Научная статья на тему 'Информационные технологии как важнейший фактор формирования конкурентных преимуществ'

Информационные технологии как важнейший фактор формирования конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2730
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревинова Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы экономики на этапе перехода от индустриальной экономики к информационной Эти изменения вызваны развитием информационных технологий. Использование новейших информационных технологий позволяет компаниям любого размера развиваться быстрее и получать большие доходы, чем их конкуренты. Более того, для того, чтобы выжить в современных условиях, компании должны, изменить уже существующую структуру. Сокращение времени становится основой для получения конкурентных преимуществ. Бизнес-стратегии, основанные на сокращении времени и приносящие конкурентные преимущества начали активно внедряться во многие сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technology - Important Competitive Advantage

Global business is in the midst of a fundamental shift from the industrial economy to the information economy This shift is being driven by Information Technology. The use of advanced Information Technology allows business oiganizalions of all sizes to realize faster growth and higher profitability than their competitors. In the information economy, the successful company will be competitive on price and quality as a given, but will also compress cycle time to a minimum. Time compression will become the principle basis for competitive advantage. This paper reviews those writings and others on the subject, and explores the emerging business strategy thai achieves competitive advantage through time compression.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как важнейший фактор формирования конкурентных преимуществ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

С.Ю. РЕВИНОВА1

Российский университет дружбы народов

Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, к. 110. 117198, Москва, Россия

В статье рассматриваются вопросы экономики на этапе перехода от индустриальной экономики к информационной Эти изменения вызваны развитием информационных технологий. Использование новейших информационных технологий позволяет компаниям любого размера развиваться быстрее и получать большие доходы, чем их конкуренты. Болес того, для того, чтобы выжить в современных условиях, компании должны, изменить уже существующую структуру. Сокращение времени становится основой для получения конкурентных преимуществ. Бизнес-стратегии, основанные на сокращении времен« и:приносящие конкурентные преимущества начали активно внедряться во многие сферы.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. ученые начали писать о конкурентоспособных стратегиях в условиях структурного превосходства, которое достигалось за счет видоизменения продукции, поиска новых рынков сбыта или внедрения новых товаров. Особое значение уделялось производству качественных и конкурентоспособных товаров, пользующихся наибольшим спросом. Позднее, при росте международной конкуренции, наибольшее значение стало уделяться цене товаров, и ключом к успеху стало производство наилучших товаров за низкую цену. В то же самое время, ценность продукции уменьшалась за счет серийного производства продукции и оптовых продаж.

Организационные формы компаний стали иерархическими'. Сложная и многослойная управленческая система развертывалась для поддержания контроля над расширяющимся производством. Иерархия сосредотачивала свое внимание на внутреннем контроле над всей структурой организации. Основными интересами менеджеров были сохранение власти, зарплаты и положения. Между тем, мир стал теснее и сложнее. Вот уже почти три десятилетия менеджеры учатся играть по новым правилам. Компании должны обладать достаточной гибкостью, чтобы оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке и в конкуренции.

К каким изменениям в экономике приводят информационные технологии?

Так, например, Р.Нолан, президент «Нолан, Нортон и Ко.», считает, что экономика США находится в центре коренных изменений от хорошо известной индустриальной экономики к плохо понятной информационной экономике. Вместо серийного производства и сбыта, цепочка ценности стала формироваться за счет таких характеристик, как качество и способность к быстрому обороту. Т. Петерс определил две основные движущие силы этих изменений: глобализация и информационные технологии.-

Первые 30 лет компьютеры всего лишь поддерживали уже существующий бизнес и информационные технологии не играли главенствующую роль в управлении. С тех пор как новые технологии стали неотъемлемой частью любой компании, такие процессы как принятие решений, все чаще базируются на информации и требуют от персонала навыков работы с новейшими технологиями. Хорошее знание информационных технологий -основное условие для дальнейшего продвижения.

