Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство формирования профессионально значимых личностных качеств специалиста. Практикум работы на ПЭВМ'

Информационные технологии как средство формирования профессионально значимых личностных качеств специалиста. Практикум работы на ПЭВМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Марина Рудольфовна

Статья отражает особенности организации в Калужском технологическом колледже учебного процесса, имеющего своей целью формирование профессионально значимых личностных качеств специалиста, с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство формирования профессионально значимых личностных качеств специалиста. Практикум работы на ПЭВМ»

участников в форумах и блогах проходило в очень спокойной атмосфере, участники были доброжелательны и готовы помочь друг другу. Отсутствовали насмешки и язвительные замечания.

В итоге, начав с нуля, организаторы проекта, как они считают, создали идеальную образовательную оболочку, отвечающую требованиям XXI века.

Однако существует проблема с демонстрацией проектных достижений участников. Очень сложно полученные ими умения и знания, которые бесспорно пригодятся участникам в дальнейшей жизни, встроить в существующие учебные программы и методы оценки знаний. По мнению энтузиастов Schome Park, существующая система образования требует пересмотра. Каким видится будущее:

- адаптивное, интерактивное компьютерное обучение;

- обучение родителей;

- мобильное образование;

- школа - это одна большая классная комната.

Чтобы начать двигаться в этом направлении, они считают, необходимо сделать следующее:

1. Идентифицировать максимально возможное количество целей Schome.

2. Сгруппировать их, превратив в когерентный и всесторонний список возможных целей, которых Schome может захотеть достигнуть.

3. Провести онлайн-анкетирование, которое позволит эти цели ранжировать, при этом постараться провести опрос среди сотен тысяч респондентов.

4. Проанализировать результаты, и, опираясь на них, сформулировать ключевые цели и задачи.

На своем сайте они уже организовали онлайн-анкетирование. Так что процесс идет, и хочется

пожелать энтузиастам успеха.

Глоссарий участников проекта

Микросайты - мини^еЬ-сайты, которые используются для общения по проекту.

Флэшмитинг - асинхронный инструментарий для видеоконференций.

Блог - web-сайт, содержащий личный онлайновый журнал с информацией, комментариями и другими гиперссылками, организованными автором.

Вики - web-сайт, позволяющий посетителям вносить изменения, исправления, добавлять содержимое.

Блики - блог с использованием Вики.

Машинима - изготовление мультфильмов в среде 3D.

Литература

1. Schome: the Education System for the Information age. http://www.schome.ac.uk/wiki/Main_Page Дата последнего обращения 15.04.2010

2. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 94-97.

Информационные технологии как средство формирования

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА.

Практикум работы на ПЭВМ

Богомолова Марина Рудольфовна (bogomolovamarina@list.ru)

ГОУ СПО «Калужский технологический колледж», г. Калуга

Аннотация

Статья отражает особенности организации в Калужском технологическом колледже учебного процесса, имеющего своей целью формирование профессионально значимых личностных качеств специалиста, с использованием информационных технологий.

Задача учебного заведения: так организовать образовательный процесс, чтобы на завершающем этапе обучения у будущего специалиста сформировалась не только информационная грамотность, но и внутренний мотив к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, в том числе и через

информационную культуру. Информационная мобильность и компьютерная грамотность выпускников, умение отобрать из огромного массива современных программных разработок те, которые можно эффективно применять в профессиональной деятельности, стремление к самообразованию с использованием ИТ - все это профессионально значимые личностные качества специалиста.

Только на основе информационно-образовательной системы может быть обеспечено соответст -вие информационной подготовки специалистов современным требованиям общества, формирование готовности к информационной деятельности в профессиональной сфере. Такая системно выстроенная инфраструктура строится на различных уровнях формирования информационной среды:

- государства и социума в целом;

- региона, города;

- учебного заведения;

- дисциплины.

В то же время, для эффективности системы, необходима взаимная интеграция и взаимодействие между уровнями информационной среды по вертикали.

Рассмотрим, как выглядит на данный момент времени и какие имеет перспективы развития процесс формирования профессионально значимых личностных качеств специалиста в нашем учебном заведении. Какое место в этом процессе занимают информационные технологии и является ли организация этого процесса системой. А именно, рассмотрим два нижних уровня информационной среды: уровень учебного заведения и уровень отдельных дисциплин.

