Информационные технологии реинжиниринга в стратегии модернизации производства грузовых автомобилей
И.В. Баранова доцент кафедры управления и информатики в технических системах ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический институт «СТАНКИН», доцент, кандидат экономических наук (г. Москва) О.В. Коробченко генеральный директор группы компаний «Кориб», доктор делового администрирования (г. Набережные Челны) С.В. Майоров председатель правления машиностроительного кластера Республики Татарстан (г. Набережные Челны)
Ирина Вячеславовна Баранова, yar.baranow@gmail.com
Введение
Повышение конкурентоспособности отечественной экономики в значительной степени связано с выполнением инновационных разработок и их внедрением в различные отрасли народного хозяйства. Так, например, в транспортной отрасли России остро стоят проблемы импортозамещения, повышения энергоэффективности и эколо-гичности транспортных средств.
Примером успешного решения перечисленных проблем является деятельность машиностроительного кластера Республики Татарстан. В частности, стратегия развития кластера предполагает реализацию проекта по созданию перспективного семейства автомобилей КАМАЗ. Этот проект, заказчиком которого является компания «Ко-риб» (г. Набережные Челны), охватывает создание экологичных и энергоэффективных электробусов, разработку специальной техники на электротяге для коммунального хозяйства, гибридных грузовых автомобилей, автомобилей на топливных элементах и т. д.
Результаты выполнения проекта будут способствовать развитию отечественных инновационных транспортных систем с вы-
сокими экологическими показателями, удовлетворению спроса российских городов в современных видах общественного транспорта. Важной составляющей результатов проекта становится формирование технологических компетенций в области создания и производства транспортных средств на электротяге и гибридных двигателях. Появление подобных компетенций особенно актуально для развития инновационных транспортных систем, рынок которых динамично расширяется. Так, например, ожидается, что к 2020 году доля электромобилей в этом сегменте рынка составит 5 процентов (см. [3]).
Воплощение на практике подобного проекта связано с кардинальной модернизацией автомобильного производства посредством реинжиниринга бизнес-процессов. Стратегия реинжиниринга базируется на концепциях бережливого производства (Lean Production) и всеобщего управления качеством (Total Quality Management), технологии «точно в срок» (Justin Time Management). Их использование дает возможность не только обеспечить в рамках реинжинирингового проекта экономию ресурсов, но и выявить источники появления скрытых потерь, снижающих эффективность проект-
ной деятельности. Охватывая мероприятия по изменению бизнес-процессов, стратегия реинжиниринга выступает своеобразным генератором формирования единого высокоавтоматизированного интегрированного процесса управления жизненным циклом перспективного семейства автомобилей КАМАЗ.
Механизмы реинжиниринга модернизации производства грузовых автомобилей
Рассматриваемый в статье реинжиниринговый проект модернизации производства грузовых автомобилей, реализуемый компанией «Кориб», охватывая совокупность информационных технологий, направлен на кардинальное улучшение показателей конкурентоспособности автомобилей семейства КАМАЗ. В этом проекте механизм реинжиниринга предполагает реализацию двух взаимосвязанных этапов, один из которых - анализ существующих бизнес-процессов (обратный инжиниринг), второй - создание нового автомобильного производства, ориентированного на использование качественно измененных процессов (прямой инжиниринг). На рисунке представлена структурная схема, отражающая использование реинжиниринга в стратегии управления проектом модернизации производства грузовых автомобилей КАМАЗ.
Методологической основой реинжиниринга являются методы объектно-ориентированного и имитационного моделирования, CASE-технологи и (CASE -Computer-Aided Software/System Engineering), инженерия знаний, инструментарий быстрой разработки приложений (Rapid Application Development - RAD). Однако в процессе проведения реинжиниринга возникает задача интеграции современных технологий моделирования и разработки сложных систем, что обеспечивается выбором инструментов реинжиниринга и его информационных технологий.
