Научная статья на тему 'Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия'

Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
643
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGIES / GLOBALIZATION / INFORMATIZATION / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гревцева Анна Анатольевна, Соболь Ирина Руслановна

В наше время мир реальности пересекается с миром виртуальности. Один мир живет в другом. Массовое и повсеместное внедрение информационных технологий заставляет иначе посмотреть и на феномен культуры. Сможет ли культура адаптироваться в новой реальности или ее будущее под вопросом вот актуальная проблема для современного социо-гуманитарного знания. Авторы приходят к выводу, что данное явление нельзя оценивать однозначно в негативном ключе, так как применение информационных технологий позволяет упростить процесс хранения и популяризации культурного наследия. Разрабатываемые исследователями-программистами компьютерные приложения уже сейчас создают особую «моду на культуру».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A NEW METHOD OF POPULARIZING CULTURAL HERITAGE

Our time can be characterized by the bifurcation of life: in reality and in virtuality. But the two worlds constantly intersect each other. One world lives in another. Massive and ubiquitous introduction of information technologies makes us see the phenomenon of culture in a different way. Whether a culture can adapt in a new reality or its future is in question is an actual problem for modern socio-humanitarian knowledge. The authors come to the conclusion that this phenomenon can not be assessed unambiguously in a negative way, as the use of information technologies makes it easier to store and popularize the cultural heritage. The computer applications developed by software researchers already create a special "fashion for culture".

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

Гревцева Анна Анатольевна

кандидат философских наук, доцент, кафедра логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел

angrev@rambler. ru

Соболь Ирина Руслановна

студент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел

pysuchka@mail. ru

УДК 130.2

Гревцева А. А. Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия [Электронный ресурс] /А. А. Гревцева, И. Р. Соболь // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2018. №»1. ID 87

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НОВЫЙ МЕТОД ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В наше время мир реальности пересекается с миром виртуальности. Один мир живет в другом. Массовое и повсеместное внедрение информационных технологий заставляет иначе посмотреть и на феномен культуры. Сможет ли культура адаптироваться в новой реальности или ее будущее под вопросом - вот актуальная проблема для современного социо-гуманитарного знания. Авторы приходят к выводу, что данное явление нельзя оценивать однозначно в негативном ключе, так как применение информационных технологий позволяет упростить процесс хранения и популяризации культурного наследия. Разрабатываемые исследователями -программистами компьютерные приложения уже сейчас создают особую «моду на культуру».

Ключевые слова: культура, информационные технологии, глобализация, информатизация, цивилизация.

В настоящее время одной из злободневных проблем является проблема развития информационного общества в результате проходящего процесса глобализации. Уже начиная с середины ХХ века многие ученые, активно говоря о прогрессивном развитии техники, предполагали, что оно окажет влияние на социум и его деятельность. Выдвигалась и обосновывалась идея о возможности создания машины, способной заменить интеллектуальную деятельность

- 1 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

человека. В работе «Могут ли машины мыслить?» Алан Тьюринг отмечал, что «машины могут выполнять любую операцию, которую мог бы выполнить человек-вычислитель» [1].

Формирование и созревание компьютерных технологий и появление Интернета действительно позволило «через электросистемы крепко соединить людей друг с другом» [2], однако используется данная связь как передатчик информации. Наблюдается возрастание влияния информационно -коммуникационных технологий и формирование ««новой экономики», основанной на достижениях информационно -технологической революции» [3], как пишет в своей работе А. И. Смирнов. Именно информационно -коммуникационные технологии, по его мнению, и способствуют развитию «инфономики или киберэкономики»[4]. Благодаря развитию этих технологий стал возможным перевод такой традиционной сферы экономики как торговля на новый уровень, в область так называемого киберпространства. Это позволило «демократизировать», расширить как область потребления, так и область конкурентной борьбы, уровняв шансы индивидов и крупных корпораций. Но позволило только номинально, так как сфера существования новой экономики - сфера высоких технологий, а развитие технологий и науки напрямую зависит от уровня капиталовложений.

