Научная статья на тему 'Информационные технологии непрерывного образования'

Информационные технологии непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии непрерывного образования»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Я. В. Таравская

Коренное реформирование системы образования должно стать основанием для воспроизведения интеллектуального и духовного потенциала народа, выхода отечественной науки и культуры на мировой уровень, национального возрождения, становления государственности и демократизации общества в Украине. Нам необходимо осознать, что в нынешнее время -время информационных технологий, в постиндустриальном периоде развития многих стран мира человек встречается с лавиноподобным потоком информации. Он буквально проглатывает её посредством публикаций, электронных средств, в первую очередь, Интернета, компакт-дисков. Сегодня, чтобы быть квалифицированным, недостаточно окончить вуз, хорошо выполнять свою работу. Перед новым поколением все серьёзнее встаёт проблема непрерывного образования. Эта проблема переходит из плоскости теоретического осмысления в чисто практическую: как человеку на протяжении жизни получить свободный доступ к образованию, получить профессию, повысить свою квалификацию. Государственная национальная программа «Осв^а» (Украша XXI стол^тя) акцентирует внимание на решении приоритетного задания -«создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высокого образовательного уровня, обеспечения возможностей постоянного самоусовершенствования личности, фор-мирование интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации».

Эта глобальная проблема должна решаться посредством педагогических и информационных технологий. Она тесно связана с приоритетами в сфере дидактики. Дело в том, что при рассмотрении перспектив развития образования, оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, собранного человечеством, как это отмечено в дидактике. Важным становится умение самостоятельно добывать знания, работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать проблемы, которые возникают в различных сферах, иными словами, интеллектуального и морального развития личности. Не просто усвоение знаний, а их творческое применение к получению новых знаний, развитие самостоятельного мышления - вот проблема, реализация которой требует принципиально иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию.

Приоритет должен быть за личностно-ориентированными педагогическими технологиями. Такой взгляд на систему образования предполагает изменение парадигмы образования. Ранее у нас в системе образования преобладала парадигма «учитель - учебник - ученик». Ныне это не соответствует современности, курсу на личностно-ориентированный поход к образованию, который разрабатывается в рамках гуманистического направления в фило-

82

софии, психологи и педагогике. На смену должна прийти новая парадигма образования «ученик - учебник - учитель», согласно которой приоритет должен быть за самостоятельной исследовательской деятельностью ученика. Но роль учителя при этом абсолютно не умаляется.

Очевидно, что уже сегодня Украина нуждается в новых технологиях, которые будут поддерживать массовую подготовку специалистов с использованием современных коммуникационных и информационных средств. При этом использование новых информационных технологий потребует повышения эффективности и качества подготовки специалистов посредством создания условий для непрерывного образования - образования «через всю жизнь». Для упомянутых образовательных проблем полезно определиться со средствами, которые будут способствовать их успешному решению. Если говорить о педагогических технологиях, то следует говорить о тех, которые были бы по своим функциям адекватны специфике личностно ориентированного, гуманистического подхода, например, о таких технологиях как образование сотрудничества (cooperative learning), метод проектов, разноуровневое образование, модульное образование. Это вовсе не означает, что методы и технологии традиционного образования полностью отбрасываются. В педагогике и дидактике всегда нужно проявлять особенную осторожность и принцип уместности, искать место наиболее продуктивным способом достижения поставленных целей. Хочется обратить внимание на тот факт, что есть существенная разница между проектом, в том числе и учебным, познавательным, и методом проектов, т. е. способом достижения результата, который предсказывает технологическую обработку всего пути.

Метод проектов предполагает наличие проблемы, которую студенты решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой и игровой деятельности в зависимости от типа проектов, а также определённый путь достижения результата. Особенную роль могут и должны сыграть новые информационные технологии. Речь идет о глобальных телекоммуникациях, которые помогают открыть окно в широкий мир, организовать диалог культур, когда образуются условия для интеграции информационного пространства (с использованием глобальной сети Интернет, технологий Microsoft, Netscape). Студенты имеют доступ к разнообразным банкам данных по всему миру, могут работать совместно над проектом, который их интересует в рамках телеконференции, обсуждать проблемы практически со всем миром. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций расширяет возможности интеграции. Человек имеет возможность дистанционно получать новую профессию, повышать свою квалификацию, расширять свое мировоззрение, причём практически в любом научном или учебном центре мира.

С помощью глобальных сетей разрываются границы. Человек входит в единое информационное пространство. Одним из основных элементов европейского пространства высшего образования становится образование и обучение на протяжении всей жизни. В Европе будущего освоение стратегией

83

обучения на протяжении всей жизни станет необходимым условием, чтобы ответить на вызовы экономической конкуренции и новейших технологий, а также для укрепления социального единения, обеспечения равных возможностей и должного качества жизни. Для высших учебных заведений, которые используют в учебном процессе телекоммуникации и информационные технологии, целесообразно ввести понятие «информационное пространство». Оно раскрывает взаимосвязи таких информационных сред, как регион, страна, мировое содружество. Информационное пространство должно максимально полно удовлетворять информационные потребности студентов и преподавателей. Информационное пространство высшего учебного заведения -образовательная система, которая обладает саморегуляцией и решает проблемы развития непрерывного образования.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.