Граница производительности сдвигается наружу по мере развития новых технологий и подходов к менеджменту, а также по мере того, как становятся доступны новые мощности Портативные компьютеры, мобильные коммуникации, глобальная сеть Интернет, постоянно совершенствующееся программное обеспечение переопределили границу таких возможностей для операций, связанных с процессом продажи, и расширили возможности для связывания продаж с такими видами деятельности, как обработка заказов и послепродажное обслуживание.

1 Рсшшова Светлана Юрьевна - старший преподаватель кафедры экономико-математического моделирования

экономического факультета РУДН.

: Tom Peters. Prometheus Barely Unbound: Academy of Management Hxecutive, 1990 Vol.4 No.4. p. 70-83.

В современных условиях компании должны быть хорошо осведомлены о том, что нужно их покупателям. Поддерживать структурное преимущество стало намного сложнее, жизненный цикл товаров стал намного короче. Достижение успеха в условиях международной конкуренции сегодня зависит все меньше от того, что у тебя есть и все больше от того, что ты делаешь.

Успех в информационной экономике требует феноменального увеличения производительности товаров и услуг. Похожие изменения происходили при переходе от аграрной экономики к индустриальной экономике. В 1865 г. 48% рабочих Соединенных Штатов Америки были заняты в аграрном секторе. В 1945 г. лишь 4% рабочих США были заняты в этом секторе, но при этом все показатели увеличились.4 Появление машин стало ключом к увеличению производительности, ее движущей силой. В новой экономике, информация является силой, а информационные технологии - движущей силой. Они позволяют распространяться информации по всему миру. В 1980-х гг. информационные технологии считались дорогим, чудодейственным орудием, которое компании должны использовать для достижения конкурентных преимуществ. Джозеф Маглита пишет, что сегодня эти технологии являются необходимыми для выживания бизнеса5.

Компании должны внедрять информационные технологии, чтобы не остаться за бортом. Новейшие технологии вызывают изменения, которые называют «созидательным разрушением». Компании должны переопределить отношения с оптовыми продавцами, розничными продавцами и потребителями и, в тоже время, поддерживать и увеличивать производительность и доходность. Новая модель отношений связывает все части в единую цепочку, которая создает новую систему производства и доставки товара. Сотрудники компании связываются друг с другом также легко, как и продавцы с покупателями. Необходимость в иерархической структуре управления отпадает.

В информационной экономике компании должны думать о развитии таких сервисов как послепродажное обслуживание и делать это с учетом возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Успех лежит в приобретении знаний о нуждах потребителя и опыта работы с ним. Сбор и анализ данных о продажах позволит сэкономить время и улучшить качество производства товаров и обслуживания потребителей. Организации, которые способны собирать, анализировать и использовать полученные данные, в конечном счете, выиграют на рынке. Информация содержит силу. Управление этой информацией является движущей силой экономических изменений.

Стоимость накопления, управления и передачи информации быстро падает, в то же время границы возможностей информационной технологии расширяются. В результате индустриальной революции время путешествий по железной дороге из Бостона (Массачусетс) в Конкорд (Нью-Хэмпшир) сократилось с пяти дней до четырех часов, то есть практически в тридцать раз6. Однако прогресс в информационной технологии впечатляет еще больше. Стоимость использования компьютерных мощностей по сравнению со стоимостью ручной обработки информации снизилась, по меньшей мере, в 8 тысяч раз за тридцать лет. Между 1958 и 1980 годами время одной электронной операции сократилось в 80 млн. раз. Департамент защиты исследований утверждает, что уровень ошибок в записи данных с помощью программных средств - I на 3 млн. в сравнении с 1-й ошибкой на 300 записей, сделанных вручную7.

Вначале компании использовали информационные технологии главным образом для функций учета и ведения записей. С целью выполнения этих задач компьютеры автоматизировали рутинные и повторяющиеся конторские функции, такие как обработка заказов. Сегодня информационные технологии распространилась на всю цепочку ценности компании и выполняет оптимизацию и контрольные функции, а также возрастающее число исполнительных функций.