Изменения охватывают и цивилизационные, и культурные стороны развития современного общества. На цивилизационном уровне изменения в значительной степени носят положительный характер, ибо унификация, универсализация в развитии техники, технологии, информации приводит к прогрессивным тенденциям развития обществ.

Культура - сфера духовной жизни общества, которая несет на себе отпечаток индивидуальных, национальных черт народа, которому она принадлежит. Ранее в формировании культуры, адекватной времени, большое значение отводилось «традиции» как базису, на который эта культура опиралась. В настоящее время место традиции занимают порождения технического прогресса: СМИ, школы, университеты и т.д, которые, по мнению Кравченко А. И., выступают каналами, институтами, передачи знаний [5].

Культура предстает как совокупность знаний, идеалов, норм, ценностей, образцов деятельности. В данной трактовке она выступает в роли социокода, содержащим тот базис, без которого социум не может существовать и развиваться.

Однако культура - не только хранилище, но и «аккумулятор определенных норм и стандартов деятельности, зафиксированных в произведении искусства, народном творчестве, литературе, языке и т.д.» [6]. В этом и заключается отличие культуры от цивилизации: культура хранит,

Гревцева А. А. Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия [Электронный ресурс] /А. А. Гревцева, И. Р. Соболь // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2018. №»1. ID 87

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

передает ключевые элементы, особенности «своеобразное, целостное, характерное именно для этого социума, данного этноисторического целого» [ 6].

Современная культура является лишь подобием традиционной культуры, отличается от нее своей сущностью. С точки зрения классического понимания культуры она рассматривается как «культура с пустым центром». Мы, на данный момент, имеем синтез традиционных культурных принципов и продуктов-подделок современной культуры.

Рассматривая феномен культуры, на наш взгляд, правомерно говорить о том, что она является способом функционирования индивида в мире. Именно через культуру человек включается в процесс взаимодействия с социумом, то есть происходит включение в окружающую действительность. Но этот процесс взаимозависимый. Реакция на окружающий мир зависит от культурных особенностей, свойственных конкретному индивиду. В тоже время формирование личности зависит от культуры, к которой человек принадлежит и в которую попадает с момента рождения. Культура играет фундаментальную роль в понимании феномена человека и общества.

Стремительное развитие информационных технологий и их внедрение в повседневную жизнь не могло не отразиться на состоянии современной культуры. В настоящее время стало традиционным негативно оценивать активное воздействие средств Интернет- и телекоммуникации. Но так ли это?

Грамотное использование информационных технологий во многом может способствовать не только популяризации достижений культуры, но и стать базисом для «Новой эпохи Просвещения». Например, сейчас популярно приложение «Угадай картину» (В каталоге Play market подобных мобильных приложений довольно много). Оно имеет градацию по разным уровням сложности, по разным направлениям в живописи - от авангардизма до символизма. Использование данного приложения помогает не только занять свободное время, но и повысить уровень знаний. Формируется «мода на интеллект».

Еще одним примером может служить сервис «Онлайн-чтение». В больших городах люди часами могут добираться на работу , осуществляя при этом поиск любой необходимой книги, статьи, новости о мире культуры и искусства. Всегда в режиме онлайн вы можете отследить, какая книга стала бестселлером или кто получил Пулитцеровскую премию.

Распространение информационных технологий значительно упрощает поиск любой информации. Становятся доступным посещение музеев мира (онлайн-экскурсии). Можно ознакомиться со всем списком культурного наследия Юнеско. Набирают популярность форумы, посвященные рассказам о национальных традициях.

Гревцева А. А. Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия [Электронный ресурс] /А. А. Гревцева, И. Р. Соболь // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2018. №»1. ID 87

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

Ищете редкое издание? - С интернетом это сделать значительно проще. Нужен профессионал в сфере искусства? - Не составляет проблемы.

