft Office 2003, SQL Server 2005, 1С Бухгалтерия 7.7., 1С 8.0, ТурбоБухгалтер и др.

9 Справочно-правовые системы 2 ГАРАНТ П-максимум, Консультант-Плюс 3000 серия 300

10 Собственные разработки 5 Приемная комиссия, Контингент, Расписание, Учебные планы, Учет педагогической нагрузки

граммного обеспечения, оперативной работой в дисплейных классах, разработкой web-сайта и автоматизированной информационной системы (АИС) института.

В настоящее время разработаны и внедрены модули "Приемная комиссия" 2.0, "Контингент" 1.5, "Расписание" 1.5, "Учебные планы", "Учет педагогической нагрузки" (частично), "Анализ успеваемости" (частично)[1].

Модуль "Приемная комиссия" предназначен для автоматизации работы приемной комиссии и позволяет заполнять базы данных абитуриентов (более 50 полей), формировать и печатать разнообразные документы и статистические сводки.

Данные модуля "Приемная комиссия" поступают в "Контингент", где ведется учет разноообразной информации, движение студентов и печать дипломов.

Модуль "Расписание" предназначен для автоматизации составления расписания занятий в высшем учебном заведении. Исходными данными являются: контингент студентов, состав дисциплин, профессорско -преподавательский состав (ППС), аудиторный фонд, учебные планы и графики учебного процесса. В программе предусмотрены

ручной и автоматический режим составления расписания. Для печати расписания групп, преподавателей, аудиторий предусмотрено более 10 печатных форм.

В системе осуществляется интерактивный поиск расписания через Интернет по учебной группе или преподавателю (в том числе через Интернет — www.coop.chuvashia.ru/raspis). Впервые в республике появилась версия поиска расписания с сотовых терминалов через мобильный Интернет (1Шр://соор. chuvashia.ru/WML).

Среди важных инноваций в информационной системе института отметим следующие: установка сенсорного монитора для работы с расписанием, новых дисплейных классов, интерактивных досок, мультимедийных проекторов в лекционных кабинетах, плазменного экрана в потоковой аудитории.

Впервые в учебных заведениях республики установлен сенсорный монитор в фойе института. С помощью его студенты и преподаватели могут оперативно получать информацию о расписании. Управление сенсорным монитором ведется на интуитивно понятном упрощенном интерфейсе прикосновениями пальцев.

Институт планомерно обновляет аппа-

ратное обеспечение новыми дисплейными классами с высокопроизводительными компьютерами (двухядерный Pentium Core 2 Duo - 1.8 ГГц, 2 Гб ОЗУ) с жидкокристаллическими 19 дюймовыми мониторами. На этой технике можно решать самые сложные задачи в области экономики и финансов.

Для повышения интерактивности обучения в потоковой аудитории (лекционный зал № 1) установлен плазменный экран. В 4-х лекционных аудиториях установлены мультимедиа проекторы с выдвижными экранами. Использование средств мультимедиа в учебном процессе позволяет значительно повысить качество материала, регулярно читаются интерактивные открытые лекции, транслируются учебные фильмы.

В 2008 году в Центре информационных технологий появилась электронная интерактивная доска SmartBoard, на базе которой проводятся презентации и Интернет-конференции.

Важнейшие данные об информатизации вуза сведены в таблицу.

Успешно применяя новые информационные технологии, институт уверенно движется по пути внедрения инноваций, повышая тем самым качество учебного процесса, становится открытым научно-методическим центром в системе образования.

Литература:

1. Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. - Чебоксары: ЧКИ РУК., 2007. - 292 с.

A. Kartuzov. INFORMATION TECHNOLOGIES IN COOPERATIVE EDUCATION One of the main tasks of cooperative formation today — to provide high quality of preparation of experts, having armed with their knowledge of modern information technologies. In Cheboksarsky cooperative institute of the Russian university of cooperation for these purposes the Center of information technologies is created

КАРТУЗОВ Александр Вячеславович, кандидат педагогических наук по специальности 13.00.02 — "Теория и методика обучения и воспитания". Область научных интересов — информатизация образования, интегрированные системы управления учебными заведениями, проблемы воспитания молодежи в информационной среде. Автор более 60 опубликованных работ, нескольких учебных пособий (в том числе с грифом УМО), монографий.

УДК 339.1:334.735] :658

СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ

С.В. Тимофеев

В настоящее время в России, как и во всем мире, основными игроками на потребительском рынке становятся торговые сети, объединяющие предприятия современных форм (супермаркеты различных форматов, дискаунтеры, торговые центры). Поэтому сектор розничных торговых предприятий (магазинов) претерпевает серьезные структурные изменения. Сегодня в России насчитывается более 50 крупных розничных торговых сетей национального и регионального масштаба и их число постоянно увеличивается.

Сети магазинов — одно из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX в. Сеть магазинов — это два или более торговых заведения, находящихся

под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта.

Торговая сеть — это управляемая одним владельцем совокупность торговых объектов, использующих сходные торговые форматы и работающих под единой торговой маркой.

Особенностями сетевого формата являются: работа магазинов под единой маркой, единый мерчандайзинг; унифицированные ассортимент, сервис и услуги; единые принципы управления; соблюдение дисциплины поставок; стабильность качества и цен; консолидированная закупка товара; единые логистика, учет и управление всеми бизнес-процессами. Для придания каждому из сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.