Этап обратного инжиниринга связан с анализом. Здесь исследуются такие элементы базового производства, как его система управления и реализуемые бизнес-процессы. При этом осуществляются идентификация бизнес-процессов, документирование потоков работ и определяются затраты на реализацию каждого бизнес-процесса. Затем реализуется этап прямого инжиниринга, на котором осуществляется проектирование качественно новых функциональных стратегий и бизнес-процессов. Каждый из этих этапов весьма трудоемок. Кроме этого, этап прямого инжиниринга характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска. Наличие этих факторов обуславливает применение в рамках реинжинирингового проекта широкого спектра современных информационных систем и технологий, использование которых существенным образом повышает эффективность реинжиниринга.
Базовой методологией реинжиниринга выступает объектно-ориентированное моделирование, которое обеспечивает создание информационных систем и модифицируемых моделей бизнеса. В современных условиях в структуру технологий объектно-ориентированного моделирования интегрируются CASE-технологии. Имитационное моделирование обеспечивает возможность анализа моделей проектируемых бизнес-процессов, например моделей, представленных в виде потоковых диаграмм. Подобные диаграммы отражают информационные и материальные потоки, возникающие во вновь спроектированных бизнес-процессах.
Цифровизация производственных процессов обусловила целесообразность использования в процессе реинжиниринга методов инженерии знаний. Это связано с тем, что с помощью этих методов можно отражать в моделях трудноформализуе-мые знания о бизнес-процессах, а также решать проблему создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моде-
РЕИНЖИНИРИНГ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕИ КАМАЗ
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
I
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ РЕИНЖИНИРИНГА
обратный инжиниринг
Анализ Анализ
системы бизнес-
управления процессов
базового базового
производства производства
Подготовка базы данных для проектирования качественно новых структуры и бизнес-процессов
прямой инжиниринг
Проектирование качественно новых функциональных стратегий
Проектирование качественно новых бизнес-процессов
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Создание концепции роста добавленной стоимости
Формирование стоимости
информационно-интеллектуальных активов
Увеличение фундаментальной стоимости бизнеса
Ï
Создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ
Г
Оценка потребительской ценности созданных продуктов
при необходимости корректировка документации
Улучшение показателей эффективности деятельности участников проекта
I
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И РОСТА ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ «КОРИБ»
Реинжиниринг в стратегии управления проектом модернизации производства
грузовых автомобилей КАМАЗ
лей. При этом интеграция в структуру реинжиниринга методов быстрой разработки приложений минимизирует затраты времени на создание информационных систем, поддерживающих реинжиниринг бизнес-процессов.
Для комплексного описания бизнес-процессов целесообразно использовать методологию ARIS (Architecture of Integrated Information Systems). В основе этой методологии лежит стандарт IDEF3, использующийся для описания потоков работ. Основу
стандарта IDEF3 составляет построение моделей бизнес-процессов, отражающих последовательность выполняемых во времени работ (функций, операций).
Для описания бизнес-процессов верхнего уровня используются цепочки добавленной стоимости (Value-added Diagram - VAD). На втором уровне эти процессы детализируются. Третий уровень описания процессов представляет собой матрицу выбора сценариев (Process Selection Diagram). На этом уровне рассматриваются различные
варианты протекания бизнес-процесса. Следующий уровень характеризуется пошаговым описанием процесса (Event driven Process Chain - EPC), где отражаются все функции и их исполнители, используемые ресурсы (включая материальные и информационные) и т. д.
Методология ARIS лежит в основе программного продукта Business Process Analysis Suite (BPA), созданного корпорацией Oracle. Этот программный продукт объединяет средства детализированного анализа и используется в различных реинжиниринговых проектах для оптимизации бизнес-процессов. Продукт BPA поддерживает различные стандарты моделирования бизнес-процессов, инициативы по усовершенствованию процессов и управлению изменениями. Кроме того, этот продукт обеспечивает возможность управления жизненным циклом бизнес-процессов.
Системы управления бизнес-процессами, так называемые BPM-системы (Business Process Management System - BPMS), дают возможность осуществлять программную поддержку процессного управления, которое положено в основу концепции реинжинирингового проекта. Одна из таких систем ELMA BPM позволяет строить гибкие адаптивные информационные системы, способные оперативно меняться вместе с изменением бизнес-процессов. Использование системы ELMA BPM формализует выполнение бизнес-процессов любой сложности и уровня декомпозиции, повышая эффективность реинжинирингового проекта.
