Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструмент развития самообразовательной деятельности студентов'

Информационные технологии как инструмент развития самообразовательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1581
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / самообразовательная деятельность / информационные технологии / информационные технологии в самообразовании

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Д. В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития самообразовательной деятельности студентов технических специальностей в процессе обучения графическим дисциплинам на основе применения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns some aspects of the development of self-educational activity of students specializing in technology in the process of the graphical disciplines study on the basis of the information technologies use.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструмент развития самообразовательной деятельности студентов»

Д. В. Третьяков

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой начертательной геометрии и графики Петербургского государственного университета путей сообщения.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Т. Ф. Турутина

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития самообразовательной деятельности студентов технических специальностей в процессе обучения графическим дисциплинам на основе применения информационных технологий.

The article concerns some aspects of the development of self-educational activity of students specializing in technology in the process of the graphical disciplines study on the basis of the information technologies use.

Использование информационных технологий в профессиональной сфере вызывает необходимость переосмысления обра-зовательного процесса высшей школы, а вслед за этим существенного преобразования педагогических условий в блоке общепрофессиональных дисциплин, в частности

графических, являющихся базовыми в инженерной подготовке студентов технических специальностей.

Анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы свидетельствует, что сегодня специалист - выпускник высшей школы должен иметь более

высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда, а также способность к непрерывному самообразованию с целью профессионального самосовершенствования.

В педагогическом словаре «самообразование» определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, на -правленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом1.

Наши исследования проблемы развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в ключевых вопросах индивидуализации, дифференциации, содержания и процесса обучения графическим дисциплинам рассматриваются в контексте положений И. С. Якиманской, В. В. Серикова и других ученых, развивающих идеи личностно ориентированного обучения. «Личностно ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятель ности »2.

Вместе тем анализ научно-педагогической литературы позволил определить, что ученые В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган и другие по-разному трактуют понятие «деятельность» и дают различные классификации, в зависимости от сферы приложения.

Более близкой позицией нам представляется точка зрения А. Н. Леонтьева, где центральной проблемой развития челове-

ка и становления личности является утверждение о формирующей роли осмысленной предметной деятельности3.

Опираясь на исследования ученых и раскрывая некоторые аспекты развития самообразовательной деятельности будущих специалистов, выделим важные, на наш взгляд, компоненты успешной самообразовательной деятельности:

• организация поэтапного движения к достижению заданных целей, контроля и оценки каждого этапа с помощью системы критериев, корректирования отклонений от содержания;

• совершенствование образовательной среды (отбор профессионально ориентированного содержания обучения, обусловленного приоритетами и мотивацией обучающихся, создание форматов учебных заданий и алгоритмов учебных действий и т. д.);

• моделирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося в границах общей образовательной среды (темп обучения, оптимальное соотношение уже известной и новой учебной информации, взаимодействие с «субъектом» и «объектом» учебно-воспитательного процесса и пр.)4.

Самообразовательная деятельность студентов в процессе изучения графических дисциплин рассматривается нами с позиции активизации «субъект-субъектных» отношений, где и преподаватель, и студент управляют своей собственной деятельностью и деятельностью друг друга на основе использования широких возможностей информационных технологий.

Рассматривая аспекты развития самообразовательной деятельности студентов, акцентируем внимание на том, что взаимная деятельность обучающего и обучаемого обусловлена координацией их стратегий для создания комфортной среды при освоении курса. Целью такой деятельности является предоставление обучающимся возможности максимальной самореали-зации с помощью совместного отбора ви-дов учебной деятельности, адекватных по-

ставленным задачам, и установка на достижение успеха в движении по индивидуальной траектории изучения графических дисциплин.

В то же время следует отметить эффективность развития самообразовательной деятельности студентов при обучении графическим дисциплинам в зависимости от развития «субъект-объектных» отношений в результате применения современных ин-формационных технологий. Развитие самообразовательной деятельности студентов с использованием информационных технологий при изучении графических дисциплин позволяет ликвидировать поляризацию контингента по уровню начальной подготовки, проводить педагогическую работу по углубленному освоению материала, поднять на новый качественный уровень подготовку студентов.

Однако справедливо замечено в работах М. Ю. Бухаркиной, М. В. Моисеевой и др., что каждый человек должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их для решения все новых проблем, ибо в современном мире ему придется обучаться на протяжении всей жизни. Но для этого необходимо научиться учиться.

Исследуя вопросы развития самообра-зовательной деятельности интересной для нас представляется работа Е. С. Полат и ее соавторов о технологии дистанционного образования, где, по утверждению ученых, «самостоятельная индивидуальная деятель -ность так или иначе преобладает в дистанционной форме, но она должна гармонично сочетаться с парными, групповыми видами деятельности, чтобы качество обучения в дистанционной форме не уступало качеству обучения в очной форме». Далее отмечаем важную для нашего исследования мысль о значимости самообразования в жизни современного человека: «Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо овладеть целой совокупностью ин -теллектуальных умений»5.

Разработанный нами комплекс учебнометодического обеспечения, предполагаю-

щий использование информационных технологий, направлен на развитие самообразовательной деятельности студентов, что позволяет более интенсивно изучать теоретический материал цикла графических дисциплин, формировать абстрактнологическое и пространственно-образное мышление.

Подготовка теоретического курса и разработка дидактических материалов (заданий, упражнений, задач, тестов и пр.) с учетом недостаточной самостоятельности большинства выпускников школ, необходимой для успешного обучения в вузе, требует от преподавателя сосредоточить внимание на освоении первокурсниками большого объема теоретических сведений, получении новых знаний, умений и навыков, изучении дисциплин, не входящих в школьный курс, прежде всего графически.

Применение информационных технологий для функционирования самообразовательной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин, таких как «Инженерная графика», «Начертательная геометрия», «Компьютерная графика» и др., позволяет развить умение ставить и решать учебные задачи, способность к учебным действиям, самостоятельным действиям, самоконтролю, самооценке.

Самооценка формируется путем сравнения себя с другими учащимися и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет студенту правильно сформулировать цели дальнейшего самообразования.

В заключение можно сказать, что использование информационных технологий в учебно-методическом обеспечении открыло новые возможности для развития самообразовательной деятельности студентов всех форм обучения, организации изучения графических дисциплин на современном уровне образования, однако при этом ряд проблем еще не изучены и требуют своего осмысления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 299.

2 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.

3 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1993. Т. 2. С. 94-231.

4 Силкина Н. В., Пекелъник Н. М., Петрова М. А. Организация самообразовательной деятельности студентов при изучении математических дисциплин // Теория и практика профессионального образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. А. Д. Копытова, Н. В. Силкиной. Новосибирск; Томск: Томский ЦНТИ, 2006. С. 230.

5 Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.