УДК 658.336
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Л. Ю. Гузова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
linochka. guzova@,mail. ш
Рассматривается проблема подготовки специалистов, работающих на опасных производственных объектах (ОПО). Обозначены причины возникновения аварий и травматизма работников на предприятиях. Выявлена необходимость внедрения систем подготовки и переподготовки кадров на промышленных объектах. Отмечено, что в век компьютеризации общества внедрение информационно-коммуникационных технологий позволит усовершенствовать систему подготовки и избежать риска возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятиях.
Ключевые слова: специалист, аттестация, предаттестационная подготовка, опасный производственный объект, Ростехнадзор, информационные технологии.
UDC 658.336
INFORMATION TECHNOLOGY AS A WAY OF IMPROVING THE TRAINING OF SPECIALISTS IN INDUSTRIES
L. Y. Guzova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
linochka.guzova@mail .ru
The article considers the problem of professionals training working at hazardous production facilities. It identifies the causes of accidents and injury of workers at the enterprises, reveals the necessity of introduction of personnel preparation and retraining systems at industrial facilities. It is noted that in this age of society computerization the introduction of information and communication technologies will make it possible to improve the training system and to avoid the risk of occurrence of emergency situations at enterprises.
Keywords: specialist, evaluation, pre-evaluation training, hazardous production facilities, Rostechnadzor, information technology.
Введение. Производствeнные процессы с развитием предприятия не становятся менее отасными и вредными. Практика показывает, что потенциальная опасность производства постепенно растет и набирает силу. Этот факт подтверждает необходимость получения рaботниками организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, знаний по вопросам безопасности с целью снижения промышленных рисков, приобретения профессиональных навыков, повышения эффективности работы предприятия и подтверждения квалификации занимаемой должности [1].
В век информационных технологий тема данного исследования является особо актуальной, так как при постоянном изменении требований, предъявляемых к объектам, необходимо разрабатывать новые, более эффективные, соответствующие новым условиям способы и методы подготовки работников на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Теоретические и практические аспекты исследования. Теоретические и практические аспекты исследования подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, получили отражение в трудах многих ученых. В числе специалистов, занимавшихся разработкой проблемы подготовки и аттестации специалистов на опасных
Iч^о/*
производственных объектах, прежде всего следует назвать группу ученых ДГТУ: А. А. Короткого, Е. В. Егельскую, А. В. Панфилова, Б. Ф. Иванова, А. Н. Иванченко [2]. Также весомый вклад в исследование данной проблемы внесли А. И. Ахметшин, О. В. Даринцев, А. Л. Кузьминов, Н. П. Голубева, С. В. Егоренкова, А. В. Николаенко [3].
Однако данная тема требует дальнейшего развития на основе информационно-коммуникационных технологий, новых разработок, направленных на повышение квалификации работников, освоения новых знаний и умений.
Целью настоящей работы является усовершенствование системы подготовки и аттестации специалистов организаций, подотчетных Ростехнадзору, на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня квалификации работников организаций, эксплуатирующих опасные объекты, и снижения риска возникновения аварий на предприятиях.
Формулировка цели определила постановку следующих задач:
• изучить законодательство и нормативные правовые акты, регламентирующие проведение аттестации специалистов организаций поднадзорных Ростехнадзору;
• оценить риски на опасных производственных объектах и проанализировать их причины;
• исследовать существующие системы подготовки и аттестации специалистов организаций, подотчетных Ростехнадзору;
• рассмотреть технологии электронного обучения;
• рассмотреть программные продукты для обучения;
• усовершенствовать систему подготовки и аттестации специалистов при помощи современных информационно-коммуникационных технологий.
Объектом исследования является система подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а предметом исследования — информационно-коммуникационные технологии.
Для решения поставленных задач необходимо изучить основные законодательные документы, одним из которых является Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [4]. В ст. 9 данного закона установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Причины аварийности и травмирования работников на производстве. На опасных производственных объектах необходимо уделять особое внимание безопасности жизнедеятельности работников и защите окружающей среды. На сегодняшний день актуальным вопросом является оценка риска утраты здоровья и травмирования работников [5].
В связи с участившимися случаями аварий на предприятиях выделены основные причины их возникновения:
• изношенность оборудования и технических устройств, находящихся в эксплуатации;
• неисправность технических устройств, принудительное выведение из строя приборов и устройств безопасности;
• отсутствие технологических регламентов на конкретные виды работ;
• низкии уровень организационных мероприятии со стороны инженерно-техничеких работников объекта, осуществляющих непосредственное руководство работами, допуск к работам на ОПО неквалифицированного персонала.
В большинстве случаев аварийность и травматизм на предприятии обусловлен «человеческим» фактором, а именно, низким уровнем профессиональной подготовки персонала, ошибочным принятием решении исполнителями, незнанием требовании нормативно-технических документов.
Эти факторы еще раз подтверждают то, что для снижения рисков возникновения аварий, утрaты здоровья работников, травмирования и нанесения вреда окружающей среде необходимо ответственно подойти к вопросу подготовки и аттестации специалистов на опасных производственных объектах, усовершенствовать существующие системы аттестации и переаттестации.
Компьютеризация общества подталкивает человека к овладению информационными технологиями и совершенствованию знаний в профессиональной области, а внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс аттестации и подготовки специалистов поможет значительно сократить накладные расходы на обучение специалистов. Проводить обучение специалистов будет возможно без отрыва от производства и в свободном графике, при этом процесс аттестации будет ускорен. Работники предприятий смогут в процессе обучения овладеть навыками компьютерных технологий, а работодатель — оперативно контролировать знания сотрудников, развивать производство с использованием современных технологий и идти «в ногу со временем».
Заключение. Решение предложенных автором задач поможет наиболее эффективно подойти к вопросу усовершенствования системы подготовки и аттестации специалистов на опасных производственных объектах, а внедрение новых разработок обеспечит достижение поставленной цели. В заключение следует особо отметить, что от уровня знаний и подготовки специалиста на предприятии зависит жизнь и здоровье множества людей.
Библиографический список.
1. Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» [Электронный ресурс] / Гарант. Информационно-правовое обеспечение. — Режим доступа : http: // base.garant.ru /12152580 /#friends (дата обращения : 06.02.17).
2. Короткий, А. А. О подготовке кадров для пассажирских канатных дорог / А. А. Короткий, Б. Ф. Иванов, А. В. Панфилов, Е. В. Егельская // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. — 2014. — № 3 (78). — С. 26-29.
3. Ахметшин, А. И. Сравнительный анализ современных тренажерных комплексов в системе подготовки и аттестации оперативного персонала, обслуживающего технологические процессы / А. И. Ахметшин, О. В. Даринцев // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 61-65.
4. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 : [в ред., вступающей в силу с 01.01.2014] // Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности. — 2014. — 48 с.
5. Промышленная безопасность [Электронный ресурс] / Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор. — Режим доступа : http://www.gosnadzor.ru/ (дата обращения : 06.02.2017).