Научная статья на тему 'Информационные сигналы: сущность и виды'

Информационные сигналы: сущность и виды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3877
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИГНАЛЫ / ПОТОКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Игорь Андреевич

Сформулировано авторское определение информационного сигнала. Представлена авторская классификация информационных сигналов. Определены основные информационные сигналы экономических рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные сигналы: сущность и виды»

Информационные сигналы: сущность и виды.

Information signals: nature and types

Матвеев Игорь Андреевич Аспирант

Поволжский государственный технологический университет

matveevphd@gmail.com

Аннотация. Сформулировано авторское определение информационного сигнала. Представлена авторская классификация информационных сигналов. Определены основные информационные сигналы экономических рынков. Annotation. Formulated author's definition of the information signal. Presented author classification of the information signals. Identified the basics information signals of economic markets.

Ключевые слова: Информационные сигналы, потоки информационных сигналов, экономические агенты.

Keywords: Information signals, the flow of information signals, the economic agents.

Введение. Растущее число контрагентов рынка и увеличение статистики объема информации на экономических рынках ведет к развитию взаимосвязей между субъектами. Усложняется система хозяйственного взаимодействия между субъектами, следовательно, появляются новые трудности при принятии управленческих решений. Исследование информационных сигналов, снижает неопределенность информации, влияет на эффективность принятия управленческих решений субъектов рынка.

Исследования информационных сигналов рынка, берут свое начало из исследования несовершенства информации. Впервые понятие несовершенство информации было отмечено еще в 1963 году Кеннетом Эрроу в статье «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение». В основу изучения информационных сигналов легла теория рынков с ассиметричной информацией, за которую создатели теории Джордж

Акерлов, Майкл Спенс и Джозев Стиглиц, получили Нобелевскую премию по экономике. В данной работе в 1970 году Акерлов построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Таким образом, в связи с несовершенством информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный товар, обманывая покупателя. Впервые теорию информационных сигналов (сигнализирования) в 1973 году предложил лауреат нобелевской премии по экономике Майкл Спенс. В своей статье «Сигналы на рынке труда» (Job market signalling, 1973), он исследовал информационные сигналы на примере рынка труда США. Согласно теории рыночных сигналов М. Спенса продавцы могут увеличить объем продаж при помощи предоставления покупателям дополнительной информации о качестве своих услуг, тем самым, снижая асимметрию информации. В настоящее время исследованием информационных сигналов рынка занимаются такие ученые как Paul Herbig, Andrew Weiss, Hayne E. Leland and David H. Pyle, Merton Miller and Kevin Rock, Riley, John G., Ross, S, Talmor, Johannes Hörner. Вышеприведенные авторы дают следующие определения информационных сигналов (Таблица 1).

Таблица 1. Определения информационных сигналов рынка

Автор Определение Источник

Зарубежные авторы

Майкл Рыночные Market

Спенс сигналы - это Signaling:

механизм, Informational

позволяющи Transfer in

й продавцам Hiring and

и Related

покупателям Processes,

устранять (Cambridge,

информацио Harvard

нную асимметрию; University Press, 1974).

Майкл Информацио Spence, M.,

Спенс, нный сигнал «Job Market

Джордж - Signaling»,

Акерлоф и инструмент, Quarterly

Джозеф который Journal of

Стиглиц сглаживает Economics, 87,

информацио нные провалы на рынках труда, потребительс ких товаров и финансовых рынках. 1973.

Джозеф Рыночный «Равновесие на

Стиглиц сигнал - рынках

информация продуктов с

для несовершенной

участников информацией»

рынка о (Equilibrium in

качестве Product Markets

услуг или with Imperfect

товаров. Information, 1979).

Джордж Рыночными Akerlof, G.

Акерлоф сигналами 1970. The

является цена и качество товара market for lemons. Quarterly Journal of Economics 84(3), August, 488-500.

Томаса Р. Демарк (трейдинг) Рыночные сигналы -индикаторы рынка побуждающи е к покупке или продаже фьючерсов. Т. Демарк. Технический анализ-новая наука.

www.busin essdictiona ry.com Информацио нные сигналы (information signaling) - меры, принятые компанией для обозначения своих финансовых перспектив. (Actions taken by a www.businessdi ctionary.com

company to telegraph its financial outlook. For example, the declaration of an unscheduled dividend may be a company's attempt to convey a positive outlook on its earnings prospects and stock price.)

www.busin essdictiona ry.com Рыночный сигнал -индикация или информация передающаяс я пассивно или непреднамер енно между участниками рынка. www.businessdi ctionary.com

(Indication or information passed passively or unintentionall y between participants in a market. For example, a firm issuing bonds indirectly indicates that it needs capital and that there are reasons (such as desire to retain control of the firm) for which it prefers loan capital over equity capital.)

Отечественные авторы

И.Т.

Балабанов

Рыночные сигналы (лат. signum — знак) — это

И.Т. Балабанов Электронная коммерция Часть 1, Изд-

дополнитель ная информация, идущая в виде сообщения от продавца к покупателю и позволяющая последнему лучше разобраться в товаре и в своих интересах к нему. во: Питер, 2001г. стр. 40

Одинцова М.И. Сигнализиро вание (signalling) — понятие в экономическ ой теории, обозначающе е косвенные способы передачи информации о товарах, Одинцова М.И. Институционал ьная экономика. Москва: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2007.

