Научная статья на тему 'Информационные сервисы оптимизации работы кафедры физкультуры1. Анализ предметной области'

Информационные сервисы оптимизации работы кафедры физкультуры1. Анализ предметной области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / DESIGN METHODOLOGY / LIFE CYCLE STAGES / DOMAIN ANALYSIS / CASE-TECHNOLOGY / OBJECT MODEL DESIGN / UML / USE CASE DIAGRAM / ACTIVITY DIAGRAM / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЭТАПЫ ЖЦ / АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ / CASE-ТЕХНОЛОГИИ / ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ДИАГРАММА ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ДИАГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Г. Б., Романенко М. В.

Рассматриваются вопросы реализации информационных сервисов для обеспечения оптимизации работы кафедры физкультуры. Главное внимание уделено вопросу анализа сервисов поддерживающих специализированные бизнес процессы деятельности физкультурных кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information services for optimization of physical culture department. 1. The analysis of the subject area

The paper shows the relevance of the development of information services, allowing to intensify the work of physical culture chairs and provide the solution of problems associated with attracting students to a healthy lifestyle. The analysis of the service-user roles and the precedents related to these roles is given. The basic subsystems of the complex for the specific needs of information services of physical culture chairs were obtained: Educational work that provides the theme of the chairs and wellness and mass work. The list of major and reference documents for these subsystems based on the the activity diagrams was defined. It will be used in the database design later. The system analysis phase UML diagrams were created in MS Visual Studio 2013 environment.

Текст научной работы на тему «Информационные сервисы оптимизации работы кафедры физкультуры1. Анализ предметной области»

Информационные сервисы оптимизации работы кафедры физкультуры

1. Анализ предметной области

Г.Б. Анисимова, М.В. Романенко Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: Рассматриваются вопросы реализации информационных сервисов для обеспечения оптимизации работы кафедры физкультуры. Главное внимание уделено вопросу анализа сервисов поддерживающих специализированные бизнес процессы деятельности физкультурных кафедр.

Ключевые слова: физическая культура, управление учебным процессом, методология проектирования, этапы ЖЦ, анализ предметной области, СЛБЕ-технологии, объектная модель проектирования, ЦМЬ, диаграмма вариантов использования, диаграмма деятельности.

Введение

Российское законодательство большую роль отводит физкультурно-спортивному воспитанию населения. Целый ряд документов связан с развитием законодательства по вопросам спорта (ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101 -р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»). Одним из важнейших направлений работы ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" называет формирование физической культуры студентов и молодежи. Указано, что организация физического воспитания и образования требует проведения обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также осуществления медицинского контроля организации физического воспитания; формирования ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физическому воспитанию; проведения ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся.

На основе этих требований информатизация бизнес-процессов кафедр физкультуры ВУЗов обеспечивается в пунктах связанных как с

автоматизацией документооборота кафедр физкультуры, так и в плане мониторинга психофизического развития и текущего состояния студентов, а также информатизации пропаганды и популяризации занятий спортом и здорового образа жизни.

Автоматизация документооборота реализуется в вузах в области разработки учебных планов и формирования учебной нагрузки преподавателей, безбумажного накопления учебных материалов в хранилищах данных по учебным дисциплинам [1]. Меньший уровень автоматизации наблюдается при разработке и реализации непосредственно учебных программ и процессов основных и дополнительных дисциплин [2].

Анализ бизнес-процессов деятельности кафедр физкультуры

В данной статье рассматривается начальный этап жизненного цикла проекта разработки специфического сервис-ориентированного программного обеспечения для кафедр физкультуры ВУЗов [3]. Проведение анализа системы осуществлено на основе объектно-ориентированной методологии проектирования [4-6]. Платформой анализа и проектирования выбрана MS Visual Studio, обеспечивающая сквозной процесс разработки проекта [7]. Начальный этап разработки системы осуществлен на основе использования языка UML [8-9].

