Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.А., Архипова И.И.

В статье рассматривается применение информационных технологий на разных ступенях образовательного процесса. Выделены преимущества и недостатки использования информационных технологий в образовании. Делается вывод, что информационные технологии занимают важное место в образовательном процессе, но при этом не являются панацеей для всех проблем в образовании, и их использование должно быть обоснованным и осознанным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY AND EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the use of information technologies at different stages of the educational process. The advantages and disadvantages of using information technologies in education are highlighted. It is concluded that information technologies occupy an important place in the educational process, but they are not a panacea for all problems in education, and their use should be justified and conscious.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_7_152 УДК 37:004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

Иванова Наталия Александровна,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических наук и внешнеэкономической деятельности, Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал). Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Ивангород, Россия, е-mail: ivanovanat207301@mail.ru

Архипова Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических наук и внешнеэкономической деятельности, Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал), Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Ивангород, Россия, е-mail: arxiirina@yandex.ru

В статье рассматривается применение информационных технологий на разных ступенях образовательного процесса. Выделены преимущества и недостатки использования информационных технологий в образовании. Делается вывод, что информационные технологии занимают важное место в образовательном процессе, но при этом не являются панацеей для всех проблем в образовании, и их использование должно быть обоснованным и осознанным.

Ключевые слова: образование; обучающиеся; информационно-образовательная среда; информационные технологии; цифровизация образования.

UDC 37:004

INFORMATION TECHNOLOGY AND EDUCATIONAL PROCESS

Ivanova Natalia Aleksandrovna,

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Sciences and Foreign Economic Activity, Ivangorod Humanitarian and Technical Institute (branch). Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Ivangorod, Russia, e-mail: ivanovanat207301@mail. ru

Arkhipova Irina Ivanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of SocioEconomic Sciences and Foreign Economic Activity, Ivangorod Humanitarian and Technical Institute (Branch), St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Ivangorod, Russia, e-mail: arxiirina@yandex.ru

The article discusses the use of information technologies at different stages of the educational process. The advantages and disadvantages of using information technologies in education are highlighted. It is concluded that information technologies occupy an important place in the educational process, but they are not a panacea for all problems in education, and their use should be justified and conscious.

Keywords: education; students; information and educational environment; information technologies; digitalization of education.

С развитием информационных технологий образовательный процесс в современном мире приобрел новые возможности и вызовы. Сегодня система образования изменилась и стала более педагогически ориентированной, требующей наличия технологической базы и широкого использования информационных инструментов. Применение компьютерных технологий и Интернета в обучении стало неотъемлемой частью практики учебных заведений. Возможности, которые предоставляют информационные технологии, огромны: от доступа к большим объемам информации и возможности общения с преподавателями и обучающимися в онлайн-формате до создания собственных проектов и использования интерактивных учебных материалов. Развитие современных технологий и знаний напрямую связано с формированием информационного общества. От каждого человека требуется обладание качественными навыками и глубокими знаниями, профессиональными умениями и активной творческой работой для успешного соперничества и содействия развитию цивилизации.

Информационные технологии (ИТ) - это использование компьютерных систем, программного обеспечения и сетей для сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации [1].

XXI век - это время информационного общества, технологической культуры, заботы о здоровье людей, окружающей среде и профессиональной культуры. Основная цель использования информационных технологий в обучении - дать возможность обучающимся эффективно осваивать учебный материал. Современное образование нацелено не только на получение конкретных знаний, навыков и умений, но и на развитие самостоятельного поиска решения задач, нестандартного мышления обучаемого. Информационные технологии дают возможность не только получать информацию для обучения, но и осуществлять контроль полученных знаний, а при необходимости осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся. В образовании использование информационных технологий означает использование компьютерных программ, интернета, электронных учебников, онлайнкурсов и других электронных учебных

материалов. Применение технологий требует от обучающихся овладения соответствующими компетенциями [2]. В свою очередь компетентность представляет собой результат знаний у обучающихся. Информационная компетентность подразумевает умение человека эффективно работать с различными видами информации, находить ее, сохранять и умело использовать при помощи информационно-коммуникационных технологий. Использование информационных технологий в образовании позволяет учащимся получать более разнообразные и интерактивные формы обучения, включая мультимедийные материалы и виртуальные среды.

