Научная статья на тему 'Информационные технологии в инклюзивном образовании'

Информационные технологии в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2862
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИКТ / СИМУЛЯТОРЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ООН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миркаримова Чаман Мирджамаловна

В данной статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования со средствами современных информационных технологий. Приводятся принципы инклюзивного образования. Раскрываются вопросы определения предварительного уровня личного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миркаримова Чаман Мирджамаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в инклюзивном образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ Миркаримова Ч.М.

Миркаримова Чаман Мирджамаловна - преподаватель, кафедра профессионального образования, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования со средствами современных информационных технологий. Приводятся принципы инклюзивного образования. Раскрываются вопросы определения предварительного уровня личного развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования, ИКТ, симуляторы виртуальной реальности, дети с ограниченными возможностями, ООН.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения, позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время в Узбекистане начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями (дети с инвалидностью, длительно болеющие дети, дети с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья) включаются в общеобразовательный процесс. Но включаются не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.

Мы живем в исторический период, когда знания оказались самым важным основным ресурсом. Быстрый прогресс в знаниях и легкий доступ к информации становится

движущей силой экономического и социального развития. Генеральный секретарь ООН определил значение информационных технологий следующим образом:

1. Информационные и коммуникационные технологии являются одними из движущих сил глобализации. Они объединяют людей и приносят новые инструменты для развития. В области образования, широкое внедрение новых цифровых технологий представляет большие возможности и инициирует новые педагогические подходы к возрастающим требованиям современного общества.

2. Такое видение развития информационного общества предполагает применение новых педагогических технологий и соответствующих методов обучения. В связи с этим, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали наиболее подходящим инструментом, который может помочь людям с различными требованиями обучения осуществлять свое право на образование, занятость, социальную жизнь и отдых, а также доступ к информации. Использование новых технологий в сфере образования должны усилить независимость, интеграцию, и равные возможности для всех людей [1, ст. 77-79].

Последние 20 лет принесли многие замечательные инновации в доставке образования. Традиционный текст, звук, графика, видео объединены в единый документ «мультимедийный». Компьютерные системы, телефоны, и телевидение становятся все более интегрированными. Различные приложения информационных и коммуникационных технологий открыли - и будут продолжать открывать все больше и больше возможностей в области образования и профессиональной подготовки. Технологии быстро оказывается устаревшим, требуя новых навыков и знаний. Адаптация возможна только, когда они основаны на четком понимании в области ИКТ. Вопрос о грамотности в области ИКТ активно развивается в современном обществе.

Роль ИКТ в образовательных потребностях людей с ограниченными возможностями являются значительно разнообразнее. С одной стороны, они должны, как и их сверстники, получить знания и навыки, необходимые в обществе, в котором они живут. С другой стороны, они имеют (по определению) дополнительные требования (часто упоминается как особыми образовательными потребностями), вызванные функциональными ограничениями, которые влияют на способность учащихся к доступу к стандартным образовательным методам обучения. В этом контексте, применение ИКТ очень важно, так как они играют важную роль в обеспечении высокого качества образования для людей с ограниченными возможностями. Таким образом, можно удовлетворить конкретные образовательные потребности различных групп обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Для некоторых людей, технологические решения будут единственным способом гарантировать, что они могут реализовать свои потребности, мнения и точки зрения. Для них, доступ к ИКТ-решениям является жизненно необходимым. Поддержка в области ИКТ в инклюзивном образовании важна, поскольку она охватывает вопросы, относящиеся к кругу потенциальных потребностей в обучении. Ключевые способы, в которых ИКТ могут поддержать образовательные возможности для людей с ОВЗ, являются следующие:

- определение предварительного уровня личного развития (навыков и умений);

- оказание помощи в личном развитии, формируя новые навыки или обновлении существующих;

- улучшение доступа к информации;

- преодоление географической или социальной изоляции через цифровые коммуникации;

- повышение мотивации и осведомленности о преимуществах ИКТ [2, ст. 105].

В новом тысячелетии, онлайн доставка стала наиболее распространенным, самый быстрым, самым гибкий, и возможно, инновационным способом представления информации. Учебные курсы могут использовать различные технологии для облегчения процесса обучения и взаимодействия между участниками: асинхронные и

95

синхронные коммуникации, средства совместной работы (адрес электронной почты, доски объявлений, чаты, видеоконференции, и телеконференций), интерактивные элементы (симуляторы виртуальной реальности и игры), различные тестирования и методы оценки (самооценка, тестирование и т.д.). Содержание образования может быть представлено в различных средствах массовой информации: текст на сайте, мультимедиа, такие как цифровое аудио, цифровое видео, анимированные изображения, и среды виртуальной реальности. Это содержание может быть создано множеством путей, используя различные инструменты авторинга.

На протяжении многих лет преподаватели учили на расстояния с помощью заочных курсов на основе письменных и печатных материалов. Первые дни телевидения стали свидетелями введения телевизионных курсов. Сегодня, в специально оборудованном месте, преподаватель может научить несколько аудиторий, полных учениками. За последнее десятилетие наблюдается взрыв новых организационных форм в области образования. Ранние электронные курсы по электронной почте быстро сменили веб-семинары. Линии были размыты между различными типами дистанционных курсов, как были использованы несколько способов доставки в одном процессе. В настоящее время ассортимент и масштабы дистанционных курсов, доступных в Интернете чрезвычайно расширился. Они приобрели авторитет в качестве действительно жизнеспособного альтернативного подхода к преподаванию и обучению, равного традиционному взаимодействию лицом к лицу в обычной школе. Новые информационные и коммуникационные технологии есть потенциал, чтобы предложить огромные возможности для всех обществ и индивидов альтернативные и часто дешевые способы к доступу и распространению информации.

Успешное использование этих достижений в системе специального образования зависит от предоставленной соответствующей законодательной и нормативной среды, а также на устранение барьеров и ограничений. Только тогда, когда эти условия будут выполнены, информационное общество реализует свой потенциал и достигнет конечной цели - расширение прав и возможностей путем обеспечения доступа к знаниям для всех граждан, в том числе тех, кто уязвим и изолирован. Для обеспечения того, чтобы лица с ОВЗ могли полностью участвовать в процессе на основе ИКТ, мы должны тщательно проанализировать требования определенной группы учащихся и давать рекомендации о том, как выбрать наиболее подходящую технологию, которая будет адекватна их потребностям.

Список литературы

1. Михальченко К.А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы межд. науч. конф. СПб., 2012. С. 77-79.

2. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования: сб. статей / сост.: Н. Борисова, М. Перфильева. М., 2012. С. 105.

3. ICTs in Education for People with Special Needs. Specialized Course // UNESCO Institute for Information Technologies in Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.