(ieorge Jr. Stalk. Time-Based Competition and Beyond: Competing on Capabilities; Planning Review.

September/October. 1992. p. 27-29.

J Richard L. Nolan, The Strategic Potential of Information Technology; Financial Executive, July/August. 1991. p 25-27 Magl.itta, Joseph; It's Realty time; Computerworld, April, 1991, p.81-92.

Alfred D.Chandler, Jr., The Visible Hand. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1977, p 86

7 James I. McKenney, F. Warren McFarlan. The Information Archpelago - Maps and Bridges, Harvard Business Review 60. N5. 1982.

Сбор, создание и распространение информации значительно повышают роль сотрудников, работающих в секторе обслуживания покупателей. Даже в производственных компаниях, таких как Hewlett-Packard, 75% сотрудников, работаюющих в этом секторе, это сотрудники отделов продаж, маркетинга, инженеры, дизайнеры и т.д. Наиболее успешные производственные компании на сегодняшний день расширяют сектор работы с потребителями. Способность собирать и анализировать многостороннюю информацию ведет к новым организационным формам. Старые формы контроля заменяются системами информационных технологий. Компьютеризация увеличивает продуктивность и ведет к успеху в информационной экономике, также как автоматизация в аграрной экономике привела к успеху в индустриальной экономике.

Информационная революция способствует рождению абсолютно новых отраслей тремя различными способами. Первый - она делает новые виды бизнеса технологически осуществимыми. Например, сочетание технологии обработки изображений и телекоммуникации позволило создавать новые факсимильные службы, такие как оперативная доставка почты Federal Express. Второй - информационная технология может также порождать новые виды бизнеса, формируя производный спрос на новые продукты. Одним из примеров может служить служба Western Union’s EasyLink - прогрессивная, высокоскоростная сеть передачи данных, позволяющая персональным компьютерам, текстовым процессорам и другим электронным устройствам отправлять сообщения телексным машинам, а также друг другу по всему миру. Потребность в этой службе возникла только после широкого распространения информационной технологии. Третий -информационная технология создает новые виды бизнеса в рамках существующих видов деятельности. Некоторые компании могут иметь избыток возможностей или квалификационных навыков, которые можно продать третьей стороне. Компания Sears извлекла выгоду из своего умения обрабатывать счета кредитных карточек и ориентации на сферу массового потребления, что позволило ей обеспечить подобный сервис для других. Она продает услуги, связанные с проверкой кредитоспособности и обработкой экономических операций, компании Phillips Petroleum, и услуги, связанные с обработкой пересылки денег банку Mellon Bank8.

В настоящее время компании получают возможность генерировать и продавать информацию, являющуюся побочным продуктом их производства. Использование сканеров штрихового кода в супермаркетах розничной торговли превратило бакалейно-гастрономические магазины в лаборатории исследования рынка. Подав рекламу в утреннюю газету, розничные продавцы могут теперь ощутить ее эффект уже спустя некоторое время после полудня. Кроме того, они могут продавать эти данные компаниям, которые занимаются исследованиями рынка, а также производителям продуктов питания.

Новая технология оказывает мощное влияние на сферу конкуренции. Информационные системы позволяют компаниям координировать ценные виды деятельности, рассредоточенные в удаленных друг от друга географических регионах, а также создают много новых взаимосвязей в бизнесе, расширяя число возможных отраслей, в которых компания может получить конкурентное преимущество. Например, инженеры компании Boeing работают над одним проектом с поставщиками в онлайновом режиме9. Технология повышает способность компании координировать свои виды деятельности в региональных, национальных и глобальных масштабах. Она может расширить географические границы для достижения конкурентного преимущества. Обратимся к примеру из издательского бизнеса. Доу Джонс, издатель Wall Street Journal, первым ввел технологию пересылки страницы, что позволило связать 17 полиграфических предприятий в США и обеспечить выпуск поистине национальной газеты. Кроме того, достижения в коммуникации между типографиями позволили компании продвинуться в направлении глобальной стратегии. Доу Джонс основал еще два издания, Asian Wall Street Journal и Wall Street Journal -European Edition, во многом с общим редакционным содержанием, которые печатаются сейчас в типографиях по всему миру.