Информационные технологии в образовательном процессе начинают присутствовать с дошкольного обучения. Ребенок с удовольствием смотрит на яркие картинки в гад-жетах, при этом изучает окружающий мир: видит разных животных, слышит звуки, которые они издают. В дошкольных учреждениях сейчас используются различные методы образования детей с помощью информационных технологий, которые помогают педагогам сделать процесс обучения детей ярким и интересным. Информационные технологии в процессе развития ребенка применяются в виде виртуальных экскурсий, демонстрации физических и химических процессов (тех, которые невозможно наблюдать в условиях региона, где проживает ребенок: извержение вулкана, северное сияние, море, цунами и т. п.). Детям предлагается выполнять движения за героями на экране (физкультура, гимнастика рук, развитие мелкой моторики и т. д.) Особенно интересно детям сочетание движения, звука и яркого изображения. Поэтому педагоги дошкольного образования используют информационные технологии в представлении обучающих материалов в виде мультимедиа презентаций. Этот способ позволяет надолго удерживать внимание ребенка на предмете обучения и делает процесс обучения более комфортным для ребенка, вызывает у него живой интерес.

Получив первичные навыки обучения с помощью информационных технологий, ребенок поступает в школу более подготовленным и с более выраженной мотивацией получения знаний. Здесь уже не только наглядные информационные материалы, но и коллективное взаимодействие в исследова-

тельских работах, моделирование различных процессов [3].

В студенчестве информационные технологии применяются более широко. Современные технологии позволяют получать высшее образование в любое время без посещения учебного заведения, дистанционно. Технологии дистанционного образования позволяют получать высшее образование людям из отдаленных регионов, с инвалидностью, студентам из других стран, а также при любых жизненных ситуациях (декретный отпуск, уход за детьми и т.п.).

При обучении студентов особое внимание уделяется самостоятельности и индивидуальному подходу. Программы для обучения дают возможность каждому студенту проявить себя, выбирая для себя удобный алгоритм. Зачастую обучающимся предлагается моделировать на компьютере любые эксперименты исходя из своих личных представлений, это позволяет развить свои навыки исследователя, творческие способности, поиск закономерных явлений. В образовательном процессе присутствуют программы, тренирующие определенные навыки; текстовые и мультимедийные средства информации (электронные книги, журналы), моделирующие различные процессы (виртуальная реальность); программы контроля и оценки знаний; программы для удаленной коммуникации; программы для хранения большого количества информации (облачные хранилища).

Одним из главных преимуществ информационных технологий в образовании является возможность доступа к большому количеству информации, что позволяет обучающим получать более глубокие знания и более точную информацию. Использование электронных учебников и онлайн-курсов позволяет снизить затраты на покупку учебных пособий и аренду учебных помещений. Это особенно важно для бедных регионов, где доступ к образованию является проблемой.

Возможность проведения занятий в режиме онлайн была реализована в период пандемии COVID-19, когда образовательные учреждения были вынуждены переходить на дистанционное обучение. Использование технологий в обучении может значительно ускорить и упростить процесс обучения, что в свою очередь позволяет сэкономить время

и ресурсы, как у студентов, так и у преподавателей и учебных заведений [4]. Например, использование онлайн-курсов и электронных учебных материалов позволяет студентам изучать материалы в удобное для них время и в своем собственном темпе, что уменьшает необходимость присутствовать на лекциях и семинарах в определенное время [5].

Информационные технологии способствуют развитию новых умений у студентов, таких как цифровая грамотность, коммуникационные навыки и умение работать в команде. Это дает обучающимся лучше адаптироваться к современному миру и повысить их конкурентоспособность на рынке труда. В современном мире, где информация доступна каждому, важно научить учащихся анализировать и оценивать информацию, чтобы они могли различать правдивую и ложную информацию, а также различать источники, на которые можно полагаться, и те, которым нельзя верить. Использование информационных технологий помогает развивать критическое мышление, так как они используют различные онлайн ресурсы, чтобы получить информацию и затем анализировать ее и оценивать.

