Научный вестник ЮИМ №4' 2014
Экономическая политика и хозяйственная практика
УДК 658 ББК 65.291.5 Л 32
информационные системы управления логистикой предприятия
(Рецензирована)
Лашко Татьяна Анатольевна,
доцент кафедры международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (918)31 91 638
Аннотация. Статья посвящена анализу проблем непрерывного образования в России в сфере экономики и управления.
Ключевые слова: экономическое мышление, экономическое образование в школе, экономические реалии, компетентностей подход.
continuing education myths and realityin Russian
Tatyana Lashko,
Associate Professor of the Department of International Business of Yuzhny Institute of Management. city of Krasnodar. Phone: ( 918)31 91 638
Summary. This issue is dedicated to the analysis of problems of continuing education in Russia in the sphere of economy and management.
Keywords: economic thinking, economic education at school, economic realities, competence-based approach.
В условиях экономического спада, санкцион-ной и антисанкционной политики, нарастающей инфляции на фоне финансовой нестабильности, волатильности валютных курсов ритейл продолжает оставаться локомотивом российской экономики. «На фоне остальных секторов розничная торговля оказалась наиболее устойчивой к рискам и колебаниям общеэкономической конъюнктуры в стране», - говорится в мониторинге состояния делового климата в розничной торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ. (6) Как выяснили экономисты, ритейлеры способны адаптироваться к текущей ситуации благодаря гибкой ассортиментной и ценовой политике.
Как говорится в комментарии рейтингового агентства Standard&Poor’sS&P, под названием «Эмбарго на импорт продуктов питания в Россию не оказывает немедленного влияния на рейтинги российских операторов сетей розничной торговли продуктами питания», происходящее, в настоящее время, не влияет на рейтинги таких компаний, как Lenta («В+/Стабильный/--»), «Магнит» («ВВ/Пози-тивный/--») и X5 RetailGroup М.У.(«В+/Стабиль-
ный/--»). Эксперты уверены, что запрет на импорт определенных видов продовольственных товаров в Россию сроком на год, скорее всего, не окажет существенного давления на деятельность рейтингуемых им розничных сетей страны. [1]
Российские ритейлеры уже долгое время развиваются с опережением спроса. Компании открывают множество новых магазинов, приспосабливаясь к требованиям конкретного региона, и отчитываются о росте выручки. До сих пор это происходило на фоне удовлетворения спроса, но покупатели в России в этом году очень сдержанны в расходах на фоне разгона инфляции, роста розничных цен и общей невнятной ситуации в экономике страны. Эти меры могут быть весомее, чем санкционные меры и запрет на импорт ряда товаров. Если эти факторы приведут к существенному повышению цен на эти товары, то у магазинов снизятся продажи, снизится их прибыльность и ухудшится рентабельность. Преимущество ритейлеров заключается в гибкости, за счет которой смогут все это нейтрализовать и предпринять шаги для урегулирования ситуации, например, за счет переговоров с поставщиками, пу-
23
Экономическая политика и хозяйственная практика
тем снижения цен на другие товары, различными акциями, то есть и в самом деле адаптируют свою торговую и маркетинговую стратегию.
Эффективность ритейлера во многом зависит от уровня автоматизации логистической деятельности. Современные складские информационные системы обеспечивают широкий набор функций, позволяющих сократить время обработки приемки, отгрузки, списания товаров; спланировать и скомплектовать товар для грузоотправления, снизить стоимость хранения и обработки товаров, повысить производительность труда персонала. Не все распределительные центры находятся в собственности у ритейлера, поэтому связь между учетной системой предприятия и складской системой проектируется при появлении каждого нового логистического партнера. Практика показывает, что интеграция между системами ERP и WMS необходима даже внутри одного предприятия, имеющего складские помещения.