В качестве базового документа для проведения анализа использован приказ Госкомвуза РФ от 26.07.1994 N 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях». На его основе разработана объектная модель ролей кафедры, где базовыми сущностями являются роли - Сотрудник каф. физкультуры и Студент. От роли Сотрудник каф. физкультуры (см. рис. 1а) наследуются роли: Преподаватель, Учебно-вспомогательный персонал, Зав. кафедрой. Роли, описывающие деятельность сотрудников, ответственных по профилям работы кафедры, наследуют свойства роли Преподаватель.

Анализ бизнес-процесса учебной работы кафедры физкультуры, показал, что данный бизнес-процесс кроме прецедентов общих для любой кафедры ВУЗа включает прецеденты характерные исключительно для кафедры физкультуры. К таким прецедентам, например, для роли Зав. кафедрой будут относиться:

- проведение мероприятий совместно со спортивным клубом по развитию массового спорта в вузе;

- обеспечение роста спортивного мастерства студентов-спортсменов;

- подготовка спортсменов высших разрядов;

- проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований и праздников;

- участие в составлении плана строительства и благоустройства учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз вуза в соответствии с утвержденными нормами.

Специфическими прецедентами деятельности преподавательского состава кафедры являются участие в организации и проведении запланированных мероприятий:

- судейство внутренних и внешних спортивных соревнований,

туристических походов и других массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;

- подготовка спортивных команд и повышение мастерства студентов-

спортсменов, руководство ими в процессе спортивных соревнований;

- учет результатов медицинского освидетельствования студентов и

систематический контроль состояния их здоровья в процессе учебно-тренировочных занятий.

На основании проведенного анализа можно выделить три основных подсистемы деятельности кафедры (см. рис. 1б): учебной, научно-методической, оздоровительной и массовой работы. При этом подсистема

учебной работы должна быть разбита на два компонента: собственно Учебная работа - характерная для всех кафедр вуза, и Учебная работа обеспечивающая тематику кафедры. Роль Студент взаимодействует с подсистемами: Учебной работы обеспечивающей тематику кафедры и Оздоровительной и массовой работы.

ответственный по

физическому

воспитанию

Рис. 1. - Анализ подсистем кафедры физкультуры: а) роли сотрудников кафедры физкультуры, б) подсистемы деятельности кафедры физкультуры Информационные технологии управления учебным процессом в вузах обычно включают компоненты, связанные с учетом контингента, подсистемы успеваемости, формирования электронного расписания занятий, подсистему формирования электронных ведомостей. Данные программные продукты не охватывают бизнес процессы, связанные с подсистемой Оздоровительной и массовой работы, а в части учебной работы не учитывает специфику функций связанных с проведением тренировок и соревнований, с учетом контроля физического состояния студентов в ходе обучения, поэтому выделена подсистема Учебной работы по тематике кафедры. С подсистемами Учебной работа по тематике кафедры и Оздоровительной и массовой работы связана деятельность ролей Студент и Администратор.

На рис. 2 показаны диаграммы анализа подсистемы Учебная работа обеспечивающая тематику кафедры. Диаграмму вариантов использования

подсистемы представляет рис. 2а, а рис. 2 б показывает пример разработки диаграммы деятельности для выбора учебной группы по кафедре.

На рис. 3 представлены модели деятельности ролей Студент (3а) и Администратор (3б), соответственно.

Рис. 2. - Учебная работа по тематике кафедры: а) диаграмма вариантов использования; б) диаграмма деятельности Назначить студента на группу

Просмотр плановых занятий

а)

Рис. 3. - Модели деятельности а) роли Студент; б) роли Администратор Основными документами, формируемыми в результате выполнения прецедентов подсистемы Учебная работа обеспечивающая тематику кафедры, являются списки тренировочных групп студентов по уровню физического развития и медицинским показаниям, отчетные документы медицинских обследований студентов и контрольных тестовых проверок

физического развития, методические материалы тренировочных занятий по уровням физической подготовки.

Отдельным блоком идут документы подсистемы Оздоровительной и массовой работы: материалы по подготовке и проведению спортивных соревнований, документооборот спортивных секций.

