Научная статья на тему 'Информационные технологии обучения'

Информационные технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абиыр К. Е.

В статье рассматривается применение информационных технологий в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the application of information technologies in teaching.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии обучения»

Абиыр К.Е. ©

Старший преподаватель, магистр филологии, Казахский национальный педагогический

университет им. Абая

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается применение информационных технологий в обучении.

Summary

The article considers the application of information technologies in teaching.

В современном мире в сфере образования широко применяются новые технологии обучения. Обновление содержания образования - основная задача сегодняшнего дня. Как сказал глава нашего государства Н.А.Назарбаев «В настоящее время важно дать молодежи знания соответствующие мировым стандартам и связанные с информационными технологиями», а значит на каждом уроке надо обязательно использовать новые технологии обучения. Что значит понятие технология, а в частности, что такое информационные и компьютерные технологии? Ответим на эти вопросы.

Технология это - совокупность процесса обработки материала, или знания о способах обработки материала. Способ дающий возможность видоизмениться - есть смысл понятия технология. Следовательно, понятие «технология» дает нам возможность применить его не только в материальном производстве, но и в сфере деятельности человека, также и в системе образования. Благодаря информационной технологии у наставника есть возможность использовать не только стандартные источники информации, но и нестандартные их виды. Термин «информационные технологии» ввел В.Глушков. Он дал следующее определение этому понятию: «Информационные технологии - это процессы, связанные с информационными обработками». Значит, информационные технологии использовались всегда, потому, что обучение связано с передачей информации от наставника учителю или ученику. В.Апатова, не отрицая определение В.Глушкова, уточняет его высказывание: «Информационная технология - это совокупность средств и способов используемых в ходе обработки информации». Д.Матрос рассматривая понятие «новые информационные технологии» объяснил следующее, любые педагогические технологии и способы описывают передачу и обработку информации учителю и ученику, то есть по его определению любая педагогическая технология - есть информационная технология».

Использование компьютера в процессе обучения привело к появлению понятия «компьютерная технология». Активное развитие вычислительной техники привело к развитию новых информационных и програмных средств и расширило применение компьютера. Информатизация знаний дала возможность активно работать учителю и ученику в базе образования, электронных архивах, энциклопедиях и справочниках. Следуя из этого можно дать следующее определение информационной технологии : собрание электронных и программных средств обучения используемых в процессе обучающего действия. Любая управленческая деятельность организации основывается на результативной информации и технологии переработанных данных. Понятие «технология» применяется в промышленном производстве и определяется в процессе производства изделия и взаимосвязанной системой обработки материалов. Определение

©© Абиыр К.Е., 2012 г.

информационной технологии основывается на системе способов использующие технические средства в ходе сбора, отправки, переработки, сохранении данных. Информационные технологии через средства связи нацелены на улучшение сферы образования. Интерактивная доска дает возможность учителю в процессе обучения ребенка выгодно использовать игровые и обучающие программы. Основное требование информационного общества - дать информационное знание детям, развить логическо-структурное мышление, использовать информационные технологии как средство саморазвития и как инструмент для развития навыков применения, готовить к жизни в информационном обществе. Соответственно превращение информационных величин есть мировое цифровое- информацинное направление, которое нацелено на развитие у учащихся творческих способностей, неразрывная часть мировозрения человека направленная на интеллектуальное развитие.

Интерактивные методы делятся следующим образом:

• Методы проблемного сочинения;

• Презентации, диспуты;

• Работа с группой;

• Мозговая атака;

• Метод критического мышления;

• Викторины;

• Деловые игры;

• Ролевые игры;

• Метод инсерт и т.д.

Понятие интерактивности в образовании - «inter - солидарность, act -действие» действие, в ходе которого обеспечивается участие ученика в процесс обучения. Использование интерактивной доски на уроке не только экономит время учителя, но и дает возмжнсть дать как можно больше информации.

А также, в число информационных технологий можно отнести - мультимедийные и онлайн уроки, дистанционное обучение, обучение с помощью электронных учебников. Электронные учебники неоценимы в ходе освоения учебного материала. Электронные учебники - научно обоснованная информационно - педагогическая продукция. Основанный на компьютерных технологиях, охватывающий основное научное содержание учебного предмета собрание учебных, моделированных, тестовых и др. программ.

Гипертекст, основываясь на учебную программу, направлен на освоение содержания учебного материала. Действие гипертекста электронного учебника -анимационное пояснение учебного материала с помощью озвучивания профессионального диктора. Здесь активизируются все функции памяти и мышления.

Все технологии, используемые в электронных учебниках, описывают этапы становление деятельности познания и мышления; знакомство с деятельностью; развитие внешней языковой деятельности; развитие внутренней языковой деятельности, развитие глубокого мышления. Использование электронного учебника развивает научно-методический потенциал учителя, облегчает труд учителя на уроке. С помощью компьютерных тестов можно оценить каждого ученика индивидуально, помогает ученику применить знания обретенные посредством мультимедийных, видео и аудио частей программы. По сравнению с простым учебником работать с электронным учебником удобнее, он содержит систему оценок знаний. Это и есть качественное различие учебника. Система самооценки меняет связь между учителем и учеником. Использование электронных учебников не только активизирует познавательную деятельность, но и влияет на развитие логики и творческий труд.

Технология дистанционного обучения - информационная технология, помогающая и учителю и ученику в процессе обучения использовать интерактивные методы,

обеспечивает освоение всего учебного материала, позволяет самостоятельно работать. Дистанционное обучение - вид дневного и заочного обучения основанный на компьютерных и телекоммуникмционных технологиях, использующее передовые стандартные и инновационные методы.

На сегодняшний день польза педагогических технологий в информационном обществе, влияние на мышление школьников и на развитие закономерностей компьютерного обучения очень высоко. Во время развитых информационных технологий учитель должен быть в творческом поиске, дать молодому поколению знания сответствующии времени. Информационно-коммуникационные технологии, как одна из новейших технологий в учебно-воспитательном процессе увеличивают интерес к своей профессии у учителя, развивают творческий настрой, развивают научное мировоззрение, улучшают качество профессии, а также способствуют воспитанию специалистов соответствующих требованиям современного мира.

Литература

1. Закон РК Об образовании - Алматы - 2007.

2.С.Т.Мухаметжанова, Ж.Э.Жартынова - «Способы работы с интерактивным оборудованием» - Алматы - 2008.

3.А.Иманбаева - «Тендеция информатизации в учебно-воспитательном процессе» -«Школа Казахстана» -№ 2- 2000.

4.Н.В.Апатов - «Информационные технологии в школьным образовании» - Москва - 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.