Сегодня можно говорить о все более возрастающей роли IT (информационных технологий) в российском ритейле. Если раньше информационные технологии обеспечивали функции автоматизации отдельных процессов (рассчетно-кассового узла, бухгалтерии, логистики и т.д.) и поддержания их жизнедеятельности, то сейчас IT выходят на новый уровень и имеют огромное значение для всего предприятия. В современном бизнесе на IT возложена ключевая функция - автоматизация всех бизнес-процессов компании, поддержка и развитие бизнеса. В связи с этим за последнее время значительно возросло значение IT-директоров. Они занимают более высокую роль в иерархии компании, так как от них во многом зависит, в каком направлении будет развиваться предприятие. Соответственно возрастают IT-бюджеты и сам уровень сложности информационной системы (ИС) на предприятии и в складской логистике. С другой стороны, в крупных корпорациях IT-директор не является единственным лицом, принимающим решения о развитии IT-систем. В процессе принятия решений активно участвуют финансовые и исполнительные директора, директора по развитию, а так же руководители кадрового направления, в связи с возрастающими требованиями к человеческим ресурсам, их развитию и стоимости [2].
Российская розница за короткий срок прошла довольно большой путь развития. Сегодня уровень российских ритейлеров приближается к западным бизнес-стандартам, но, несомненно, существуют и отличия. На Западе IT являются частью стратегии предприятия и нераздельно связаны с этим процессом. Западныйритейлер, расширяя сеть и вкладывая деньги, автоматически принимает решение
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
о развитии информационной системы. Крупные российские предприятия придерживаются такого же принципа.
Однако часть отечественных ритейлеров рассматривают ИС исключительно как функцию автоматизации торговли.
Основная цель российских ритейлеров - использование SCM и WMS систем в целях уменьшения расходов, сокращения запасов и повышения оборачиваемости. Попутно формируется и понимание того, что ИТ, в целом, и SCM, в частности, - это способ обрести конкурентные преимущества, лучше обслуживать клиентов, реализовать стратегию.
Задачи, похожие на те, которые решают при помощи SCM, пытаются сегодня автоматизировать и при помощи набора иных ИТ-решений. К примеру, планированием можно заниматься как в ERP, так и при помощи SCM-подсистемы SCP (SupplyChainPlanning). По этой причине, некоторые аналитики до сих пор учитывают их в составе единой группы ERP/SCP. Таким образом, интегрируемость SCM и ERP является сегодня необходимым условием [3].
Для крупных ритейлеров вопросы эффективности бизнеса играют ключевую роль. Для управления основными процессами розницы используют решения класса ERP. Многие из них проявляют большой интерес к адаптированным под розничную торговлю BI-системам (для планирования и анализа бизнеса, категорийного менеджмента, закупок и логистики). Между тем, именно внедрение SCM постепенно становится новым драйвером развития для российской экономики. Ключевыми направлениями в автоматизации все чаще обозначаются CRM и SCM - системы [3].
Рассмотрим интеграцию на примере компании ОКЕЙ. Поскольку ОКЕЙ работает с множеством логистических партнеров, интеграцию с ERP с WMS необходимо проектировать с нуля с каждым из них.
WMS интегрируется с ERP Microsoft Dynamics AX. Интеграция на транспортном уровне основывается на базовых возможностях шины Microsoft BizTalk Server и может включать в себя как обмен через веб-сервисы, ftp, файловую систему так и другие виды транспортных систем. Обмен данными между BizTalk и WMS основывается на следующих допущениях:
- обмен происходит с помощью текстовых файлов в формате XML в кодировке UTF-8;
- массогабаритные характеристики передаются в следующих единицах: вес - килограммы; высота, ширина, длина - сантиметры;
- сервис ftp развертывается на стороне WMS системы партнера.
24
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
Экономическая политика и хозяйственная практика
Единицей передаваемых данных является сообщение. Одно сообщение содержит полный набор атрибутов и данных, необходимых для нормального (безошибочного) обмена данными между информационными системами. Канонический формат сообщений описывает общий формат интеграционных файлов, их содержание. Каждое сообщение имеет свой собственный идентификатор, с помощью которого отслеживается текущее состояние сообщения (за исключением сервисных сообщений), и признак, определяющий направление движения сообщения (из BizTalk или в BizTalk).
