Научная статья на тему 'Информационные системы широкого доступа и ИКТ-готовность граждан к электронным услугам'

Информационные системы широкого доступа и ИКТ-готовность граждан к электронным услугам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакшаева Наталия Витальевна

Изложенные материалы отражают текущее развитие информационных систем широкого доступа для оказания государственных услуг населению Росси в электронном виде. Приводятся данные исследования международных экспертных сообществ по оценки электронных правительств различных стран, включая российское правительство. В статье дается оценка единого портала госуслуг и ИКТ-готовность граждан к использованию предоставляемых электронных транзакционных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные системы широкого доступа и ИКТ-готовность граждан к электронным услугам»

• троянских программ-звонилок (Dialer, Trojan.Dialer, Porn-Dialer);

• клавиатурных шпионов и прочих программ, которые могут применяться для слежения за пользователем.

Эта утилита не лечит компьютер, а только помогает найти уязвимые места и вирусы, которые потом придется убрать вручную или с помощью других программ.

Для того чтобы перевести компьютер в безопасный режим, необходимо в момент включения компьютера при появлении меню загрузки Windows нажимать на клавишу «F8», чтобы на экране появилось меню дополнительных режимов загрузки. Теперь передвигаемся с помощью клавиш вверх/вниз и, остановившись на надписи «Safe Mode» (Защищенный режим), нажимаем «Enter».

Когда сканирование будет закончено, и все найденные антивирусом вредоносные файлы вылечены/удалены, перезагружаем компьютер, и восстанавливаем поврежденную защиту (переустановка антивирусов и вспомогательных программ).

Если после антивирусной чистки перестали работать какие-то нужные вам программы, следует переустановить их с имеющихся у вас дистрибутивов.

Внимание!

Например, на сайте поддержки антивирусных продуктов Касперского http://www. kaspersky.ru/ можно проверить компьютер как целиком, так и отправить отдельный файл на проверку.

Также имеется сервис http://www.VirusTotal.com, который анализирует подозрительные файлы и облегчает быстрое обнаружение вирусов, червей, троянов и всех видов вредоносных программ, определяемых антивирусами. На этом сервисе можно проверить файл сразу несколькими антивирусами.

Информационные системы широкого доступа и ИКТ-готовность граждан к электронным услугам

Бакшаева Наталия Витальевна (n_bakshaeva@mail.ru)

ГОУВПО «Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация

Изложенные материалы отражают текущее развитие информационных систем широкого доступа для оказания государственных услуг населению Росси в электронном виде. Приводятся данные исследования международных экспертных сообществ по оценки электронных правительств различных стран, включая российское правительство. В статье дается оценка единого портала госуслуг и ИКТ-готовность граждан к использованию предоставляемых электронных транзакционных сервисов.

Реализация программы развития электронного правительства в России завершается в 2010 году. Эстафету решений принимает стратегия развития информационного общества. Среди ряда программных решений в завершающем периоде особое внимание уделяется предоставлению государственных услуг гражданам в информационных системах широкого доступа не только в форме информационного насыщения нормативного и документального пространства взаимодействия, запланированного на первых этапах развития электронного правительства, но и транзакционных услуг, ускоренная подготовка к реализации которых наблюдается на федеральном и региональных уровнях РФ в последнее время. Следует отметить, что в процесс создания электронного правительства (E-Goverment) вовлечены многие страны как с развитой, так и развивающейся экономикой с 1991 года и имеют правительственные порталы, откуда граждане получают доступ ко всем государственным учреждениям. Мониторинг процесса информатизации общества, определение открытости и доступности информации, готовность органов власти к оказанию государственных услуг в электронном виде осуществля -ется различными организациями. Довольно широко цитируются результаты Департамента экономических и социальных вопросов ООН (Global Survey), Европейской комиссии (European Commission Directorate General for Information Society and Media), Waseda University International Е-Government Rankings (Университет Васэда, Япония), Global E-Government (Университет Брауна, Провиденс, США).

В России подобным анализом занимаются Институт развития информационного общества, Высшая школа экономики, Институт развития свободы информации, аналитическое агентство CNews Analytics

268

ИТО Марий Эл -2010

и другие организации, опираясь на методики международных организаций и предлагая собственные решения для оценивания органов власти государственного управления различного уровня.