возможностя х или людях. Сигнализиро вание -способ, с помощью которого люди раскрывают информацию о себе через свои действия (например, информацию о том, что они богаты, компетентны , надежны).

Г.С. Вєч^шв, r.P. Beчкaнoвa Рыночные сигналы - это механизм, позволяющи й продавцам и покупателям элиминирова ть информацио нную Г.С. Вєч^шв, r.P. Beчкaнoвa. Микроэкономи ка.

асимметрию.

Рой Л.В. Рыночные сигналы - представляю т собой результаты специализир ованного производства информации о товарах на рынке. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков.

Новый англо- русский словарь- справочни к. Сигнализиро вание - это передача информации через сигналы. Экономисты все более склонны объяснять многие экономическ ие и неэкономиче ские явления на основе сигналов. Новый англорусский словарь-справочник. Экономика. О.В. Сиполс. -М.Флинта, Наука 712 с.

Исследование проблемы показало, что существует множество взглядов на определение информационных сигналов. Многообразие взглядов на информационные сигналы, является следствием их повсеместного проникновения во все отрасли и сферы современной экономики. Чаще всего авторы представляют информационные сигналы - как средство снижения асимметрии рынка. Данное определение является верным, однако характеризует информационные сигналы лишь с одной стороны. Одно из наиболее точных определений сформулировал Балабанов И.Т., описывая информационные сигналы как сообщения, идущие от продавца к покупателю. С нашей точки зрения, информационный сигнал - это единица информации, передаваемая между субъектами хозяйственной деятельности, о свойствах товаров или агентах рынка, с целью получения экономической выгоды.

В качестве субъектов хозяйственной деятельности отправляющих информационные сигналы выступают продавец, покупатель, государство. Каждая из категорий отправителей информационных сигналов может, как отправлять информационные сигналы, так и получать их, для последующего анализа и принятия управленческих решений (Рис. 1).

Рис 1. Потоки информационных сигналов в экономике.

В современной экономической литературе информационные сигналы классифицируются по различным критериям, которые отражают многообразие направлений исследования (Таблица 2).

Таблица 2. Критерии и виды информационных сигналов

Критерии классификации Вид Автор

Сила воздействия информационного сигнала Базовые и Условные показатели Пещанская И.В.

Сигналы, несущие информацию о цене, и сигналы несущие информацию о неценовых характеристиках товара Ценовые и неценовые Рой Л.В.

Рассмотрим подробнее группы информационных сигналов, которые может отправлять продавец продукции или услуг:

• группа информационных сигналов о товаре или услуге

• группа информационных сигналов о продавце

Группа информационных сигналов о товаре или услуге -информационные сигналы в данной группе несут в себе информацию о товаре, либо услуге, которую потребитель желает приобрести. Данные информационные сигналы, в большинстве случаев играют решающий фактор при приобретении товаров или услуг. В группе информационных сигналов о товаре, можно выделить основные сигналы, влияющие на принятие решения по покупки, данного товара или услуги. Информационные сигналы, входящие в группу сигналов о товаре или услуги:

1. цена

2. качество продукции или услуги

3. реклама товара или услуги

4. бренд

5. внешний вид товара

6. сроки и качество предоставление гарантированного периода

7. возможность приобретения товара в кредит или лизинг

8. дополнительные бонусы, при покупки продукции или услуги. Информационные сигналы, входящие в группу сигналов о продавце, это прежде всего:

1. имидж (репутация) продавца

2. Индексы и рейтинги с информацией о продавце

Вывод. Исследование информационных сигналов рынка способствует получению рыночными агентами дополнительной информации о контрагенте. Это способствует получению дополнительных преимуществ, хозяйствующему субъекту рынка. Таким образом, подтверждаем определение информационного сигнала - это единица информации,

передаваемая между субъектами хозяйственной деятельности, о свойствах

товаров или агентах рынка, с целью получения экономической выгоды.

Библиографический список

1. Spence, M., «Job Market Signaling», Quarterly Journal of Economics, 87,

1973.

2. Riley, John G., 1975. "Competitive signalling," Journal of Economic Theory, Elsevier, vol. 10(2), April.

3. Leland, H. and Pyle, D., «Information asymmetries, financial structure and finacial intermediation», The Journal of Finance, 1977, 32.

4. Ross, S., «The determination of financial structure: the incentive signalling approach», Bell Journal of Economics, 80

5. Johannes Hörner, Signalling And Screening, The New Palgrave Dictionary of Economics, 2nd Ed. June 12, 2006

6. Market Signaling: Informational Transfer in Hiring and Related Processes, (Cambridge, Harvard University Press, 1974).

7. Akerlof, G. 1970. The market for lemons. Quarterly Journal of Economics 84(3), August

8. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков. Учебник. Страница 235

9. Пещанская И. В. Монография. Электронное издание. Рынок как коммуникативная система и его развитие в информационном обществе.

10.И.Т. Балабанов Электронная коммерция Часть 1, Изд-во: Питер, 2001г.

11.Одинцова М.И. Институциональная экономика. Москва: Изд. дом ГУ -

ВШЭ, 2007.

12.Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. О.В. Сиполс. -М.Флинта, Шуга, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.