Функциональные стратегии реинжиниринга
Поскольку реинжиниринг ориентирован на процессный подход к управлению, проект модернизации производства грузовых автомобилей реализуется проектоустрои-телем как совокупность взаимосвязанных функциональных стратегий. Такими функциональными стратегиями являются управление маркетингом, производством, фи-
нансовым и интеллектуальным капиталами и т. д.
В условиях цифровизации экономики одной из значимых функциональных стратегий становится стратегия управления информацией, ориентированная на использование информационных систем и технологий (см. [1]). Важность этой функциональной стратегии обуславливается тем, что в современных условиях информационное обеспечение выступает как нематериальный фактор эффективности стратегии проектного управления. Создаваемые в процессе реализации проекта информационные активы, трансформируясь в информационный капитал, являются важной структурной составляющей интеллектуального капитала, непосредственно влияя на динамику роста фундаментальной стоимости участников проекта.
Проект реинжиниринга существующего автомобильного производства предполагает широкое использование современных информационных технологий, включая CALS-технологии (Continuous Acquisitionand Life Cycle Support), SCM-системы (Supply Chain Management) и CRM-приложения (Customer Relationship Management), Web-сервисы, системы распределенных баз и хранилищ данных (см. [2, 5]). Все эти компоненты, выступая как средство успешного реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечивают эффективность проекта модернизации производства грузовых автомобилей. Это во многом достигается за счет создания единой организационно-технической системы управления жизненным циклом создаваемых в рамках проекта перспективного семейства автомобилей КАМАЗ.
Использование CALS-технологий формирует систему непрерывной информационной поддержки жизненного цикла создаваемого в рамках проекта перспективного семейства автомобилей КАМАЗ. SCM-системы обеспечивают управление цепями поставок. Использование информационных систем в виде CRM-приложений увеличивает эффективность управления
процессами взаимоотношений участников реинжинирингового проекта с потребителями. Web-сервисы, являясь системными программными инструментальными средствами, дают возможность существенно повысить уровень автоматизации управления бизнес-процессами.
Процесс взаимодействия прикладных информационных систем при реализации стратегии проектного управления, в основе которой лежат CALS-технологии, целесообразно формировать, используя функциональные, информационные и коммуникационные стандарты, а также стандарты программной архитектуры.
Функциональные стандарты (например стандарт описания процессов IDEF0) позволят в рамках реинжиниринга автомобильного производства сформировать организационные процедуры взаимодействия компьютерных систем. Информационные стандарты (например стандарт ISO 10303 STEP) обеспечат унифицированное представление моделей данных, а коммуникационные стандарты (например стандарты сети Internet) - организовать эффективную передачу данных по локальным и глобальным сетям. С помощью стандартов программной архитектуры появляется возможность интеграции программных составляющих реинжинирингового проекта в единую систему.
Подсистемы автоматизации бизнес-процессов, использующиеся в рамках реинжинирингового проекта
В процессе реинжиниринга производства грузовых автомобилей КАМАЗ необходимо выполнить сложные проектно-технологические разработки, минимизировав сроки их завершения. Для этого целесообразно использовать системы автоматизированного проектирования, включающие подсистемы CAD (Computer Aided Design), CAM (Computer Aided Manufacturing) и CAE (Computer Aided Engineering) (см. [4]). В этом случае подсистема CAD обеспечи-
вает автоматизированное проектирование конструкторских и технологических решений реинжинирингового проекта. Подсистема CAE необходима для анализа качества проектных решений в автоматическом режиме, например, для обнаружения ошибок при оптимизации производственных возможностей создаваемых производственных структур. Подсистема CAM, охватывая процессы автоматизированной подготовки производства грузовых автомобилей, позволяет решать вопросы создания и использования эффективных производственных систем. Так, например, достижение высокого уровня конкурентоспособности нового семейства автомобилей КАМАЗ на мировых рынках требует создания организационно-производственных структур, сочетающих высокий уровень автоматизации и гибкости производственных процессов, сбалансированность темпов производства. Для этой цели резидент машиностроительного кластера Республики Татарстан компания ООО «Эйдос-Робототехника», являющаяся одной из ведущих фирм в сфере разработки систем виртуальной реальности, совместно с ПАО «КАМАЗ» и Казанским национал ь-ным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева спроектировала роботизированный комплекс третьего поколения по обработке металлов. Этот комплекс, обладая возможностями совмещения операций и быстрой переналадки, обеспечивает компании «КАМАЗ» высокую производительность.
