Научная статья на тему 'Информационные ресурсы в современном обществе: факторы, повышающие их роль и значение'

Информационные ресурсы в современном обществе: факторы, повышающие их роль и значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2653
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы в современном обществе: факторы, повышающие их роль и значение»

Лаврищева Е. Е.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ФАКТОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В статье приводятся различные подходы к трактовке понятия «информационные ресурсы», а также рассматриваются факторы, повышающие их роль в современном информационном обществе. Ключевые слова: информационные ресурсы, информатизация.

Известная крылатая фраза К. Маркса о превращении «всеобщего общественного знания ... в непосредственную производительную силу»1 находит свое подтверждение в настоящее время, в эпоху так называемого информационного общества. К. Маркс показал картину автоматизированного производства, в котором на долю человека остаются информационные и организационные управленческие функции.

А в середине ХХ века начала развиваться теория, в рамках которой информационные ресурсы стали рассматриваться в качестве основы прогресса развития общества - теория информационного общества. Основоположники этой теории Ф. Махлуп и Т. Умасео ввели в обиход термин «информационное общество».2 И.Масу-да, например, утверждает, что «информационное общество- это общество, в котором в большей степени точкой опоры являются информационные ценности, чем материальные, и экономика которого выше оценивает капитал, воплощенный в знаниях, чем капитал в материальной форме»3. О. Тоффлер говорит о том, что в «информационном обществе под воздействием суперсовременной технологии будет снижаться значение бюрократического управления и работники при выполнении своих основных функций будут становиться более самостоятельными в праве принятия стратегических для компании решений»4, а также высказывает идею о том, что мы вполне можем приблизиться к новой форме «кустарного промысла», основанного на суперкомпьютерной технологии.5

Важность информационного ресурса подчеркивается многими авторами. Так лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер, в своей статье 1961 г. с сожалением констатирует: "Университетским ученым следует осознать, что информация — недооцененный ресурс, а знание -власть. Однако, информация занимает лишь жалкую лачугу в городе экономической науки "6, а Ю.А. Ковалько считает, что «информационные

ресурсы вполне соизмеримы по важности и стоимости с традиционными видами материальных ресурсов»,.

Рассматривая информацию в качестве ресурса в трудах зарубежных экономистов, следует отметить работу Д. Белла « Социальные рамки информационного общества». Согласно ему, «знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества»7. В конце 90-х гг. ХХ века американский экономист Т.Стюарт рассматривает информацию как «непривычный вид ресурса», отмечая « информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. Экономисты называют их «общественным благом». Это означает, что знания не убывают по мере их использования. Они неотчуждаемы: приобретение мною некоего объема знаний никоим образом не уменьшает вашей способности приобрести столько же».8 В неоклассической школе информационные ресурсы рассматривались в основном в теориях экономического роста Р. Солоу9, человеческого капитала. Неоклассическая теория роста использовала технологическую константу в известной модели Р.Солоу:

Y = АКЬ1-а, где А - технологическая константа, отражающая влияние информации на экономический рост ■

В трудах отечественных ученых также уделяется большое внимание такому виду ресурса как информационный. По мнению В.Л. Иноземцева, информация - это главный производственный ресурс. Он считает, что «в настоящее время происходит перераспределение все большей части национального богатства в пользу представителей тех социальных слоев, деятельность которых уже сегодня в значительной мере мотивирована потребностью в самореализации и самосовершенствовании. Обладая знаниями и информацией, главными производственными ресурсами нового общества, эти люди присваива-

© Лаврищева Е. Е., 2009

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

345

ют все возрастающую долю доходов, хотя приумножение личного материального богатства не входит в число их базовых ценностей».10

«Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности. Ни одно из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием соответствующих свойств и характеристик»11. А. Румянцев полагает, что «информация образует ресурс, выступающий в форме идеи, модели, образца будущего изделия, технологии, организации; становится движителем технологического обновления, источником, питающим производство проектами лучшего удовлетворения существующих и формирования новых потребностей»12. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как «отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, др. информационных систе-мах»13, существуют и другие точки зрения по этому поводу. Так Ю.Д. Денисов в качестве информационных ресурсов рассматривает лишь, «непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны»14. Каныгин Ю.М. отмечает, что «информационные ресурсы - это совокупность фундаментальных и прикладных научных знаний, инженерных и управленческих решений, всего профессионального, образовательного и творческого потенциала населения»15. А автор одной из первых монографий по данной теме Г.Р. Громов, например, приводит такое определение: «Информация -это ресурс, и наравне с другими видами ресурсов (сырьевыми, энергетическими) она требует грамотного подхода к производству, хранению и использованию».16.