На уровне учебного заведения процесс информатизации можно разделить на два основных направления:

1. Совершенствование системы управления учебным заведением за счет создания общей базы данных и комплексной автоматизации работы структурных подразделений.

2. Информатизация образования - сложный процесс, который состоит из следующих видов деятельности:

а) составление учебных планов с учетом возможности формирования информационной грамотности по спирали от 1 курса до последнего. На каждом витке обучения в рамках разных дисциплин студенты углубляют, расширяют и интегрируют в профессиональную сферу свои навыки и знания информационного характера.

Причем процесс формирования информационной грамотности по спирали можно разложить на когнитивную, деятельностную и развивающую составляющие.

Когнитивная (учебная): дисциплины 1-4 курса Информатика ^ Информационные системы ^ Информационные технологии в профессиональной деятельности ^ Практикум работа на ПЭВМ.

Практическая (деятельностная): учебная практика ^ СРС на разных дисциплинах ^ Курсовое проектирование ЭТЛ ^ Дипломное проектирование.

Развивающая (внеклассная, факультативная): конкурсы, викторины СПС «КонсультантПлюс», факультатив - лабораторный практикум по химии, психологическое тестирование, организация самостоятельной и досуговой деятельности студентов с использованием ПЭВМ;

б) использование средств ИКТ в качестве:

- средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффектив -ность и качество;

- сообщения знаний через компьютерную визуализацию учебной информации - средства мультимедиа.

Неоспоримые плюсы такой формы подачи материала:

- эффектность и, как следствие, - удержание внимания аудитории;

- возможность обсуждения параллельно демонстрации;

- работа зрительной памяти, как следствие, - эффективность усвоения и закрепления информации.

Какие возможности предоставляет использование мультимедийного оборудования?

- приобретение готовых электронных продуктов по дисциплинам и демонстрация их в качестве лекционного материала с последующим обсуждением;

- создание своими силами для последующей демонстрации презентаций и других ознакомительных и обучающих продуктов;

- создание студентами презентаций и сообщений с последующим представлением, обсуждением и защитой перед группой;

- защита рефератов, курсовых, дипломных работ, не наедине с преподавателями, а открыто, перед аудиторией, с ответами на вопросы оппонентов;

- моделирование учебных ситуаций (СРС по дисциплинам);

- контроль и коррекция результатов учебной деятельности (тесты, тренинги);

- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных);

- информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (создание ме-диатеки);

- средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторный практикум по химии, автоматизированный расчет выхода хлеба в зависимости от исходных параметров);

- компьютерное тестирование и психодиагностика (психологическое тестирование);

- средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр (предоставление компьютерных классов для самостоятельной, досуговой деятельности студентов).

Указанные виды деятельности по информатизации процесса образования в большей или меньшей степени реализуются в учебном заведении. На основе вышеизложенного выделим педагогические цели использования информационных технологий в учебном процессе:

- развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического);

- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

- развитие коммуникативных способностей (например, использование Internet, электронной почты и т. п.);

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (моделирование профессионально-ориентированных проблемных ситуаций);

- развитие умений обрабатывать результаты экспериментально-опытной деятельности

(за счет автоматизации процесса обработки результатов на ПЭВМ);

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Большинство перечисленных выше качеств личности является именно надпрофессиональными качествами специалиста. Но, возникает вопрос: насколько полноценно формирование этих качества в учебном заведении? Соответствует ли результат требованиям социальных партнеров-заказчиков? Как проконтролировать и оценить степень компетенции будущих специалистов, еще не имевших полноценного опыта работы на производстве? Можно сделать вывод, что если в учебном заведении нет инструмента контроля степени подготовки специалиста в разрезе личностных качеств, то полноценной информационно-образовательной системой процесс обучения назвать нельзя.

