N93(15)2008
В.М. Белый
Информационные технологии: предмет изучения и инструмент образовательного процесса
Статья посвящена рассмотрению различных аспектов изучения и использования информационных технологий в образовательном процессе. В числе прочих затронут вопрос обеспечения качества высшего образования, решение которого автор связывает с построением учебного плана. Затронуты также тестирование знаний, целесообразность и организация этого процесса на различных этапах обучения. Автор считает, что проблемы, поднятые в статье, в настоящее время не имеют однозначного решения, и приглашает заинтересованных лиц к обсуждению.
На современном этапе развития общества человека повсюду сопровождают электронные (компьютерные и коммуникационные) технологии и информационные системы. Они стали неотъемлемой частью современной продукции и основой предоставляемых сервисных услуг. Без информационных систем и технологий стало невозможно организовать успешную работу предприятий. Они активно внедряются во всех сферах деятельности — в процессы проектирования, конструирования, технологической подготовки и производства продукции, планирования, учета, контроля работ, анализа их результатов [1].
Информационные системы и специалист по ИТ
Указанные выше обстоятельства определяют необходимость подготовки соответствующих специалистов в вузах. В настоящее время обучение студентов любой специальности невозможно без практических занятий по ознакомлению с различными информационными системами (ИС) и информационными технологиями (ИТ). Это не дань моде. Например, нельзя подготовить бухгалтера, не обучив его работе с пакетом 1-С. В некоторых вузах проводятся занятия по курсу «ЭВМ в психологии». И, конечно,
нельзя представить подготовку студентов по такой специальности, как «Прикладная информатика», без обучения различным информационным системам и технологиям — здесь уже имеет место аспект разработки информационных технологий, а квалификация пользователя у такого выпускника имеется, что называется, «по умолчанию».
Однако в данной статье ИТ рассматривается не только как объект разработки, но и как современное «орудие производства» прикладных специалистов различного профиля.
В настоящее время практически во всех вузах широко применяются программные продукты типа Microsoft Office. В качестве первоначального знакомства учебные курсы по информатике, которые читаются на всех факультетах, включают обязательное изучение возможностей Word, Excel, PowerPoint, Access. При изучении вычислительных сетей студенты знакомятся с пакетом Visual Basic (сетевой вариант на несколько ПК). Все чаще при проведении занятий (не только по точным наукам) преподаватели используют возможности таких пакетов, как Matlab, Maple, Mathcad, LabVien.
Более сложные программные продукты изучаются на курсах применения ИС (ИТ)
124
И93(15)2008
в бизнес-процессах. Планирование ресурсов организации является одним из самых сложных классов прикладных информационных систем. Основная задача таких систем — автоматизация планирования производственных, финансовых и иных ресурсов организации. Эти системы отличаются наличием мощных оптимизационных алгоритмов, позволяющих значительно повысить эффективность планирования. Основу этих алгоритмов составляют алгоритмы оптимального планирования стандарта MRP [2].
Каким же информационным системам должно быть уделено внимание в процессе обучения специальностям, связанным с применением различных ИС? С какими системами, в свою очередь, может быть знаком преподаватель вуза? Приведем перечень некоторых наиболее используемых информационных систем по классификации [3, 4].
Системы электронной коммерции:
• ATG Dynamo Commerce Server —
предоставляет клиентам индивидуальный сценарий работы в проведении транзакций и маркетинга;
• Customer Interaction System — поддерживает функции сбыта, управления сервисами контента и каталогом, анализа, персонализации и возможности осуществления транзакций;
• One-to-one Enterprise E-commerce — имеет развитые возможности по управлению транзакциями и обработке заказов;
• WebSphere Commerce Suite — представляет собой полный пакет программных продуктов электронной коммерции, обслуживающих сбыт;
• Intershop Enfinity — является мощным приложением в области сбыта и услуг через Интернет;
• Allaire Spectra — представляет собой систему управления WEB-контентом для электронной коммерции на масштабируемой платформе;
• Commerce Exchange — предоставля- '5 ет возможности решения вопросов сбыта J для производственных и розничных компаний;
• OrderManager — поддерживает для одного заказа различные даты доставки, адреса, направления счетов оплаты.
Финансовые системы фондового рынка и банковской сферы:
• Quick-Брокер, NttInvestor, ИТС-Бро-
кер — предоставляют доступ к биржевым торгам через Интернет.
