Научная статья на тему 'Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков'

Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ / НАРКОКОНТРОЛЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / EMPLOYEES / DRUG ENFORCEMENT / INFORMATIZATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Александр Рудольфович, Романов Дмитрий Александрович, Шапошникова Татьяна Леонидовна

Цель исследования разработка информационных технологий переподготовки сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Экспериментальная работа подтвердила эффективность интеграции дидактических и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков Александр Рудольфович, Романов Дмитрий Александрович, Шапошникова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies of the retraining of employees of Federal Agency of the Russian Federation on control over drug trafficking

The research objective development of the information technology of retraining of employees of Federal Agency of the Russian Federation on control over drug trafficking. Experimental work has confirmed efficiency of integration of the didactic and information technologies.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»

УДК 378.147

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА

ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Александр Рудольфович Ушаков, полковник,

Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за

оборотом наркотиков,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, профессор, Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физикоматематических наук, профессор,

Кубанский государственный технологический университет

г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка информационных технологий переподготовки сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Экспериментальная работа подтвердила эффективность интеграции дидактических и информационных технологий.

Ключевые слова: сотрудники, наркоконтроль, информатизация, компетенции.

INFORMATION TECHNOLOGIES OF THE RETRAINING OF EMPLOYEES OF FEDERAL AGENCY OF THE RUSSIAN FEDERATION ON CONTROL OVER

DRUG TRAFFICKING

Alexander Rudolfovich Ushakov, the colonel,

Regional government of Federal Agency of the Russian Federation on control over

drug trafficking,

Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Tatyana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor,

The Kuban State Technological University Krasnodar

Annotation

The research objective - development of the information technology of retraining of employees of Federal Agency of the Russian Federation on control over drug trafficking. Experimental work has confirmed efficiency of integration of the didactic and information technologies.

Keywords: employees, drug enforcement, informatization, competence.

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень деятельности сотрудников ФСКН требует научного обоснования совершенствования процесса их переподготовки. В условиях информационного общества это невозможно без модернизации и информатизации дидактического процесса, его ориентации на личностное и профессиональное развитие специалистов [1,3,5,6]. Несмотря на несомненную социальную значимость задачи совершенствования переподготовки сотрудников ФСКН, она по-прежнему не решена на достаточном уровне. Применение информационных систем в переподготовке сотрудников ФСКН имеет место, но не всегда наблюдается полное использование огромного потенциала информационных технологий и компьютеризованного обучения. Проблема исследования заключается в вопросе, каким образом осуществить интеграцию дидактических и информационных технологий для обеспечения эффективности переподготовки сотрудников ФСКН?

Цель исследования - разработка информационных технологий переподготовки

сотрудников ФСКН.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю. Педагогические эксперименты проводились с 2007 по 2010 год по схеме ЯОХО. (ЯОХО - доказательная схема педагогических экспериментов, где Я -рандомизация групп (их формирование), О - входной, промежуточный и итоговый контроль, X - экспериментальный стимул (отличия дидактического процесса в экспериментальной группе от контрольной)).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, технологии переподготовки сотрудников ФСКН должны быть ориентированы на тесную связь с их профессиональной деятельностью. Непрерывное (перманентное) послевузовское образование сотрудников ФСКН синхронно их профессиональной деятельности, благодаря чему является значимым фактором их профессионального и личностного роста, социальной мобильности и служебной карьеры. Интеграция учебно-тренировочной и профессиональной деятельности сотрудников ФСКН позволит устранить временной люфт между развитием технологий самой профессиональной деятельности и социально-профессиональной компетентностью сотрудника (его готовностью к профессиональной деятельности). Правильно организованная переподготовка (непрерывное послевузовское образование) сотрудников ФСКН является фактором управления их служебной карьерой за счет получения достоверной информации о динамике их профессионализма (отметим, что текущая переподготовка сотрудников не отменяет плановой, регулярно проводимой на базе учреждений МВД РФ). Это невозможно без методов и средств реализации информационных процессов в системе переподготовки сотрудников ФСКН (информационных технологий).

Моделирование дидактического процесса невозможно без методов квалиметри-ческой оценки социально-профессиональной компетентности сотрудников ФСКН. В функциональном аспекте компонентами готовности к профессиональной деятельности являются предпосылки - личностные факторы, определяющие ее успешность (табл. 1), в структурном - метакомпетенции и базовые компетенции (табл. 2).