* Майкл Э. Портер. Конкуренция.: Пер. с англ. Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс». 2000 - с 102-103

’ Майкл Э. Портер. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс». 2000 - с 43

За счет чего достигаются конкурентные преимущества?

Информационные технологии ведут компании к достижению конкурентных преимуществ за счет экономии времени. Современные компании конкурируют в цене и качестве продукции, но выигрыш во времени позволяет им удовлетворить все более возрастающие требования потребителей.

В индустриальной экономике компании развивались, внедряя все новые процессы. Они эффективно управляли рабочими потоками. В информационной экономике ключом к успеху будет скорость, новаторство и способность быстро определить и отреагировать на изменения рынка.

Компании, внедряющие стратегии, основанные на снижении затрат времени, должны начать с развития определенных качеств, необходимых для конкуренции в информационной экономике. Первым шагом должен быть ответ на такие вопросы, как:

- Чего хотят потребители?

Какие организационные и рабочие процессы внутри компании могут обеспечить

это?

Эти простые вопросы позволят компании оценить себя с точки зрения потребителя и узнать, за что потребители желают платить. Таким образом, управление компанией основывается на знаниях.

Одним из наибольших конкурентных преимуществ, получаемых при использовании компанией стратегии экономии времени, является возможность быстрого внедрения инноваций. Компании подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными.

На международных рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так и внешние потребности. Гак, как только вырос международный интерес к безопасности продукции, шведские компании - такие, как Volvo, Atlas Сорго и AGA имели успех на рынке, предугадав благоприятные возможности рынка в этой сфере. В то же время инновации, которые являются своеобразными для внутреннего рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных масштабах. Например, притягательность мощного оборонного рынка Соединенных Штатов Америки отвлекла внимание американских компаний по производству материалов, инструментов и механизмов от привлекательных мировых коммерческих рынков111.

В процессе внедрения новшеств и внесения улучшений большое значение имеет информация, которая либо недоступна конкурентам, либо они ее не ищут. Иногда инновации являются результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом.

После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или

111 Майкл 11ортер. Конкуренция.: Пер с англ. Уч. пос - М.: Издательский дом «Вильямс». 2000 - с. 172.

надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.

Дж. Столк сравнивает быстрые инновации с медленными. Медленные инновации ищут возможность для большого прорыва. Они находятся под давлением открытий совершенно новых продуктов. Они осторожны, медленны и тратят большую часть времени на изучение рынка и одобрения руководства. Самые незначительные ошибки или изменения могут задержать проект на месяц или даже убить их. С другой стороны, быстрые инновации обозначают быстрый отклик на пожелания потребителей, но при этом компания подвергается рискам. Вместо дорогого и длительного изучения потребительского рынка, первоначально на рынок выпускается небольшая партия нового продукта, а уже позже принимается решение о серийном производстве."

Быстрые инновации похожи на быстрое производство. Количество продукции увеличивается за счет минимизации размеров, группировки связанных процессов и включения их в запланированные рабочие процессы. Достаточно быстро компании осознают свою выгоду. Уменьшение бесполезной траты времени обозначает уменьшение себестоимости товара. Один из управляющих компании «Hewlett-Packard» сказал, что невозможно потратить за два года такое же количество денег, как за четыре. Новейшие технологии могут быть использованы и проданы почти сразу же после открытия. Цель компании - репутация надежного и ответственного новатора. Это позволяет компаниям увеличить собственную ценность.

