Научная статья на тему 'Информационные ресурсы и развитие современной библиотеки'

Информационные ресурсы и развитие современной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3821
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы и развитие современной библиотеки»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Г. А. Апанасенко, заведующая библиотекой ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»

В современном обществе, когда потоки информации стремительно возрастают, сама информация стала определяться как «стратегический ресурс». Она становится важным фактором развития общества, влияющим на все сферы деятельности, в том числе и на образование.

Современная система образования предполагает увеличение доли самостоятельной работы учащейся молодежи, эффективность которой напрямую зависит от уровня их информационной культуры. Федеральные государственные образовательные стандарты требуют внедрения новых технологий обучения, использования активных форм научно-исследовательской и творческой работы. В результате традиционный принцип информационной культуры «формировать профессиональные знания, умения и навыки» дополняется принципом «формировать профессиональную компетентность».

Очевидно, что в этих условиях уровень информационной культуры будущих специалистов напрямую зависит от того, насколько они способны самостоятельно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать необходимую информацию, весь арсенал информационных ресурсов, различные технические и программные средства.

Всему этому студентов нужно научить. И чаще всего эту функцию на себя берут библиотеки, так как они обладают богатейшими знаниями по сбору, поиску, переработке информации; располагают для этого необходимыми фондами, которые в последнее время все чаще пополняются электронными изданиями; создают собственные базы данных, в том числе и полнотекстовые.

Наша библиоте-

ка является одним из структурных под-

разделений Кузнецкого индустриального техникума. Она обеспечивает учебной, научной, справочной, художе-

ственной литературой, периодическими изданиями и информационными материалами образовательный процесс, а также является центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения.

Фонд библиотеки насчитывает свыше 54 тысяч экземпляров книг. Большую часть фонда составляют издания технической и учебной литературы с грифом Минобразования России. Библиотека осуществляет комплектование фонда в соответствии с профилем техникума. Одним из важнейших направлений развития библиотеки техникума являются полнота и качество комплектования фонда. Для улучшения качества фонда библиотека приобретает электронные издания, видеоматериалы, выписывает более 60 наименований периодических изданий.

Нашими пользователями являются преподаватели, студенты очной и заочной форм обучения, сотрудники техникума. Количество читателей составляет более 1700 человек.

Современный этап развития нашей библиотеки характеризуется внедрением новых информационнокоммуникационных технологий, что положило начало автоматизации основных библиотечно-библиографических про-

цессов.

Все изменения направлены на повышение качества обслуживания читателей и подразумевают:

- рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств на пополнение библиотечного фонда;

- создание условий для повышения эффективности формирования и использования фонда учебной литературы;

- пополнение фонда электронными ресурсами;

- совершенствование библиотечно-библиографических процессов на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, в т. ч. продолжение работы по внедрению автоматизированной библиотечно-информационной системы «Марк-SQL»;

- создание качественного электронного каталога;

- обеспечение полноты, оперативности и комфортности обслуживания;

- продолжение работы по обеспечению полноценного доступа пользователей к удаленным мировым информационным ресурсам;

- повышение информационной культуры пользователей до уровня современных информационных технологий;

- поиск наиболее эффективных форм информационного обеспечения образовательного процесса;

- модернизация и расширение материальнотехнической базы библиотеки.

Таким образом, для решения поставленной задачи используется весь инструментарий библиотечно-библиографической работы, коммуникативные технологии, умелое сочетание традиционных и электронных информационных ресурсов, индивидуальные и групповые формы работы.

Работая в тесном контакте с профессионально-педагогическим коллективом, учитываем разнообразные интересы студентов и используем при этом различные формы просветительской работы — беседы, обзоры, выставки, конференции, дни специальностей и др.

С целью оперативного информирования преподавателей о полученных новинках регулярно выпускается «Бюллетень новых поступлений».

Библиотека стремится осуществлять полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, мастеров п/о и преподавателей. За учебный год мы выполняем более 900 справок по различной тематике. Мы ведем картотеку «Книгообеспеченность», с помощью которой можно быстро получить сведения об обеспеченности литературой всех специальностей по всем дисциплинам.

У нас создано несколько баз данных: «Книги» — 2067 записей, «Статьи» — 2280 записей (с 2012 года она является полнотекстовой), «Электронные издания» — 25 записей. В БД «Книги» вносим сведения о вновь поступившей литературе, осуществляя поэтапный ввод ретроспективной части фонда.

Традиционно библиотеки учебных заведений содействуют воспитанию и общему развитию студентов через поощрение чтения, разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникаци-

онные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления деятельности, но и внедрять новые формы работы. Мы «раскрываем» фонд библиотеки для преподавателей, освещая на педсоветах литературу по заявленной тематике в виде презентаций. Представляем обложку книги, ее библиографическое описание и аннотацию. Создаем рекомендательные указатели литературы и статей периодических изданий в помощь преподавателям. Создаем презентации для проведения классных часов по различной тематике. Большой объем подготовленной информации выставляется на сайте техникума (novokik.ning.eom/page/6459902:Page:20335).

Одной из форм использования информационных технологий является мультимедиа-и электронные материалы. Применение мультимедиаматериалов при проведении разного рода мероприятий делает их ярче, помогает донести основные идеи, усиливает восприятие и усвоение материала студентами.

В библиотеке создается электронная учебнометодическая база данных, в которую будут входить все учебные пособия, написанные преподавателями нашего техникума. На сегодня они разработаны по всем специальностям и по многим дисциплинам. Все методические пособия, разработки и другой материал, который созда-

ют преподаватели техникума, проходят проверку на правильность библиографического описания использованной литературы и регистрируются в базе данных.

Многие библиотечные процессы осуществляются в автоматизированном режиме:

- создание и ведение электронного каталога и различных баз данных;

- информационно-библиографическое обслуживание имеющимися в библиотеке базами данных;

- создание и печать библиографических указателей, списков литературы, ежемесячных «Бюллетеней новых поступлений» и др. изданий;

- ведение отчетной документации;

- печать выходных форм.

Сегодня информационные потребности пользователей таковы, что в одиночку библиотека не в состоянии их удовлетворить ни по количеству, ни по ви -дам услуг. Развитие библиотеки возможно по пути ее

включения в мировое информационное пространство с опорой на современные телекоммуникационные и библиотечные автоматизированные технологии.

Реализация этого направления предполагает переход на принципиально новый уровень библиотечно-информационного обслуживания преподавательского коллектива и студентов, доступности информационных ресурсов и, в конечном итоге, повышение качества образования в техникуме.

Важно обучать студентов специфике и технологиям информационного поиска, правилам аналити-ко-синтетической обработки информации, умению обобщать полученный материал и использовать его в профессиональной деятельности.

Надеемся, что итоги всей этой работы станут очередным шагом в решении вопроса конкурентоспособности наших молодых специалистов на рынке труда.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О. И. Александрова, заведующая библиотекой ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг»

Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Применение самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в библиотеке образовательного учреждения на качественно новый уровень. В век передовых информационных технологий книга перестала быть единственным источником знаний. Мир захлестнула волна информации. Где хранить эту информацию? Как хранить? В каком

виде? Данные вопросы ставят новые задачи перед библиотекой, предъявляют к ней новые требования.

Библиотека образовательного учреждения призвана обеспечивать информационную поддержку работы как с педагогами, так и с обучающимися.

Развитие электронных информационных систем резко расширяет возможности библио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.