Одними из последних результатов исследований Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций является опубликованный рейтинг готовности стран к использованию технологий электронного правительства (Global E-Government Survey 2010). В нем приведены данные о состоянии развития электронного правительства в 192 странах. Российская Федерация находится на 59 месте, что на одну позицию лучше, чем в предыдущем рейтинге 2008 года. Индекс готовности каждой страны к электронному правительству состоит из трех подындексов: индекса развития человеческого потенциала, индекса состояния ИКТ-инфраструктуры и индекса онлайновых государственных услуг. По каждому из подындексов за прошедший период также произошли некоторые изменения. Так, по развитию человеческого потенциала Россия опустилась с 27 на 39 место, по состоянию ИКТ-инфраструктуры - опустилась с 62 на 63 место, а по предоставлению онлайновых услуг поднялась с 93 на 68 место. Первая пятерка лидеров рейтинга ООН, по-прежнему, включает ведущие страны Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки: Корея, США, Канада, Великобритания, Нидерланды. Из стран СНГ лучше, чем у России, позиции у Казахстана (46 место) и Украины (56 место). Для расчета индексов по России были выбраны следующие сайты федеральных органов власти: Health Site URL - Минздравсоцразвития (http://www.minzdravsoc.ru/); Education Site URL - Минобразования (http://www.mon.gov.ru/); Labor Site URL - Федеральная служба по труду и занятости (http://www.rostrud.info/); Social Welfare Site URL - Минздравсоцразвития (http://www.minzdravsoc.ru/); Finance Site URL - Министерство финансов (http://minfin.rinet.ru/). В отечественных рейтингах федеральных органов государственной власти высокую оценку получил сайт Минздравсоцразвития. Следует отметить, что в последние рейтинговые оценки ООН, скорее всего, не вошел сайт госуслуг (http://www.gosuslugi.ru), как единой точки взаимодействия граждан и бизнеса с органами государственной власти РФ. Развитием данного портала является реализация 74 госуслуг (до 2014 года) с возможностью получения результатов в электронном виде. В перечень вошли услуги в сфере образования и науки, здравоохранения, социальной защиты населения, содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, культуры, ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. На портале также размещена информация о некоторых региональных услугах (около 200 услуг). В дальнейшем планируется сделать доступной информацию обо всех федеральных и региональных государственных услугах, которых на момент запуска портала насчитывается около четырех тысяч. В настоящий момент на портале работает рубрикатор по категориям, ведомствам и жизненным ситуациям (выход на пенсию, покупка квартиры, поиск работы, открытие бизнеса), что соответствует современному уровню реализации порталов госуслуг большинства зарубежных стран. Ответственность за информационное наполнение портала несут соответствующие федеральные и региональные органы государственной власти. Для каждой из услуг указываются получатели, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания, формы заявлений, необходимых для получения госуслуг для скачивания и распечатывания (чаще всего в формате .pdf файлов). Здесь же публикуются нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств. Данный уровень предоставления госуслуг оценивается в основном как первый и в отдельных случаях второй этап развития электронного правительства. Напомним, что 2010 год является заключительным в программе по развитию электронного правительства в РФ, а уровни 1-2 отражают лишь этапы согласованности форматов документов органов государственной власти, принятие или коррекцию необходимых законодательных актов и постановлений. В этой области лежит и ответ на вопрос о низких рейтинговых международных оценках электронного правительства в России. Следует отметить осуществленную на портале реализацию отдельных услуг гражданам и в транзакционном режиме (4-5 этапы развития электронного правительства). В частности создан «Личный кабинет налогоплательщика» (ранее сервис существовал в виде региональной услуги на порталах органов власти в Чувашской Республике, Татарстане и др.). Пользователи могут осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц и распечатать платежный документ. Реализация данного сервиса стала возможна благодаря интегрированному межведомственному взаимодействию автоматизированных информационных систем федеральных

и региональных органов налоговых служб по всей территории России. При очевидных преимуществах отметим отдельные недостатки данного сервиса. Например, не учтены реальные временные интервалы прохождения сумм оплаты задолженности по банковской системе РФ с последующей регистрацией поступления оплаты в налоговую службу в базе данных. Кроме того, услуга обеспечивает формирование документа на оплату и не предусматривает возможность оплаты с использованием электрон -ных платежей. В системе используется единая система идентификации гражданина на основе идентификационного номера налогоплательщика и вводимых в обязательном порядке фамилии имени и отчества, т. е. персональных данных. Существующая в практике зарубежных стран идентификация граждан базируется на генерации индивидуального кодового набора символов, отделенного от персональных данных и достаточного для получения любой государственной услуги.

По результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2010 г. среди 1600 человек из 42 областей, краев и республик России, две трети россиян информированы о том, что в текущем году часть государственных услуг будут доступны через интернет (67 %). Наибольшая осведомленность зафиксирована среди жителей крупных и средних городов (71-75 %), а также 25-59-летних респондентов (71-73 %). Подавляющее большинство россиян не имеют опыта обращения в органы власти за необходимыми документами и информацией через интернет (90 %) и лишь 8 % уже пробовали получать необходимые услуги он-лайн (молодежь, высокообразованные россияне). Полученные результаты исследова -ния позволяют обозначить проблемы, связанные с использованием гражданами с государственных сервисных информационных систем широкого доступа. Предстоит значительная работа по информированию граждан о существующих электронных формах осуществления госуслуг, возможностях данных сервисов, а также обучение граждан работе с электронными формами документов и транзак-ционными услугами.

Литература

1. Бакшаева Н.В., Софронов А.Е. Информационные системы в региональном управлении. Чебоксары, 2009. 269 с.

2. Бойченко Е.В. Прикладные технологии проектирования автоматизированных систем о населении. М.: Издательство «Проспект», 2009. 468 с.

3. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюняшков В.Н. Информационные технологии управления: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2008 320 с.

Использование видеоконференцсвязи для повышения ИКТ-компетенции педагогов и обучающихся

Давыдова Наталья Вячеславовна (licei@mari-el.ru)

ГОУРМЭ «Политехнический лицей-интернат», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Видеоконференцсвязь стимулирует повышение ИКТ-компетенции у педагогов и лицеистов. ГОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» в течение 3-х лет работает в программе «Российский гимназический союз» и ежемесячно организует методические и практические мероприятия в формате ВКС.

ГОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» с 2006 года участвует в программе «Российского гимназического союза» по организации сеансов видеоконференцсвязи. Для этого было установлено специальное оборудование.

Ежемесячно педагоги и лицеисты готовятся к сеансам в качестве организаторов и участников. Диапазон форм достаточно широк: лекции, семинары, практикумы, круглые столы, мастер-классы, творческие лаборатории, открытые уроки. Лицей установил деловые и творческие контакты более чем с 80 образовательными учреждениями Российской Федерации. Сеансы ВКС дают возможность обмена опытом. Выступление детей и педагогов сопровождаются презентациями, видеофрагментами. В процессе работы лицеисты приобретают ИКТ-компетенции, получают навыки публичного общения.

Видеоконференции предполагают четкую организацию работы, контроль за рациональным использованием времени, корректное общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.