Для производственных компаний, внедряющих стратегию экономии времени, время цикла создания товара является основным измерением. В отличие от цены, которая может изменяться в зависимости от соглашений и договоров, время величина универсальная и постоянная. Процесс создания товара состоит из специализированных процессов, многие из которых могут выполняться одновременно, что исключает потерю времени. Даже при принятии решений сокращается бесполезная грата времени при использовании новых информационных каналов.

Прну1еры успешного внедрения информационных технологий.

В настоящее время все большее количество компаний активно внедряют информационные технологии и. таким образом, внедряют стратегию экономии времени. Примерами могут служить такие компании, как «Wal-Mart», «Toyota», «Chrysler», «AT&T» и т.д.

Стратегия экономии времени применяется не только в производственных компаний, но и все больше в таких областях, как сфера обслуживания, в государственных службах наука и образование. Город Трейси расположен в штате Калифорния Соединенных Штатов Америке. За последние пять лет число учащихся Объединенного школьного округа г. Трейси увеличивалось в среднем почти на 800 человек ежегодно, поэтому гам поддерживают идею использования информационных технологий для повышения качества обучения детей как предметам школьной программы, так и работе с разнообразными программами. По мере роста оценок, получаемых школьниками на стандартных экзаменах штата, стало очевидным, что административная сторона деятельности округа также нуждается в аналогичных технологических усовершенствованиях. В округе поставили себе цель упростить обмен информацией и совместную работу административного персонала и учителей школ, чтобы улучшить разработку учебных программ, а, следовательно, повысить успеваемость учащихся и подготовить их к жизни по окончании школы.

Стремление сэкономить время не только для себя, но и для потребителей привело к созданию электронных библиотек и электронных выставок.

Одним из успешных примеров внедрения информационных технологий для экономии времени является американская компания “Wal-Mart”, владеющая сетью розничных

11 ( ¡eorae Ir Stalk. Time and Innovation. Canadian Business Review, Autumn. 1993. p. 15-18

магазинов по всей территории Соединенных Штатов Америки. Она пересмотрела систему доставки товара от продавца на склад, со склада в магазин, из магазина к потребителю.

Компания «Wal-Mart» начинала как маленькая компания розничной торговли в сельской местности штата Арканзас. Первый розничный магазин компании “Wal-Mart” был открыт 2 июля 1969 года с объемом продаж 975 тыс. долл. В 1972 году был открыт уже 21 магазин, к 1980 году - 276 магазинов, в течение 80-х годов функционировало уже более 1000 магазинов. В 90-е годы продолжался неуклонный рост компании. В 1994 году объем продаж компании достиг 67 млрд. долл., а в 2001 году оборот составил 191 млрд. долл. Компания «Wal-Mart» стала самой большой компанией розничной торговли и конкурирует на всех основных рынках североамериканского континента. Более того, цены в «Wal-Mart» самые низкие, их процент прибыли один из самых высоких, количество продаж продолжает расти, и заработки увеличиваются. Конкурентное преимущество компании «Wal-Mart» основывается на внедрении систем экономии времени. Сотрудники компании начали использовать информационные технологии для связи продавцов, магазинов, складов и потребителей в единую сеть. Далее, управляющим магазинов была предоставлена возможность самостоятельно подбирать ассортимент товаров в зависимости от данных, собранных непосредственно в точках продаж. Наконец, руководство компании потребовало от всех своих поставщиков непременного использования электронного обмена данными (Electronic Data Interchange - EDI). Они смогли убедить продавцов, что только покупатели являются конечным пользователем продукции, продаваемой в «Wal-Mart», и наилучший путь удовлетворить покупателей - это работать с ними в одной команде. Электронный обмен данными создает возможность реагировать очень быстро на запросы и нужды покупателей. Покупатели оценили эти инновации и ответили на них увеличением количества покупок, а как следствие увеличились прибыли компании «Wal-Mart» и ее поставщиков.