Таблица 1

Предпосылки к профессиональной деятельности сотрудника ФСКН

№ Предпосылки Сущность Компоненты

1. Когнитивные Совокупность знаний, умений, навыков и понятий, необходимых для постановки и решения профессионально значимых задач в собственной деятельности. 1. Банк знаний (теоретических знаний и практических умений) и его подмножества (операционные компоненты компетенций). 2. Научаемость (освоенность знаний) и экстраполяция знаний. 3. Фонд двигательных умений. 4. Спортивно-техническая и спортивнотактическая подготовленность.

2. Ориентиро- вочные Совокупность умений ставить профессионально значимые задачи и видеть пути их решения. Умения самоорганизации учебно-тренировочной и профессиональной деятельности - умения самоопределения, диагностико-прогностические, проектировочные, организационно-творческие и умения саморегуляции.

№ Предпосылки Сущность Компоненты

3. Психофизио- логические Комплекс личностных качеств и способностей специалиста, способствующих положительной динамике его достижений в профессиональной деятельности. 1. Интеллектуальные способности, лабильность мышления. 2. Физические качества. 3. Физическое здоровье и функциональная работоспособность. 4. Коммуникативные качества. 5. Волевые качества. 6. Внимательность и наблюдательность. 7. Внутренняя творческая среда. 8. Толерантность.

4. Технологиче- ские Совокупность умений выполнять действия, необходимые для решения профессионально значимых задач. 1. Умения применять инструментарий диагностики результатов собственной профессиональной и учебно-тренировочной деятельности. 2. Умения выбирать и применять продуктивные методы и средства решения задач практической, исследовательской, методической и учебнотренировочной деятельности.

Таблица 2

Базовые компетенции (компоненты социально-профессиональной компетентно___________________________сти) сотрудника ФСКН_____________________________

№ Компетенции Сущность

1. Социально- экономиче- ские 1. Знание социальных и экономических аспектов профессиональной деятельности, рефлексия результатов собственной экономической деятельности. 2. Знание социальных причин наркопреступности, закономерностей развития наркобизнеса, его социальных, исторических и экономических корней. 3. Использование знаний законов развития общества (социально -экономических систем) в борьбе с наркопреступностью и профилактике наркомании среди различных слоев населения.

2. Военно- спортивные 1. Двигательные умения и навыки (в том числе профессионально значимые). 2. Осознание ценностей физической культуры и спорта, значимости физической подготовки для профессиональной деятельности сотрудника РУФСКН. 3. Физическая подготовленность (уровень развития физических качеств). 4. Знание способов укрепления физического здоровья, функциональной работоспособности, а также ее оценки. 5. Спортивно-техническая и спортивно-тактическая подготовленность. 6. Военно-тактическая, военно-инженерная и огневая подготовленность.

3. Правовые 1. Знание правовых норм и конкретных правовых основ профессиональной деятельности сотрудника ФСКН. 2. Способность к оценке и осмыслению правовых норм. 3. Готовность к правовому поведению, наличие профессиональных правовых умений и навыков, к применению на практике знаний правовых норм.

4. Информаци- онные 1. Понимание феномена информации и природы информационных процессов. 2. Умения и навыки работы с аппаратными и программными средствами информатизации. 3. Готовность применять информационные технологии в учебнотренировочной и профессиональной деятельности, осознание ценностей информатизации и информационного общества. 4. Знание направлений применения информационных технологий и систем в учебно-тренировочной и профессиональной деятельности сотрудника ФСКН.

№ Компетенции Сущность

5. Химико- технологиче- ские 1. Владение современными методами и средствами решения экспертизы для антитеррористической деятельности. 2. Готовность к применению методов и средств экспертизы, выявлению подпольных лабораторий. 3. Медицинские знания и умения, готовность к их применению в различных ситуациях.

6. Специально- профессио- нальные 1. Потребности, установки, профессиональная ориентация и мотивы к деятельности в органах ФСКН. 2. Знания организационных, научно-методических и технологических основ профессиональной деятельности сотрудника ФСКН. 3. Знание специфики деятельности сотрудника ФСКН (цели, задачи, социальная значимость, структура и т.д.). 4. Умения проектировать свою профессиональную карьеру. 5. Умения планировать и проводить антитеррористические операции.

