Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство повышения эффективности формирования общекультурной компетентности бакалавров инженерных направлений'

Информационные технологии как средство повышения эффективности формирования общекультурной компетентности бакалавров инженерных направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2903
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / общекультурная компетентность / опережающее образование / information technology / cultural competence / advancing education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щурикова Лариса Геннадьевна, Сайфуллин Ринат Салахович

Компетентностная парадигма профессионального образования в качестве основного критерия его качества рассматривает формирование профессиональной и общекультурной компетентности обучающихся. К сожалению, педагогические технологии развития общекультурной компетентности бакалавров инженерных направлений еще не получили достаточного теоретического обоснования. В работе представлен анализ применения информационных технологий как средства развития общекультурной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений на примере профессиональной подготовки будущих бакалавров, обучающихся по направлению «химическая технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щурикова Лариса Геннадьевна, Сайфуллин Ринат Салахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY AS MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF BACHELORS OF ENGINEERING

Competency-based paradigm for professional education as the main criterion of the quality of education is considering the formation of professional and cultural competence of the students. Unfortunately, the pedagogical technology of development of General cultural competence of bachelors of engineering has not yet received sufficient theoretical justification The paper presents an analysis of the use of information technology as a means of development of common cultural competence of future bachelors of engineering on the example of the training of future bachelors, enrolled in "chemical technology".

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство повышения эффективности формирования общекультурной компетентности бакалавров инженерных направлений»

УДК 378.147

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Л.Г. Щурикова, Р.С. Сайфуллин

Аннотация. Компетентностная парадигма профессионального образования в качестве основного критерия его качества рассматривает формирование профессиональной и общекультурной компетентности обучающихся. К сожалению, педагогические технологии развития общекультурной компетентности бакалавров инженерных направлений еще не получили достаточного теоретического обоснования. В работе представлен анализ применения информационных технологий как средства развития общекультурной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений на примере профессиональной подготовки будущих бакалавров, обучающихся по направлению «химическая технология».

Ключевые слова: информационные технологии, общекультурная компетентность, опережающее

образование.

INFORMATION TECHNOLOGY AS MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF BACHELORS OF ENGINEERING

L. Schurikova, R. Saifullin

Abstract. Competency-based paradigm for professional education as the main criterion of the quality of education is considering the formation of professional and cultural competence of the students. Unfortunately, the pedagogical technology of development of General cultural competence of bachelors of engineering has not yet received sufficient theoretical justification The paper presents an analysis of the use of information technology as a means of development of common cultural competence of future bachelors of engineering on the example of the training of future bachelors, enrolled in "chemical technology".

Keywords: information technology, cultural competence, advancing education.

Постиндустриальное общество

характеризуется высокой степенью

информатизации всех его социальных институтов, а также предъявлением новых требований к инженерному образованию, предполагающих применение современных высокоэффективных информационных

педагогических технологий с использованием новейших электронных средств обучения.

Применение информационных технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров инженерных направлений должно осуществляться в соответствии со следующими выделенными нами принципами:

1. целесообразности. При определении применяемых информационных технологий, необходимо проанализировать: какие

конкретно информационные технологии могут быть использованы в учебном процессе, и какие результаты при этом будут достигнуты. Применяемые информационные технологии не должны быть данью моде, либо только облегчать работу преподавателя. Они должны носить конкретное воспитательное и обучающее воздействие;

2. системности. Процесс обучения носит

стадийный характер. Основными стадиями учебного процесса являются: передача

обучающимся профессионально значимой информации, ее усвоение и контроль за эффективностью формирования необходимых компетенций. Системность применения информационных технологий предполагает возможность их использования на всех стадиях учебного процесса;

3. целостности. Применение

информационных технологий на всех стадиях учебного процесса позволяет формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [6, 7,8].

4. индивидуализации. Широкие

возможности информационных технологий предоставляют возможность преподавателям использовать различные информационные средства, ориентируясь на развитие индивидуальных способностей обучающихся;

63

5. доступности. Эффективное

применение информационных технологий возможно при наличии хорошо развитого материально-технического оснащения процесса обучения, а также обеспечении возможности использования в учебном процессе информации, находящейся в открытом доступе для обучающихся.

Применение информационных технологий в учебном процессе предполагает анализ педагогических условий, отражающих совокупность возможностей воздействия образовательной среды на педагогический процесс. Педагогические условия применения информационных технологий можно классифицировать по различным основаниям. В целях научного обоснования применения информационных технологий в развитии общекультурной компетентности

обучающихся, мы выделим одну классификацию педагогических условий - по характеру педагогического воздействия. В соответствии с данной классификацией принято различать объективные и субъективные педагогические условия.

Объективные условия обеспечивают формирование окружающей для студента обучающей среды. Объективные условия включают в себя нормативные и материально -технические условия.

