СОВРЕМЕННЫЕ
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Н.М. Баранова
Кафедра экономико-математического моделирования Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются вопросы использования ИТ как средства реализации межпредметных связей при обучении российских и иностранных студентов различных специальностей дисциплинам экономико-математического цикла.
Ключевые слова: информационные технологии, дисциплины экономико-математического цикла, межпредметные связи.
Вхождение России в новые социально-экономические условия поставило перед вузами страны задачи необходимости проведения изменений в национальной системе образования: осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых к быстрым и стремительным переменам, способных принимать четкие и обоснованные решения, умеющих проявлять инициативу и творчество, действовать по-предпринимательски [1]. Ведь современный работодатель стремится заполучить профессионального и компетентного работника, владеющего навыками использования информационных технологий (далее — ИТ). Возможность получить качественное образование, сформировать у студентов умение быстро самообучаться, ориентироваться в новой для них информационной среде — эти задачи с успехом решают в Российском университете дружбы народов.
В начале февраля в РУДН проходила международная научно-практическая конференция, посвященная итогам пятидесятилетней подготовки кадров для развивающихся стран мира. Одним из вопросов, рассматриваемых на конференции, был: «Повышение качества образования и роль информационно-коммуникационных технологий в деле создания глобального партнерства». Данная стратегия Университета определяет динамику подготовки специалистов в соответствии с их потребностями и потребностями общества, а ИТ, внедренные в учебный процесс, должны способствовать максимальному достижению этих целей.
Проблемы недостаточности использования ИТ и проработанности их теоретических и практических основ, их комплексного использования в учебном процессе вузов, применение в профессиональной подготовке студентов гуманитарных специальностей (в частности студентов-юристов) успешно решаются на экономическом факультете РУДН.
Использование ИТ в образовательном процессе способствует формированию определенного стиля мышления студента, призвано научить самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивать сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения ряда дисциплин на основе компьютерных средств обучения.
ИТ открывают новые перспективы не только в методике обучения, но и интеграции дисциплин. Наглядное использование ИТ как средства осуществления межпредметных связей различных дисциплин в профессиональной подготовке студентов различных специальностей можно проследить на примере обучения российских и иностранных студентов экономических и юридических специальностей по дисциплинам экономико-математического цикла, информатике, правовой информатике и др.
Сетевые компьютерные технологии и сформировавшаяся на их основе всемирная информационная сеть Internet предоставляют огромные возможности для организации обучения: оперативный обмен достаточно крупными информационными блоками между «подмножествами Internet-серверов и конечными пользователями» (обмен файлами, электронная почта, телеконференции, аудио-, видеоконференции в режиме On-line).
Процесс обучения на экономическом, юридическом факультетах построен при всестороннем внедрении компьютерных сетевых технологий в информационно-педагогическую среду данного факультета, т.е. основан на так называемой концепции «клиент-сервер», при которой определенная учебная информация, находящаяся на сервере факультета (университета), доступна всем участникам учебного процесса.
Сегодня предпринимаются попытки по-новому определить роли преподавателей и учащихся, процессы их взаимодействия в ходе обучения, разработать новую, ориентированную на учащегося программу, построенную на диалоговых формах обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии, что является одним из важнейших компонентов в процессе использования межпредметных связей учебного процесса.
ИТ легко вписываются в традиционный урок по предметам экономико-математического цикла и позволяют преподавателям организовывать следующие этапы учебной деятельности:
— этап приобретения знаний;
— этап обобщения и систематизации знаний;
— этап комплексного применения знаний, умений, навыков;
— этап закрепления и проверки.
Остановимся на этих этапах подробнее.
I этап «приобретения знаний» осуществляется посредством:
— представления в электронном виде учебно-тематических и календарных планов по учебным дисциплинам кафедры, программ, презентаций лекций, электронных книг, учебных материалов, заданий, вопросов, лабораторных, самостоятельных, контрольных, курсовых, дипломных и других видов работ, размещенных и постоянно обновляемых на портале экономического факультета (economist.rudn.ru), на портале университета (web-local.rudn.ru);
— проведения лекций с использованием компьютерных презентаций, ежегодно корректируемых и обновляемых преподавателями кафедры в соответствии учебной программой;
— представления компьютерных обучающих программ по отдельным разделам математики и информатики, правовой информатике и др.;
— размещения на учебном портале факультета и университета электронных учебников, подготовленных на основе мультимедийных гипертекстовых технологий;
— разработки систем раздаточного материала в виде учебно-методических пособий и учебников для студентов факультета, а также учебной литературы, адаптированной для иностранных слушателей [3; 4];
— проведения практических занятий, спецкурсов и курсов по выбору по предметам экономико-математического цикла, правовой информатики, с использованием возможностей персональных компьютеров и встроенных прикладных программ.