Хотя информационные технологии. при правильном использовании в учебных учреждениях, оказывают положительное влияние, внедрение все же сопряжено с недостатками, а именно:

1) Ограниченный доступ. Данный недостаток больше относится к использованию информационных технологий в школе. Многие семьи учеников могут не иметь достаточных средств для покупки современных устройств. Это приводит к тому, что такие ученики отста -ют от других в учебном процессе. Также следует учитывать, что не все ученики эффективно используют технологии в образовании. Некоторые ученики могут иметь трудности с компьютерной грамотностью, что затрудняет использование технологий в учебном процессе. Также возникает ситуация, когда родители сами против, чтоб их ребенок постоянно использовал информационные технологии, а не печатные книги.

2) Неравномерное распределение технологий в учебных заведениях. Цифровизация образования требует больших финансовых затрат. Зачастую не все учебные заведения имеют доступ к современным технологиям,

поскольку нет достаточного финансирования для покупки оборудования и программного обеспечения [6]. Кроме того, не всегда школа обеспечивает равные возможности для всех учеников, когда дело доходит до использования технологий в классе на уроке. В результате имеется разрыв в знаниях между обучающимися, а это в дальнейшем повлияет на их успеваемость и возможно будущую карьеру.

3) Отвлекающий эффект. Например, использование социальных сетей или мессен-джеров во время уроков может привести к снижению внимания учащихся к учебному материалу.

4) Зависимость от технологий. В принципе все население уже стало зависимо от технологий и во многих случаях уже неспособны работать без них.

5) Проблемы безопасности. Обучающиеся могут стать жертвами кибератак, если не используют достаточно надежные пароли или не соблюдают другие меры безопасности при работе в Интернете. Кроме того, существует риск сохранения и утечки конфиденциальных данных обучающихся, если не используются достаточно надежные системы хранения и передачи данных. Еще одним проблемным аспектом является доступность и качество учебных материалов в Интернете. Зачастую это неправильная или вредоносная информация, которая находится на сайтах в Интернете. На сегодняшний момент времени нет контроля на законодательном уровне за образовательными интернет-ресурсами, которые могут предоставлять ложные знания. Поэтому важно обеспечить безопасность при использовании информационных технологий в образовании. Также необходимо использовать проверенные и надежные источники учебной информации в Интернете [7]. Образовательные учреждения разрабатывают и соблюдают стандарты безопасности, политики конфиденциальности данных, которые включают в себя использование паролей и шифрования при обработке и хранении данных, а также предоставление доступа к данным только авторизованных лиц. Кроме того, важно проводить регулярные аудиты безопасности, чтобы выявлять уязвимые места в системах хранения данных и предпринимать соответствующие меры по их устранению.

6) Социальная изоляция. Онлайн-курсы и

дистанционное обучение могут привести к тому, что обучающиеся общаются между собой только через Интернет, а не вживую. Это может привести к уменьшению социальных навыков студентов и ухудшению их психологического благополучия. Важно находить баланс между использованием технологий и личным контактом, а также между преподавателями и обучающимися. Личное общение, обратная связь и физический контакт это важные аспекты в образовании, особенно для младших школьников.

7) Риск снижения качества обучения. Использование информационных технологий может снизить качество обучения, если не будет обеспечено достаточное количество контактного обучения и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

8) Повышение квалификации преподавателей. Использование информационных технологий требует от преподавателей дополнительного обучения и приобретения навыков работы с компьютером и программным обеспечением. Это может стать проблемой в регионах, где преподаватели не имеют достаточного доступа к обучению и обновлению своих знаний [8].

9) Нарушения здоровья. При длительной работе с техникой могут возникнуть проблемы со зрением, головными болями, болезнями в области шеи, позвоночника [9].

