УДК 929:004.738.5 ББК (Т)63.2
Ростовцев Евгений Анатольевич, к.и.н., доцент, доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века, Институт истории Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОСОПОГРАФИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ БИОГРАФИКЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ ПО УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИСТОРИИ)
Аннотация: в статье раскрываются возможности справочных научно-информационных ресурсов как основы для просопографических и историко-биографических исследований. В качестве примера фигурируют проекты по истории университета и высшей школы, осуществляемые на базе Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
Ключевые слова: биографика, просопографические исследования, Санкт-Петербургский университет, история науки, история высшей школы.
INFORMATION RESOURCES AS A TOOL OF RESEARCH ON PROSOPOGRAPHY AND BIOGRAPHIC STUDIES (ON THE EXAMPLE OF NETWORK PROJECTS ON THE UNIVERSITY HISTORY)
Rostovtsev Evgenii Anatolievich, PhD, Associate Professor Associate Professor of the Department of Russian History from the Ancient Times to XXth Century Institute of History, Saint-Petersburg State University
e-mail: [email protected]
The article describes the possibilities of scientific information resources as a basis for prosopographic historical and biographical research. As an example, projects on the history of the university and high school, performed at the Institute of History of St. Petersburg State University are demonstrated.
Keywords: biographic studies, prosopographic studies, St. Petersburg State University, history of science, history of high school
* При поддержке НИР СПбГУ (Мероприятие 5, проект 5.41.741.2016).
Просопографические исследования, связанные с анализом коллективной биографии университетских преподавателей российских университетов разных исторических периодов, являются одной из важных тем, находящихся в центре научных штудий современной историографии [1, 2]. Среди тем, которые находятся в сфере внимания исследователей, — численность преподавателей, образование, прохождение карьеры и социальное происхождение, этнорелигиозный состав (среди удачных примеров применения просопографических методов и составления коллективного портрета университетской корпорации отметим опыт Л.А. Бушуевой, связанный с Казанским университетом [3]). Изучение этой проблематики по отношению к академической коллегии Петербургского университета, игравшей особую роль не только в российской науке, но и в обществе, позволяет лучше понять жизненный мир и мотивацию преподавательской корпорации одного из крупнейших университетов России. В рамках научных проектов, реализуемых в Институте истории СПбГУ подготовлена серия публикаций, посвященных различным аспектам «коллективной биографии» университета [4, 5, 6, 7, 8]. Интегральной частью этой научной работы является создание и развитие информационных ресурсов, связанных с историей университета, которые выполняют функции открытой базы данных и одновременно инструментария исследования.
Первым по времени создания стал проект «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» (руководитель доц. Е.А. Ростовцев). Его основной целью стало создание единого обновляемого каталога ресурсов по истории С.-Петербургского университета, обеспечивающего репрезентацию источников, литературы, коллекций документов Музея истории университета в сетевом пространстве. В числе задач проекта: создание общего каталога внутренних ресурсов по истории университета; составление списка внешних сетевых ресурсов, связанных с историей университета; создание электронной библиотеки по истории СПбГУ, включающей печатные материалы и архивную коллекцию; размещение обновляемой библиографии исследований по истории университета. Реализация проекта началась в 2011 г. при поддержке гранта СПБГУ на проведение прикладных НИР, затем проект поддерживался РГНФ. На 1 марта 2016 г. ресурс содержит более 2300 страниц и около 2000 файлов. Основной содержательный массив ресурса составляют оцифрованные источники и исследования по истории Санкт-Петербургского университета. Оцифрованы и размещены на сайте комплексы многолетних периодических изданий (или их
разделов), имеющих ключевое значение для реконструкции различных сфер жизни университета: «Объявления» (обозрения) преподавания, «Отчеты /годичные акты/» университета; в разделе «Учительская семинария/ Учительская гимназия/Главный Педагогический институт/Санкт-Петербургский университет»: «Адрес-календари Российской империи», «Списки служащих по Министерству народного просвещения», «Списки служащих по Петербургскому учебному округу». В процессе оцифровки, атрибуции и размещения находится обширный комплекс нормативной и распорядительной документации, касающейся Санкт-Петербургского университета, представленной в изданиях «Распоряжения...МНП», в «Официальном отделе» ЖМНП. Представлены важнейшие источники личного происхождения (прежде всего мемуары), касающиеся университета дореволюционной эпохи. Таким образом, контент сайта в обозримой перспективе охватит основной опубликованныйисточниковый материал, относящийся к Петербургскому университету. Иными словами, профессиональные историки получают информационный ресурс, позволяющий быстро восстановить общий контекст университетской жизни конкретного времени при исследовании любого значимого сюжета, прямо или косвенно связанного с историей университета. Впрочем, надо оговориться, что за пределами этого пласта источников находится пресса (так, выборочный контент-анализ выявил наличие примерно нескольких сотен ежегодных публикаций в текущей периодике начала ХХ в., связанных с Петербургским университетом) [9, 10].
