Научная статья на тему 'Информационные системы управления производством как средство повышения конкурентоспособности предприятия'

Информационные системы управления производством как средство повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITION / COMPETITIVENESS / INFORMATION / COMPETITIVE ADVANTAGES / MANUFACTURING ENTERPRISE SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюриков Антон Вадимович

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к определению категории «конкуренция» и «конкурентоспособность», анализируются основные понятия информационных систем управления производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production management information systems as a means of improving the competitiveness of company

The paper deals with theoretical-and-methodological approaches to the definition of the category “competition” and “competitiveness”, basic concepts in this field Manufacturing Enterprise Solutions

Текст научной работы на тему «Информационные системы управления производством как средство повышения конкурентоспособности предприятия»

А В. ТЮРИКОВ

Антон Вадимович ТЮРИКОВ — аспирант Санкт-Петербургского института управления и права.

В 2010 г. окончил Северо-Западную академию государственной службы при Президенте РФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — инновации, инвестиции.

-Ф- -Ф- -Ф-

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ*

В современной науке до сих пор не сложился единый подход к понятию «конкуренция». Некоторые авторы рассматривают конкуренцию как соперничество предпринимателей в максимизации прибыли за счет завоевания предпочтения потребителя. Другие [1] под понятием «конкуренция» понимают борьбу между соперниками за способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией. В свою очередь конкурентоспособность — это показатель, определяемый несколькими факторами: цена, качество, маркетинг, сервис [4]. Необходимо понимать, что одни факторы влияют на конкурентоспособность фирмы, другие ее обеспечивают.

Для настоящего времени характерны следующие тенденции конкурентоспособности: увеличение конкуренции происходит нарастающими темпами; сокращается время для принятия решений в связи с ускорением процессов обмена информацией; в результате глобализации снижаются барьеры входа на рынки; весомую роль приобретают стратегические преимущества, ресурсные — уходят на второй план; гибкость в принятии решений, планировании и повышении уровня экономической безопасности субъекта становятся наиболее важными чертами, определяющими конкурентоспособность; инновации, являясь частью стратегических конкурентных преимуществ, приобретают все больший вес; информация становится важнейшим ресурсом создания конкурентных преимуществ; информационные системы управления, включающие в себя функции работы с информацией, становятся факторами, определяющими конкурентоспособность как на уровне отдельной фирмы, так и страны в целом.

Последние два пункта непосредственно связаны с рассматриваемой темой. Для повышения конкурентоспособности существует несколько уровней инновационного воздействия: первый включает увеличение конкурентоспособности товара (микроуровень), второй осуществляет инновации на уровне предприятий, третий — на уровне страны. Мы рассмотрим воздействие на конкуренцию именно на уровне предприятий, так как он наиболее эффективно воздействует на конкурентоспособность экономики. Выделим два основных фактора, влияющих на конкурентоспособность фирмы [2]:

1. Возможность оперативно получать информацию о действиях конкурентов.

2. Возможность компании максимально эффективно и мобильно управлять ресурсами. В современном мире информация является наиболее значимым инструментом для повышения конкурентоспособности фирм. Рассматривая конкурентоспособность, можно выделить несколько классов конкурентных преимуществ [7]: ресурсные — когда субъект имеет ресурсы природные либо приобретенные, но существенно отличающиеся по качеству от конкурентных; операционные — имеют преимущества в эф-

ГРНТИ 06.03.07 ©A.B. Тюриков, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. К.П. Голоскокова.

фективности использования ресурсов; стратегические — наличие стратегии у фирмы в создании и поддержании конкурентных преимуществ. Виды преимуществ усложняются от ресурсных к стратегическим. В последнее время наиболее эффективными являются стратегические преимущества.

Следует учитывать, что в данное время информационные технологии, в частности информационные системы управления предприятием, являются эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности. Информационные системы имеют широкий спектр возможностей — от автоматизации конкретных направлений деятельности компании (документооборот, кадры, финансы и бухгалтерский учет и др.) до внедрения многофункциональной полноценной системы ERP II, включающей в себя управление всеми ресурсами предприятия, а также управление цепочками поставок и блок CRM. Это существенно повышает конкурентоспособность предприятия среди компаний конкурентов [6].