Б.С. Елепов и В.М. Чистяков понимают под информационными ресурсами «результаты интеллектуальной деятельности ученых, специалистов и других работников, потенциально пригодные сразу или после соответствующей обработки для использования в общественном производстве при достижении конкретных целей экономического и социального развития.»17 К информационным ресурсам они относят «научные знания, результаты НИР и ОКР, сведения, раскры-

вающие существо открытий, изобретений, рационализаторских предложений, конструкторская, проектно-техническая и нормативно-техническая документация, обобщенные ряды показателей, нормативы, нормы, рекомендации и т.п.».

Опираясь на все вышесказанное, дадим свое видение понятия «информационные ресурсы». Информационные ресурсы - это информация, представленная на различных носителях и имеющаяся в распоряжении предприятия, необходимая для ведения производственно-коммерческой деятельности и принятия управленческих решений.

Выделим основные факторы, влияющие на повышение роли информационного ресурса как одного из видов экономических ресурсов.

1) Рост информационной составляющей в обществе.

В настоящее время ежегодно появляется 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млн. научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и научных отчетов. По данным Всемирного фонда описаний изобретений (патентов) - эти описания насчитывают 500 млн. страниц текста; каждый год этот фонд увеличивается на 1 млн. документов, содержащих информацию о 350 тыс. изобретений.18 Энергопотребление человечества, выраженное через поток информации, уже достигло уровня 1036 бит/с, в то время как вся совокупность имеющихся сейчас в мире компьютеров может перерабатывать не более 16х 1034 бит/с19.

Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть.20

По мнению П. Друкера произойдет переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к компаниям, базирующихся на знаниях.21

2) Информационные ресурсы повышают эффективность использования других ресурсов

В 1998 г. при участии Мирового экономического форума и компании Pricewaterhouse Coopers проводился опрос генеральных директоров европейских компаний. 60% респондентов ответили, что управление знаниями - это абсолютно необходимый фактор успеха их ком-паний.22 В Европе средний процент валового дохода, потраченного на управление знаниями, составляет 5,5%, что больше, чем доля валового дохода, потраченного на НИОКР (4,5%).

Воплощение знаний в патентах, ГОСТАХ, ТУ, документах, базах данных и описании программ позволяет сократить время и затраты на разработку продуктов, совершенствовать бизнес-процессы предприятия. Опрос управляющих 1626 крупнейших компаний США, проводившийся в 1998-1999 годах журналом Management Reviewи исследовательской организацией AMA Research показал, что более 1/ 3 американских компаний реализуют программы управления знаниями.23 Каждые четверо из пяти опрошенных управляющих компаний, где осуществлялись эти программы, считают управление знаниями существенной частью процесса управления.

Корпорация «ВР» (нефтяной бизнес) создала внутреннюю сеть из 35 тысяч компьютеров, позволяющую персоналу проводить видеоконференции, обмениваться данными, сканировать и пересылать документы. Издержки резко сократились: стало меньше вертолетных рейсов на морские платформы, улучшилась координация работ на строящихся платформах, использование коллективного опыта ускорило решение производственных задач. Корпорация подсчитала, что прибыль от использования ею виртуального коллективного пространства в течение года составила $30млн. 24

3) Изменяется характер трудовой деятельности

Значительная часть высококвалифицированных работников сегодня занята на роботизированных и автоматизированных производственных комплексах. На долю человека остаются функции контроля, наблюдения, исправления ошибок и программирования.

Повышается спрос на специалистов в области маркетинга, менеджмента, программистов и операторов.

55,3% выпускников высших учебных заведений Владимирской области - это специалисты в области гуманитарных наук и экономики.

На базе Ковровской Государственной Технологической Академии им. В.А. Дегтярева было проведено исследование лиц, получающих второе высшее образование по экономическим специальностям. Прежде всего, необходимо отметить все возрастающую тенденцию спроса на второе высшее образование, а также тот факт, что у 90% студентов первое высшее образование было техническим.