Перспективой работы колледжа является создание такого инструмента контроля уровня компе -тенции выпускников. Предполагается, что этот инструмент будет включать в себя определенный банк диагностик и тестов, содержащих в себе критерии оценки таких качеств, которые необходимы специалистам тех направлений, по которым осуществляется подготовка в учебном заведении. В процесс диагностики будут вовлечены сами студенты (самооценка), их коллеги (взаимооценка), а также преподаватели, социальные партнеры и в некоторых случаях родители. Проанализировав и оценив результаты диагностики можно будет сделать выводы об уровне подготовки будущих специалистов, выявить сильные и слабые стороны и скорректировать учебный процесс на достижение лучшего результата. Имея в распоряжении возможность контроля и коррекции степени компетенции будущих специалистов в соответствии с требованиями времени и социальных партнеров, можно будет считать

образовательный процесс системой. Системой, которая будет чутко реагировать на изменения времени и корректироваться. Обобщенно такая система изображена на схеме:

Составление учебных планов с учетом возможности формирования информационной грамотности по спирали от 1 курса до последнего. На каждом витке обучения в рамках разных дисциплин студенты углубляют, расширяют п интегрируют в профессиональную сферу своп знания п навыки информационного характера

Использование средств ГЖТ в качестве:

Средств обучения; Моделирования учебных ситуаций:

Контроля и коррекции результатов учебной деятельности; Использования программных 1 пакетов;

Информационно-методического обеспечения; Средств автоматизации процессов обработки результатов эксперимента; компьютерной психодиагностики;

ЦЕЛЬ -

сформировать у будущих специалистов не только информационную грамотность, но и внутренний мотив к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, в том числе и через информационную культуру.

Создание инструмента контроля уровня надпрофессиональной компетенции

выпускников (диагностика, оценка, коррекция)^

Педагогические цели использования ИТ в учебном процессе

Развитие мышления; Эстетическое воспитание; Развитие коммуникативных способностей; Формирование умения принимать оптимальное решение:

Умение автоматизировать

процесс обработки

результатов опытно-

экспериментальной

деятельности;

Формирование

и и ф ор ма ци о н н о п кул ь тур ы

Рассмотрим формирование информационно-образовательной системы на уровне дисциплины. Для интеграции знаний и умений студентов, приобретаемых ими на протяжении всего образовательного процесса, в КТК успешно применяется метод индивидуальных творческих проектов. Этот метод используется при личностно ориентированной организации образовательного процесса. Проектный метод применяется в том случае, когда обучающиеся уже научены основным приемам умственной деятельности, могут самостоятельно предлагать методы и находить пути решения поставленных задач и изучили курс спецдисциплин.

Сфера информационных технологий - одна из самых благоприятных для применения метода проектов благодаря многообразию инструментальных средств, которыми студенты владеют, и универсальности информации, которой они обладают. Это дает хорошую базу для творческой деятельности и применения результатов этой деятельности в любой профессиональной направленности.

Проект может быть как результатом скоординированной совместной деятельности группы уча -щихся, так и индивидуальной работой каждого студента.

При организации работы над проектом преподаватель выполняет следующие функции:

- координирует поиск студентами различных источников информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создает психолого-педагогические условия для самостоятельного творчества студентов;

- управляет творческим процессом, осуществляя непрерывную обратную связь и коррекцию результатов работы.

Причем степень долевого участия преподавателя в работе над проектом различна в зависимости от этапа проектирования. Что наглядно изображено на схеме.

VI защита проекта

V подготовка к защите проекта

Villi рефлексия, ко] анализ результатов

>Д] iTi

I этап выбора темы, постановки целей и задач проекта, формирование внутренней мотивации

выполнение проекта

II Поиск материалов, их анализ, отбор содержания

IV обработка результатов, формулирование выводов

□ Доля участия студента ■ Доля участия преподавателя

Проектное обучение ориентировано на реализацию модели опережающего образования, потому что стимулирует истинное учение самих студентов, так как это обучение:

- личностно ориентированно;

- профессионально мотивируемо, что означает возрастание профессионального интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение студентам, оценивающим продукт своего труда, ощущение успеха.

Проект может быть монопредметным и межпредметным. Межпредметный проект становится интегрирующим фактором, средством обобщения комплекса знаний, полученных ранее в системе, обеспечивающей профессиональную компьютерную грамотность специалиста на последнем витке образования в учебном заведении.