ERP-системы:
• крупные интегрированные системы управления — Axapta, Navision, Attain, SAP R/3, Baan, Oracle Applications;
• средние интегрированные системы — Scala, People soft, SyteLine, Mfg-Pro;
• малые интегрированные системы — Platinum, PRO/MIS, SunSystems, Галактика, Парус;
• локальные системы — Альт, 1С, Инфин, Бэст, Турбо-Бухгалтер, Инфо-Бухгалтер.
Управленческие системы (CALS-систе-мы):
• анализ финансового состояния — Audit Expert, Альт-финансы, Аналитик, АДП;
• инвестиционный анализ — Project Expert, Альт-инвест;
• подготовка бизнес-планов — Project Expert, Альт-инвест;
• маркетинговый анализ — Касатка, Marketing Expert;
• управление проектами — Ms Project, Open plan;
• бюджетирование — Hyperion, Pillar, Контур Корпорация, Бюджет;
• финансовое управление — Oracle Financial Services Applications, Контур Корпорация;
• прогнозирование деятельности предприятия — Forecast Expert, Альт-Прогноз.
125
N93(15)2008
Системы автоматизированного проектирования технических систем (SCADA-сис-темы):
• SolidWoras — система автоматизированного проектирования и управления инженерными данными;
• Trace Mode — широкий набор средств программирования задач АСУТП и бизнес-приложений АСУП;
• Lab Vien — программные средства моделирования, прототипирования и тестирования электронных схем;
• VisSim — система блочного визуально-ориентированного имитационно-математического моделирования;
• Multi Sim — моделирование динамических систем, мощный инструментарий графического программирования;
§ • Acad — создание, исследование и мо-Ц дификация геометрических моделей объек-
& тов. g
! Системы проектирования систем управ-
Ё ления (CASE-средства):
со
0
to
Л • AllFusion Process Modeler (ранее —
® BPwin) — моделирование бизнес-процес-
! сов; s
è^ • AllFusion ERwin Data Modeler (ра! нее — ERwin) — моделирование баз дан-■s ных и хранилищ данных;
1 • AllFusion Data Model Validator (ра-Ё, нее — ERwin Examiner) — проверка § структуры СУБД и моделей, созданных
в ERwin;
<| • AllFusion Model Manager (ранее —
^ ModelMart) — среда для командной работы
I проектировщиков;
¡ • AllFusion Component Modeler (ра-¡3 нее — Paradigm Plus) — моделировала ние приложений и генерация объектного ! кода;
§ • Rational Rose — моделирование
J бизнес-процессов и компонентов приложе-
■Ц ний;
sí • Rational Suite AnalystStudio — пакет для аналитиков данных;
126
• Oracle Designer — моделирование бизнес-процессов и баз данных.
Конечно, не каждый вуз в состоянии иметь у себя в арсенале все перечисленные системы. Скорее всего, это и не требуется. Достаточно иметь описание систем, их функциональных возможностей и принципов работы. Для более глубокого изучения различных ИС неплохо иметь их демо-версии. Тогда студенты могли бы на практике познакомиться с этими системами. Да и реклама производителю программного продукта будет обеспечена. Кто же, как не выпускник вуза, изучивший различные ИС, может грамотно представить ту или иную систему? Нельзя исключать и вероятность того, что сегодняшние выпускники могут стать в будущем специалистами фирмы-разработчика. Для этого необходимо решить вопросы о возможном сотрудничестве вуза с фирмой-разработчиком (совместные разработки, практики). Здесь интерес фирмы-разработчика заключается в том, что отдельные этапы разработки программного продукта (анализ предметной области, постановка задачи, проектирование, программирование) студенты могут выполнять в своих курсовых работах и дипломных проектах. Таким образом, работодатель имеет возможность участвовать в подготовке специалиста непосредственно для своей фирмы. Однако, к сожалению, разработчики систем неохотно соглашаются даже на поставку учебных материалов в вузы. А жаль! По мнению автора, обоюдная польза очевидна.
Учебный процесс подготовки специалиста по ИТ
Рассмотрим в общем виде последовательность преподавания дисциплин на примере подготовки специалистов по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Вариант такой последовательности с предложением распределения по семестрам (при пятилетнем обучении) представлен на рис. 1.