4) Информационные ресурсы снижают риск деятельности и неопределенности

Постоянно усложняющиеся технологии в свою очередь создают угрозы для мировой экономической системы и предприятий, как элемента этой системы. Предостережение немецкого социолога У Бека : «В продвинутой современности общественное производство богатства идет нога в ногу с общественным производством риска... Мы являемся свидетелями - субъектами и объектами - образования трещины в сфере современности, которая высвобождается из рамок классического индустриального общества и приобретает новую форму - «общества риска».25 П. Друкер драматически констатирует, что «планирование не срабатывает»26. Руководителям предприятий постоянно приходится сталкиваться с неопределенностью при принятии управленческих решений.

Кроме того, стремительное старение оборудования, технологий является причиной воз-

300 250 200 150 100 50 0

число поданных заявлении

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика поданных заявлений на экономические специальности (второе высшее образование)

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

347

можных кризисных явлений на предприятиях. Признаки этих явлений возникают задолго до того, как наступит банкротство, поэтому ранняя диагностика симптомов кризиса - одна из основных задач управления предприятием. Важным элементом систем и инструментом оценки состояния предприятий становятся модели раннего предостережения и оценки текущей деятельности предприятий и риска.

5) Переопределение категории товара

В последние годы в маркетинге наблюдается тенденция к переопределению категории товара. Физические его свойства уступают место психологическим. Кроме «материальной» в товаре появляется «информационная составляющая», которая формируется главным образом за счет информационно-креативного влияния на сознание потребителя. И хотя еще в 80-е годы XX века Филипп Котлер почти вплотную подошел к этому переопределению, реальным доминирующим рыночным параметром продукта информационная составляющая стала только в последние годы. А «креативная компонента» этой составляющей позволила продукту выделяться на фоне массированного информационного шума.

6) Информатизация как процесс формирования и использования информационных ресурсов.

Эффективное использование информационных ресурсов обеспечивается внедрением информационных технологий в системе управления различных сфер деятельности: территориальное управление, управление промышленными предприятиями и т.д.; этот процесс называют информатизацией.27

Интенсивный рост объемов информации, переработка которых необходима для обеспечения процессов информационного моделирования и поддержки принятия решений, требует использования новых технологий анализа и синтеза. Интенсивное развитие получили архитектуры хранилища данных, средства оперативной аналитической обработки данных (OLAP - Online Analytical Processing), информационные системы руководителя (Executive Information System), средства поддержки принятия решений (Decision Support System).

Достаточно быстрыми темпами растет число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии .и во Владимир-

ской области. Доля таких предприятий среди обрабатывающих составляла в 2007 г. 91%28..

Таким образом, следует отметить все возрастающую роль информационных ресурсов как фактора производства, а, следовательно, необходимость и целесообразность проработки проблем их формирования и эффективного использования как в обществе, так и на предприятиях.

Примечания

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч. П. С. 215.

2 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США/ Ф. Махлуп,-М.: Прогресс, 1961. - 270с.

3 Masuda Y. Computopia// The Information Technology Revolution / T. Forrester, ed. Oxford: Blackwell. - P. 623.

4 Тоффлер О. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 453.

5 Там же.

6 Stigler G. The Economies of Information // Journal of Political Economy, 1961, vol.69, No 3, p. 213.

7 Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ Д.Белл// Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 300-340.

8 Стюарт Т. Интеллектуальный капитал/ Новая постиндустриальная волна на Западе:Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academic, 1999. - С. 388.

9 См.: Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. - 168с.

10 Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. -М.: Academia ; Наука, 1999. - 724с.

11 Иноземцев В. За пределами экономического общества. - М.: Academia, 1998. -С. 323.

12 Румянцев А. Предмет и задачи «информационной экономики» // Российский экономический журнал. - 1997. - № 3. - С. 89.

13 Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.

14 Денисов Ю. Д. Информационные ресурсы в японской экономике. - М.: Наука, 1991.

15 Каныгин Ю. М. Индустрия информатики. -Киев: Техника, 1987. С. 37.

16 Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы эксплуатации. - М.: Наука, 1984.

17 Елепов Б. С., Чистяков В. М. Управление процессами использования информационных ресурсов. - С. 7.

18 World Communication and Information Report 1999-2000, UNESCO Statistical Office. Paris, 1999. P. 174.

19 Лазарев И. А., Хижа Г. С., Лазарев К. И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2008. - 244 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.