Научная статья на тему 'Информационные технологии в деятельности уголовно-исполнительной системы'

Информационные технологии в деятельности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / уголовно-исполнительная система / учреждения и органы / исполняющие уголовные наказания / information technologies / penal enforcement system / institutions and bodies executing criminal penalties

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федор Владимирович Грушин

Актуальность и цели. Информационная сфера играет важнейшую роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. В настоящее время процессы цифровизации приобрели глобальный трансграничный характер, проникли практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства, стали их неотъемлемой частью и непрерывно воздействуют на различных субъектов правоотношений, в том числе и в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний. Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется на самых различных уровнях – начиная от федеральных законов и заканчивая ведомственными нормативными правовыми актами. Цель работы – обосновать необходимость изучения и оценки субъектами правоотношений современных направлений, связанных с внедрением информационных технологий как в деятельность всей уголовно-исполнительной системы, так и в работу отдельных учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Материалы и методы. Использовались научные труды по исследуемой проблеме, материалы законодательной практики, а также результаты авторских исследований. Методологической основой послужил всеобщий диалектический метод познания. Также были реализованы следующие методы: логический, формально-юридический, социологический, экспертных оценок. Результаты. Выявлены современные направления внедрения информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительной системы, а также предложены новые направления в рассматриваемой сфере, которые будут способствовать повышению эффективности исполнения уголовных наказаний. Выводы. Политика Российской Федерации направлена на повсеместное внедрение информационных технологий, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, что находит свое отражение на всех уровнях государственного нормотворчества, а также в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федор Владимирович Грушин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in the activities of the penal system

Background. The information sphere plays a crucial role in ensuring the implementation of the strategic national priorities of the Russian Federation. Currently, the processes of digitalization have acquired a global cross-border character, have penetrated into almost all spheres of life of society and the state, have become an integral part of them and continuously affect various subjects of legal relations, including in the process of execution and serving criminal sentences. The legal regulation of the relations under consideration is carried out at various levels – starting from federal laws and ending with departmental regulatory legal acts. The purpose of the research is to substantiate the need for the subjects of legal relations to study and evaluate modern trends related to the introduction of information technologies in the activities of both the entire penal enforcement system and in the work of individual institutions and bodies executing criminal penalties. Materials and methods. The article used scientific works on the problem under study, materials of legislative practice, as well as the results of author's research. The methodological basis was the universal dialectical method of cognition. Also, during the preparation of the article, the following methods were implemented: logical, formal legal, sociological, expert assessments. Results. In the course of the conducted research, modern directions of the introduction of information technologies into the activities of the penal enforcement system have been identified, as well as new directions in the field under consideration have been proposed, which will contribute to improving the effectiveness of the execution of criminal penalties. Conclusion. It is concluded that the policy of the Russian Federation is aimed at the widespread introduction of information technologies, including in the penal enforcement system, which is reflected at all levels of state rulemaking, as well as in the practical activities of institutions and bodies of the penal enforcement system.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в деятельности уголовно-исполнительной системы»

ПРАВО

LAW

УДК 343.2

doi: 10.21685/2072-3016-2024-1-6

Информационные технологии в деятельности уголовно-исполнительной системы

Ф. В. Грушин

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Москва, Россия

fedor062@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Информационная сфера играет важнейшую роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. В настоящее время процессы цифровизации приобрели глобальный трансграничный характер, проникли практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства, стали их неотъемлемой частью и непрерывно воздействуют на различных субъектов правоотношений, в том числе и в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний. Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется на самых различных уровнях - начиная от федеральных законов и заканчивая ведомственными нормативными правовыми актами. Цель работы -обосновать необходимость изучения и оценки субъектами правоотношений современных направлений, связанных с внедрением информационных технологий как в деятельность всей уголовно-исполнительной системы, так и в работу отдельных учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Материалы и методы. Использовались научные труды по исследуемой проблеме, материалы законодательной практики, а также результаты авторских исследований. Методологической основой послужил всеобщий диалектический метод познания. Также были реализованы следующие методы: логический, формально-юридический, социологический, экспертных оценок. Результаты. Выявлены современные направления внедрения информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительной системы, а также предложены новые направления в рассматриваемой сфере, которые будут способствовать повышению эффективности исполнения уголовных наказаний. Выводы. Политика Российской Федерации направлена на повсеместное внедрение информационных технологий, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, что находит свое отражение на всех уровнях государственного нормотворчества, а также в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