1. Нормативные условия. Это

совокупность нормативно-правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, а также локальные нормативные акты образовательных

учреждений, определяющие порядок применения информационных технологий при организации процесса обучения. Основными нормативными документами, регулирующими данную сферу отношений, являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-

ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации". П. 1 ст. 18 Закона гласит: в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам... [4].

- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, предусматривающие возможность применения в процессе обучения электронных и дистанционных образовательных технологий.

Перечень локальных нормативных актов, регулирующих применение инновационных технологий в конкретном образовательном учреждении, определяется самим

образовательным учреждением и, по нашему мнению, может включать следующие виды документов: положение об официальном сайте образовательного учреждения, положение об информационной открытости образовательного учреждения, программа развития

образовательного учреждения, положение об электронном обучении и использовании информационных образовательных технологий в образовательном процессе, положение о внутренней системе оценки качества образования в образовательном учреждении, паспорта формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся, рабочие программы дисциплин и др.

2. Материально-технические условия. В современных условиях образовательная среда студента все больше становится виртуальной (техногенной). В этой ситуации наличие локальной социально-образовательной сети является одним из брендов качества университета. Очевидно, быстрота развития студента в образовательной среде и, в конечном счете, его конкурентоспособность во многом зависит от оптимальности организации дидактической функции в этой сети [3, 577].

Вторая группа условий применения информационных технологий - субъективные условия. Они определяются личностными качествами субъектов процесса обучения. В данную группу мы включили следующие условия:

1. Индивидуальные способности

обучающихся. Это навыки работы с компьютером, способность к самообучению, способность к самоорганизации процесса обучения.

2. Ценностно-мотивационные установки обучающегося. Отношение обучающегося к образованию как одной из важнейших социальных ценностей формирует у него мотивацию использования в процессе обучения инновационных информационных технологий в целях повышения его качества.

3. Педагогическое мастерство

преподавателя. В условиях информатизации современного общества преподаватель должен уметь наиболее эффективным образом сочетать в своей деятельности традиционные и инновационные педагогические технологии.

Выбор информационных технологий и электронных средств обучения,

обеспечивающих развитие общекультурной

64

компетентности будущих бакалавров инженерных направлений, определяется, прежде всего, ее структурой, которая включает в себя перечень более узких по содержанию общекультурных компетенций. Единого нормативно-определенного перечня

универсальных общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся, нет. На основании анализа ФГОС ВО подготовки студентов, обучающихся по направлению 18.03.01 «Химическая технология», нами выделены следующие общекультурные компетенции, составляющие содержание их общекультурной

компетентности:

1. Формализационно-речевая - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в устной и письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2), владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОК-13);

2. Коммуникативная - способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

3. Нормативная - готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-4); готовность и способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5):

4. Развивающая - готовность к

саморазвитию, повышению своей

квалификации и мастерства, способность приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-6);

5. Эмоционально-психологическая -способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7), готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8), способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, готовность к ответственному участию в политической жизни (ОК-10), понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-12);

6. Деятельностная - способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и

профессиональных задач, способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность и готовность к решению мировоззренческих социально и личностно значимых философских проблем (ОК-9);

7. Культурно-информационная - обладание культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11);

8. Физиологическая - владение средствами

самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения

полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-14) [7].

Средствами информационных технологий являются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» [5, 11]. Проанализируем

возможность применения электронных

информационных средств обучения в целях формирования общекультурной

компетентности обучающихся на примере изучения дисциплины «правоведение» бакалаврами направления 18.03.01

«Химическая технология» в Казанском национальном исследовательском

технологическом университете. При изучении

дисциплины применяются следующие

электронные средства:

- электронная почта, обеспечивает развитие

коммуникативной, культурно-информационной компетенций. В процессе использования электронной почты обеспечивается

взаимодействие как между преподавателем и обучающимся, так и между обучающимися, в результате чего происходит обмен значимой информацией;

- специальные информационные источники, такие как правовые информационные системы «Гарант», «Консультант плюс», а также официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления и судебных органов. Данные информационные источники обеспечивают возможность ознакомления с действующими нормативными актами и обеспечивают развитие нормативной,

65

развивающей, культурно-информационной компетенций;

- специализированные обучающие ресурсы, такие как ЭБС (электронная библиотека студента), видео-лекции, обучающие он-лайн тесты. Усвоение теоретического материала учебной дисциплины, содержащегося в указанных информационных ресурсах, обеспечивает формирование развивающей и культурно-информационной компетенций;

- специализированные контролирующие ресурсы, включающие в себя контрольные упражнения, тесты. Данные информационные ресурсы обеспечивают формирование деятельностной компетенции общекультурной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений;

- автоматизированные обучающие системы

(АОС). Носят универсальный характер, содержат как обучающие, так и контролирующие программы. Их применение в учебном процессе способствует развитию нормативной, культурно-информационной, развивающей, деятельностной компетенций общекультурной компетентности

обучающихся.