Организация поддержки жизненного цикла создаваемого перспективного семейства автомобилей КАМАЗ, ориентируясь на информационные технологии, приводит к увеличению инвестиционных затрат. Однако такая стратегия, наилучшим образом учитывая потребности заказчика, приводит к снижению затрат в сферах эксплуатации и обслуживания созданного семейства автомобилей КАМАЗ. В конечном итоге это сокращает интегральную сумму затрат, возникающих в течение всего жизненного цикла автомобилей КАМАЗ.
Таким образом, повышение конкурентоспособности создаваемого перспективного семейства автомобилей КАМАЗ достигается посредством не только минимизации затрат, но и сокращения сроков вывода новых образцов на рынок, повышения качества производимой продукции. Применение в стратегии проектного управления CALS-технологий является условием динамичного развития производства в условиях растущей конкуренции на отечественных и мировых рынках грузовых автомобилей. Стратегию, ориентированную на CALS-технологии, целесообразно применять в условиях интеграции задач управления в единое информационное пространство. При реализации подобной стратегии используются различные методы, которые в конечном итоге и формируют механизм CALS-технологий (см. [5]). Это касается перехода к электронному документообороту, представлению данных в электронном виде, интеграции спроектированных в результате реинжиниринга бизнес-процессов в единую систему управления жизненным циклом создаваемого перспективного семейства автомобилей КАМАЗ.
Факторы эффективности реинжиниринга
В ходе реинжиниринга осуществляется горизонтальное и вертикальное сжатие процессов. Горизонтальное сжатие, обеспечивая укрупнение операций, приводит к сокращению длительности технологических циклов, протекающих в рамках реинжинирингового проекта модернизации производства грузовых автомобилей КАМАЗ.
Вертикальное сжатие, предполагая делегирование полномочий по иерархическим уровням системы управления реинжиниринговым проектом, отражает современную концепцию возрастания роли нематериальных факторов в достижении стратегических целей проектного управления. Повышение уровня самостоятельно-
сти исполнителей при принятии решений приводит к появлению у персонала, участвующего в реализации проекта, новых ключевых компетенций. Это увеличивает объем интеллектуального капитала участников проекта за счет роста рыночной стоимости их деловой репутации, генерируя дополнительную прибыль реинжинирингового проекта.
Имея высокий уровень деловой репутации, компания «Кориб» как проектоустрои-тель может расширить спектр привлекаемых для реализации проекта финансовых инструментов, минимизируя средневзвешенную стоимость используемого капитала. Это важно, поскольку величина средневзвешенной стоимости капитала, привлекаемого для реализации реинжинирингового проекта, является критерием определения внутренней нормы рентабельности проекта (Internal Rate of Return - IRR). Уменьшая величину средневзвешенной стоимости капитала, проектоустроитель расширяет диапазон эффективности реализуемого реинжинирингового проекта.
Вертикальное сжатие также повышает скорость реализации бизнес-процессов, сокращая непроизводительные потери времени. Этому способствует назначение для каждого бизнес-процесса его «владельца», который обеспечивает взаимодействие с различными категориями стейкхолдеров. В связи с этим важную роль в реализации подобной стратегии реинжиниринга играют процессы создания систем поддержки принятия решений, а также интеграция подобных систем в существующую информационную среду проектного управления.
Варианты проведения реинжиниринга могут быть различными. Эти варианты могут отличаться как ожидаемыми результатами, так и затратами. Следствием этого является различный уровень эффективности вариантов. По этой причине на практике возникает задача выбора наилучшего варианта. Решение подобной задачи основано на расчете показателей эффективности
вариантов реинжиниринга, их сопоставлении и выборе по одному или совокупности критериев наиболее целесообразного варианта (см. [4]). Результат выбора лежит в основе разработки стратегии реинжиниринга, которая наилучшим образом отвечает целям проектоустроителя и его ресурсным возможностям.