© Грушин Ф. В., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Ключевые слова: информационные технологии, уголовно-исполнительная система, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

Для цитирования: Грушин Ф. В. Информационные технологии в деятельности уголовно-исполнительной системы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2024. № 1. С. 68-78. doi: 10.21685/2072-3016-2024-1-6

Information technologies in the activities of the penal system

F.V. Grushin

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia fedor062@yandex.ru

Abstract. Background. The information sphere plays a crucial role in ensuring the implementation of the strategic national priorities of the Russian Federation. Currently, the processes of digitalization have acquired a global cross-border character, have penetrated into almost all spheres of life of society and the state, have become an integral part of them and continuously affect various subjects of legal relations, including in the process of execution and serving criminal sentences. The legal regulation of the relations under consideration is carried out at various levels - starting from federal laws and ending with departmental regulatory legal acts. The purpose of the research is to substantiate the need for the subjects of legal relations to study and evaluate modern trends related to the introduction of information technologies in the activities of both the entire penal enforcement system and in the work of individual institutions and bodies executing criminal penalties. Materials and methods. The article used scientific works on the problem under study, materials of legislative practice, as well as the results of author's research. The methodological basis was the universal dialectical method of cognition. Also, during the preparation of the article, the following methods were implemented: logical, formal legal, sociological, expert assessments. Results. In the course of the conducted research, modern directions of the introduction of information technologies into the activities of the penal enforcement system have been identified, as well as new directions in the field under consideration have been proposed, which will contribute to improving the effectiveness of the execution of criminal penalties. Conclusion. It is concluded that the policy of the Russian Federation is aimed at the widespread introduction of information technologies, including in the penal enforcement system, which is reflected at all levels of state rulemaking, as well as in the practical activities of institutions and bodies of the penal enforcement system.

Keywords: information technologies, penal enforcement system, institutions and bodies executing criminal penalties

For citation: Grushin F.V. Information technologies in the activities of the penal system.

Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2024;(1):68-78. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2024-1-6

Современный этап существования государства и общества неразрывно связан с развитием и цифровой трансформацией. Существующие в настоящее время процессы цифровизации приобрели глобальный трансграничный характер, проникли практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства, стали их неотъемлемой частью и непрерывно воздействуют на различных субъектов правоотношений, в том числе и в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Эффективное применение информационных технологий является существенным фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества. Таким образом, информационная сфера играет важнейшую роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется на самых различных уровнях. Во-первых, Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в ведение Российской Федерации был включен оборот цифровых данных (ранее данная сфера в Конституции РФ не регулировалась).

Во-вторых, существует специальный Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором осуществляется общее правовое регулирование в данной сфере, а также дается определение информационных технологий, под которыми понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

В-третьих, существует ряд указов Президента РФ, направленных на регулирование применения информационных технологий в стране. Среди них можно выделить следующие: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, который утвердил Доктрину информационной безопасности Российской Федерации; Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, утвердивший Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором предусмотрено внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения.

В целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ 10 октября 2020 г. приняло Постановление № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами».

Не обошли стороной современные тенденции и уголовно-исполнительную систему Российской Федерации. Так, в частности, Концепция развития уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации на период до 2030 г. содержит самостоятельный раздел XIV «Цифровая трансформация и научно-техническое развитие уголовно-исполнительной системы», в рамках которого предусмотрено, например, создание и развитие систем сбора и обработки данных и принятие решений на основе результатов применения искусственного интеллекта в части расположения учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечения безопасности (в том числе с использованием видеоаналитики и прогнозирования поведения осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы), контроля за лицами, в отношении которых применены меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, и контроля за поведением освобожденных.

В развитие вышеуказанных документов Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) была утверждена ведомственная программа цифровой трансформации на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г. (Приказ ФСИН России от 30 декабря 2020 г. № 984). Одной из задач, обозначенных в данной программе, является повышение уровня контроля за безопасностью в исправительных учреждениях УИС за счет применения человеконезависи-мых средств мониторинга спецконтингента.

Можно выделить три направления практического внедрения различных информационных технологий в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в целом и учреждений и органов, исполняющих наказания, в частности:

- организационная деятельность всей уголовно-исполнительной системы;

- деятельность исправительных учреждений, исправительных центров, следственных изоляторов при исполнении лишения свободы, принудительных работ, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых;

- деятельность уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, иных мер уголовно-правового характера, а также мер пресечения.

