Научная статья на тему 'Информационные ресурсы преподавания театральных дисциплин'

Информационные ресурсы преподавания театральных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / SPACE OF THEATRICAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / COMMUNICATION TECHNOLOGY / CREATIVE PERSONALITY / VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конович Аскольд Аркадьевич

Информационно-коммуникативные технологии рассмотрены в связи с преподаванием театральных дисциплин в вузах. Показаны расширенные возможности инноваций в рамках системы, заложенной великими мастерами театральной педагогики. Особый акцент сделан на использовании информационных ресурсов в процессе воспитания творческой индивидуальности. Выделена роль личностных качеств руководителя учебного коллектива. Показано значение интеллектуального капитала и художественного потенциала мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information resources for teaching theatrical disciplines

Information and communication technology is considered in connection with teaching theatre courses in universities. The advanced capabilities of innovation in the framework of the system established by the great masters of drama pedagogy. Particular emphasis is placed on the use of information resources in the upbringing of creative personality. Highlighted the role of personal qualities of the head of the training team. Shows the value of intellectual capital and artistic potential of the wizard.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы преподавания театральных дисциплин»

Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры... УДК [378:792]:002.55/.56

А. А. Конович

Информационные ресурсы преподавания театральных дисциплин

Информационно-коммуникативные технологии рассмотрены в связи с преподаванием театральных дисциплин в вузах. Показаны расширенные возможности инноваций в рамках системы, заложенной великими мастерами театральной педагогики. Особый акцент сделан на использовании информационных ресурсов в процессе воспитания творческой индивидуальности. Выделена роль личностных качеств руководителя учебного коллектива. Показано значение интеллектуального капитала и художественного потенциала мастера.

Ключевые слова: театральное образовательное пространство, информационные технологии, творческая индивидуальность, визуализация

Askold A. Konovich Information resources for teaching theatrical disciplines

Information and communication technology is considered in connection with teaching theatre courses in universities. The advanced capabilities of innovation in the framework of the system established by the great masters of drama pedagogy. Particular emphasis is placed on the use of information resources in the upbringing of creative personality. Highlighted the role of personal qualities of the head of the training team. Shows the value of intellectual capital and artistic potential of the wizard.

Keywords: space of theatrical education, information technology, communication technology, creative personality, visualization

В сложившейся сегодня ситуации осмысления информационных ресурсов в образовательном процессе, связанном с преподаванием театральных дисциплин в вузах искусств и культуры, следует сделать особый акцент на понимании запасов и потенциальных источников педагогической деятельности в искусстве Мельпомены. Именно они позволяют оценить применение средств расширяющих возможности этой деятельности, в рамках системы предложенной великими мастерами театральной педагогики. Отметим, что русская школа театральной педагогики весьма разнообразна по содержательной парадигме различных творческих направлений (К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд). При этом с точки зрения процесса преподавания, связанного с формированием конкретных навыков и умений студентов актеров и режиссеров учебных заведений искусств и культуры, на сегодняшний день, если отбросить театроведческую и мемуарную литературу, связанную с осмыслением творчества выдающихся деятелей театрального искусства, мы имеем лишь несколько фундаментальных трудов. К ним следует отнести системный труд К. С. Станиславского, а также учебники осмысляющие преподавание театральных дисциплин Б. Е. Захавы и М. О. Кнебель. Что же касается огромного потока учебно-методической литературы, по-

явившейся в последние десятилетия, то она являются, с точки зрения преподавания театральных дисциплин, не столько информационным ресурсом, сколько - либо описанием инновационных, по мнению авторов упражнений, либо утверждением основ собственной театральной методики, порой весьма спорной. Исключение здесь могут составить лишь работы Г. А. Товстоногова и А. В. Эфроса - двух выдающихся мастеров, как режиссуры, так и театральной педагогики.

Особо следует подчеркнуть, что специфика преподавания театральных дисциплин связана с широтой понимания информационного ресурса, в котором важна не только информация на читаемых носителях. Не менее важна ресурсная база, связанная с информационными системами (архивы, фонды, эпистолярные документы - афиши, программы, записи репетиций, наброски экспликаций и пр.), а также различного рода информационными объектами, раскрывающими сценические технологии (фото, аудио и видеозаписи спектаклей, театральная сценография - макеты, костюмы, эскизы и пр.).

