Научная статья на тему 'Информационные технологии ibooks Author для визуализация образовательного контента'

Информационные технологии ibooks Author для визуализация образовательного контента Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
364
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОНТЕНТОМ / INTERACTIVE BOOK / MOBILE APPLICATIONS / LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS LEARNING CONTENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макарчук Татьяна Анатольевна

В статье рассмотрена технология работы с файлами типа.ibooks, позволяющая наполнить учебный контент интерактивными элементами с последующим представлением в виде мобильного приложения для планшетов, создание и распространение которых является одним из трендов развития информационных технологий в 2013-2014 годах. Автор особое внимание уделяет различным вариантам размещения файлов типа.ibooks в системе управления образовательным контентом. В статье представлен пример построения и управления образовательным контентом в рамках семестрового магистерского курса, проводимого автором с марта по май 2013 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technologies in the.ibooks files, allowing add interactive elements to eLearning content, are described in this article. Presentation of eLearning content in the form of interactive applications for mobile devices is the trend of development of information technology in 2013. The authors focused on special attention to various options of placement.ibooks files in the management of educational content. This article provides an example of how to build and manage educational content within the term course, which is held from March to May 2013.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии ibooks Author для визуализация образовательного контента»

Информационные технологии ibooks Author для визуализация образовательного контента

Макарчук Татьяна Анатольевна доцент, к.п.н., доцент кафедры информатики Санкт-Петербургский государственный университет, ул. Садовая 21, г. Санкт-Петербург, 191023, (812)7105751 tmakarchuk@mail. ru

Аннотация

В статье рассмотрена технология работы с файлами типа .ibooks, позволяющая наполнить учебный контент интерактивными элементами с последующим представлением в виде мобильного приложения для планшетов, создание и распространение которых является одним из трендов развития информационных технологий в 2013-2014 годах. Автор особое внимание уделяет различным вариантам размещения файлов типа .ibooks в системе управления образовательным контентом. В статье представлен пример построения и управления образовательным контентом в рамках семестрового магистерского курса, проводимого автором с марта по май 2013 года.

The technologies in the .ibooks files, allowing add interactive elements to eLearning content, are described in this article. Presentation of eLearning content in the form of interactive applications for mobile devices is the trend of development of information technology in 2013. The authors focused on special attention to various options of placement .ibooks files in the management of educational content. This article provides an example of how to build and manage educational content within the term course, which is held from March to May 2013.

Ключевые слова

интерактивный учебник, мобильные приложения, система управления образовательным контентом.

interactive book, mobile applications, learning management systems learning content.

Введение

Тенденции развития информационных технологий в современном мире, такие как мобильные устройства и приложение, облачные сервисы и др. согласно [1], находят свое отражение в организации учебного процесса в высшем образовании, предлагая новые методы разработки электронных образовательных ресурсов.

Требования к образовательному е-контенту

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «Информационно -коммуникационные технологии в образовании» основой электронного образовательного ресурса является образовательный контент - структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе [2]. В период 2003-2005 гг., в годы становления мобильного обучения, доступ к образовательному е-контенту осуществлялся преимущественно через e-mail и браузер [3]. Концепция обучения Web 2.0 и формируемая в результате ее применения виртуальная среда

обучения Университет 2.0/3.0 уточняет требования к электронному образовательному контенту [4]. Согласно Web 2.0 электронный образовательный контент должен соответствовать принципам:

S итерактивность - наполнение контента визуальными элементами типа: графика; анимация; видео-сюжеты; 3D-модели и др.;

■S открытость - доступность контента большому количество слушателей вне зависимо от его принадлежности той или иной организации;

S содружество - свободный обмен мнениями, согласно направленности содержимого курса;

S самоконтроль в ходе работы с образовательным контентом.

В настоящее время организация мобильного обучения, согласно принципам Университет 2.0, предполагает использование специализированных мобильных приложений для разработки и доступа к образовательному контенту. Для представления учебного контента в виде электронного интерактивного учебника существует множество приложений, большинство из которых доступны по лицензии типа open source [5]. В таблице 1 представлены некоторые приложения, которые могут быть использованы для создания интерактивных учебников.

Таблица 1.

Приложения для разработки интерактивного учебника________________

Название приложения Операционная система, под управлением которой работает приложение Разработчик URL для доступа к приложению

iBooks Author Mac OS iOS Apple www.apple.com/ ibooks-author

Course Android Google code.google.