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ________—
-^ №3(15) 2008
Обозначения на графе: 1 — «Общая информатика»; 2— «Информационные системы»; 3 — «Информационные технологии»; 4 — «Операционные системы, среды и оболочки»; 5 — «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»; 6— «Программирование»; 7— «Высокоуровневые методы информатики и программирования»; 8 — «Разработка и алгоритмизация программного обеспечения»; 9 — «Виды обеспечения ИС»; 10 — «Базы данных, СУБД»; 11 —«Администрирование сетей»; 12 — «Информационное обеспечение бизнес-планирования»; 13 — «Моделирование ИС и ИТ»; 14— «Проектирование ИС»; 15— «Эффективность ИС и ИТ»; 16 — «Информационные системы по отраслям»; 17 — «Предметно-ориентированные ИС».
Рис. 1. Граф последовательности изучения дисциплин
В соответствии с последовательностью, представленной на рис. 11, на начальном этапе обучения студенты знакомятся с компьютером, осваивают такие понятия, как «данные» и «информация», «информатика» и «бизнес-процессы». Затем подробно изучают возможности основных компонентов Microsoft Office:
• Word — подготовка и редактирование текстов, таблиц, процедуры манипулирования с текстами или фрагментами текстов;
• Excel — подготовка электронных таблиц, использование макросов и расчетных функций, формирование элементарных баз данных;
• PowerPoint — подготовка различных презентаций, включая процедуры создания рисунков;
• Access — формирование баз данных, конструирование систем обработки данных, построение и работа СУБД.
При изучении информационных систем и информационных технологий студенты знакомятся с классами ИС и общей теорией построения ИС. Следующий этап — изучение дисциплин «Операционные системы, среды и оболочки» и «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации». После этого студенты изучают программирование — непосредственно языки программирования, разработку алгоритмов программ и высокоуровневые методы программирования. Набор языков может быть различный: Фортран, Бейсик, С+ + , Delphi и т.п. Параллельно осваивается «Разработка и алгоритмизация программного обеспечения». Следующий курс — изучение видов обеспечения ИС и баз данных, включая принципы построения и использования локальных и сетевых СУБД.
После общего курса знакомства с информатикой студенты приступают к изучению вопросов администрирования сетей.
1 Приведенная схема представляет собой один из возможных вариантов структурно-логической схемы учебного плана по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Конкретный вариант реализации образовательной программы зависит от имеющихся в распоряжении вуза ресурсов. — Прим. ред.
127
N93(15)2008
Одновременно могут преподаваться специализированные дисциплины экономики (изучение предметной области по отраслям), включая информационное обеспечение бизнес-процессов (бизнес-планирования, прогнозирования, управления и т.д.). Затем студенты обучаются имитационному моделированию как непосредственно этих процессов, так и используемого в этих процессах инструментария — ИС и ИТ. Это позволяет в дальнейшем осознанно (применяя знания по моделированию) изучать вопросы проектирования автономных и сетевых ИС. Заключительным этапом пройденного курса обучения является дисциплина «Эффективность ИС и ИТ» (оценка эффективности создания и применения ИС и ИТ). И наконец, студенты — как будущие специа-§ листы по прикладной информатике — изу-Ц чают ИС по отраслям экономики и пред-& метно-ориентированные ИС. Это могут | быть банковские, налоговые, справочно-| правовые, бухгалтерские ИС и т.д. Здесь К рассматриваются особенности функцио-§ нирования и применения ИС в отрасли эко-
¡^ номики. чэ
® Особенностью представленной после-| довательности является постепенное по-^ гружение студентов в процесс овладения | знаниями — от общего представления о ИС и ИТ к более детальному их изучению. | Обеспечивается последовательное изучение последующих дисциплин на основе по-§ лученных знаний без дублирования или по-§ вторения.
<| Несколько упрощенно весь процесс ^ обучения ИС можно сравнить с изучени-| ем грузового автомобиля. Вначале пре-| подают устройство автомобиля — двига-¡3 тель, ходовая часть, принципы крепления § кузова (по аналогии — состав и возмож-| ности ИС). Затем обучают возможности § и особенностям применения автомобиля — перевозка колбасы, хлеба или мебели ■Ц (по аналогии — возможности и особен-5а ности применения ИС по отраслям экономики).
128
В результате изучения всех дисциплин выпускник должен получить профессиональные компетенции, которые позволят ему:
• разработать постановку задачи на проектирование системы, сформулировать требования к ней;
• проанализировать, систематизировать и разработать концептуальную модель предметной области, структуру и состав базы данных;
• выбрать наиболее эффективный язык программирования, наиболее эффективную СУБД для конкретного приложения;
• определить особенности и разработать эффективную траекторию процесса обработки входной информации;
• определить особенности и разработать эффективную траекторию процесса генерации выходной информации;
• проанализировать возможности применения или усовершенствования готовой ИС.