Информационные технологии стали активно использоваться как метод сохранения культурного наследия. Такие технологии являются очень важными в области реставрации картин, летописей, зданий, икон, археологических ценностей. Е. Н. Трубецкой писал, что под слоем копоти мы не видим цвета икон, поэтому и не понимаем ее духа, а значит, не видим истинного смысла, который несет нам религия.

Таким образом, под культурой нами понимается многообразие форм человеческой деятельности, способов ее выражения, а также результаты, накопленные в период осуществления этой деятельности.

Культура способна к самообновлению, развитию, созданию новых форм. Развитие материально-технической базы, техники, технологии, дает возможность улучшить бытовые условия существования, а также обеспечить потенциал для развития культуры. Приоритетным в рамках цивилизации становится научно-технический прогресс, промышленная, научно-техническая революция, то есть внешние преобразования окружающего мира.

В таком случае процесс информатизации носит положительный характер, так как способствует быстрому приросту информации, увеличению скорости передачи знаний, решает бытовые проблемы, ранее не разрешимые.

Однако, по мнению А. Барда, даже положительный момент в развитии современной цивилизации, такой как технический и технологический прогресс, и, как следствие, распространение и свободный доступ к информации, имеет свою отрицательную сторону. Заключается она в следующем: мы получаем информацию, но нуждаемся не столько в ней, сколько в ее «смысловом и контекстном наполнении» [7]. Информационный поток в настоящее время не является структурированным, поэтому способен порождать скорее заблуждения, чем знания, соответствующие реальности.

Формирование нового информационного общества характеризуется потребностью выхода на новый уровень межчеловеческого общения, на новый уровень коммуникации. Формирующаяся в настоящее время социальная реальность обрела свою реализацию во многом благодаря новым информационным технологиям, а они, в свою очередь, меняют все окружающее пространство, культуру. В ходе глобального образования нового общества и благодаря развитию новых информационных технологий стираются географические и национальные границы. Во многом «переход к информационному обществу мыслится как опирающийся на социальное согласие и свободу проявления индивидуального своеобразия, что можно расценить как выражение гуманизации процесса общественного развития» [8].

- 4 -

Гревцева А. А. Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия [Электронный ресурс] /А. А. Гревцева, И. Р. Соболь // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2018. №»1. ID 87

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Гревцева А. А. Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия [Электронный ресурс] /А. А. Гревцева, И. Р. Соболь // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2018. №»1. ID 87

Список использованных источников

1. Тьюринг А. Могут ли машины мыслить? // Информационное общество. М., 2004. С. 229

2. Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М., 2004. С. 346

3. Смирнов А. И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005. С. 15

4. Смирнов А. И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005. С. 16

5. Кравченко А. И. Культурология. М., 2000. 577 с.

6. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 22

7. Бард А. Netoкратия, новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб, 2004. С. 94

8. Цивилизация, культура, личность. М., 1999. С. 66

Grevtseva Anna

Doctor of philosophy, associate Professor, Department of logic, philosophy and methodology of science, I. S. Turgenev Orel state University, Orel

Sobol Irina

student, I. S. Turgenev Orel state University, Orel

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A NEW METHOD OF POPULARIZING CULTURAL HERITAGE

Our time can be characterized by the bifurcation of life: in reality and in virtuality. But the two worlds constantly intersect each other. One world lives in another. Massive and ubiquitous introduction of information technologies makes us see the phenomenon of culture in a different way. Whether a culture can adapt in a

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

new reality or its future is in question is an actual problem for modern socio-humanitarian knowledge. The authors come to the conclusion that this phenomenon can not be assessed unambiguously in a negative way, as the use of information technologies makes it easier to store and popularize the cultural heritage. The computer applications developed by software researchers already create a special "fashion for culture".

Key words: culture, information technologies, globalization, informatization, civilization.

Гревцева А. А. Информационные технологии как новый метод популяризации культурного наследия [Электронный ресурс] /А. А. Гревцева, И. Р. Соболь // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2018. №»1. ID 87

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Гревцева А. А., 2018 © Соболь И. Р., 2018

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр»

ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001 Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1

тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: redactor@anopartner. ru

О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.