Научная статья на тему 'Информационные технологии в фармации'

Информационные технологии в фармации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22772
1881
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ФАРМАЦИЯ / PHARMACY / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / PHARMACEUTICAL MARKET / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / PHARMACEUTICAL COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манвелян Элеонора Аслибековна, Богушевич Елена Васильевна, Манвелян Микаэль Михайлович, Степанян Светлана Армаисовна

Обсуждены направления использования информационно-комму-никативных технологий в организации фармацевтической деятельности, управлении экономики аптечного предприятия, в фармацевтическом производстве и бизнесе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манвелян Элеонора Аслибековна, Богушевич Елена Васильевна, Манвелян Микаэль Михайлович, Степанян Светлана Армаисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN PHARMACY

Discussed ways of using information and communication technologies in the organization of pharmaceutical activities, the management of the economy pharmaceu-tical companies in the pharmaceutical industry and business.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в фармации»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», № 3, 2014

УДК: 615.19 Манвелян Э.А. [E. A. Manveljan],

Богушевич Е.В. [E. V. Bogushevich], Манвелян М.М. [M. M. Manveljan], Степанян С.А. [Stepanyan S.A.]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФАРМАЦИИ

Information technology in pharmacy

Обсуждены направления использования информационно-коммуникативных технологий в организации фармацевтической деятельности, управлении экономики аптечного предприятия, в фармацевтическом производстве и бизнесе.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, фармация, фармацевтический рынок, фармацевтическое предприятие.

Discussed ways of using information and communication technologies in the organization of pharmaceutical activities, the management of the economy pharmaceutical companies in the pharmaceutical industry and business.

Key words: information and communication technology, pharmacy, pharmaceutical market, pharmaceutical company.

Введение

Информационные технологии играют важную роль в жизни нашего общества. Они также важны и в сфере фармации. Оказание качественной лекарственной помощи населению, эффективное управление аптечным предприятием тесно связано с правильной организацией информационно-коммуникативной деятельности на фармацевтическом рынке (10-13).

Информационные технологии

и фармацевтическая деятельность

В современных условиях развития фармацевтического рынка и новых информационных технологий фактором успешного развития аптечных предприятий является активное использование информационных и коммуникационных технологий как для взаимодействия с клиентами и поставщиками, так и во внутренних процессах. Фармацевтические торговые и производственные предприятия - ПО

«Фармация», фармацевтические фабрики и заводы в настоящее время в условиях рыночной экономики нуждаются в оперативном сборе информации, её обработке, в использовании результатов её анализа в процессе своей деятельности. Разработка полноценной системы управления в фармацевтических предприятиях представляет собой ключевой шаг к выводу производства на уровень международных стандартов [9, 13, 14].

Организационная структура фармацевтических предприятий, в большинстве случаев, представляет собой систему из множества удаленных друг от друга филиалов с централизованным органом учета и контроля. В таких условиях осуществление оперативного документооборота и его контроль являются наиболее важными задачами.

Современный уровень развития производства диктует новые требования к управлению производством. Автоматизация производства уменьшает риск создания брака в производстве в результате ошибок, допущенных персоналом. Это особенно важно в условиях фармацевтического производства, в котором малейшее нарушение технологии изготавливаемой продукции может привести к потере здоровья потребителей лекарственных средств - больных людей [19, 20].

Большой проблемой в современных условиях российской экономики является быстрый перевод денежных средств филиалам организации, расчеты с поставщиками и клиентами. Современные условия требуют, чтобы расчеты совершались практически «день-в-день», чтобы избежать потерь денежных средств и задержек поставок в результате инфляционных процессов [11].

Решением этих проблем является разработка и внедрение информационных технологий, т.е. технологий, основывающихся на использовании вычислительной техники и электронных средств коммуникации [15].

Относительно низкая стоимость, надежность, простота обслуживания и эксплуатации расширяет сферу применения информационных технологий, прежде всего за счет тех областей человеческой деятельности, в которых раньше вычислительная техника не использовалась из-за высокой стоимости, сложности обслуживания и взаимодействия. К таким областям относится и учрежденческая деятельность, где применение информационных технологий позволило повысить произво-

дительность труда специалистов, связанных с обработкой информации. Этот аспект особенно актуален в связи с крайне низкими темпами роста производительности управленческого труда [24].

В современные дни масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления в народном хозяйстве с особой остротой ставят задачу проведения комплексных исследований, связанных с всесторонним изучением, обобщением и систематизацией возникающих при этом проблем как практического, так и теоретического характера, и поиска их решения [4, 6].