II этап «обобщения и систематизации знаний» — это этап:
— обучения студентов (российских и иностранных) под руководством преподавателя (практические занятия, консультации, обсуждение курсовых, дипломных работ и др.);
— закрепления решения задач с учащимися по предметам экономико-математического цикла, с последующей компьютерной демонстрацией решения данной задачи в боле короткие сроки и проверкой их ответов;
— выполнения компьютерных лабораторных работ, компьютерных практикумов по предметам экономико-математического цикла, правовой информатики, информатике и др. под контролем преподавателя;
— формирования у студентов навыков решения исследовательских, профессионально-ориентированных учебных задач.
ИТ позволяют расширить ряд задач, охваченных встроенными функциями по ряду дисциплин, и адаптировать будущего выпускника к современным требованиям времени, повысить его уровень знаний, интегративных умений, сформировать информационную культуру.
III этап «комплексного применения знаний, умений, навыков» дает возможность:
— пользоваться студентам в полном объеме общим сетевым дисковым пространством «Student» для решения профессиональных задач, использования необходимой литературы научной электронной библиотеки факультета, статисти-
ческими данными для их научной деятельности (написание курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, научных статей, докладов и др.);
— анализировать полученные данные, сравнивать, обобщать научную информацию, делать выводы;
— принимать участие в российских и международных конференциях (в том числе и телеконференциях, аудио-, видеоконференциях в режиме On-line), на форумах, семинарах по проблемам в различных областях науки;
— использовать возможности Internet (E-mail, UseNet, ICQ, IRC и др.) и беспроводных средств доступа Wi-Fi, Bluetooth и др. для осуществления учащимися их научной деятельности;
— публиковать научные статьи, программы, тезисы и др. в периодических научных российских и международных издательствах (в том числе и на Web-сайтах сети Internet).
IV этап «закрепления и проверки» осуществляется через:
— разработанные и всесторонне внедренные в учебный процесс тестирующие программы (тесты On-line) для осуществления поэтапного, промежуточного и результирующего контроля учащихся, оценки остаточных знаний студентов при аттестации вуза РФ;
— размещение на сайте факультета рейтинга успеваемости студентов и др. информации;
— контрольные, самостоятельные, лабораторные, курсовые, дипломные и др. виды работ;
— активное использование в учебном процессе электронной почты (например, для пересылки преподавателю студентом выполненных контрольных, лабораторных и других видов работ, для консультации по тому или иному учебному вопросу и др.);
— всестороннюю научную деятельность учащихся и др.
Использование ИТ в учебном процессе через интеграцию дисциплин позволяет реализовать следующие методические цели:
— усиление мотивации изучения предметов экономико-математического цикла, информатики, правовой информатики и др.;
— повышение уровня наглядности преподаваемых дисциплин;
— высвобождение учебного времени за счет компьютерного сопровождения лекционного материала, решения практических задач по предметам экономикоматематического цикла с применением возможностей табличного процессора Excel, E-Views и др.;
— повышение эффективности всех видов учебных занятий по данным предметам (лекции, практические занятия, лабораторные, факультативы и др.), самостоятельная и исследовательская работа студентов;
— использование высвобожденного времени для сосредоточения внимания на практической стороне изучаемого вопроса и рассмотрения дополнительных и профессионально-ориентированных задач, углубляющих тематику дисциплин, способствующих развитию профессиональной компетенции;
— совершенствование знаний компьютерных, математических, правовых и др. программ, необходимых в учебно-профессиональной деятельности студентов;
— оперативное использование знаний при решении тактических и теоретических задач в условиях системного экономического кризиса, формирование предпринимательских навыков студентов;
— обеспечение возможности дальнейшего непрерывного образования учащихся;
— переход от традиционных методик обучения к современным, с использованием ИТ, направленных на профессионализм будущих специалистов;
— адаптировать российских и иностранных студентов к новой для них информационно-педагогической среде университета.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. — М.: МАКС Пресс, 2009.
[2] Балашова С.А., Лазанюк И.В., Аникина Н.К., Баранова Н.М., Дихтяр В.И. Математика и информатика. — М.: РУДН, 2009.
[3] Багриновский К.А., Матюшок В.М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). — М.: РУДН, 2009.
INFORMATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF REALIZATION OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS
N.M. Baranova
Faculty of economic-mathematical modeling Russian Peoples Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the article there are questions of use IT as means of realization of intersubject communications at training the Russian and foreign students of various specialities to disciplines of an economic-mathematical cycle.
Key words: information technologies, disciplines of an economic-mathematical cycle, intersubject communications.