Научная статья на тему 'Информационные технологии и разработка дистанционного физического практикума'

Информационные технологии и разработка дистанционного физического практикума Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
306
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / КОМПЬЮТЕРНАЯ БАЗА ДАННЫХ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Третьякова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме применения IT-технологий к решению задач компьютерного 3D-моделирования лабораторного физического практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Третьякова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии и разработка дистанционного физического практикума»

УДК 53:371, 519, 378

Третьякова Ольга Николаевна

кандидат физико-математических наук Московский авиационный институт (государственный технический университет)

tretiyako va_ olga@mail. т

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

Статья посвящена проблеме применения П-технологий к решению задач компьютерного 3D-моделирова-ния лабораторного физического практикума.

Ключевые слова: П-технологии, Интернет, дистанционное обучение физике, компьютерное 3D-моделиро-вание, программный комплекс, компьютерная база данных, компьютерный лабораторный физический практикум.

Разрабатываемая нами система дифференцированного обучения физике студентов технических вузов включает не только учебно-методические разработки и учебные пособия разного уровня сложности, но и возможности использования современных ^-технологий в различных формах обучения студентов.

На кафедре физики МАИ мы начали заниматься разработкой методологии создания компьютерного физического практикума более 20 лет назад [1-3]. В течение этого времени проводились и проводятся сейчас лабораторные занятия со студентами в компьютерных классах кафедры. Опыт создания и совершенствования практикума и развитие ГГ-технологий дает возможность применять

современные информационные технологии для дистанционного обучения студентов. Первые наши разработки [4; 5], как и разработки других авторов, использовали двумерные модели.

При подготовке компьютерного практикума для дистанционного обучения с целью увеличения наглядности проводимого компьютерного эксперимента мы начали разрабатывать трехмерные лабораторные работы, используя программу для создания трехмерных моделей объектов 3D Studio Max (см. рис. 1). Каждая лабораторная работа моделировалась и программировалась отдельно [6].

Основные недостатки:

- Вывод трехмерных моделей осуществляется с помощью библиотеки OpenGL поэлементно.

Создание 3D модели лабораторной установки Процесс создания 3D модели включает следующие этапы:

1) Выбор внешнего вида лабораторной установки.

2) Построение сеточной модели 3D установки.

Э) Текстурирование и задание материалов.

Рис. 1. Первая трехмерная лабораторная работа и реализация клиент-серверной модели (2007 г., Borland Delphi, Object Pascal)

288

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ № 4, 2010

© Третьякова О.Н., 2010

Рис. 2. Состав программного комплекса

- Программа не поддерживает автоматического соединения с сервером.

- Программа-клиент не является универсальной.

Вторая попытка создать трехмерные лабораторные работы и исправить указанные недостатки была сделана в 2008 г. Для создания и конвертирования трехмерных моделей были выбраны следующие программы:

- Autodesk 3D Studio Max. Программа для создания трехмерных моделей объектов.

- язык программирования C# для разработки кода программы, управляющей движением лабораторной установки.

- Right Hemisphere Deep Exploration. Программа для конвертирования созданных моделей в формат «.X», поддерживаемая библиотекой DirectX.

- Вывод трехмерных моделей на экран осуществляется с помощью библиотеки DirectX.

- В качестве среды программирования была выбрана Microsoft Visual Studio.

- Для работы с трехмерными объектами использовалась библиотека Microsoft XNA Game Studio.

- Клиент-серверная модель реализована с помощью библиотеки MySQLConnector.

Каждая лабораторная работа по-прежнему программировалась отдельно, что требовало больших затрат времени на разработку. При выполнении работы студент скачивал ее с сервера, выполнял и отсылал результаты на сервер.

Затем параллельно с разработкой 3D для различных форм организации учебного процесса нами был создан сайт кафедры физики kaf801.ru и система управления данными сайта [7].

В настоящее время нами создана единая система разработки новых лабораторных работ -

программа «Editor», использование которой существенно ускоряет процесс написания кода и отладки программы, а также создания с минимальными программистскими затратами управляющих программ для других форм обучения студентов: курсового проектирования, тестирования, совершенствования организации самостоятельной работы студентов.