Проводя реинжиниринг бизнес-процессов, проектоустроитель неизбежно сталкивается с дополнительными расходами и необходимостью поиска источников для финансового покрытия этих расходов. Компания «Кориб» и другие участники реинжирингового проекта модернизации автопроизводства должны учитывать это обстоятельство. Во-первых, при реализации проекта возникнут расходы, связанные с проведением предпроектных исследований (обследование предприятия и создание образа будущего бизнеса). Во-вторых, формирование информационной модели бизнеса, разработка программного обеспечения реинжиниринга и имитационное моделирование бизнес-процессов также потребуют значительных затрат. В-третьих, у участников проекта неизбежны расходы в сфере реализации кардинально новой конкурентной стратегии, включая внедрение новых бизнес-процессов и обучение персонала.
Так, например, прогнозная оценка затрат на научно-исследовательские работы по проекту реинжиниринга производства грузовых автомобилей КАМАЗ составляет 800 миллионов рублей, а инвестиций в опытно-конструкторские разработки - 5,2 миллиарда рублей. Затраты на освоение производства должны составить не менее 3 миллиардов рублей. Предварительная потребность в инвестициях для организации серийного производства оценивается в 900 миллионов рублей (см. [3]).
Ориентируясь на реинжиниринг, компания «Кориб» кардинальным образом изменяет организацию внутренней среды существующего производства автомобилей КАМАЗ. Это достигается посредством раз-
работки и внедрения новых экономических моделей мотивации персонала, систем менеджмента качества, управления знаниями, рисками и т. д. Повышение эффективности взаимодействия с внешней средой наряду с разработкой SCM-систем и CRM-систем предполагает использование таких финансово-экономических и организационных инструментов, как лизинг (финансовый или оперативный), аутсорсинг, аутстафинг и т. д.
Использование информационных систем в рамках реинжиниринга автомобильного производства повышает качество управления и становится важным фактором обеспечения конкурентоспособности создаваемого семейства грузовых автомобилей КАМАЗ. Однако интеграция CALS-технологий в сферу проектного управления ужесточает требования к качеству интеллектуальных ресурсов.
Инструменты формирования
единой информационной системы
реинжинирингового проекта
Одной из актуальных задач в сфере повышения эффективности управления реинжиниринговым проектом является создание единой информационной системы. Формирование подобной системы предполагает применение специальных методик и инструментов, например CASE-технологий и инструментальных CASE-средств, формирующих совокупность программного обеспечения проекта, в основе которого лежат процессы реинжиниринга. Для создания информационных систем можно опираться на такие инструменты, как BPwin и Erwin (см. [1]).
При использовании BPwin описание бизнес-процессов для их моделирования начинается с определения субъекта моделирования и стоящих перед ним целей, а также выявления «скрытых» проблем, которые могут возникнуть при реализации реинжинирингового проекта. При этом возникает необходимость обмена данными между
различными информационными подсистемами. В связи с этим при разработке моделей новых бизнес-процессов необходимо обеспечить, во-первых, единое информационное пространство для свободного обмена данных внутри информационной системы проекта в реальном режиме времени, во-вторых - гибкость информационной системы, то есть возможность встраивания в нее новых приложений и информационных технологий.
В результате реинжиниринга автопроизводства в имущественном потенциале проектоустроителя начинает увеличиваться доля интеллектуальных ресурсов и активов. Изменяется и соотношение между составляющими интеллектуальных ресурсов. Структура, реализующая реинжиниринговый проект, на постоянной основе либо в режимах аутсорсинга, аутстафинга или лизинга привлекает высококвалифицированный персонал, организует обучение членов проектной команды, развивает систему стимулирования их труда и т. д. Таким образом, у проектоустроителя наряду с увеличением объема интеллектуальных активов увеличивается доля человеческого капитала. Следовательно, реинжиниринг как инструмент повышения эффективности создаваемого автопроизводства ускоряет динамику роста интеллектуального капитала, в частности, таких составляющих, как интеллектуальные активы и человеческий (трудовой)капитал.
Ориентация на реинжиниринг автопроизводства изменяет не только бизнес-процессы создания перспективного семейства автомобилей КАМАЗ, но и организационно-управленческие бизнес-процессы. Следствием этого является появление в имущественном потенциале проектоустроителя элементов организационного капитала. Эти элементы, существуя в виде различных инструкций, методик, руководящих технических материалов и т. д., представляют собой неидентифицируемые интеллектуальные активы.
