Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмана»
Д.В.ГАВРИЛОВ, С.И.КЕМПИ, И.П.ДУДАНОВ,
Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН, г. Петрозаводск
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УГЛУБЛЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
Реализация национального проекта «Здоровье» предусматривает улучшение оказания медицинской помощи. Основные приоритеты этого проекта общеизвестны:
♦ развитие профилактического направления медицинской помощи;
♦ развитие первичной медицинской помощи;
♦ обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
♦ управление проектом и его информационная поддержка.
Прежде всего задачи проекта ставятся перед первичным звеном здравоохранения — амбулаторной терапевтической службой. Они выражаются в виде иммунизации населения, профилактике, выявлении и лечении инфицированных вирусом иммунодефицита человека, вирусным гепатитом, дополнительной программе диспансеризации работающего населения. Помимо этого, на амбулаторное терапевтическое звено легла обязанность мониторирования численности прикрепленного населения, в том числе инвалидов, более строгого подхода к ведению диспансерного наблюдения, составления ежеквартальной дополнительной отчетности. Для соответствия комплектации прикрепленного населения до установленных норм в некоторых районах прошел процесс укрупнения терапевтических участков. Все эти события наложили дополнительные обязанности на врачей и медсестер. Это приводит к интенсификации приемов, увеличению количества пациентов, уменьшению времени на обслуживание пациента, усложнению отчетности. Открытым остается вопрос об эффективном управлении и контроле новых функций.
Углубленные медицинские осмотры (УМО) работающего населения с вредными производственными факторами являются одной из составляющих частей национального проекта «Здоровье». Они направлены на раннее выявление и эффективное лечение социально значимых заболеваний, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения России. Нормативной базой для УМО является Приказ Минздравсоцразвития России № 188 от 22 марта 2006 г.
Стандарт диспансеризации работающих граждан УМО предусматривает осмотр определенного перечня специалистов и лабораторные и функ-
© Д.В.Гаврилов, С.И.Кемпи, И.П.Дуданов, 2007 г.
' 20 ! ! ! ! ! : 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !! SI !!!!!!!!!! ! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здревоохренения
и социельной сферы в регионех России:
проблемы координеции и информеционного обмене»
www.idmz.nu 2007, № 4
циональные исследования. Этот стандарт превышает как по числу специалистов, так и по дополнительным методам обследования общепрофилактические стандарты. В итоге осмотров формируются группы здоровья, определяющие тактику дальнейшего ведения пациента.
Медицинский центр г. Кондопоги обслуживает многотысячный коллектив работников крупного промышленного предприятия. Ежегодно в поликлинике Центра проходят профосмотры, согласно приказу М3 РФ № 90 от 14 марта 1996 г., до 3,5 тыс. работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Наше участие в программе УМО началось с 4-го квартала 2006 г. При этом планируемое количество пациентов по УМО превышало на 300% плана по проф-осмотру до конца года, что наложило на сотрудников поликлиники повышенные обязанности по воплощению этой программы.
Для реализации поставленной задачи были необходимы:
♦ мобилизация трудовых ресурсов поликлиники;
♦ эффективная система для сбора, анализа и учета потоков информации УМО;
♦ жесткий контроль над всеми этапами осмотров;
♦ быстрое и адекватное принятие управленческих решений.
Для комплексной реализации поставленных задач мы
решили в рамках используемой медицинской информационной системы (МИС) «Кондопога» (http://iskondopo-ga.snw.ru) разработать специализированный электронный документ для УМО, который должен включать в себя все необходимые сведения для отчетности за конкретного пациента и отвечать следующим требования:
♦ возможность составления на его основе промежуточных (оперативных), окончательных отчетов, в том числе о невыполненных работах;
♦ повышение скорости получения необходимой информации;
♦ минимальное заполнение медицинским персоналом;
♦ наглядность и простота предоставляемой информации.
Основой для этого документа стала «Карта учета дополнительной диспансериза-
ции (дополнительного медицинского осмотра)» (далее «Карта») из Приложения № 2 Приказа № 188 от 22 марта 2006 г. Разработанный документ создается на каждого пациента программы УМО в «законченном случае», который мы назвали «Дополнительная диспансеризация» (рис. 1). Заведение как этого документа, так и самой «Карты» не требует участия медицинского персонала и может заводиться медицинским регистратором. «Карта» первично заполняется также медицинским регистратором и, согласно учету уже существующих актуальных врачебных осмотров и обследований, пациент направляется на осмотр.
Заполнение «Карты» осуществляется автоматически. «Карта» анализирует необходимый ряд электронных медицинских документов «амбулаторной карты пациента, про-
>
Рис. 1. Амбулаторная карта со случаем дополнительной диспансеризации
■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ '.лллл-Тлллл- 21 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11
'■ и информационные
технологии
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмана»
ходящего УМО. Хочется подчеркнуть, что для этого необходимо использование комплексной МИС, где возможно автоматическое получение паспортных данных, анализ системой результатов осмотров врачей, дополнительных методов обследования и т.д.
«Карта» состоит из нескольких разделов. Все пас-
портные данные (рис. 2) заполняются автоматически, единственное, что нам необходимо было заполнять вручную, — стаж работы пациента во вредных условиях.