Все лабораторные работы выполняются в одной программе-оболочке «Laborant Client», которая автоматически скачивает с сервера необходимые студенту работы, позволяет выполнить работу на компьютере студента, проверяет правильность результатов и отправляет на сервер информацию о результате выполнения лабораторной работы.

Практикум размещен в разделе «Лабораторные работы» сайта kaf801.ru. Он в настоящее время содержит девять 3D лабораторных работ по основным разделам курса физики для технического вуза: 3 работы - по разделу «Механика», 2 -

Лабораторная работа

Набор 3D мэделей

Файл управляющей npoipaiwMbi

Файл с таблицрй результатов измерен^

Файлы гтомо ui^t

Заголовочній файл

Рис. 3. Структура лабораторной работы

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010І

по разделу «Молекулярная физика и термодинамика», 1 - «Электромагнетизм», 3 - «Волновая оптика и квантовая физика».

Этапы разработки 3D лабораторной работы:

- Этап 1. 3D MAX и программа «Editor».

1.1. Моделирование деталей лабораторной установки, стола, комнаты, табло измерений в 3D MAX.

1.2. Экспортирование данных объектов в программу «Editor».

- Этап 2. Управляющая программа на языке С# в программе «Editor».

2.1. Реализация алгоритма, моделирующего движение объектов 3D лабораторной установки и процесс ее выполнения.

2.2. Подбор коэффициентов масштабирования и калибровки для осуществления соответствия измерений натурной и компьютерной лабораторных работ.

- Этап 3. Редактор таблиц в программе «Editor».

3.1. Формирование таблицы измерений согласно методике, изложенной в учебном пособии.

3.2. Выбор полей таблицы, по значениям измерений которых определяем правильность выполнения лабораторной работы.

- Этап 4. Управляющая программа на языке С#.

4.1. Задаем диапазон случайного отклонения от среднего значения контрольных измерений натурного эксперимента.

4.2. Реализуем алгоритм проверки выполнения 3D лабораторной работы и погрешности измерений в функции Check().

- Этап 5. Сборка 3D лабораторной работы в программе «Editor».

5.1. Указываем файл управляющей программы с расширением cs, файлы объектов 3D лабораторной установки с расширением fbx, файл таблицы измерений с расширением tbl, файл с описанием в формате html.

5.2. Указываем название и раздел физики реализуемой 3D лабораторной работы. Формируем zip-архив 3D лабораторной работы.

- Этап 6. Загрузка на сервер сайта кафедры физики kaf801.ru.

6.1.Загрузка полученного архива на сервер в директорию /www/htdocs/laborant_labs/.

6.2. Занесение информации о новой 3D лабораторной работе в таблицы базы данных laborantlab и labs сайта кафедры физики.

Созданная Интернет-технология дает возможность студентам выполнять эти работы дистанционно. Для запуска компьютерного физическо-

го практикума требуется следующее программное обеспечение:

Microsoft Framework 3. БиблиотекиXNA Game Studio 3.0. Программная оболочка «Laborant Client».

На всех этапах разработки (2006-2010 гг.) программного обеспечения создаваемого компьютерного практикума в работе принимали участие студенты специальности «Прикладная математика», выполнившие под моим руководством дипломные работы.

Разработанная технология может применяться и в других технических вузах. Разработка продолжает совершенствоваться. Заинтересованные в ее использовании коллеги могут обращаться по адресу e-mail: tretivakova olga@mail.ru.

Библиографический список

1. ДемковВ.П., Скубачевский В.Г., Третьякова О.Н. Законы механики: Лабораторные работы с использованием ЭВМ. - М. : Изд-во МАИ, 1989.

2. Спирин Г.Г., Третьякова О.Н. Использование моделирующих программ в лабораторном практикуме // Применение средств вычислительной техники в учебном процессе кафедр физики и математики. - Ульяновск: УПИ, 1992.