Внедрение различных информационных технологий в рамках организационной деятельности всей уголовно-исполнительной системы выражается в следующем. Во-первых, в соответствии с Приказом ФСИН России от 10 августа 2011 г. № 464 (ред. от 25.08.2020) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний» действует система электронного документооборота (СЭД) УИС - информационная система, обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), их обработку, управление документами и доступ к ним. СЭД является одним из средств контроля за исполнительской дисциплиной, в которой имеется инструментарий, позволяющий пользователям загружать документы в электронном виде, отслеживать их исполнение, а также формировать различную статистику работы над документами [1, с. 67].

Во-вторых, это действие в УИС программного комплекса автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПК АКУС), который используется во всех учреждениях ФСИН России в качестве информационной системы, позволяющей накапливать и обрабатывать данные об осужденных. Внесение информационных данных и доступ к ПК АКУС может быть осуществлен различными отделами и службами учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в части, касающейся своей профессиональной деятельности. Особое значение имеет сбор и учет различных видов информации, например биометрических данных о личности осужденных [2]. Необходимо также отметить, что в образовательных организациях ФСИН России осуществляется обучение курсантов и слушателей основам работы с ПК АКУС [3].

В-третьих, большое распространение в деятельности следственных изоляторов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, принудительных работ, получили так называемые технические средства охраны и надзора за спецконтингентом, которые можно разделить на две большие группы:

- применяемые для обеспечения охраны и надзора (инженерно-технические средства охраны и надзора);

- применяемые в целях оперативно-розыскного назначения (оперативная техника) [4].

При этом данные средства, помимо достижения целей, связанных с обеспечением надзора и охраны за осужденными, предлагается использовать и в воспитательных целях [5].

В-четвертых, в рамках реализации Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» в настоящее время создается единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация. Под данным реестром понимается государственная информационная система, содержащая информацию о видах, сроках, результатах реализации мероприятий пробации, лицах, в отношении которых применяется пробация, об их индивидуальных программах, индивидуальной нуждаемости, оказанных мерах социальной помощи, отказах от применения пробации, иную информацию, относящуюся к сфере пробации.

Ведение единого реестра возложено на ФСИН России. Например, предусмотрено, что со дня создания единого реестра индивидуальная программа для лица, в отношении которого применяется пенитенциарная проба-ция, формируется в электронной форме и подлежит размещению в указанном реестре. Направление индивидуальной программы лицу, в отношении которого применяется пробация, может осуществляться посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ст. 31 Федерального закона № 10).

Относительно новым направлением применения информационных технологий в рамках деятельности исправительных учреждений, исправительных центров, следственных изоляторов при исполнении лишения свободы, принудительных работ, содержания под стражей в УИС является использование

видеоконференцсвязи в качестве альтернативы доставления подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, а также исправительных центрах в суд для участия в судебном заседании [6, с. 161]. Особенно это актуально для учреждений, находящихся в существенном удалении от административных центров субъектов Российской Федерации.

В новых Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов, исправительных учреждений, исправительных центров, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. № 110, также получили большое распространение современные информационные технологии. Так, в частности, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, а также исправительных центрах, получили право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе с использованием информационных терминалов, предусматривающих систему идентификации пользователя.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные могут получать доступ к образовательным программам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при получении общего образования, профессионального образования и их профессиональном обучении. Также они вправе заказывать предметы, вещи и продукты питания в интернет-магазине.

В настоящее время Министерство юстиции РФ вынесло на общественное обсуждение пакет законопроектов, разрешающих видеосвидания адвокатов с заключенными в следственных изоляторах [7]. Полагаем, что внедрение видеосвиданий возможно в будущем распространить и на родственников (близких, знакомых) осужденных к лишению свободы и принудительным работам. С учетом географических факторов, оказывающих влияние на уголовно-исполнительную политику и законодательство [8], особенно это будет востребовано в отношении тех осужденных, которые отбывают наказание не по месту жительства.

Внедрение различных информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, иных мер уголовно-правового характера, а также мер пресечения происходит по следующим направлениям.

Во-первых, необходимо отметить, что в настоящее время деятельность уголовно-исполнительных инспекций во всей уголовно-исполнительной системе выходит на первый план. Связано это в первую очередь с изменением государственной, судебной политики в сфере применения уголовных наказаний. За последние 10-15 лет произошло крайне существенное сокращение лиц, осужденных к лишению свободы. По состоянию на 1 сентября 2010 г. в исправительных учреждениях содержалось около 760 тыс. осужденных. Для сравнения, на 1 января 2023 г. таких лиц в УИС содержится чуть более 300 тыс. человек [9].