Формирование информационно-интеллектуального капитала в процессе реинжиниринга
Использование информационных технологий обеспечивает эффективное управление элементами интеллектуального капитала. Эти технологии лежат в основе разработки интеллектуальных информационных систем, включая интеллектуальные базы данных, статические и динамические экспертные системы, самообучающиеся системы, адаптивные информационные системы и т. д. В конечном итоге все эти элементы компания «Кориб» может рассматривать как самостоятельные результаты проектной деятельности, а также как факторы, объединение которых в единую систему генерирует создание качественно новых объектов интеллектуальной собственности в рамках проекта реинжиниринга автомобильного производства.
Интеллектуальные информационные системы на уровне конкретной структуры, участвующей в реализации проекта модернизации производства грузовых автомобилей, решают задачи динамического моделирования. Например, с их помощью можно определить оптимальную последовательность управленческих функций. Решение подобных задач дает возможность сократить время вывода создаваемых автомобилей КАМАЗ нового семейства на рынок. Следствием оптимизации будет являться прирост финансово-экономических показателей, характеризующих эффективность проектной деятельности, включая повышение оборачиваемости финансового и интеллектуального капитала и активов участников проекта.
Применяя в рамках проектной деятельности интеллектуальные информационные системы, можно оптимизировать уровень использующихся в бизнес-процессах различных видов ресурсов. Это, в свою очередь, приводит к минимизации издержек в сфере создания перспективного семейства автомобилей КАМАЗ. Кроме того, интел-
лектуальные информационные системы дают возможность проектировать адаптивные бизнес-процессы, что повышает скорость реагирования на изменения, возникающие на продуктовых рынках, а также на рынках материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. В этой ситуации компания «Кориб» может оперативно отслеживать поведение конкурентов и вносить необходимые коррективы в стратегию проектного управления.
В результате развития долгосрочных взаимоотношений с различными категориями стейкхолдеров у участников проекта реинжиниринга автомобильного производства формируется клиентский капитал. Элементами этого капитала выступают созданные методики и инструкции управления дебиторской и кредиторской задолженностями, инструменты создания потребительской лояльности. Последний элемент особенно важен с точки зрения эффективного функционирования подсистемы менеджмента качества, ключевым элементом которой является формирование лояльности потребителей результатов проекта.
Следствием реинжиниринга производства грузовых автомобилей КАМАЗ является не только реализация качественно новых бизнес-процессов, но и разработка новой системы управления созданным производством. В первую очередь это касается создания подсистем менеджмента качества, управления знаниями, рисками, а также последующей интеграции этих подсистем в единую систему управления. Реинжиниринг является высокозатратным инструментом, поэтому, реализуя стратегию реинжиниринга, необходимо наилучшим образом задействовать факторы его эффективности. Часто эффективность реинжинирингового проекта имеет отложенный характер и обеспечивается за счет формирования у про-ектоустроителя инновационной монополии на рынках создаваемых продуктов. Эта монополия может действовать на достаточно длительном временном интервале, продолжительность которого зависит от степени
новизны и наукоемкости полученных результатов проектной деятельности.
Целесообразность реализации реинжинирингового проекта определяется посредством расчета совокупности динамических показателей эффективности проекта и оценки этих показателей по соответствующим критериям. Наиболее часто используются такие показатели, как чистый дисконтированный доход (Net Present Value - NPV) и внутренняя норма рентабельности проекта (Internal Rate of Return - IRR). Критериями этих показателей являются неотрицательное значение чистого дисконтированного дохода и превышение внутренней нормы рентабельности средневзвешенной стоимости капитала, привлекаемого для реализации проекта.
Заключение
Таким образом, интеграция в бизнес-стратегию реинжиниринга различных информационных подсистем и объединение их в единую систему управления проектом модернизации производства грузовых автомобилей КАМАЗ приведут к увеличению потенциала проекта. Использование этого потенциала выступает основой роста показателей эффективности и результативности проекта. Это означает, что реализация компанией «Кориб» проекта, осуществляемого с применением реинжиниринга бизнес-процессов, в основе которых лежат «прорывные» инновационные разработки, обеспечит ПАО «КАМАЗ» вывод на рынок перспективного семейства автомобилей.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Баранова И. В., Майоров С. В. Формирование цифровой среды инновационно-ориентированной кластерной структуры // Вопросы инновационной экономики. 2017. № 3. Т. 7.