Говоря об использовании информационного ресурса в воспитании творческой индивидуальности, следует сделать особый акцент на личностном факторе, а именно человеческом ресурсе и интеллектуальном капитале. Сама по себе информация должна рассматриваться нами в тесной связи с проблемами театральной педагогики, преломленными в имеющемся у мастера, наставника потенциале, как возможности поднять планку информационного ресурса, довести знания, навыки и умения ученика до конкретного результата, посильного ему на том или ином этапе покорения творческой вершины.

Образовательные инновации в театральном искусстве связаны с системой творческих мастерских. Широкий спектр применяемых мастером, как творческой личностью, различных объектов внимания, художественных моделей и технологий связаны с его подходом к театральному искусству вообще и ресурсному потенциалу будущих специалистов для него, в частности. Мы конечно должны понимать, что как творческая личность мастер реализует свой человеческий и интеллектуальный ресурс, воспитанный той или иной театральной школой, через педагогическую деятельность. В силу этого информационное поле моделируемое мастером завязано на задаваемый им стандарт в области обучения творческой личности, применяемые образовательные инновации. Отсюда коренным образом отличающееся от историков и теоретиков искусств понятие «школы» и «творческой мастерской», которое бесспорно транспонируется на использование информационного ресурса в преподавании театральных дисциплин. Этот ресурс задает различие творческого лица выпускников различных театральных школ: «щукинца» - Вахтанговский театр, «щепкинца» - Малый театр, либо МХАТовца. И это различие в первую очередь формирует и определяет информационный ресурс в сложившемся многолетнем личностном подходе к преподаванию профессиональных театральных дисциплин. Это по существу и является основой различия театральных школ, непохожих друг на друга от корней (М. С. Щепкин, К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов) и до сегодняшнего дня (Ю. М. Соломин, О. П. Табаков, Е. В. Князев).

Необходимо особо подчеркнуть, что в современной модели театрального образования информационно-коммуникативные технологии становятся не менее важными, чем привычно оснащенные аудитории со светом, звуком, необходимыми декоративными объемами, возможными сценическими спецэффектами. Не останавливаясь на простейших технических средствах, дающих сегодня возможность мастеру совместно с учениками онлайн просмотра только что сыгранной сцены, отрывка, этюда, выполненного упражнения, хочу сделать акцент на кардинально новом подходе в создании учебно-методических материалов, совершенствующих форму и метод организации процесса преподавания театральных дисциплин.

Инновация заключена в том, что из обилия авторских концепций, теорий, технологий и методик, наработанных той или иной творческой мастерской, можно смоделировать алгоритм гибкой и практичной универсальной системы, основанной на многообразии поля театрально-художественной деятельности, подразумевающей изучение творческой концепции мастеров сцены, образное восприятие созданных ими великих творений. Информационно-коммуникативные технологии в силу сказанного становятся наиболее естественными благодаря формированию конкретно выраженного и направленного творческого интереса, гармонично дополняя и расширяя возможности творческой школы.

В первую очередь следует говорить о возможной визуализации материала, позволяющей заменить традиционную подачу теоретического материала, через экранную информацию, которая в свою очередь может быть выведена с большого экрана в необходимом объеме на мониторы. Так, например, творческие персоналии могут быть поданы в виде презентаций, выполненных с помощью различных программ. Анализ проведения презентации по теме «Биомеханика В. Э. Мейерхольда» показал, что собранный эксклюзивный архивный материал, его авторское структурирование, систематизирование и оформление, предоставило уникальную возможность студентам проявить на созданном эмоциональном фоне творческую инициативу в практическом осмыслении теоретического материала. Презентации позволяют уйти от столь необязательного в преподавании творческих дисциплин лекционного теоретизирования, объединив вербальность, демонстрацию иллюстративного материала, технические средства в едином концептуальном авторском эксклюзивном подходе.

Ведя разговор о сценографическом решении спектакля или мизансценировании, работе над костюмом, гримом, макияжем приходится пользоваться доской. При этом все прекрасно знают, что даже замена мела на маркер не сильно изменило бесконечный процесс рисования и стирания. Интерактивная доска - это тот современный технический ресурс, который может вывести на специальный экран изображение с рабочего стола каждого из студентов, получивших задание по разработке творческой экспликации, и дать возможность демонстрации творческого противостояния авторских идей с помощью сенсорного управления графическим интерфейсом операционной системы, создающей графические объекты. Интерактивная доска позволяет наглядно и последо-