Вторая часть «Карты» аккумулирует в себе факты осмотров врачей, даты их проведения, ссылки для быстрого перехода в эти
Рис. 2. Карта учета дополнительной диспансеризации. Паспортная часть.
Длины* *t#CHDipja *#1Ч*Й гр|-ШНШШС1в*
Км pptitnt pirintl-py Дл* KHBipj ДНнКТЬ ч:
• Р Т*р»П#*Г iuln яот «г
• Р Htt*uur 13 1*04 1*0!
• Р yj-utw а КЦГ2НГ V
е Р Х-РП* 0 IBiHMOr Щ.Г
• Р 0 IB'НМ г
• Р :)нв гчрцк.нг ■НИ □ 1*04 ЖТ -*.Г
р г ЛсртЧТЖГ Г Дал спвдынсч D 1*04
Рис. 3. Карта учета дополнительной диспансеризации. Отчет о врачебных осмотрах.
документы (рис. 3). Если компьютер находит необходимый документ врачебного осмотра, то в соответствующей строке появляется зеленый кружок, что способствует быстроте и наглядности анализа информации раздела. Опираясь на дату осмотра, для анализа актуальности сроков автоматически происходит расчет давности врачебного осмотра в месяцах.
Подобным же способом заполняется 3-я часть «Карты», включающая в себя данные выполненных обследований (рис. 4).
Результаты осмотра
заключены в последней части «Карты». При этом кодировка и формулировка диагноза автоматически вставляются из документов врачебных осмотров, указывается группа состояния здоровья, дата завершения осмотра, после чего подписывается данный документ (рис. 5).
Резюмируя изложенное, хотим отметить, что нашим врачам необходимо было вручную отметить лишь стаж работы, группу здоровья, дату завершения осмотра, на что требовалось несколько секунд. Завершение работы врача с данным документом стало возможно непосредственно во время приема пациента, не оставляя оформление документации «на потом».
Для эффективного контроля работы с УМО необходимо, чтобы все «Карты» (только
' 22 ! 1 ! 1 1 : i i i i ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ !! SI !!!!!!!!!! ! 1 1 i i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ ! i ! i i ! i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1
Информационные системы муниципального здравоохранения
www.idmz.nu
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмана»
2007, № 4
iljHHU* 4 IUI
Й1ПМ11И11
f I? =jiP-4.'hfm4 44ЙЛ
• Р Cii«4i4v
^ Р «Ы II pfHn
^ Р вКчн
f Г Ц ■IMJ.-LTp J
f р Оьоддофм
ЛГ’ПММШЯШ» |+СЛ44,('иНМ4
Г Hurt*}*
Г УЭ« Г**ИГ>4^41ЧМ«* Г УЭН щл1ф*п£н|>н Г fyK*-#44 ЫкГ*нрИ Г Jfcf.
P*nfMT41
•4Г4«+-5Г1 + И“П Лрмап>.
f4*]rfUI*ll4 itgirar 1*44. MflP V'WiW ngiMgr
1ЯППШ
Dl«!№
■ 4J OJ 'J
OJ
M
Рис. 4. Карта учета дополнительной диспансеризации. Отчет о выполненном обследовании
что созданные или полностью заполненные и подписанные) оперативно анализировались. Для этого в разделе «Паспорт участка» электронных журналов МИС «Кондопога» был создан подраздел «Дополнительная диспансеризация» (рис. 6). Он содержит оперативную информацию по всем существующим в базе «Картам». Эта информация включает в себя общее количество «Карт»; сортировку по датам, врачам, цехам; «Карты», отвечающие требованиям для включения в реестр для Фонда социального страхования; «Карты», включенные в реестр.
Особый интерес представляет возможность проанализировать «Карты» на предмет отсутствия в них необходимых врачебных осмотров или
обследований. По условиям УМО, если хотя бы 1 из 13 обязательных обследований отсутствует, то данная карта не может быть внесена в реестр для Фонда социального страхования, и соответственно осмотр этого пациента не будет Фондом опла-
чен. Поэтому нами была предусмотрена возможность составления как «Карт-должников», так и долгов по видам обследований (рис. 7). Если пациент не выполнил какое-либо обследование, то он повторно приглашался в поликлинику, если ошибка
Рис. 5. Карта учета дополнительной диспансеризации. Результаты УМО
■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ___ ■ лллллл^Л 23f _ , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
РЧН
Информационные системы муниципального здравоохранения
1 и информационные
технологии
>
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмана»
Рис. 6. Получение оперативной информации по УМО
Рис. 7. Получение оперативной информации по видам обследований
возникала по вине медицинского персонала (например, документ врачебного осмотра забыли завести), то она быстро устранялась самим доктором.
Таким образом, проведение УМО с помощью специализированного электрон-
ного документооборота нам позволило:
1) не потерять ни одной «Карты»;
2) оперативно предоставлять информацию о результатах УМО в Фонд социального страхования;
3) максимально разгрузить медицинский персонал от статистической отчетности и иной «бумажной» работы;
4) выполнить полугодовой план осмотров за 2,5 мес.
' 24 ! ! ! ! ! : 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !! SI !!!!!!!!!! ! 1 1 i i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1