Для большинства розничных торговцев наиболее слабым звеном цепочки поставки является перемещение товаров от поставщика на склад, а затем в магазин. Компания «Home Depot Inc» из Атланты, владеющая также как и компания «Wal-Mart» сетью розничных магазинов по всем Соединенным Штатам Америки, нашла простой способ решения этой проблемы, который заключается в том, чтобы просто исключить данное звено. Теперь этот розничный поставщик доставляет 85% всех своих товаров, большая часть из которых - товары домашнего обихода, непосредственно от производителя в магазин. Теперь продукция не задерживается на складах, что позволяет экономить средства как поставщикам, так и компании «Home Depot Inc». «Мы рассматриваем каждый магазин в качестве оптовой базы», - говорит Рон Гриффин, руководитель информационного отдела компании12. В связи с тем, что объемы продаж компании «Home Depot Inc» довольно велики (в среднем 44 млн. долл. в год), продукция нередко поставляется полностью загруженным транспортом, что еще более повышает эффективность такой системы.

Сотрудники компании следят в магазинах за теми товарами, запасы которых требуют пополнения. После того, как они введут заказы непосредственно на переносных вычислительных устройствах, называемых переносными платформами оформления заказов (Mobile Ordering Platform), запросы практически сразу поступают через сеть EDI к более чем 80% производителей, с которыми связана компания «Home Depot Inc» и которые тотчас реагируют на поступившие запросы. Компания «Home Depot Inc» поощряет своих деловых партнеров специальными премиями за оперативность.

Краткосрочные прогнозы поставок делаются на местах максимум за 65 недель до необходимого срока доставки в магазин, причем директорам магазинов предоставлена возможность корректировать потребность в товарах в зависимости от принятых коммерческих планов их продажи. Компания «Home Depot Inc» готовит долгосрочные прогнозы на 3 - 5 лет для своих поставщиков в национальном масштабе. Такие прогнозы содержат данные о предполагаемых объемах поставки продукции, ожидаемом их приросте, а также о планируемых местах открытия новых магазинов. Подобная информация помогает поставщикам компании в принятии решения по поводу мест расположения новых заводов и оптовых баз для увеличения производственных мощностей. «Мы помогаем формировать, а

12 Stein. 'Гот. and Sweat, Jetï“Killer Supply Chains", InformationWeek, January 16. 2000, 1-3.

не просто принимать фиксированные показатели объема производства», - говорит Р.Гриффин.

Компания “Home Depot Inc” предоставляет дополнительные сведения самым крупным своим деловым партнерам, в частности компании «Black & Decker», производителю электрических инструментов. Таким образом, обе компании извлекают выгоду из совместного использования информации. В частности, компания «Home Depot Inc» пересылает данные из своих торговых точек компании «Black & Decker», которая находится в Балтиморе, для анализа продаж и прогнозирования объемов производства.

Компании «General Motors», «Ford» и «DaimlerChrysler» в начале 2000 г. объявили о переносе своей деятельности между предприятиями, которая оценивается в 250000 тыс. долл. и связана с 60000 поставщиками, в Интернет. Таким образом, новая система придет на смену устаревшему процессу поставок на основе обработки телефонных звонков и факсов. Для компании «General Motors» средняя стоимость обработки заказа на приобретение составляет 125 долл. Благодаря Интернет эти затраты предполагается снизить до 1 долл.

Компании «General Motors» и «Ford» служат образцами старой экономики, для которой характерны такие недопустимые в новой экономике элементы, как объединенные трудовые ресурсы, крупные заводы и огромные сети второстепенных поставщиков. Именно поэтому эти два самых крупных в Соединенных Штатах Америки производителя автомашин стали одними из самых значительных участников рынка новой экономики. В ноябре 1999 года обе компании обнародовали свои планы по организации в оперативном режиме массовых конкурентных рынков по заключению контрактов на производство приобретаемых ими товаров и предоставление необходимых услуг: от канцелярских скрепок до штамповочных прессов. Обе компании надеются сэкономить миллиарды благодаря замене сложной сети поставок, основанной на личных контактах и заполняемых в трех экземплярах формах, глобальным электронным форумом, где сделки могут совершаться практически мгновенно1'.