вательно показать на экране необходимые сценические композиции в объеме и цвете, подключить к действию по их разработке и воплощению найденного образа студентов. Она дает им возможность проявить фантазию в конкретно предлагаемом замысле, через возможности программного обеспечения создавать пометки на уже существующем изображении, вставлять свои дополнения, фигуры, интерактивные светоцветовые заливки и пр. Построенные объекты можно перемещать по обозначенному на экране сценическому планшету и зеркалу сцены, при необходимости трансформировать, клонировать, поворачивать относительно друг друга, менять размер, цвет и пр. Графический редактор помогает с помощью компьютерной графики моделировать поставленные творческие задачи: создавать необходимые сценографические объемы, проверять построенную композицию в рамках необходимых театрально-зрелищных эффектов. Без интерактивной доски невозможно сегодня замыслить качественно новую информационную среду в преподавании таких творческих дисциплин как «Сценография и макетирование», «Художественно-декоративное оформление спектакля», «Грими макияж» и пр.

Мы должны понимать, что данный информационный ресурс это не просто применение дополнительных технических функций в преподавании театральных дисциплин. Речь идет об изменении самой формы организации преподавания творческой дисциплины, дающей возможность активного соревновательного процесса среди студентов в продвижении собственного решения замысла проекта. Это позволяет ярче раскрыть имеющийся потенциал в изменении свойств конкретного объекта - образное мышление, фантазию, художественные коммуникации, перевод теоретических знаний в практические умения. Самостоятельная работа у доски становится в такой ситуации по-настоящему активно творческой. Хочется обратить внимание на необходимость создания контролирующей системы тестов, упражнений, направленных на повторение в различных вариантах творческих заданий и, конечно, их закрепления исходя из творческой концепции развития личности студента. Фронтальный контроль может быть, в частности, осуществлен с помощью компьютерного анализа, позволяющего мастеру получив быстрые и репрезентативные результаты сделать нужные акценты в работе над ошибками.

Следует обратить внимание на еще один важный аспект использования информационных ресурсов в преподавании творческих дисциплин. Речь идет об опыте практического применения облачных интернет-ресурсов и мобильных гаджетов.

Педагогическое наследие таких театральных практиков как К. С. Станиславский, С. В. Гиппиус, М. И. Кнебель, Б. Е. Захава, Г. А. Товстоногов, З. В. Савкова, Ю. А. Васильев, мастеров театрализованных действ И. М. Туманова, Д. М. Генкина, А. А. Ко-новича, С. С. Клитина, И. А. Богданова, И. А. Виноградского, И. Г. Шароева, Б. Н. Петрова, А. Д. Жаркова и многих других театральных педагогов, позволяет создать замкнутую самодостаточную педагогическую систему. Уровень развития современных информационных технологий позволяет осуществлять - с одной стороны, процесс передачи культурных ценностей театральной педагогики со стороны преподавателя, а с другой - освоение этих ценностей студентом, - более эффективно. Мы в определенной степени разделяем

точку зрения методологов образования, констатирующих тенденцию перехода практической, в том числе и педагогической деятельности, в интернет-пространство1 .

Рассмотрение практического опыта использования облачных интернет-ресурсов и мобильных гаджетов в преподавании театральных дисциплин как информационного ресурса педагогический деятельности позволяет с уверенностью констатировать, что сегодня он становится все более значимым.

Облачное хранилище данных (англ. cloud storage) - представляет собой «флеш-карту» памяти, которая всегда «под рукой»2. Обращение к данному хранилищу информации возможно с ноутбука, компьютера, телефона, планшетного компьютера, при условии существующей возможности доступа к сети Интернет. Наиболее популярными на территории Российской Федерации являются облачные хранилища «облако@таП.ги», «Яндекс.Диск», «Google Drive» и др. Таким образом, преподаватель имеет возможность создать свою индивидуальную образовательную среду в облачном хранилище и обеспечить к ней доступ студентов.

Создание такой творческо-педагогической индивидуальной образовательной среды возможно в «облако@таП.ги», поскольку данный интернет-ресурс позволяет бесплатно разместить до 25 Гигабайт информации. На рисунке 1 приведен скриншот данного продукта.

Рисунок 1. Индивидуальная образовательная среда преподавателя.

В папках «Актерское мастерство и сценическая речь», «Основы продюсирова-ния. Практикум», «Постановка культурно-массовых программ», «Практика», «Ре-

сурсная база», «Социально-культурная деятельность», «Сценарно-режиссерские основы» расположен материал, необходимый для освоения конкретной дисциплины (конспекты лекций, контрольные задания, видео-лекции, аудиоматериал, иллюстрации, графики). Также в папках расположены электронные журналы успеваемости студентов по группам в виде документа Exce l.

Папки «Контрольные работы», «Курсовые работы» содержат материал, расположенный студентами для проверки преподавателем и оценивания.