Информационные технологии имеют большой потенциал для улучшения образовательного процесса. Существенно важно, чтобы молодое поколение усвоило новейшие знания в области информационных технологий, соответствующих международным стандартам и требованиям информационного общества в условиях глобализации. Использование технологий может улучшить доступность и качество обучения, расширить возможности обучения, сэкономить время и ресурсы, повысить мотивацию, развить навыки работы с технологиями и критическое мышление. Однако, существуют и риски, такие как ограниченный доступ, неравномерное распределение технологий, отвлекающий эффект, зависимость от технологий, проблемы безопасности и социальная изоляция. Таким образом, использование информационных технологий в образовании имеет множество преимуществ, но и некоторые недостатки. В настоящее время инфор-

мационные технологии занимают все более важное место в нашей жизни. Для того чтобы использование информационных технологий в образовании было эффективным, необходимо обеспечить наличие необходимой технической инфраструктуры, проводить дополнительное обучение преподавателей и обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Внедрение технологий подразумевает необходимость научиться работать в команде, совместно, к чему учащиеся обычно не привыкли.

В заключение следует отметить, что развитие информационного общества является необходимым условием в быстро меняющейся эпохе, где информационные и коммуникационные технологии становятся все более распространенными в обмене данными и коммуникации между людьми. Одним из клю-

чевых требований информационного общества является предоставление обучающимся основ информационных знаний, развитие логического мышления, навыков структурного мышления, а также формирование навыков использования технологий и воспитание информационной грамотности для успешной адаптации к требованиям современного общества. Хотя технологии оказывают влияние на общество, они не являются центром образовательного процесса, а являются важным посредническим элементом, который необходимо использовать в формальном плане, чтобы способствовать человеческому развитию учащихся и достижению целей обучения. Необходимо помнить, что информационные технологии не являются панацеей для всех проблем в образовании, и их использование должно быть обоснованным и осознанным.

Список литературы _

1.Трапизон И. В. Информационные технологии как средство инновационного развития образовательного процесса // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 4(4). С. 212-213.

2.Соколова О. В. Преимущества использования информационных технологий в образовательном процессе вуза // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 19-2. С. 41-45.

3.Погодин В. Образование «в цифре» - взгляд изнутри // Вести образования. 2017. № 9 (147).

4.Варфоломеева В. А., Иванова Н. А. Цифровизация образования как залог успешного развития страны // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 2. С. 156-160.

5.Андреев А. А. Онлайн-обучение как перспективная форма организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. М. Н. Тук-тагулова, М. В. Паршина, 2018. С. 8-10.

6.Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 20.05.2023).

7.Магомедов А. М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 134-142.

8.Вайндорф-Сысоева М. Е. Современные подходы к организации превышения квалификации современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 16-23.

9.Раевский Л. А., Храмова А. И. Качественные тенденции образовательных процессов: информатизация и компьютеризация // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». 2018. № 4(20). С. 248-251.

References _

1. Trapizon I.V. Information technologies as a means of innovative development of the educational process. Innovative technologies in science and education. 2015. No. 4(4). Pp. 212-213.

2. Sokolova O.V. Benefits of using information technologies in the educational process of the university. Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2011. No. 19-2. Pp. 41-45.

3. Pogodin V. Education "in digital" - a look from the inside. Vesti obrazovanie. 2017. No. 9 (147).

4. Varfolomeeva V.A., Ivanova N.A. Digitalization of education as a key to the successful development of the country. Journal of Legal and Economic Research. 2021. № 2. Pp. 156-160.

5. Andreev A.A. Online learning as a promising form of organizing the educational process in the modern digital educational environment. Interaction of subjects of education in the information society: the experience of European countries and the Asia-Pacific region: materials of the international scientific and practical conference / Managing editors M.N. Tuktagulova, M.V. Parshina, 2018. Pp. 8-10.

6. Gairbekova P. I. Actual problems of digitalization of education in Russia. Modern problems of science and education. 2021. No. 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (Accessed 20.05.2023).

7. Magomedov A.M. Problems and trends in the development of digital education. Pedagogy and education. 2019. No. 2. Pp. 134-142.

8. Weindorf-Sysoeva M.E. Modern approaches to the organization of exceeding the qualifications of a modern teacher. Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 57-3. Pp. 16-23.

9. Raevsky L.A., Khramova A.I. Qualitative trends in educational processes: informatization and computerization. "Scientific and practical electronic journal Alley of Science". 2018. No. 4(20). Pp. 248-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.