2. Ильин В. В. Реинжиниринг бизнес-процессов с использованием ARIS. М. : Издательский дом Вильямс, 2008.
3. Машиностроительный кластер Республики Татарстан: Значимые проекты территориально-обособленного инновационно-производственного центра «Инно-кам». URL: http://www.opzt.ru/sites/default/ files/files/vopros_8_-_mayorov_s.v._znachi-mye_proekty_innovacionno-proizvodstvenno-
go_centra_innokam.pdf
4. Трахтенгерц Э. А. Компьютерная поддержка формирования целей и стратегий. М. : СИНТЕГ, 2015.
5. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2007.
* * *
м По оценке аналитиков сервиса «Рейтинг новостроек» в про-
РЕИТИНГ шлом году в Москве было продано 552 квартир и апартамен-Н О В ОС Т РО Е К тов' расположенных на высоте 100 и более метров над землей.
Причем почти половина этого объема пришлась на жилые неМОНИТОРИНГ СДЕЛОК ON-LINE боскребы, продажи в которых стартовали в 2017 году. По итогам обработки данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) о заключенных в столице договорах долевого участия, эксперты составили рейтинг самых продаваемых жилых и апартаментных комплексов, в состав которых входят корпуса высотой 100 и более метров.
На сегодняшний день в Москве ведутся первичные продажи в 30 жилых и апартаментных комплексов, попадающих под определение «небоскреб». Согласно международной классификации, в эту категорию входят здания, высота которых превышает стометровую отметку. В 2017 году девелоперская активность в сегменте высотного строительства оказалась довольно высока - на рынок были выведены 8 проектов, высотой более 100 метров. Причем представлены небоскребы как в комфорт-, так и в премиум-классе. Как показало исследование, проведенное аналитиками сервиса «Рейтинг новостроек», в 2017 году в жилых и апартаментных комплексах, в состав которых входят высотные корпуса, было заключено 3 тыс. договоров долевого участия1!!]. А если рассматривать исключительно лоты, расположенные на отметке 100 метров и выше, то таких объектов было реализовано 552 штуки.
При этом стоит отметить, что 13 из 30 столичных небоскребов уже сданы в эксплуатацию. Соответственно, ДДУ в них в настоящий момент не заключаются. Эти проекты были исключены из рейтинга. Также не вошли в рейтинг два высотных жилых комплекса, продажи в которых стартовали в декабре 2017 года.
При составлении рейтинга самых продаваемых небоскребов Москвы аналитики оценивали три параметра: общее количество заключенных в 2017 году ДДУ по всем проектам целиком, количество реализованных квартир и апартаментов на высоте 100 и более метров и соотношение этих двух параметров.
Лидером по общему количеству ДДУ стал жилой комплекс «Центр-Сити» - квартал небоскребов бизнес-класса в Центральном административном округе. За 11 месяцев 2017 года здесь было заключено 652 ДДУ. На второй позиции идет ЖК «Савеловский Сити» - 437 ДДУ. Замыкает тройку «Сердце столицы» с показателем 388 дДу. В топ-5 также вошли проекты «Пресня Сити» и «Level Амурская» - 323 и 312 ДДУ соответственно.
Топ-10 жилых небоскребов Москвы по общему количеству заключенных ДДУ
№ п/п Название проекта Максимальная высота корпусов в проекте, м Количество ДДУ
1 Центр-Сити 174,9 652
2 Савеловский Сити 155,6 437
3 Сердце Столицы 131,6 388
4 Пресня Сити 156 323
5 Level Амурская 130 312
6 Neva Towers 336,9 263
7 Золотая звезда 100 257
8 Маяковский 120 177
9 Селигер Сити 127,5 163
10 Wellton Towers 200 102
Данные «<Рейтинг новостроек»
1 Здесь и далее данные приведены за период с января по ноябрь 2017 года включительно. На момент написания материала итоги декабря прошлого года Росреестр еще не опубликовал. Окончание на с. 21