В данном Интернет-ресурсе также выложен учебный видеофрагмент игры-кве-ста «Морские приключения». Для обращения к видеофрагменту был использован QR-код (англ. quick response - быстрый отклик) - матричный код (двумерный штрих-код). Квест-игра проходит в форме перемещения группы игроков по заданным пунктам согласно выложенной карте. Обращение к предложенному видеофрагменту осуществляется с помощью мобильного телефона и программы, позволяющей считывать QR-код. Следует отметить, что данный штрих-код генерируется также бесплатной программой.

Взаимодействие со студентами осуществляется таким образом: студенты по электронной почте или по вмонтированному в текст учебника QR-коду получают ссылки на необходимый для освоения дисциплины материал. Возможность доступа задает сам преподаватель. Студент, получив доступ к данному информационному ресурсу, имеет возможность пользоваться им с помощью любого мобильного гадже-та - смартфона, планшетного компьютера, ноутбука. При этом в облачное хранилище можно помещать не только текстовые документы, но и изображения, фильмы (видео-лекции), аудиоматериал. Доступность электронного журнала позволяет студенту оценить эффективность своего участия в образовательном процессе.

Делая вывод о возможности практического применения облачных интернет-ресурсов и мобильных гаджетов в преподавании театральных дисциплин, следует отметить, что данная методика показала практическую эффективность при обучении студентов кафедры режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ СПбГИК, получив высокую оценку не только со стороны педагогов - мастеров творческих курсов, но и от студентов, а также членов Государственной аттестационной комиссии, констатирующих высокий уровень подготовки учащихся.

Предложенный вариант стимулирует интерес к процессу обучения, творчески обусловленный предполагаемой любознательность студента. Наряду с этим следует рассмотреть и создание корпоративных творческих интернет-групп ВКонтакте, представляющих объединение педагогов, студентов и всех интересующихся творческим процессом проходящим в мастерской. Примером являются интернет-группы в режиссерских мастерских А. В. Шестакова и Ю. П. Лято (vk/com/THEATRESTUDIO202), В. В. Кузьмина и С. И. Гогуна (vk/com/KUKUDJAMBA). Это возможность обмена творческими проектами, перспективными идеями и просто мыслями по адаптации и позиционированию себя в учебном процессе. Интернет-группы также дают возможность

удовлетворить свое творческое и человеческое любопытство благодаря широчайшим возможностям глобальной сети, которая включает доступ к электронным базам театров, концертных организаций, культурных, научных и информационных центров, библиотек, энциклопедий, словарей.

Именно здесь заложены сегодня основополагающие возможности стратегии использования информационных ресурсов в театральном образовательном пространстве высшей школы. Через Internet можно начать дискуссию по любой творческой проблеме заинтересовавшей студента, вынести ее на обсуждение в электронной конференции или чате. Это позволяет не вариться в собственном творческом соку, не рассматривать позицию своего мастера как истину в последней инстанции, а, что особенно важно в творчестве, оттачивать свое творческое кредо в обмене мнениями со специалистами отрасли в стране, а также любой точке планеты. Разнообразие необходимого материала в рамках образовательного поля, интегрированного в мировое информационное пространство, наряду с концепций мастера-наставника, позволяют студенту выработать свой взгляд на суть изучаемых проблем, создать фундаментальный задел для роста как неповторимой творческой индивидуальности.

Распространение собственного творческого опыта еще один важный элемент информационного пространства. Практически все творческие структуры имеют свои сайты, деятели искусств персональные странички с огромным количеством подписчиков, что позволяет в определенной мере открыть двери в творческие мастерские, поделиться замыслами, интересными работами. Нестандартность, а порой даже провокационность является качественной характеристикой творческих взаимоотношений на Web-страницах.

Предложенная концепция понимания использования информационных ресурсов в преподавании театральных дисциплин позволяет констатировать, что функции мастера - руководителя творческой мастерской с его профессиональной компетентностью и видением подготовки студента в условиях инновационных технологий современного образовательного пространства существенно расширяет нетрадиционный подход к пониманию эффективности форм и методов обучения. Важнейшим аспектом, расширения этого подхода в очень высокой степени является внедрение в учебный процесс подготовки специалистов в области театра современных информационно-коммуникативных технологий.

Примечания

1 Стародубцев В. А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учеб. пособие / Нац. исслед. Томск. политехн. ун-т. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2012. 124 с.

2 Бугаев Л. Мобильный маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире. URL: http://modernlib.ru (дата обращения: 25.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.