Для выхода компании на лидирующие позиции немаловажную роль играет персонал компании [3]. А главное в работе с персоналом — повышение и сохранение лояльности и управление карьерным ростом сотрудников. Данными процессами наиболее эффективно, независимо от численности штата, можно управлять с помощью информационных систем HRM. Данные информационные системы позволяют автоматизировать процесс оценки работоспособности и премирования кадров, кадровые передвижения, дают возможность оперативно получать наиболее полную информацию о сотруднике и проводить индивидуальную работу с ним. В данную систему встроена система электронного кадрового документооборота, что сокращает временные издержки, связанные с бумажным документооборотом. Системы HRM позволяют при работе с кадрами учитывать особенности каждого сотрудника, его опыт и способности, независимо от численности персонала.

Внедрение систем ЕАМ помогает снизить затраты на обслуживание оборудования. Наиболее эффективно они используются на предприятиях, для которых важна надежная безотказная работа оборудования. Данные системы существенно сокращают и предотвращают остановку технологического процесса в связи с поломкой оборудования, что отражается на снижении себестоимости продукции и увеличивает прибыль компании. Также существуют информационные системы S СМ — управление цепочками поставок. Данные системы позволяют отладить бизнес-процессы обеспечения доставки продукта на рынок, включая в данный процесс всех посредников в виде поставщиков материалов, логистических компаний, складских организаций. Данные системы позволяют управлять всеми цепочками поставок, начиная от производства, запасами, транспортировкой, информацией.

При внедрении современных корпоративных информационных систем (КИС) фирмы получают передовые технологии управления, которые помогают повысить эффективность факторов, используемых на предприятии, а также ресурсоэффективность. Нужно иметь в виду, что большинство поставщиков КИС предлагают заказчику приобретение некоторого набора модулей, каждый из которых предназначен для автоматизации определенной предметной области (бухгалтерия, склад, финансы, кадры и т. д.). Количество предметных модулей, входящих в КИС, и в первую очередь количество и качество реализованных в них функций, является предметом конкуренции на рынке КИС. Некоторые модули требуют обязательного наличия смежных модулей. Таким образом, заказчик получает в «довесок» невостребованные функции, которые должен оплатить. Такая политика поставщиков КИС приводит к резкому их удорожанию и неэффективности инвестиций в IT для заказчиков.

Таким образом, каждая конкретная организация должна определиться с тем, какие бизнес-процессы необходимо автоматизировать в первую очередь, а также решить, стоит ли внедрять полномасштабную АСУП с перестройкой под нее бизнес-процессов, или можно автоматизировать отдельные процессы коробочными продуктами, наиболее подходящими для каждой предметной области, и сократить издержки на КИС.

Непосредственно влияют на конкурентоспособность фирмы системы CRM, CSRP. Они ориентированы на потребителя, воздействуют на улучшение качества сервиса, создание продукта, удовлетворяющего потребителя, что непосредственно повышает конкурентоспособность фирмы [5]. Для сферы коммуникаций наиболее подходящей системой является BI, которая автоматизирует процессы принятия решений. С помощью них наиболее эффективно снижаются барьеры для роста и масштабируемости компаний. Использование систем, автоматизирующих документооборот, процессы согласования документов, отчетности, значительно снижают затраты и скорость обработки информации.

Таким образом, максимальный эффект от интеграции ИСУП приносят системы типа SCM, ERP, MIS, HRM и CSRP, SCM. Благодаря их использованию снижается себестоимость сырья, повышается

эффективность производственного процесса за счет его беспрерывности, происходит уменьшение складских запасов, увеличение объема продаж, осуществляется эффективное управление кадрами и финансами. Подводя итог, следует отметить, что информационные системы управления предприятием помогают не только упростить процесс управления, повысить качество выпускаемой продукции, но и снизить издержки предприятия и увеличить производительность труда, что, в свою очередь, увеличивает конкурентоспособность предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. М.: АСМС, 2001.

2. Бургонов О.В., Кошелева Т.Н. Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы // Экономика и управление. 2012. № 2. С. 72-77.

3. Волкова В.Н., Яковлева Е.А., Логинова A.B. Подходы к построению системы мотивации наемных менеджеров //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. № 5 (156). С 104-109.

4. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. М.: Пресс-сервис, 1997. 420 с.

5. Журавлева О.С., Лембрикова М.М. Особенности формирования программ лояльности потребителей (на примере отрасли международных авиаперевозок) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 1 (163). С. 133-139.

6. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2004. 896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.