Основные виды метакомпетенций: готовность к постановке и решению проблем, коммуникативная компетентность, способность к сотрудничеству, аналитические и творческие способности, способность к рефлексии, личностные качества, компетенции поддержания здоровья. Авторы разделяют позицию современных специалистов, согласно которой базовые компетенции включают операционный (когнитивный), ценностно-ориентационный (мотивационный) и практико-деятельностный (поведенческий) компоненты [1]. Операционный компонент - знания и умения, соответствующие данной компетенции (для военно-спортивных компетенций - также уровень развития физических качеств, фонд двигательных умений и навыков). Мотивационный компонент - ценностное отношение к соответствующим знаниям и умениям, осознание их значимости в профессиональной деятельности. Поведенческий компонент -применение соответствующих знаний и умений в учебно-тренировочной и профессиональной деятельности. Для оценки социально-профессиональной компетентности в целом авторы использовали модель расчета, описанную в [1]. Оценка компонентов базовых компетенций и метакомпетенций производилась следующим образом. Оценка соответствующих знаний производилась на основе тестирования [3], физических качеств и здоровья - на основе квалиметрической методики [4]. Психологические качества и способности (интеллект, толерантность и т.д.) оценивали на основе известных психологических методик. Мотивационный (ценностно-ориентационный) компонент (в логитах) каждой компетенции оценивали на основе метода экспертных оценок (эксперты оценивали по результатам письменных опросов сотрудников ФСКН ценностное

отношение к соответствующим компетенциям): ЦК = 1п (Вфакт ) — 1п(Вмакс — Вфакт),

N

причем Вмакс = N • М и Вф = V Б-. Здесь: N - Число экспертов, М - балльность

1=1

шкалы оценки, Б1 - балл, выставленный 1-м экспертом. Критерии оценки поведенческого компонента: прирост операционного компонента за определенный период вре-

/-чту" конечный Г\\/~ начальный ,

мени (Т, не менее нескольких месяцев) ПДК = ок1_____________ 1_____ (для военно-

спортивных компетенций - не только прирост знаний, но и физических качеств) и полнота использования знаний, умений и физических качеств в профессиональной

1 N

деятельности пдк =—V E , где Е1 - мнение (в условных баллах) 1-го эксперта об N1=1 ''

этой полноте реализации. Первый критерий авторы объясняют тем, что процесс развития компетенций является синергичным: имеющиеся знания, умения и уровень физической подготовленности - фактор их развития. Опираясь на компетентностный подход и модели дидактического процесса [6], авторы разработали технологию переподготовки сотрудников ФСКН (рис. 1), особенностями которой являются перманент-

ность переподготовки, интеграция профессиональной и учебно-тренировочной деятельности сотрудника, перманентное развитие систем компьютерной поддержки, а также интеграция дидактических и информационных технологий на основе математического моделирования образовательного процесса.

Рис. 1. Технология перманентной переподготовки сотрудников ФСКН

Система компьютерной поддержки процесса переподготовки объединяет информационные материалы, постоянно пополняемые преподавателями и обучающимися (сотрудниками ФСКН), и совокупность информационных систем (табл. 3).

Проведенные педагогические эксперименты показали высокую эффективность информационных технологий перманентной переподготовки сотрудников ФСКН. Положительный результат выразился не только в большем количественном приросте компетенций сотрудников экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Был также произведен качественный анализ состояния подготовленности (компетентности) сотрудников ФСКН в соответствии с предложенной Романовым Д.А. методикой [2]. Значительная доля сотрудников, состояние компетентности которых на начальных этапах экспериментов абнормальное, объясняется тем, что в зоне отклонения от нормы находится информационная компетентность (состояние исследуемого объекта признается абнормальным, если хоть одна переменная находится в области опасных значений, или отклонения от нормы, а набором анализируемых переменных является массив компетенций). Результаты анализа свидетельствуют о большей степени эффективности образовательного процесса в экспериментальных группах, т.к. выше доля сотрудников, переведенных в результате переподготовки на более высокие качественные уровни профессионализма (табл. 4).

Таблица 3

Инструментарий компьютерной поддержки процесса переподготовки ___________________ сотрудников ФСКН____________________________________

№ Компонент Назначение

1. Специализированные компьютерные игры Моделирование возможных ситуаций в оперативной деятельности сотрудника ФСКН и решения оперативно-тактических задач.