Сообщение передается в блоке данных (файле), каждый блок данных может содержать одно и более сообщений. Далее представлена структура блока данных:
<Body>
< [Сообщение] MessageId=” [Идентификатор сообщения]” Directюn=”[Направление]”>
Данные сообщения </[Сообщение]>
</Body>
Значение Тип данных Прини- маемые значения Описание
[Сообщение] строка Article, Contractor, Document, Revise, Service Определяет структуру данных передаваемых в сообщении.
[Иденти- фикатор сообщения] GUID (XXXXXXXX- XXXX-XXXX- XXXX- XXXXXXXXXXXX) - Уникальный идентификатор сообщения. Формируется каждый раз при создании вне зависимости от системы источника.
[Направле- ние] строка IN, OUT Направление потока (в BizTalk, из BizTalk)
Виды интеграционных сообщений Кроме BlackBox, Макулатуры, Тара Свойства
1. Срок годности (партионность)
2. Высотно Габаритные Характеристики (ВГХ)
Вводится размер короба и размер паллет.
ШТ - БЛ - КР - ПЛ
Кратность - затарка - квант - количество штук в коробе.
Поля:
1. Код номенклатуры в учетной системе
2. Название номенклатуры
3. Дополнительное текстовое описание номенклатуры
4. Залоговая стоимость товара
5. Единица измерения
6. Товар входит/не входит в ассортимент ма-газина/склада
7. Код товара, который вводится в печатных формах МХ-1, МХ-3 и т.д.
8. Группа заказа, к которой относится товар
9. Кратность заказа
10. Уровень вложенности ассортиментной группы, к которой относится товар.
11. Код ассортиментной группы, к которой относится товар.
12. Название ассортиментной группы, к которой относится товар.
13. Идентификатор упаковки. Уникальность соблюдается в разрезе товара.
14. Количество штук в упаковке
15. Ширина упаковки в сантиметрах
16. Длина упаковки в сантиметрах
17. Высота упаковки в сантиметрах
18. Вес упаковки в килограммах
19. Штриховой код упаковки
20. Тип кодировки
При возникновении ошибок во время загрузки сообщения в WMS, WMS должна сформировать соответствующее сервисное сообщение с описанием причин невозможности загрузки сообщения. Справочники по контрагентам В системе заведены различные справочники по каждому виду контрагентов:
- поставщик;
- магазин;
- клиент.
Поставка от поставщика Заказ на покупку формируется и утверждается в ERP-системе, затем отправляется в WMS. После окончания приемки в учетную систему уходит сообщение о результатах приемки на РЦ.
Фактически
поступивший
товар
Отгрузка заказа в магазин Заказ на перемещение формируется и утверждается в ERP-системе, затем отправляется в WMS. После прихода товара в магазин в учетную систему уходит сообщение о результатах приемки товара в магазине.
25
Экономическая политика и хозяйственная практика
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
Возврат из магазина
Обратное перемещение из магазина на РЦ
Отгрузка возврата поставщику
Списание товара
Списание товара передается только из WMS системы. В WMS создается документ, с помощью которого списывается с остатков товар, и передается в учетную систему.
Инвентаризация
WSM обрабатывает инвентаризацию на основе документа поступившего из учетной системы. После обработки документа, WMS дополняет исходный документ значениями [Посчитанное количество], [Отклонение в количестве] и передает получившийся документ в учетную систему.
Сверка остатков
Документ передается из учетной системы в WMS систему каждый раз перед проведением инвентаризации. После обработки документа, WMS дополняет исходный документ значениями [Полученное количество], [Отгруженное количество], [Остатки] и передает получившийся документ в учетную систему.