Если, например, бухгалтеру необходимо выполнить некоторую проводку, то специа-лист-информатик должен подготовить ИС, обеспечивающую эту проводку в базе данных предприятия.
Таким образом, на основании полученных знаний выпускник вуза по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» подготовлен принять участие или возглавить работы по эскизному и рабочему проектированию ИС и их сопровождению.
Привлекательность представленного подхода к подготовке специалиста, по мнению автора, заключается в том, что вуз может оперативно реагировать на требования рынка — при необходимости менять только дисциплины специализации (блоки 16 и 17 на рис. 1), сохраняя неизменной базовую подготовку. Вероятно, в усеченном виде такой базовый курс мог бы подойти и к подготовке специалистов по специальностям, предусматривающим в процессе обучения
№3(15)2008
курсы изучения прикладной информатики. Но этот вопрос подлежит отдельной проработке.
Применение ИТ в процессе обучения специалиста-информатика
Тестирование на вступительных экзаменах. К применению тестирования для контроля знаний (рис. 2) у автора неоднозначное отношение. Если абитуриент не может ответить на какой-либо вопрос, то с помощью дополнительных и наводящих вопросов преподаватель может определить, есть ли знания. В этом случае оценка преподавателя объективна. При тестировании такой оценки быть не может. Формализм не может быть объективным.
Выделим две группы предметов: гуманитарные (русский язык, история и т. п.) и точные (математика, информатика и т.п.). Для первой группы однозначные ответы типа «да» или «нет», как и односложные ответы, не могут дать объективной оценки знаний. Это очевидно. Например, по истории абитуриент должен рассказать о событии, а не угадать, произошло или нет это событие. По русскому же языку грамотность
Рис. 2. Преподаватели Королёвского института управления, экономики и социологии доценты В.М. Белый (на переднем плане) и А.Д. Донской знакомятся с системой тестирования в ФГОУ ВПО «Саровский государственный физико-технический институт»
можно оценить по расстановке знаков препинания в предложении или в отрывке текста, по определению правописания совокупности слов. Для второй группы возможны однозначные ответы. Но только возможны. При решении задачи или доказательстве теоремы не учитывается процесс решения, а абитуриент может предложить оригинальный способ, не учтенный тестом. Кроме того, в процессе решения способный (нельзя исключить, что талантливый!) абитуриент может допустить самую тривиальную описку, а результат — тест не сдан.
Таким образом, к тестированию необходимо подходить внимательно. По мнению автора, при тестировании у абитуриента ограничены возможности по изложению материала, а у преподавателя — по выяснению глубины знаний абитуриента, его способности логически мыслить. Можно рассмотреть несколько тестов по одной теме, т. е. проверить знание вопроса с разных сторон, разработать систему наводящих или дополнительных вопросов. Однако подготовка тестовых систем, учитывающих рассмотренные аспекты, достаточно сложна и дорога.
Процесс обучения. Об использовании ИТ в процессе обучения опубликовано достаточно много работ. Прежде всего, ИТ применяется при подготовке в электронном виде лекций, домашних заданий, контрольных и курсовых работ, их можно раздать студентам на первом же занятии по дисциплине. Отменяются ли при этом аудиторные занятия, лекции? Наверное, нет. Скорее, занятия приобретают новое качество. Организационно это могут быть или семинарские занятия, или консультации, или, наконец, индивидуальные занятия. Такой подход к проведению занятий не нов. Во многих вузах лекционные материалы доступны студентам в составе мультимедийных курсов, а на аудиторных занятиях преподаватели проводят их обсуждение. При этом предполагается, что усвоение ма-
I
иа
129
N93(15)2008
териала в данном случае будет успешнее. При традиционном чтении лекций студент в основном конспектирует лекции преподавателя, и осознание материала небольшое. Новые возможности (использование ИТ) и соответственно новые требования к проведению занятий требуют пересмотра традиционного подхода к обучению, разработки совершенно других методических материалов, возможно, корректировки содержания лекций, практических занятий и семинаров.
В настоящее время в литературе широко освещаются вопросы дистанционного обучения, рассматриваются варианты обучения в режимах on-line и off-line. В режиме on-line преподаватель и студент непосредственно общаются. В режиме off-line вопросы студентов накапливаются на сервере ву-§ за, и к определенному дню преподаватель Ц готовит на них ответы. Конечно, идеальный & вариант — телеконференция (телесеми-I нар).
| При организации обучения с применени-К ем электронных учебных материалов от-§ крывается практически безграничное поле Л для творческого поиска преподавателей. ® Для этого вуз должен быть соответствую-I щим образом технически оснащен: необхо-ji димо иметь средства разработки электрон-| ных учебных курсов, а также средства свя-ss зи со студентами через локальную или гло-=§ бальную сеть.