2. Компьютерный учебнометодический комплекс Набор обучающе-контролирующих программ (в т.ч. с элементами искусственного интеллекта), электронных учебных пособий и технологических учебников для формирования и контроля операционного компонента компетенций.

3. Информационная система адаптивного тестирования Адаптивное тестирование знаний (операционного компонента) с возможностью их квалиметрической выверки и оценки научае-мости тестируемого.

4. Автоматизированное рабочее место тренера Содействие тренеру-преподавателю в управлении физической и огневой подготовкой (аудит результатов учебно-тренировочной деятельности и т.д.).

5. Автоматизированное рабочее место преподавателя Содействие преподавателю в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся (аудит результатов учебнопознавательной деятельности, рейтинговый контроль и т.д.).

6. Виртуальные лаборатории Развитие знаний и практических умений, связанных с химикобиологической экспертизой.

7. Компьютерные средства создания мультимедийных информационных материалов Создание учебно-методической информации для поддержки учебно-тренировочного процесса (за счет их использования развиваются все компоненты информационной компетентности сотрудников ФСКН).

8. Информационная система количественного и качественного анализа дидактического процесса Квалиметрическая оценка учебно-тренировочного процесса и его результатов; статистический анализ показателей; качественный анализ состояния дидактического процесса и подготовленности сотрудников ФСКН (в основе - методика, описанная в [2]).

Таблица 4

Результаты качественного анализа процесса переподготовки (К - контрольная

группа, Э - экспериментальная, Н - начальный этап, З - завершающий)

Параметр, % Этап Эксперимент

№ 1 № 2 № 3

К Э К Э К Э

Wабнормал Н 55 60 62 65 55 54

З 15 0 12 0 15 0

Wфункц-огр Н 25 22 24 27 25 27

З 50 42 52 44 50 38

W нормал Н 20 18 14 8 20 19

З 35 58 36 56 35 62

Примечание: Wабнормал, Wфункц-огр, Wнормал - соответственно доля сотрудников,

находящихся в абнормальном, функционально-ограниченном и нормальном состояниях подготовленности.

ВЫВОДЫ

1. Информатизация переподготовки сотрудников ФСКН основана на математическом моделировании дидактического процесса. Инструментарий информационных технологий переподготовки сотрудников ФСКН включает в себя системы компьютерной поддержки учебно-тренировочного процесса, а также методы квалиметриче-ской оценки сформированности компетенций сотрудников.

2. Информационная технология переподготовки сотрудников ФСКН предполагает: приоритетность формирования их информационных и военно-спортивных компетенций, моделирование дидактического процесса, постоянное пополнение систем компьютерной поддержки учебно-тренировочного процесса, квалиметрическую

оценку компетенций и интеграцию переподготовки с профессиональной деятельностью сотрудника.

3. Проведенные педагогические эксперименты на базе Регионального управления ФСКН по Краснодарскому краю показали высокую эффективность информационных технологий переподготовки сотрудников. Качественный анализ подготовленности сотрудников ФСКН показал отсутствие в экспериментальных группах сотрудников, социально-профессиональная компетентность которых находится в абнормаль-ном состоянии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьяненко, Е.Ю. Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры / Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 55-62.

2. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.

3. Романова, М. Л. Адаптивное тестирование в структуре педагогического контроля / М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 87-93.

4. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 74-80.

5. Ушаков, А.Р. Инновационная педагогическая деятельность по профессиональной подготовке сотрудников федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков / А.Р. Ушаков, А.В. Лялюк // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С. 436-443.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.

Контактная информация: romanovda 1 @,гашЫег.гц

УДК 796.01:612

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА

Анатолий Григорьевич Фалалеев, доктор биологических наук, профессор,

Инна Викторовна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент,

Галина Алексеевна Вайник, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП)

Аннотация

Тренирующее воздействие однодневной тренировки достоверно отличается от тренирующего эффекта за ряд дней и тренировочный период. Улучшение функционального состояния достигается, в основном, за счет отставленных реакций, причем на одни функциональные системы наибольшее тренирующее воздействие оказывают суммарные нагрузки за 3 дня, а на другие - за период тренировки. На основании полученных данных можно говорить о возможности оценки срочного и долговременного адаптивного эффектов, как одной тренировки, так и тренировочного цикла и об использовании полученной информации для внесения коррективов в тренировочный процесс.

Ключевые слова: физиологические характеристики спортсмена, тренировочный процесс, корреляционные взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.