В работе показана актуальность разработки информационных сервисов, позволяющих интенсифицировать работу кафедр и обеспечить решение проблем связанных с привлечением студентов к здоровому образу жизни. Проведен анализ ролей пользователей сервисов и прецедентов, связанных с деятельностью данных ролей. Выделены основные подсистемы комплекса, решающие специфические задачи информационных сервисов кафедр физкультуры: Учебная работа, обеспечивающая тематику кафедры и Оздоровительная и массовая работа. Для данных подсистем на основе анализа разработанных диаграмм деятельности определён перечень основных документов и справочников, обеспечивающих в дальнейшем разработку базы данных сервисов на основе стандарта IDEF1X [10]. UML диаграммы этапа анализа системы созданы в среде MS Visual Studio 2013.

1. Анисимова Г. Б., Романенко М. В. ИС автоматизации формирования учебно-методических материалов в условиях реформы Высшей школы. //

ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/.

2. Воронов И. А. Информационные технологии в физической культуре и спорте. СПб: ГУФК им. П. Ф. Лесгафта. 2005. 80 с. URL: sat.ru/attachments/Information_technologies_in_physical_training_and_sports.pdf

Заключение

Литература

Инженерный

вестник

Дона, 2013, №4 URL:

3. Wiegers Karl E. Software Requirements, 2nd Edition. Microsoft Press 2003. 672 p.

4. Яловой И. О. Анализ требований и управление изменениями программных проектов. // Инженерный вестник Дона, 2009, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/102

5. Анисимова Г.Б., Романенко М.В. Выбор методологии проектирования информационных систем. I. Критерии. // Научное обозрение. 2014. № 12-2. с. 539-542.

6. Анисимова Г.Б., Романенко М.В. Выбор методологии проектирования информационных систем. II. Стандарты. // Научное обозрение. 2014. № 12-2. с. 543-547

7. Сафонов В.О. Возможности Visual Studio 2013 и их использование для облачных вычислений. - М.: ИНТУИТ. 2014. Электронная книга. URL: intuit.ru/goods_store/ebooks/9714

8. Booch G., Rumbaugh J, Jacobson I. The Unified Modeling Language. Usere Guide. Second Edition. Boston: Addison-Wesley. 2004. — 742 p.

9. Booch G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. Rational Santa Clara, California: Addison-Wesley. 2007. - 534 p.

10. Вендров, А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем/ М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с.

References

1. Anisimova G.B., Romanenko M.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2147

2. Voronov, I.A. Informacionnye tehnologii v fizicheskoj kul'ture i sporte [Information technologies in physical culture and sport]. SPb GUFK im. P.F. Lesgafta. 2005. 80 p. URL: sat.ru/attachments/Information_technologies_in_physical_training_and_sports.pdf

3. Wiegers Karl E. Software Requirements, 2nd Edition. Microsoft Press 2003. 672 p.

4. .Jalovoj I. O. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2009, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/102

5. Anisimova G.B., Romanenko M.V. Nauchnoe obozrenie (Rus). 2014. № 12-2. pp. 539-542.

6. Anisimova G.B., Romanenko M.V. Nauchnoe obozrenie (Rus). 2014. № 122. pp. 543-547.

7. Safonov V.O. Vozmozhnosti Visual Studio 2013 i ih ispol'zovanie dlja oblachnyh vychislenij (Rus) [Possibilities of Visual Studio 2013 and its application for cloud computing]. M.: INTUIT. 2014. URL: intuit.ru/goods_store/ebooks/9714

8. Booch G., Rumbaugh J, Jacobson I. The Unified Modeling Language. Usere Guide. Second Edition. Boston: Addison-Wesley, 2004. 742 p.

9. Booch G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. Rational Santa Clara, California: Addison-Wesley. 2007. 534 p.

10. Vendrov, A.M. CASE-tehnologii. Sovremennye metody i sredstva proektirovanija informacionnyh sistem (Rus) [Object-Oriented Analysis and Design of Systems]. M.: Finansy i statistika, 1998. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.