Однако автор весьма настороженно от-§ носится к дистанционному обучению в об-§ ласти специальных негуманитарных дисци-<| плин. Можно подготовить материалы по ^ правилам дорожного движения и устройст-| ву автомобиля, но как дистанционно обу-I чить вождению? Ведь сложность заключа-jS ется в том, что не каждый программный § продукт доступен широкому кругу пользо-! вателей. Достаточно сложно обучать моде-§ лированию, проектированию и другим по-J добным дисциплинам, когда необходимо ■§. непосредственно у ПК показывать студен-sa ту те или иные возможности программного пакета. И, наверное, самое главное — ли-
130
цензионные пакеты с демоверсиями позволяют подключить, как правило, не более 15 пользователей. При этом не каждая версия позволяет дистанционное использование. И не каждый пакет может быть передан студентам для самостоятельного (вне вуза) использования. Здесь важным фактором является защита авторских прав. Многие программные продукты, в том числе и демоверсии, имеют ключи, ограничивающие и количество пользователей, и время использования. Автор не встречал в литературе описания реализованного способа дистанционного обучения какой-либо ИС.
Можно много говорить о достоинствах и преимуществах дистанционного обучения, подвести солидную теоретическую базу. При этом нельзя не согласиться с тем, что при дистанционном обучении может быть значительно расширена аудиторная база и для первичного образования, и для второго высшего образования, и для повышения квалификации. Несомненно, увеличивается возможность получения знаний не только из лекций преподавателя. В то же время при дистанционном и самостоятельном изучении роль преподавателя возрастает — особенно в качестве руководителя и консультанта.
Автор не согласен с высказыванием д.пед.н., профессора Московского института содержания и методов обучения РАО Е.С. Полат [5]: «Мы часто говорим о высокой эффективности советской системы образования. И это действительно так. Система образования, обучения была разработана гениально под те задачи, которые в то время стояли перед нашим обществом. Людям нужны были знания — вся дидактика работала на то, чтобы разработать эффективную концепцию усвоения и передачи опыта, накопленного человечеством. Такие концепции (их было много) были разработаны и успешно применялись, давая неплохие результаты. Но лишь отдельные из них (В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили) делали
№>3(15)2008
попытку выйти за рамки усвоения и попытаться развивать мышление учащихся. Такая задача обществом просто не ставилась. Обществу не нужны были самостоятельно мыслящие люди, умеющие принимать решения и работать с информацией (Выделено автором. — Ред.). Нужны были в основном надежные, знающие исполнители. И система образования этот заказ блестяще исполняла. Теперь ситуация изменилась. Человеку приходится на каждом шагу самостоятельно принимать разнообразные решения, ему приходится работать с информацией из разных источников, оценивать эту информацию, применять полученные знания в нетипичных ситуациях, решать постоянно возникающие проблемы. Одних знаний уже не хватает. Нужен иной подход к системе образования, иная концепция».
Автор учился в вузе в начале 60-х годов по специальности АСУ. Во время обучения преподаватели немало усилий прилагали к системному изучению дисциплин, учили искать необходимую информацию из разных источников. Однако возможности поиска были ограничены вузовскими и публичными городскими библиотеками. В дальнейшем там, где трудился автор, прежде всего поощрялись творческие личности, умеющие мыслить, самостоятельно искать и находить требуемую информацию, умеющие самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. У неактивных, немыслящих и уж тем более мало знающих работников не было карьерного роста. А чем же требования сегодняшнего дня отличаются от тех, «советских»? И тогда, и сегодня нужны мыслящие, способные принимать решения в различных ситуациях. И тогда, и сегодня ценятся и требуются знания. Как можно мыслить о «чем-то», не имея знаний об этом «чем-то»? По мнению автора, особенность сегодняшнего обучения заключается в использовании тех расширенных технических возможностей, которые предоставляют наука и техника. Это не означает, что сегодня сту-
дент должен научиться мыслить и искать '5 информацию, а не должен получить глубо- ^ кие «по-советски» знания. Этому всему необходимо учить в комплексе. В настоящее время ареал требуемых знаний шире. Об этом можно судить хотя бы по перечню приведенных ИС, который совершенно не сравним с перечнем ИС 60-х ни по количеству, ни по функциональным возможностям. Задача обучения мышлению, поиску знаний и самостоятельному принятию решений стояла и будет стоять перед образованием. Реформа же заключается в изменении процесса обучения с учетом и применением возможностей различных ИТ.