Одним из примеров применения проектного метода обучения в рамках информатизации образовательного процесса можно считать дисциплину «Работа на ПЭВМ». Изучая дисциплины «компьютерного» блока в колледже на протяжении предшествующих 4-х курсов (информатика, информационные системы, информационные технологии, проектирование и исследование технологических процессов, применение информационных технологий в профессиональной деятельности), студенты познакомились с операционной системой Windows, научились работать с широко распространенными программами пакета Microsoft Office, узнали основы алгоритмизации и начала программирования на языке Visual Basic, освоили систему команд и инструментальных средств Visual Basic для создания Windows-приложений.

На 5-м (последнем) курсе дисциплина «Работа на ПЭВМ» запланирована как самостоятельная работа студентов над созданием индивидуального проекта в электронном виде на любую тему в рамках свой специальности (рекламный проект продукции, иллюстрация технологического процесса, резюме-презентация в электронном виде, web-страница и т. п.) с использованием приложений, изученных за весь курс «компьютерных» дисциплин. Таким образом, все знания и умения, полученные студентами ранее, систематизируются, оформляясь в компьютерную грамотность будущего специалиста. Такой проект можно считать межпредметным.

Важной особенностью проектного обучения, как средства, направленного на развитие личностных качеств, является то, что целевая установка - способы деятельности, а не накопление фактических знаний.

Говоря о практической значимости индивидуальных проектов, создаваемых студентами, важно отметить возможность внедрения их в учебный процесс. Обучающие и ознакомительные проекты по специальности используются в образовательном процессе колледжа в рамках дисциплин «Введение в специальность», «Технология и организация производства», «Оборудование», «Процессы и аппараты», Автоматизация технологических процессов», «Инженерная графика» и др.

Полученный при создании и защите своего проекта опыт студенты успешно применяют и в дальнейшей учебной деятельности: презентация бизнес-планов, защита курсовых и дипломных проектов была проведена с использованием приложения М8 РоуегРот1 и мультимедийного оборудования.

Таким образом, можно утверждать, что взаимная интеграция профессиональных и информационных знаний и умений студентов успешно реализуется при применении проектного метода обучения в рамках реализации модели опережающего обучения. Что является весьма весомой и значимой составляющей процесса подготовки современного специалиста - мобильного, информационно грамотного профессионала. Специалиста, в процессе подготовки которого ставится развитие целостной личности.

ЦЕЛЬ - МАКСИМУМ - развитие таких качеств специалиста современного уровня, как способность неординарного подхода к решению узко специализированных профессиональных задач с использованием современных информационных технологий. Умение отобрать из огромного массива современных программных разработок те, которые можно эффективно применять именно в своей области деятельности. См.*

Применение проектного метода

приличносгно-ориенгнрованной организации образовательного процесса

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОНСУЛЬТАНТ)

знаииевъш компонент качества подготовки специалиста:

знать: о разнообразии возможностей применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. деятглшоеттш компонент канесяш подготовки специалиста:

уметь: использовать программы пакета MicrosoftOffice и приложение Microsoft Visual Basic для создания индивидуальных проектов решения технологических, организационных и маркетинговых задач в своей профессиональной деятельности личностный компонент качества подготовки специалиста:

развитие у студентов следующих свойств и

качеств

■ уверенность в себе;

■ конкурентоспособность на рынке труда; умение планировать свое время; способность к самообучению и самосовершенствованию, благодаря навыку самостоятельной работы;

• умение отслеживать инновационные процессы различного направления с целью примененияв своей профессиональной деятельности.

накопление фактических жаний

Возвращаясь на уровень учебного заведения, и обобщая все сказанное, можно утверждать, что системная организация учебного процесса с активным использованием ИКТ способствует формированию профессионально значимых личностных качеств специалиста.

=Ъ0 Литература

1. Гузеев В.В. Планирование образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.

2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.

3. СибирскаяМ.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. М., 2002.

4. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». № 5 (июль 2004 г.).

5. Анисимов П.Ф., Мухаметзянова Г.В. Состояние и перспективы научно-методического обеспечения инновационного развития системы среднего профессионального образования // Образовательная инициатива. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.