Научная статья на тему 'Информационные системы в маркетинге'

Информационные системы в маркетинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОТЧЕТЫ / MARKETING INFORMATION SYSTEM / REPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руднева Наталья Валентиновна, Степанова Федосия Геннадьевна

В статье анализируется понятие информационные системы в маркетинге. Рассматривается потребность в маркетинговой информационной системе. Описывается структура организации отчета после проведения маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SYSTEMS IN MARKETING

In article the concept information systems in marketing is analyzed. The need for marketing information system is considered. The structure of the organization of the report after carrying out market researches is described.

Текст научной работы на тему «Информационные системы в маркетинге»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В МАРКЕТИНГЕ

Руднева Наталья Валентиновна

старший преподаватель Набережночелнинского филиала ФГАОУ ВПО «Казанского (Приволжского) федерального университета», РФ,

г. Набережные Челны E-mail: rudneva nv@mail. ru Степанова Федосия Геннадьевна студент группы 4101177 Набережночелнинского филиала ФГАОУ ВПО «Казанского (Приволжского) федерального университета», РФ,

г. Набережные Челны E-mail: _ fene4ka. 92@yandex. ru

INFORMATION SYSTEMS IN MARKETING

Rudneva Natalya

senior teacher FGAOU VPO'S Naberezhnye Chelny branch "Kazan (Volga) federal

university", Russia Naberezhnye Chelny

Stepanova Fedosiia

student of group 4101177 FGAOU VPO'S Naberezhnye Chelny branch "Kazan

(Volga) federal university ", Russia Naberezhnye Chelny

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется понятие информационные системы в маркетинге. Рассматривается потребность в маркетинговой информационной системе. Описывается структура организации отчета после проведения маркетинговых исследований.

ABSTRACT

In article the concept information systems in marketing is analyzed. The need for marketing information system is considered. The structure of the organization of the report after carrying out market researches is described.

Ключевые слова: маркетинговая информационная система; отчеты. Keywords: marketing information system; reports.

Успех любой компании напрямую зависит от того, насколько четко производимая продукция или оказываемые услуги соответствуют потребностям покупателя. Как правило, с этой целью и проводится маркетинговое

исследование рынка, что является очень важным условием для последующего целенаправленного развития компании.

Маркетинг представляет собой систематическую деятельность, связанную с выявлением потребительских нужд, разработкой подходящих товаров и услуг, установлением на них соответствующей цены, налаживанием системы их распространения и эффективного стимулирования для удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Система представляет собой любой объект, одновременно рассматриваемый как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Полноценные маркетинговые исследования могут быть только тогда, когда задействована маркетинговая информационная система.

Маркетинговая информационная система (МИС) — это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования, приемов предназначенных для сбора классификаций, анализа оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее в маркетинговой программе.

В настоящее время потребность в маркетинговой информации постоянно растет, и маркетологи часто испытывают недостаток достоверных, актуальных и полных данных. Формирование на предприятии маркетинговой информационной системы, помогло бы решить данную проблему. Информацию собирают и анализируют при помощи четырех вспомогательных подсистем, формирующих маркетинговую информационную систему:

1. система внутренней отчетности - содержит сведения о заказах, объемах продажах, ценах, уровне запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т. п.;

2. система сбора внешней текущей информации представляет собой получение информации посредством внешних источников: средства массовой информации, книги, издания, беседа с поставщиками, отчеты фирм-конкурентов и т. д. [2];

3. система маркетинговых исследований представляет собой сбор и анализ данных по конкретной маркетинговой ситуации, с которым предприятие когда-либо сталкивалась на рынке [2];

4. система анализа маркетинговой информации представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннюю и внешнюю информацию [1];

Задачей любой подсистемы является помощь маркетологу в выборе подходящего решения в конкретной ситуации и моделирование вероятных последствий такого решения.

Отметим современные тенденции, которые серьезно изменили подход к проектированию маркетинговых систем:

• заметное ускорение изменений внешней среды, в которой работают организации;

• все увеличивающаяся глобализация бизнеса;

• возникновение глобальной технологии — Интернет.

Разнообразные маркетинговые информационные системы действуют с

различной степенью эффективности. Среди множества МИС наибольшей степени эффективности система достигает при следующих факторах:

• организация придерживается активной рыночной стратегии;

• наличие высокого уровня конкуренции (возникает при работе на устоявшихся рынках);

• наличие высокой скорости изменения внешней среды, в которой работает организация;

• динамично изменяющийся ассортимент выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

• большое количество клиентов и объем работ сразу на нескольких рынках и в различных регионах [2].

Собранная и обработанная информация предоставляется руководству организации в виде отчета. Отчет должен быть предоставлен с соблюдением следующих пунктов:

• понятные подзаголовки, короткие ключевые фразы, ясные и определенные параграфы и т. д.;

• правильный литературный язык, без использования неотчетливых, малопонятных положений;

• объективность используемой информации — в документе не должно отражаться мнение маркетолога. Изложенная информации должна быть без преувеличений;

Важное значение имеет структура подготовленного отчета. Отечественным предприятиям интересен метод составления отчетов американскими организациями. У американцев общая схема деловых документов отличается от отечественных и имеет следующий вид:

1. введение — содержит короткое описание предоставляемого отчета. Цели, методы, правила, которые использовались при обработке данных и подготовке самого документа.

2. заключение — следует непосредственно после введения. Это сделано с учетом того, что сразу становится понятно суть документа, т. к. при американском практицизме ценится каждая минута.

3. рекомендации — позволяют ответить на вопрос: «что делать с предоставленными выводами?».

4. основная часть — в ней содержится широко раскрытая информация, относящаяся к подготовленному документу. На основании уже основной части делаются заключения и рекомендации.

5. приложение — содержит в себе дополнительную информацию, которая включает в себя графики, таблицы, цифровые выкладки, библиографию и другие детальные данные, которые могут представлять интерес.

Отечественные предприятия привыкли к другим методам составления отчетов, но принятие чужого опыта будет способствовать лучшей систематизации и более качественному использованию информации.

Информацию нужно не только собирать, анализировать, обобщать, но и частично скрывать. Все большее значение, в условиях рыночной экономики, приобретает возможность защитить информацию, которая позволяет поддерживать конкурентоспособность товаров, защищать материальные ценности, снизить риск корпоративного захвата и т. д. Одним из результативных методов защиты коммерческой информации является принятие правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности информации, т. е. введение в компанию режима коммерческой тайны.

Таким образом, как сказал Герберт Баум, глава компании Hasbro Inc: «Исследование рынка очень важный шаг для процесса корпоративного маркетинга. Не думаю, что кто-то может принять маркетинговое решение без исследования, т.к. это приведет к тому, что Вы потеряете кучу времени и денег».

Список литературы:

1. Студопедия — лекционный материал для студентов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://studopedia.net/1 26415 marketingovaya-informatsionnaya-sistema.html (дата обращения 01.05.2014).

2. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В. Маркетинг: учебник. Издательство 2013 год. [Электронный ресурс] — Библиотека учебников на русском языке —

Режим доступа. — URL:

http://uchebniki.ws/10810806/marketing/marketingovye_informatsionnye_siste my sovremennoe sostoyanie marketingovyh issledovaniy (дата обращения 01.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.