WMS ежедневно до 02:00 передает документ в учетную систему с данными за предыдущий день. Дата начала и конца периода равна дате, за которую формируются передаваемые данные. (5)
Таким образом, усовершенствование логистических и транспортных функций предприятия не-
возможно без современных информационных и складских систем. Применение bestpractice современных складских, транспортных информационных систем, систем управления цепочек поставок позволит не допустить ошибок при внедрении и организации информационного обеспечения предприятия. Формируется и понимание того, что ИТ, в целом, и SCM, WMS, в частности, - это способ обрести конкурентные преимущества, лучше обслуживать клиентов, реализовать стратегию. Современные складские информационные системы обеспечивают широкий набор функций, позволяющих сократить время обработки приемки, отгрузки, списания товаров; спланировать и скомплектовать товар для грузоотправления, снизить стоимость хранения и обработки товаров, повысить производительность труда персонала. Транспортные системы помогают отследить движение транспорта с товаром, спланировать оборот материальных потоков для максимально эффективного использования транспорта. [4]
В результате проведенного сравнительного анализа, было определено, что WMS-система с настроенной интеграцией для учетной системы предприятия является более предпочтительным вариантом, чем доработка и внедрение модуля ERP-системы, в силу большей функциональности и эффективности. При наличии нескольких логистических партнеров или разных складских систем на
Прием заказов ЗакаЗЫ к сборке
Распределение по рейсам
Регионам доставки 0тправка
/ в сборку
-^1 Отгрузка
Сопроводительные
документы
Результат
сборки
Портал. Портал. Портал.
Москва Петербург Воронеж
26
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
Экономическая политика и хозяйственная практика
распределительных центрах, необходимо настраивать интеграцию в каждом случае отдельно. Интеграция в этом случае будет представлять собой отправку напрямую сообщений с определенной структурой из учетной системы в складскую и обратно. Это увеличивает затраты на доработку и обслуживание информационных систем и стабильная работа интеграции возможна только после полного цикла разработки, тестирования и внедрения проекта. Таким образом, запуск склада в едином информационном поле предприятия возможен только через определенное время. Эту проблему возможно решить путем создания буферной шины данных (EnterpriseServiceBus), которая бы преобразовывала
сообщения в необходимый формат автоматически. Настройка в этом случае занимает намного меньше ресурсов по сравнению с разработкой сервисов отправки и приема сообщений на ERP.
ИСТОЧНИКИ:
1. Королева Анна «Эмбарго сетям не помеха», «ExpertOnline», 2014.
2. Степанов Антон «Обзор: ИТ в ритейле 2014» CNewsAnalytics.
3. ИТ в ритейле: успешные и неудачные практики. www. retailer.ru, 2008.
4. Харабров В.И «Основы логистики» М., «Синергия», 2012.
5. «Современный склад», wms-explorer.ru.
6. 2014. №1 Журнал «Логистика» www.logistika-prim.ru.
УДК 339.13 ББК 65.290.31 М 42
оценка влияния факторов макросреды на стратегию развития малого и среднего бизнеса в современных условиях
(Рецензирована)
Медведева Ольга Владимировна,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 257 62 95, е-mail: olg35275160@yandex.ru
Аннотация. В кризисной ситуации существенно изменяются условия внешней среды. Макросреда, как неотъемлемая составная её часть, может предоставлять возможности для стратегического развития малого и среднего бизнеса и порождает угрозы их благополучному существованию. В статье рассмотрены сущность и влияние основных факторов макросреды на стратегическое развитие сферы малого и среднего бизнеса в современных условиях.
Ключевые слова: макросреда, малый и средний бизнес, малый и средний сектор экономики, рынок, стратегия, факторы.
assessment of factors Macromedia on strategy of small and medium business in modern conditions
Medvedevа Olga,
senior lecturer of department of Accounting, analysis and audit of Southern Institute of Management, Krasnodar. Tel .: (918) 257 62 95, e-mail: olg35275160@yandex.ru
Summary. In a crisis situation significantly changing environment. Macromedia, as an integral part of its constituent, may provide opportunities for strategic development of small and medium-sized businesses and creates a threat to their prosperous existence. The article examines the nature and impact of the major factors in the macro strategic development of the sphere of small and medium-sized businesses in the modern world.
Keywords: macro, small and medium enterprises, small and medium sector, market, strategy, factors.
27