В результате с 2010 г. количество осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, сократилось более чем в 2,5 раза. Следствием

данной политики стал тот факт, что впервые численность осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, превысила численность осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях. Кроме того, с введением в действие с 2024 г. положений Закона «О пробации в Российской Федерации» численность лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, увеличится еще больше.

Таким образом, в настоящее время особое внимание уделяется деятельности инспекций, в том числе и при применении информационных технологий. Так, еще в 2009 г. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» при исполнении данного наказания было установлено, что «для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля» (ст. 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» для уголовно-исполнительных инспекций была установлена обязанность применения к подозреваемым и обвиняемым, в отношении которых избраны меры пресечения в виде запрета определенных действий или домашнего ареста, аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля.

Очевидно, что внедрение информационных технологий с учетом имеющихся позитивных моментов будет только активно развиваться и внедряться во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Вместе с тем «как и все достижения науки, цифровизация не может иметь только положительные стороны» [10, с. 46]. Активное внедрение новых цифровых технологий, как верно отмечает А. В. Украинчик, не должны отменять или умалять существующие права и свободы человека и гражданина, установленные законодательством Российской Федерации [11, с. 58].

Так, с помощью развития современных информационных технологий стали совершаться новые преступления лицами, содержащимися под стражей, и осужденными, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы. Речь идет о так называемых «кол-центрах» в различных пенитенциарных учреждениях [12]. Как показывает практика, данные преступления в основном носят мошеннический характер. Вместе с тем, помимо преступлений мошеннического характера, осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, а также подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся

в следственном изоляторе, при помощи мобильных средств связи совершают и иные преступления.

Как указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 876381-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей», ФСИН России располагает информацией, что средства мобильной связи используются для оказания давления на свидетелей, организации координирования действий членов организованных преступных групп, находящихся на свободе, поставок запрещенных предметов, наркотических средств, а также в экстремистских целях. Незаконное использование средств мобильной связи способствует развитию негативных процессов в учреждениях УИС, таких как давление на администрацию учреждений в целях предоставления незаконных послаблений режима содержания, организации незаконных акций и создания общественного резонанса. Известно также, что через лицевые счета абонентских номеров сим-карт, находящихся в пользовании спецконтингента, происходит обращение безналичных денежных средств, за счет которых осуществляется финансовая поддержка лидеров уголовно-преступной среды.

В целях предотвращения подобных негативных явлений был принят Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В результате директор ФСИН России, его заместители, начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы в случаях выявления фактов использования осужденными на территории исправительного учреждения, а также подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территории следственного изолятора абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи получили право направлять решения в письменной форме оператору связи, который обязан прекратить оказывать данные услуги по указанным в решении абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи.

С учетом вышесказанного, принимая во внимание складывающуюся практику деятельности учреждений и органов уголовно-исполни-тельной системы, можно выделить следующие перспективные направления использования информационных технологий в УИС:

- видеофиксация правонарушений и преступлений, совершаемых осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в учреждениях УИС, с использованием системы распознавания лиц;

- предоставление видеосвиданий осужденным, подозреваемым и обвиняемым с родственниками и иными лицами;

- создание, заполнение и получение доступа к совместным электронным информационным базам данных на осужденных, подозреваемых и обвиняемых совместно с правоохранительными органами, судом, а также иными

государственными и муниципальными органами, участвующими в процессе исполнения наказания и оказания помощи осужденным, в том числе отбывшим наказание, в социальной адаптации;

- уход от бумажного документооборота (как минимум внутри учреждения на первоначальном этапе).

Таким образом, современная политика Российской Федерации направлена на повсеместное внедрение информационных технологий, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, что находит свое отражение на всех уровнях государственного нормотворчества, а также в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. Мурович Н. В., Новикова Ю. И. Контроль за исполнительской дисциплиной в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации посредством системы электронного документооборота // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 12 (211). С. 66-69.

2. Грушин Ф. В., Сивцова А. Ю. Фотоизображение и описание примет осужденных к лишению свободы как вид персональных данных, подлежащих обработке в уголовно-исполнительной системе России // Вестник Самарского юридического института. 2022. № 1 (47). С. 45-51.

3. Бабкин А. А., Шлыков С. А. Изучение специализированных программных средств курсантами ВИПЭ ФСИН России на примере программного комплекса АКУС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 9 (172). С. 2-4.