Builder iOS com/p/course-builder

MagicInfo Premium Author Любая Samsung magicinfoshop. com/ru/soft

Каждое из представленных в таблице 1 приложений, позволяет работать с несколькими интеративными элементами. Приложение Apple iBooks Author обладает наибольшим функционалом для разработки электронных учебников: управление контентом при помощи оглавления и тезауруса; представление содержимого в виде текста, видео, диаграмм, галереи графических рисунков; размещение 3D-моделей, java-тегов; поддержка тестирования и др.

Технология разработки интерактивного учебника формата .iBooks и особенности предоставления доступа к нему

В 2013 году авторами была проведена работа по созданию электронных учебников при помощи приложения iBooks Author. При разработке интерактивных учебников с использованием приложений MacOS особое внимание уделялось структурированию и визуализации учебного контента, разработке отдельных элементов контента. На рис. 1 представлен фрагмент окна экрана приложения ibooks Autors для разработки интерактивного контента.

Рис. 1. Интерфейс учебника в приложение ibooks Author

На рисунке 1 показаны элементы интерфейса программы, которые позволяют добавлять новые главы и разделы, изменять вид и ориентацию страниц, добавлять и редактировать тестовые блоки и таблицы, вставлять фигуры и диаграммы и изменять их, а также перемещаться по всей структуре книги. Интерактивное взаимодействие с читателями реализуется при помощи MultiTouch-виджетов: галерея; медиабраузер; интерактивное упражнение; 3D-объект; презентация Keynote; виджетная основе HTML-кода и JavaScript. Для удобства представления материала содержимое разбивается на колонки. Каждый интерактивный элемент на странице учебника оснащен атрибутом Lorem Ipsum (текстом-наполнителем) для быстрого восприятия или поиска нужного объекта.

Учебники в открытом бесплатном доступе размещаются в интернет-магазине Itunes Store в разделе AppStore. Для работы с интерактивными учебниками требуется планшет iPad с установленным приложением iBooks.

Существует несколько вариантов размещения учебного электронного контента типа .ibooks в сети. Во-первых, учебник можно опубликовать в интернет-магазине Itunes Store в разделе AppStore (в открытом или платном доступе), однако данный вариант вызывает некоторые сложности. Публикация платной книги в iBookstore предполагает наличие американского номера налогоплательщика и предоставление информации о банковском счете, на который будут поступать деньги. Размещение учебника в открытом доступе не вызывает проблем, но пользователям с российскими аккаунтами Apple учебник не будет доступен в связи с отсутствием российского сектора iBooksStore. Второй вариант размещения файлов типа .ibooks -самостоятельно, например, при помощи электронной почты для дальнейшей загрузки на iPad с помощью iTunes. В этом случае, тестируемая книга отображается в списке книг приложения iBooks с пометкой Proof (рис.2).

Рис. 2. Варианты представления учебников, распространяемых самостоятельно и через интернет-магазин AppStory

В рамках магистерского курса, читаемого автором в период с марта по май 2013 г., для визуализации учебного контента использовалось приложение ibooks Authors. Результатом работы с данным приложением стал интерактивный учебник форматов .ibooks (для ipad) и .pdf (с ограниченными интерактивными возможностями для других платформ, например, Android). В качестве визуальной среды обучения была выбрана система Moodle, в которой и был размещен учебник.

Заключение

Визуализация ученого контента при помощи программы iBooks Author с последующим размещением в системе управления обучением можно рассматривать как современный инструмент для разработки и использования интерактивных методов обучения в рамках учебной дисциплины. Создание интерактивных учебников, доступных с мобильных устройств, удовлетворяет требованию ФГОС ВПО РФ 3-го поколения для уровня подготовки «магистр» проведения 20%-30% занятий с использованием интерактивных методов.

Литература

1. Top 10 Strategic technology trends for 2013: Special report Gartner, Inc. [e-resource]. URL: http://www.gartner.com/ technology/ research/ top-10-technology-trends.

2. GOST R 52653-2006. Information and communication technologies in education: terms and definitions. - Moscow.: StandartInform, 2007. - 12 p.

3. Stevens D., Kitchenham A. An analysis of mobile learning in education, business, and medicine//Models for interdisciplinary mobile learning: Delivening information to stu-dents.-Hershey, United States, 2011. -pp. 1-26.

4. Marcus Birkenkrahe, Dimitri Schild and Valery Trofimov UNIVERSITY 2.0 // Part of the IADIS Multi conference on computer science and information systems 2012/ Edited by Miguel Baptista Nunens and Maggie McPherson. IADIS International conference eLearning 2012. Lisbon, Portugal 17-23 July, 2012. - P.505-509.

5. Makarchuk T.A, Minakov VF., Artemev A.V. Mobile learning based on cloud services// Mobile learning based on cloud services. -2013. - №2. - p.319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.