Информация и её роль в работе

производственного предприятия.

Средства работы провизоров и фармацевтов

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в экономике фирмы. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах связи [8].

В деятельности коммерческих структур передача информации является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и обеспечивает снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Большое значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений, проектов для выработки и принятия соответствующих решений, оптимальных для развития предприятия.

Соответственную роль в принятии решений играет информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, патентах, технических новинках своей фирмы, а также фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности на рынке [17, 18, 26-28].

Стоит привести примеры программ и приложений, которые используются в деятельности фармацевтических фирм и аптечных управлений: «1С: Предприятие 8», «1С: Бухгалтерия 8», справочно-правовая система «Консультант Плюс», различные антивирусные программы, пакеты стандартных приложений, системы электронных платежей. Также существуют Интернет - аптеки, в которых потребители могут приобретать лекарства, просматривать ассортимент аптеки [1, 4, 16, 21-23].

Информационные технологии можно использовать не только в экономических целях, но и в научно-исследовательских работах, в частности, в области фармации и фармакологии. Применяя методы компьютерных технологий, можно исследовать лекарственные вещества, проводить анализ и прогнозирование их свойств. Примерами программ для проведения таких работ является «Нурег^ет», «BЮSTAT» [2, 25].

Основные направления использования информационных технологий в фармацевтическом бизнесе

На данный момент основными направлениями развития современных информационных технологий в обеспечении развития фармацевтического бизнеса являются:

1) Автоматизация документооборота;

2) Коммуникации;

3) Управление технологией фармацевтического производства;

4) Автоматизация бухгалтерского учета и планирования;

5) Разработка систем принятия решений;

6) Автоматизация банковских операций;

7) Создание автоматизированных рабочих мест.

Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе вычислительной техники.

Огромное значение в автоматизации работы предприятия имеет объединение существующих автоматизированных рабочих мест в единую информационную систему предприятия [3, 5, 7].

Достижение целей, положенных в основу этих направлений, позволит достичь фармацевтическим фирмам наибольшей выгоды.

Заключение

Внедрение информационных технологий в деятельность фармацевтических предприятий позволяет сократить время, требуемое на подготовку маркетинговых и производственных проектов, в несколько раз уменьшить непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, модернизировать процесс производства фармацевтической продукции. Это приносит коммерческой компании прямой экономический эффект и немалую пользу в её деятельности. Инновации также позволяют выработать методы реагирования на изменения ситуации на рынке [10-13].

Для раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование компьютерных средств, необходимо применять в работе на них комплекс программных и аппаратных средств, максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в настоящее время велика потребность коммерческих компаний в компьютерных программах, поддерживающих работу управленческого звена компании, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерного оборудования.

Владельцы фармацевтических компаний и их сотрудники заинтересованы в этом ради получения максимальной прибыли от реализации своей продукции при эффективной, требующей малых затрат работе предприятия.

библиографический список

1. Александрова Е.И., Бейлин М.К. 1С: Бухгалтерия 8.1 с нуля! М.: Лучшие Книги, 2008. 272 с.

2. Васькова Л.Б., Мусина Н.З. Методы и методики фармакоэконо-мических исследований: пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3. Грибунин В.Г., Чудовский В. В.. Комплексная система защиты информации на предприятии / В.Г. Грибунин. СПб.: Академия, 2009. 416 с.

4. Кашаев С.М. 1С:Предприятие 8.1. Разработка прикладных решений. М.: Вильямс, 2009. 368 с.

5. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации. Спб.: Академия, 2009. 336 с.

6. Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации. М.: Профессия, 2009. 224 с.

7. Правовая информатика. Справочные правовые системы / С.Г. Чубукова [и др.]. М.: Издательство Московской государственной юридической академии, 2008. 256 с.

8. Рощин С. Как быстро найти нужную информацию в Интернете М.: ДМК Пресс, 2010. 144 с.

9. Ставская Н. Е. Методические подходы к совершенствованию деятельности аптечных учреждений на основе использования современных информационных технологий: автореф. дис. ... к. фарм. н. Ярославль, 2009. 22 с. URL: http://www.dis-sercat.com/content/metodicheskie-podkhody-k-sovershenstvo-vaniyu-deyatelnosti-aptechnykh-uchrezhdenii-na-osnove-#ixzz3 LsvCrVCF.