Тестирование при текущем приеме экзаменов, зачетов или промежуточном контроле знаний. Единых тестов по специальностям сегодня не существует. Каждый вуз самостоятельно разрабатывает свою, уникальную информационную систему подготовки тестов и методы организации проведения тестирования. При этом в большей степени учитываются специфика вуза и профессионализм преподавателя. Очевидно, можно разработать некоторые общие для разных вузов (по отдельным специальностям) программные средства подготовки и проведения тестирования, как и сами тесты. Это достаточно сложная работа, которая, как представляется автору, должна быть выполнена под управлением соответствующего УМО.
Что касается эффективности электронного контрольного тестирования, то здесь позиция автора такая же, как и при электронном тестировании на вступительных экзаменах. Применение электронных тестов на зачетах и экзаменах отличает формальный подход к оценке знаний. Можно ли при помощи стандартного теста объективно оценить знания? Наводящими вопросами преподаватель может вытянуть студента на положительную оценку, если тот что-то знает. В то же время известно, что дополнительным вопросом оценку
131
№>3(15)2008
§
!
е §
I?
К <0 со о со
8.
0 к
1
I *
§ к
I
I к
I
I
0 §
1
можно понизить. Золотую середину определяет преподаватель, который учитывает работу студента в течение семестра. Конечно, оценку знаний преподавателем можно назвать субъективной. Но она более объективна, нежели формальная оценка при тестировании (в некотором смысле при угадывании ответа). Может быть, данное утверждение неверно, но доказательства обратного автор в литературе не встречал.
Можно рассмотреть такой вариант тестирования. Для активизации работы студента2 тестирование проводится 2 раза и более в семестре. Преподаватель готовит короткие тесты по небольшому объему пройденного материала — примерно как в учебниках, где в конце раздела помещаются контрольные вопросы. Перед занятием преподаватель проводит «блиц-контроль» знаний. Такой способ тестирования автору известен, и он дает свои результаты. Но не получится ли в этом случае повторение школьных методик проведения занятий? Хотелось бы узнать другие оценки эффективности тестирования и подходы к его проведению. Может быть, стоит увеличить количество отчетов по домашним заданиям или количество рефератов, в которых студент действительно раскрывает свои способности и показывает знания? Естественно, автор отнюдь не выступает против тестирования как одного из вариантов контроля знаний. Автор против безальтернативного применения этого способа контроля под флагом объективности3.
ИТ в учебном процессе и нагрузка преподавателя
Учитывая сказанное выше и исходя из реалий сегодняшнего дня, необходимо пересмотреть оценку оплаты «второй половины дня» преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин, следует пересмотреть типовые нормативы учета нагрузки в конкретном вузе. Несколько иной подход должен быть к определению нормативов нагрузки преподавателей при внедрении и проведении обучения и контроля знаний с помощью электронных материалов4. Нельзя не учитывать, что дистанционные обучение и контроль знаний при стремительно развивающемся процессе информатизации общества — это реальная, необходимая и неизбежная перспектива высшего образования. К этому надо готовиться сегодня.
Список литературы
1. Белый В.М. Конференция в Королевском институте управления, экономики и социологии (репортаж) // Прикладная информатика. 2007. №4(10).
2. Бизнес-планирование/Под ред. В.М. Попова, С. И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2003.
5. Полат Е.С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения. http//www.dictionary.fio.ru
Механизм тестирования является также весьма эффективным инструментом студенческого самоконтроля текущего уровня знаний по дисциплине, он помогает в подготовке к мероприятиям промежуточной аттестации. В связи с этим достаточно обширная тестовая база по каждому учебному курсу должна быть доступна студенту в любой момент, а не только по инициативе преподавателя. Особенно эффективными являются адаптивные механизмы тестирования, усиливающие мотивацию учащихся к интенсивному получению знаний. — Прим. ред.
3 К сожалению, зачастую применение ИТ в образовательном процессе из средства, призванного повысить эффективность обучения, в некоторых случаях превращается в самоцель и приводит к прямо противоположным результатам. — Прим. ред.
4 Актуальным также является вопрос оплаты не только использования, но и создания мультимедийных учебных материалов, которое представляет собой достаточно сложный комплекс работ, включающий научно-методический и технологический аспекты. — Прим. ред.
132