3. Третьякова О.Н. Математическое моделирование физических процессов (Механика. Гравитационное поле): Методические указания к проведению лабораторных работ на ЭВМ по курсу физики. - М. : Изд-во МАИ, 1989.

4. Третьякова О.Н., ЦурковА.М. Применение INTERNET-технологий для создания компьютерного практикума по физике в технических вузах // 5 межд. конф. «Авиация и космонавтика - 2006» (23-26 октября 2006 г.) - М., 2006. - С. 128.

5. Третьякова О.Н., Цурков А.М. Применение новых информационных технологий при создании компьютерного физического практикума для системы дистанционного обучения // Материалы 5 Межд. научно-метод. школа-семинар «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» (26-30 июня 2006 г). - М., 2006. - С. 280282.

6. Третьякова О.Н Математическое моделирование трехмерного компьютерного практикума по физике // Материалы 7 Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (11-14 марта 2008 г.). Ч. 1. - М.: Изд-во «Школа будущего», 2008. - С. 318-321.

290

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

7. Третьякова О.Н. О разработке варианта ис- подавании физики в техническом вузе // Физичес-

пользования информационных технологий в пре- кое образование в вузах. - 2010. - Т. 16. - №»1.

УДК 378

Ходыкина Анна Вячеславовна

Курский государственный университет

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Автор статьи рассматривает преимущества интегративного подхода к обучению иностранному языку. Ключевые слова: профессиональное образование, подход к обучению, интегративный подход, обучение иностранному языку.

Личностно развивающая тенденция является базисной характеристикой современного профессионального образования. О какой бы педагогической проблеме ни шла речь (информационная поддержка обучения, ГОСТы, дидактические возможности современных УМК, профессионализм преподавателя), «собственно педагогический подход будет иметь место в том случае, когда каждое из образовательных нововведений будет рассматриваться (тестироваться) с точки зрения его роли и места в создании ситуации развития личности». Следуя указанной тенденции в развитии института образования, можно заметить существенные изменения в профессиональном образовании в целом и иноязычном образовании в частности. Переход к личностно ориентированному образованию предполагает обновление содержания профессионального образования, разработку и реализацию инновационных педагогических технологий, интегративных процессов, предоставляя педагогам реальные условия для творчества.

«Интеграция (лат integratio - восстановление, восполнение от integer - целый) - 1) объединение дифференцированных частей и функций системы, организма в целое; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. <.. .> Интегративные процессы определяют переход профессиональных учебных заведений от узкоспециализированного образования к образованию по группам профессий и профессиям широкого профиля».

Для представителей разных наук стало очевидным, что исследование человека на современном уровне требует междисциплинарного объединения усилий для комплексного учета взаимодействия внешних и внутренних факторов, опреде-

ляющих функционирование индивида как единого целого. Это уже понято и лингвистами, ранее ориентировавшимися на «объективное» системно-структурное описание языка как самодостаточной сущности, однако переход на антропоцентрическую парадигму с признанием необходимости трактовки языка как одной из составляющих слаженного ансамбля психических процессов включенного в социальное взаимодействие индивида останется пустой декларацией без разработки методологии нового - интегративного -подхода, способного преодолеть кризис, который имеет место в мировой науке о языке.

Под методологией в отечественных публикациях традиционно понимались основополагающие положения общефилософской теории познания, однако в последнее время так стали называть либо теоретические положения / принципы некоторой частной науки или отдельно взятой работы, либо перечень исследовательских процедур, либо сочетание тех и других. Думается, что в создавшейся ситуации полезно не только разобраться с проблемой методологии, но и разграничить вопросы теории, терминологии и исследовательского инструментария.

Тормозом в разработке методологии комплексной науки о человеке служат переходящие в статус научных предрассудков положения, трактуемые в качестве «классических» и принимаемые за истину в последней инстанции. Это относится ко всем наукам, имеющим отношение к человеку, но исследующим его не целостно, а в препарированном («раздеталированном») виде, зачастую не задумывающихся о реалистичности разрабатываемых теоретических постулатов и моделей, их согласованности с результатами научных изысканий в смежных областях. Вместо активно

© Ходыкина А.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.