Анализ применения информационных технологий в целях развития общекультурной компетентности бакалавров инженерных направлений, позволил нам сделать следующий вывод: использование информационных

средств в целях развития общекультурной компетентности студентов инженерных направлений экспериментально подтвердило возможность:

1. Повышения заинтересованности обучающихся в изучении теоретического материала дисциплины.

Прежде всего, использование СДО Moodle и иных информационных средств обучения обеспечивает создание психологически-комфортной обучающей среды. Повсеместная информатизация привела к тому, что основную массу необходимой для студентов информации они получают при помощи электронных

Литература:

1. Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ». - 2002. - С. 206.

2. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ

понятия «педагогические условия»: сущность,

классификация // General and Professional Education. 2012. №1. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf

источников и поэтому обучающиеся изначально психологически настроены на такой способ ее восприятия. Таким образом, информационные средства повышают качество усвоения учебного материала и развития нормативной и культурно-информационной компетенций студентов.

2. Интенсификации процесса обучения.

Использование многофункциональных

возможностей компьютерной техники (визуализация, звук, иные медийные компоненты) в процессе обучения позволяет сделать учебный материал наглядным и поэтому понятным и легко запоминающимся. Особенно это важно для будущих бакалавров инженерных направлений, профессиональная подготовка которых предполагает усвоение большого количества психологически

нейтральной информации - инструкций, правил, технологических карт и т.д.

3. Развития профессионально значимых

личностных качеств обучающихся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способности к творческому мышлению и проектной деятельности (использование компьютерной графики, компьютерного моделирования); развитие коммуникативных способностей (пользование электронной почтой, совместные творческие проекты); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных

редакторов) [1, 206].

4. Интеграции интеллектуальной и деятельностной составляющей процесса обучения. В соответствии с компетентностной парадигмой профессионального образования применение информационных технологий обеспечивает развитие, как навыков самообучения, так и навыков практического применения приобретенных знаний.

3. Нуриев Н.К., С.Д. Старыгина, Д.А. Ахметшин. Дидактическая инженерия: логистика профессионального развития на основе обучения // Образовательные технологии и общество. - 2015. -Т.18. - № 2. - С. 577.

4. «Об образовании в Российской

Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_140174

5. Роберт И.В. Современные

информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы

66

использования. - Москва. - Школа-Пресс. - 1994. -205 с.

6. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. Монография. Ижевск. - 2004. - 100 с.

7. Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология (уровень бакалавриата). URL: http://pandia.ru/text/79/329/35985.php

8. Храпаль Л.Р. Организационно -педагогические условия создания информационно -коммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Л.Р. Храпаль, К.Ш. Шарифзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 21-27.

References:

1. Veretennikova E.G., Patrushina S.M., Savel'eva N.G. Informatika: Uchebnoe posobie. Serija «Uchebnyj kurs». Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr «MarT». - 2002. - S. 206.

2. Ippolitova N., Sterhova N. Analiz ponjatija

«pedagogicheskie uslovija»: sushhnost', klassifikacija // General and Professional Education. - 2012. - №1. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-

014.pdf

3. Nuriev N.K., S.D. Starygina, D.A. Ahmetshin.

Didakticheskaja inzhenerija: logistika

professional'nogo razvitija na osnove obuchenija // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. - 2015. - T. 18. - № 2. - S. 577.

4. «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 40174

5. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovanija. - Moskva. - Shkola-Press. -1994. - 205 s.

6. Trojanskaja S.L. Razvitie obshhekul'turnoj kompetentnosti v processe obrazovanija. Monografija. - Izhevsk. - 2004. - 100 s.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj

standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 18.03.01 Himicheskaja tehnologija (uroven' bakalavriata). URL:

http://pandia.ru/text/79/329/35985.php

8. Hrapal' L.R. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sozdanija informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija / L.R. Hrapal', K. Sh. Sharifzjanova, F.Sh. Muhametzjanova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2013. - №4. - S. 21-27.

Сведения об авторах:

Щурикова Лариса Геннадьевна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры социальной работы педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: lara6524@rambler.ru

Сайфуллин Ринат Салахович (г. Казань, Россия), доктор химических наук, профессор кафедры технологии неорганических веществ и материалов, Казанский национальный исследовательский университет.

Data about the authors:

Schurikova L. (Kazan, Russia), post-graduate student of social work Department of pedagogy and psychology, Kazan national research technological University, e-mail: lara6524@rambler.ru

Saifullin R. (Kazan, Russia), doctor of technological Sciences, Professor of Department of technology of inorganic substances and materials, Kazan national research University.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.