Эта новость о намерениях компаний GM и Ford сразу же распространилась по всему миру. Ведь компания «General Motors» ежегодно заключает контракты с около 3000 поставщиками на сумму порядка 87 млрд. долл., а компания «Ford» делает закупки лишь на несколько меньшую сумму. Более крупным покупателем является лишь правительство Соединенных Штатов Америки. По оценкам компании General Motors только на одном ее сайте обрабатываемые объемы продаж в течение нескольких лет могут составить порядка 500 млрд. долл.

Данное намерение обоих крупнейших производителей автомашин ставит перед поставщиками серьезные проблемы. По мнению вице-президента по закупкам компании «Delphi Automotive Systems Corporation», крупнейшего поставщика в автомобилестроительной промышленности, если обе компании настаивают на том, чтобы их поставщики перенесли всю свою коммерческую деятельность в Интернет, то они оказываются в безвыходном положении. Некоторые поставщики обеспокоены тем, что они уже не смогут назначать менее крупным клиентам более высокие цены для компенсации скидок, которых требуют крупные автомобилестроительные компании.

Словом, информационная революция охватила всю экономику, и ни одна компания не может уйти от ее влияния. Впечатляющее снижение затрат в получении, обработке и передаче информации изменяет способ ведения бизнеса. Изменения от индустриальной экономики к информационной заставляет компании во всем мире пересмотреть и переопределить свои бизнес-процессы. Наличие наилучшего товары по самой хорошей цене перестало быть достаточным для гарантии успеха. Глобальная конкуренция приводит к тому, что может быть несколько компаний с одинаковыми возможностями в оформлении товаров, их производстве, маркетинге и доставке. Успех в информационной экономике требует от компаний понимания нужд потребителей и способности удовлетворить эти нужды быстрее, чем это сделают конкуренты. Акцент на скорости заставляет компании сотрудничать и создавать сети с использованием информационных технологий. Новые возможности упрочняют связи производителя, продавца и потребителя, тем самым.

While. Gregory L, "How GM. Ford Think Web Can Make Splash on the Factory Floor”, The Wall Street Journal. December 3, 1999, 1 ff

затрудняя возможность прорваться в эту петлю аутсайдерам. Фермер, не купивший вовремя трактор, скорее всего, потерял свою ферму. Сегодня, компании должны инвестировать в информационные технологии, но не потому, что это волшебное оружие. '

Информационные технологии - одно из основных средств повышения эффективности, а также производительности труда сотрудников, позволяющие собирать, управлять и анализировать информацию о нуждах потребителя и об изменениях, которые необходимы для привлечения будущих покупателей. Управление информационной технологией отныне не является компетенцией отдела электронной обработки данных. Сегодня, как никогда, компании должны использовать информационную технологию, ясно осознавая требования для достижения конкурентного преимущества.

INFORMATION TECHNOLOGY - IMPORTANT COMPETETING ADVANTAGE

S.Y. REVINOVA, POST-GRADUATE STUDENT

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Mukluyu sir., 6, Moscow, 117198, Russia

Global business is in the midst oj a fundamental shift from the industrial cconoim to the information cconoim. I bis shill is being driven by Information Technology 'The use of advanced Information Technology allows business organizations of all sizes to realize faster growth and higher profitability than their competitors. In the information economy, the successful company will be competitive on price.and quality as a given, but will also compress cycle lime to a minimum. Time compression will become the principle basis for competitive advantage. This paper reviews those writings and others on the subject, and explores the emerging business strategy that achieves competitive advantage through time compression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.