10. Управление и экономика фармации: Фармацевтическая деятельность: Организация и регулирование / Под ред. Е.Е. Лос-кутовой. М.: ИЦ «Академия», 2008. 384 с.

11. Управление и экономика фармации: Учет в аптечных организя-циях: оперативный, бухгалтерский, налоговый / Под ред. Е.Е. Лоскутовой. М.: ИЦ «Академия», 2008. 448 с.

12. Управление и экономика фармации: Экономика аптечных ор-

ганизаций / Под ред. Е.Е. Лоскутовой. М.: ИЦ «Академия», 2008. 384 с.

13. Управление и экономика фармации: Фармацевтический менеджмент и маркетинг / Под ред. Е.Е. Лоскутовой. М.: ИЦ «Академия», 2008. 416 с.

14. Чубарев В.Н. Фармацевтическая информация / под ред. А.П. Арзамасцева. М.: Вилар-М, 2000. 442 с.

15. Шаньгин В.Ф. Комплексная защита информации в корпоративных системах М.: Инфра-М, 2010. 592 с.

16. Лекарственные средства и современные информационные технологии. Аптека - online. URL: http://www.apteka.ua/ article/33239#.

17. Официальный сайт фонда фармацевтической информации: [сайт] URL: http// www.drugreg.ru.

18. Официальная интернет версия Реестра лекарственных средств: [сайт] URL: http//www.rlsnet.ru

19. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации: [сайт] URL:- http//www. minzdrav.ru.

20. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения: [сайт] URL:- http//www.roszdravnadzor.ru.

21. Сайт информационно-правовой компании «Гарант»: [сайт] URL: http//www.garant.ru.

22. Сайт информационно-правовой компании Консультант Плюс: [сайт] URL:- http//www.consultant.tu.

23. Сайт нормативно-справочного издания «Новая аптека»: [сайт] URL: http//www.nov-ap.ru.

24. Управление и экономика фармации для студентов медицинских институтов: [сайт] URL: http// www.ozon.ru/context/detail/ id/3794519.

25. Электронная версия научно-практического журнала «Фармация и фармакология», 1 (1) сентябрь - октябрь, 2013: URL: http://www.pmedpharm.ru/content/documents/2fb03df24891fc19b d672021d306d95e.pdf.

26. Электронная версия справочника «Видаль»: [сайт] URL:-http// www.vidal.ru.

27. Электронная версия газеты «Фармацевтический вестник»: [сайт] URL: http//www.pharmvestnik.ru.

28. Электронная версия медицинского журнала «Фарматека»: [сайт] URL: http//www.pharmateca.ru

ОБ АВТОРАХ

Манвелян Элеонора Аслибековна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры медицинской биохимии, клинической лабораторной диагностики и фармации СКФУ. 355013, г Ставрополь, ул. Пушкина, 1а. Тел.: 35-50-68; 8-909770-66-95. Е-маП: manveljan@ rambler.ru. Богушевич Елена Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики Северо-Кавказского федерального университета. Телефон: 8-(8652) 94-42-41; моб. 8-961-482- 75-00. Е-маП: kafinf@ncstu.ru.

Манвелян Микаэль Михайлович, студент специальности «Фармация» Северо-Кавказского федерального университета. Телефон: 8-968-27-78-125. Е-маП: mik.manvelyan@mail.ru.

Степанян Светлана Армаисовна, аспирант кафедры медицинской биохимии, клинической лабораторной диагностики и фармации Северо-Кавказского федерального университета. Телефон: 8-988-676-22-26. Е-маП: stepanyansvetlana@mail.ru.

Manveljan Eleonora Aslibekovna, Doctor of pharmaceutical sciences, professor of chair of medical biochemistry, clinical laboratory diagnostics and pharmacy North Caucasus Federal University. Phone: 35-50-68. 8-909-770-66-95. Е-маП: manveljan@rambler.ru.

Bogushevich Elena Vasilyevna, Candidate of economic sciences, associate professor, assistant professor of chair of computer science North Caucasus Federal University. Phone: 8-(8652) 9442-41, 8-961-482-75-00. E-mail: kafinf@ncstu.ru.

Manveljan Michael Mikhaylovich, Student specialty "Pharmacy" North Caucasus Federal University. Phone: 8-968-27-78-125. Е-маП: mik.manvelyan@mail.ru.

Stepanyan Svetlana Armaisovna, graduate of chair of medical biochemistry, clinical laboratory diagnostics and pharmacy North Caucasus Federal University. Phone: 8-988-676-22-26. Е-маП: stepanyansvetlana@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.