Ресурс содержит разнообразные архивные материалы, связанные с состоянием и деятельностью университета до 1917 г., а также документы советского периода. Так, переведены в цифровой формат и размещены на сайте отдельные списки студентов и преподавателей университета императорского и советского времени, положения о рабфаках, научных обществах, материалы об участии студентов в строительных и сельскохозяйственных работах, протоколы заседаний университетских кафедр и пр. Главным образом, задействованы материалы Архива Музея истории СПбГУ и Объединенного Архива СПбГУ, в то же время привлекаются отдельные материалы и других архивохранилищ. Следует отметить, что основной корпус опубликованных на сайте архивных документов (более 300) относится к советскому периоду истории университета. Это обстоятельство связано со стремлением создателей ресурса по мере сил компенсировать отсутствие в это время систематического издания источников, отражавших ход учебной и научной жизни университета, которые были характерны для предшествующего периода.
На сайте представлена обновляемая библиография работ по истории университета (прикладной результат ряда текущих исследовательских проектов Центра) и значительный по объему оцифрованный корпус текстов историографии (более 300 исследований). В частности, оцифрованы и представлены все тома «Очерков по истории Ленинградского/Петербургского университета».
Проект развивался на разных технологических платформах: первоначально сайт был размещен на платформе kompozer, затем переведен на платформу joomla, что существенно расширило эвристический потенциал ресурса. Сегодняшние возможности сайта позволяют ввести трехуровневую систему поиска (общий полнотекстовой поиск по сайту, простой поиск, расширенный поиск).Простой поиск позволяет искать документы по ряду параметров: автор, название, форма документа (архивный, печатный, электронный), год, тип документа (исследования, источники, справочные издания). Система расширенного поиска позволяет осуществлять комбинированный поиск как по перечисленным выше, так и другим параметрам (происхождение документа, серия, ключевые слова и др.). Помимо системы поиска, сайт располагает двумя каталогами: предметным и алфавитным. Таким образом, система навигации по сайту решает свою основную задачу максимально полно представить контент сайта и позволяет пользователям оперативно находить нужную информацию.
Ресурс интегрирован в информационную среду как с точки зрения ссылок на него в сетевом пространстве (различные ресурсы СПбГУ, портал РНБ, портал «Википедия», социальная сеть «Вконтакте» и др.), так и в обратном направлении — в каталоге представлен специальный раздел «Сетевые ресурсы», включающий как внутренние ресурсы по истории СПбГУ, так и внешние ресурсы (сайты архивов, где представлены материалы по истории университета, соответствующие оцифрованные коллекции на сайтах Президентской библиотеки и РНБ, сетевых энциклопедиях и справочниках).
Таким образом, сайт «История в виртуальном пространстве» содержит многочисленные материалы, которые могут быть использованы в построении биографической базы разных групп универсантов. Опытом построения такой базы стал портал «Биографика Санкт-Петербургского университета» — в настоящее время наиболее обширный ресурс по биографиям универсантов. Портал содержит порядка 1600 биографий. Формирование портала связано с осуществлением двух проектов — «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета (1819-1917): сетевой биографический словарь» (источник финансирования — ФЦП «Научные и
научно-педагогические кадры», рук.проф. Р.Ш. Ганелин) [11] и «Сетевой Биографический словарь историков Петербургского университета (XVIII-XX вв.)» (источник финансирования — РГНФ, проект №12-01-00191, рук. А.Ю. Дворниченко) [12]. Открытый формуляр биографической справки содержит следующие разделы: ФИО, год и место рождения/смерти, место захоронения, образование, вуз/год окончания, учителя, годы работы в университете, этапы карьеры в университете/должности (с указанием подразделения, хронологических рамок), вехи жизни/карьера вне университета, общественная деятельность, награды, премии, область научных интересов/вклад в науку, диссертации (название и год защиты), основные труды, основные курсы, ученики, биобиблиография, иконография, архивы. Структура сайта позволяет использовать подготовленные биографии для размещения в двух и более словарях.