4. Епифанов С. С. Специальная техника уголовно-исполнительной системы (правовые и организационные аспекты) : курс лекций. Рязань : Академия ФСИН России, 2010. 172 с.

5. Карабанов Р. М., Корчажинская Д. Ю. Использование технических средств видеоконтроля и фотовидеофиксации в психологических и воспитательных целях в исправительных учреждениях // StudNet. 2022. № 4. С. 2744-2753.

6. Садыкова Р. А. Перспективы внедрения цифровых технологий в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 161-163.

7. Куликов В. Минюст предлагает разрешить видеосвидания заключенных с адвокатами // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/09/20/zashchita-iz-televizora. html? ysclid=loh05ctoxk716326614 (дата обращения: 02.11.2023).

8. Грушин Ф. В. Влияние географических факторов на развитие уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2015. № 4 (91). С. 61-64.

9. Краткая характеристика уголовно исчполнительной системы // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/krat-kaya%20har-ka%20UIS (дата обращения: 02.11.2023).

10. Васильева Л. Н., Григорьев А. В. Цифровизация общества и перспективы конституционного развития // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 40-58.

11. Украинчик А. В. Реализация и защита конституционных прав граждан в условиях цифровизации общества // Вестник экспертного совета. 2022. № 4 (31). С. 58-66.

12. За стенами колоний нашлись «колл-центры» // Коммерсантъ. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3799332?ysclid=lor4d8anmq636617904

References

1. Murovich N.V., Novikova Yu.I. Control over executive discipline in the penal system of the Russian Federation through an electronic document management system.

Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy = Bulletin of the penal system. 2019;(12):66-69. (In Russ.)

2. Grushin F.V., Sivtsova A.Yu. A photographic image and description of sentenced to imprisonment as a type of personal data subject to processing in the Russian penal system. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of Samara juridical institute. 2022;(1):45-51. (In Russ.)

3. Babkin A.A., Shlykov S.A. Study of specialized software by cadets of the VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia using the example of the AKUS software complex. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy = Bulletin of the penal system. 2016;(9):2-4. (In Russ.)

4. Epifanov S.S. Spetsial'naya tekhnika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy (pravovye i organ-izatsionnye aspekty): kurs lektsiy = Special technology of the penal system (legal and organizational aspects): course of lectures. Ryazan: Akademiya FSIN Rossii, 2010:172. (In Russ.)

5. Karabanov R.M., Korchazhinskaya D.Yu. The use of technical means of video monitoring and photo-video recording for psychological and educational purposes in correctional institutions. StudNet. 2022;(4):2744-2753. (In Russ.)

6. Sadykova R.A. Prospects for the introduction of digital technologies in the penal system of the Russian Federation. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and state: theory and practice. 2023;(8):161-163. (In Russ.)

7. Kulikov V. Ministry of Justice proposes to allow video meetings between prisoners and lawyers. Rossiyskaya gazeta = Russian newspaper. (In Russ.). Available at: https:// rg.ru/2023/09/20/zashchita-iz-televizora.html?ysclid=loh05ctoxk716326614 (accessed 02.11.2023).

8. Grushin F.V. The influence of geographical factors on the development of the penal system. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Man: crime and punishment. 2015;(4):61-64. (In Russ.)

9. Brief description of the penal system. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazaniy = Federal Penitentiary Service. (In Russ.). Available at: https://fsin.gov.ru/structure/ inspector/iao/statistika/kratkaya%20har-ka%20UIS (accessed 02.11.2023).

10. Vasil'eva L.N., Grigor'ev A.V. Digitalization of society and prospects for constitutional development. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law. 2020;(10):40-58. (In Russ.)

11. Ukrainchik A.V. Implementation and protection of constitutional rights of citizens in the context of digitalization of society. Vestnik ekspertnogo soveta = Bulletin of the Expert Council. 2022;(4):58-66. (In Russ.)

12. "Call centers" were found outside the walls of the colony. Kommersant" = Kom-mersant. (In Russ.). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3799332?ysclid= lor4d8anmq636617904

Информация об авторах /

Федор Владимирович Грушин

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник НИЦ-1, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А)

E-mail: fedor062@yandex.ru

Information about the authors

Fedor V. Grushin

Doctor of juridical sciences, associate professor, principal researcher of SRC-1, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (15A Narvskaya street, Moscow, Russia)

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 21.11.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.12.2023 Принята к публикации / Accepted 16.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.