Проект «Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей» в настоящее время практически полностью завершен — размещены биографические справки относительно 842 персонажей, что составляет более 90% профессорско-преподавательского состава университета. В большинстве случаев представленные биографические справки носят эксклюзивный характер, вводят в информационный и научный оборот новые сведения об ученых университета и являются результатом исследовательского анализа широкого круга опубликованных и неопубликованных источников (обозрения преподавания, отчеты университета, формулярные списки профессоров и приват-доцентов).
Близок к завершению и проект «Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVШ-XX вв.». Словник словаря включает в себя профессоров и преподавателей Академического университета, Главного Педагогического института, Историко-филологического факультета университета императорского периода, ФОНа, Ямфака, Историко-лингвистического факультета, наконец, исторического факультета Петроградского /Ленинградского /Санкт-Петербургского университета. Нельзя не отметить, что участники проекта столкнулись с рядом существенных технологических трудностей. Пожалуй, наиболее значительная из них — фактическое отсутствие системной публикации университетской документации в советское время и крайняя скудость изданий справочного характера. Однако основной массив биографий историков советского периода базируется на результатах исследования личных дел, отложившихся в ОА СПбГУ или ЦГА СПб; а для ныне здравствующих ученых — на результатах анкетирования.
С 2015 г. на базе портала «Биографика СПбГУ» началась подготовка совместно с Институтом философии СПбГУ аналогичного ресурса «Биографический словарь философов Санкт-Петербургского университета» (рук.проекта проф. А.В. Малинов, при поддержке НИР СПбГУ) [13]. Система комбинированной навигации по сайтам словарей позволяет осуществлять поиск по ряду параметров: ФИО, годы жизни, факультет, образование (вуз и год окончания), годы работы в университете, учитель, ученик, курсы (название, год чтения). В дальнейшем планируется дополнить панель поиска и другими пунктами, в частности, поиском по подразделениям факультетов (кафедр). Таким образом, помимо справочного сетевые словари, расположенные на портале «Биографика Санкт-Петербургского университета» имеют и значительный эвристический потенциал. По существу, портал дает инструментарий для просопографических исследований по университетской истории, реконструкции хода учебного процесса и корпоративной жизни. Разумеется, такие исследования ведутся участниками проектов ими уже подготовлен ряд публикаций [4, 5, 6, 7, 8], но не менее важно то, что к этой работе, пользуясь инструментарием сайтов словарей, могут подключиться и сторонние исследователи. Хочется обратить внимание и на открытость архитектуры портала, которая позволяет пристраивать к нему как новые биографические модули, так и новые поля поиска. Тем самым, для конкретной выборки универсантов могут применяться различные критерии просопографического анализа.
Таким образом, возможности, которые открывает перед исследователем использование виртуальной среды для хранения, атрибуции, обработки и анализа информации, позволяют, с нашей точки зрения, вывести штудии по истории университета на новый технологический уровень. В этом контексте они могут быть полезны не только с точки зрения их конкретно-исторического научного содержания, но и как важная методологическая наработка, которая может быть востребована современной историографией. Не менее важно и то, что упомянутые проекты становятся отправными точками для более широких исследовательских предприятий в области истории науки. Отталкиваясь от базы данных, созданной в результате работы над словарем историков петербургского университета, в 2016 г. при поддержке РФФИ наши исследователи начали работу над ресурсом «Петербургская историческая школа (ХУШ - начало XX в.)» (рук.проекта проф. А.Ю. Дворниченко). Задачей фундаментального исследования является реконструкция коллективного портрета «петербургской исторической школы» на основании электронной (компьютерной) базы данных по теме исследования; выявление статистических
закономерностей в развитии профессиональной карьеры различных групп историков, работавших в Петербурге, изучение истории и эволюции российской историографии XVIII - начала ХХ вв. Напомним, что литература по схоларной проблематике, в том числе, связанной с «петербургской исторической школой», обширна; критерии, которые лежат в основе понятия «школы», различны (методология научной работы, принадлежность к определенному учреждению, историографической традиции, ученикам конкретного ученого, даже социально-политические нюансы). Все эти черты начали складывается в рамках академической историографии XVIII века (с эпохи Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлёцера), получили развитие в середине - второй половине XIX в. (П.М. Строев, А.Х. Востоков, Я.И. Бередников, М.С. Куторга,
A.А. Куник, А.Ф. Бычков, К.Н. Бестужев-Рюмин, Е.Е. Замысловский,
B.Г. Васильевский и др.), а затем, на рубеже XIX-XX вв. (С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Тураев, М.И. Ростовцев, И.М. Гревс,
A.Е. Пресняков и мн.др.). Согласно доминирующей в историографии (хотя и очевидно упрощенной) установке, «источниковедческая», ориентированная на немецкую историко-филологическую школу петербургская корпорация историков противостояла «московской», чья роль, прежде всего, заключалась в создании схем российской истории. Так или иначе, несмотря на многочисленные дискуссии, абсолютное большинство историографов конца XIX - начала XXI в. (С.Н. Милюков, А.Е. Пресняков, С.Н. Валк, Д.Н. Альшиц,
C.О. Шмидт, А.Н. Цамутали, Б.В. Ананьич, В.М. Панеях, М.Б. Свердлов,
B.С. Брачев, С.В. Чирков и мн.др.) сходится в главном — петербургская дореволюционная историография имела свою специфику, свои особые черты, отличные от черт второй крупнейшей российской школы — московской (см., например, [14]). Пожалуй, единственный способ продвинуться в этих дискуссиях по направлению к новому знанию — описать общность петербургских историков, попытаться построить их коллективную научную биографию. Инструментом для ее решения и призван стать создаваемый с учетом базы данных «Биографика СПбГУ» информационно-биографический ресурс «Санкт-Петербургская историческая школа».
Сказанное позволяет заключить, что использование информационных ресурсов как инструмента исследований по просопографии и исторической биографике может быть эффективным и перспективным, прежде всего, при условии проработанной системы навигации и открытой архитектуре портала, позволяющей интегрировать в ресурс новые модули и массивы информации. Можно предположить, что при таком подходе к конструированию справочных сетевых ресурсов их научный потенциал будет востребован более полно и они
вполне могут стать инструментарием и «точками роста» для исследовательских построений историографии.
Список литературы:
1. Maurer T. HochschullehrerimZarenreich. EinBeitragzurrussischenSozial-und Bildungsgeschichte. - Köln/Weimar/Wien, 1998. - 959 s.
2. Лоскутова М.В. Географическая мобильность профессоров и преподавателей российских университетов второй половины XIX века: постановка проблемы и предварительные результаты исследования // Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII - начала XX в. / Отв. сост. А.Ю. Андреев. - М., 2009. - С. 183-221.
3. Бушуева Л.А. Повседневность университетского профессора Казани. 1863-1917. - Казань, 2012. - 287 с.
4. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Преподавательская корпорация столичного университета 1884-1916 гг.: основные черты и проблемы коллективной биографии // Профессорско- преподавательский корпус российских университетов. 1884-1917 гг.: исследования и документы / Под ред. М.В. Грибовского, С.Ф. Фоминых. - Томск, 2012. - С. 35-51.
5. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета: проблемы коллективной биографии (1819-1917) // Клио. - 2013. - №10. - С. 36-41.
6. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Кафедра философии Санкт-Петербургского университета // Философские науки. - 2016. - Вып. 3. - С. 138139.
7. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Изгнанники «советского» университета: опыт коллективного портрета преподавательской эмиграции Петрограда // Вестник СПбГУ. Серия 2. - 2016. - Вып. 1. - С. 64-75.
8. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А., Сосницкий Д.А. Юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1819-1917): опыт коллективной биографии // Вестник СПбГУ. Серия 6. - 2015. - Вып. 4. -С. 112-127.
9. Ростовцев Е.А., Андреева В.В. Кризис 1911 г. в Петербургском университете в зеркале российской прессы // Клио. - 2013. - №10. - С. 77-88.
10. Ростовцев Е.А., Андреева В.В. Петербургский университет 1905 г. в зеркале периодической печати // Клио. - 2014. - №10. - С. 3-14.
11. Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917) / Ред. коллегия: проф.
Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко (отв. ред.), доц. Т.Н. Жуковская, доц. Е.А. Ростовцев (отв. ред.), доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко, Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К. Шагинян, В.О. Шишов, Н.А. Шереметов. - [Электронный ресурс]ЦКЬ: http://bioslovhist.history.spbu.ru/biografika/pp1.html (дата обращения: 15.03.2016).
12. Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. / Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н. Жуковская, доц. Е.А. Ростовцев (отв. ред.), доц. И.Л. Тихонов; Авторский коллектив:А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко, Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К. Шагинян и др. - [Электронный ресурс]ЦКЬ: http://bioslovhist.history.spbu.ru/biografika/hist1.html (дата обращения: 15.03.2016).
13. Биографический словарь философов Петербургского университета /Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др. - [Электронный ресурс]ЦКЬ: http://bioslovhist.history.spbu.ru/biografika/ph.html (дата обращения: 15.03.2016).
14. Ростовцев Е.А. Дискурс «петербургской исторической школы» в научной литературе // Фигуры истории или общие места историографии. Вторые Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории / Отв. ред. А.В. Малинов. - СПб., 2005. - С. 303-341.