Научная статья на тему 'Информационные потребности девушек 19-22 лет и контент популярного глянцевого журнала'

Информационные потребности девушек 19-22 лет и контент популярного глянцевого журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова В. Н.

Статья посвящена исследованию воздействия глянцевого журнала на женскую аудиторию определенного возраста (19-22 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные потребности девушек 19-22 лет и контент популярного глянцевого журнала»

Список литературы:

1. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / И.И. Засурский. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

2. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность XXI в. / А.С. Пана-рин // Москва. - Октябрь 2002. - № 10. - С. 150.

3. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. - 2004. - № 1. - С. 45.

4. Черменская С.М. Роль глянцевых журналов в формировании тендерных стереотипов современной женщины / С.М. Черменская // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. (Журналистика). - 2006. - № 6. - С. 16-18.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕВУШЕК 19-22 ЛЕТ И КОНТЕНТ ПОПУЛЯРНОГО ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА

© Романова В.Н.*

Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Нижний Новгород

Статья посвящена исследованию воздействия глянцевого журнала на женскую аудиторию определенного возраста (19-22 года).

В условиях недостаточности конкретных социологических исследований, позволяющих представить точную картину влияния того или иного СМИ на целевую аудиторию, результаты данной работы представляются достаточно актуальными.

В качестве объекта исследования были выбраны интересы девушек 19-22 лет, являющихся постоянными реципиентами журнала «СоБшороИ-1аш» (как наиболее репрезентативного женского глянцевого журнала). Была поставлена задача посредством анкетирования и анализа его результатов выделить самое значимое и самое незначительное в контенте журнала, установить закономерности информационных предпочтений девушек в журнале «СоБшороШаш» и объяснить их, используя современные психологические подходы.

Исследование проводилось на 60 девушках названного возраста, студентках гуманитарных специальностей нижегородских вузов. Исследуемым было предложено заполнить анкету с приложенной к ней таблицей, в которой следовало отметить значимость рубрик «СоБшоро^ш».

Результаты анкетирования приводятся ниже.

* Доцент кафедры Культурологи, истории и древних языков.

Таблица 1

Предпочтения девушками различных рубрик журнала «Cosmopolitan»

самая инте- важная рубрика неважная для не интересу-

ресная рубрика, читаю в для меня рубрика, интересна, но читаю меня рубрика, прочитаю, юсь этой рубрикой

первую оче - всегда время от если привле- вовсе, всегда

редь читаю времени чет название пролистываю

CosmoShopping (тенденции последних модных показов, мода 17,5 % 22,5 % 37,5 % 15 % 2, 5 %

от знаменитостей)

Перед зеркалом (хиты месяца среди косметики, парфюмерии, 15 % 27,5 % 37,5 % 15 % 5 %

советы по уходу за собой)

Интервью - со звёздами кино, музыки, спорта 10 % 20 % 27,5 % 37,5 % 5 %

Ты&Он (советы по отношению

с мужчинами, статистика общественного мнения об отношениях, 35 % 35 % 22,5 % 5 % -

комментарии психологов)

Твоя жизнь (советы по актуаль-

ным темам: как справить празд-

ник, как провести отпуск; информация о различных хобби, 7,5 % 40 % 32,5 % 15 % 5 %

работе; юридические консуль-

тации, советы на все случаи жизни)

Дневники (страницы дневников читателей, звёзд на самые раз- 2,5 % 15 % 37,5 % 22,5 % 22,5 %

личные темы)

Cosmo-репортаж (репортажи о съемках нашумевших филь- 10 % 22,5 % 30 % 22,5 % 15 %

мов, значимых событиях)

Твоя карьера (советы по трудоустройству, информация о про- 10 % 45 % 32,5 % 12,5 % -

фессиях)

Секс (советы Cosmo, отзывы о

сексуальных экспериментах, решение сексуальных проблем) 35 % 27,5 % 30 % 2,5 % 2,5 %

Путешествие (рассказы о самых разнообразных странах, городах, курортах, советы по проведению отпуска) 20 % 22,5 % 15 % 32,5 % 10 %

Мода&Красота (тенденции ме-

сяца, сезона, советы, как одеться 27,5 % 40 % 15 % 15 % -

в офис на вечеринку...)

Твоё здоровье (советы специа-

листов, статьи о диетах, пра- 22,5 % 25 % 20 % 22,5 % 5 %

вильном питании, спорте)

Cosmo-чтение (рассказы чита-

тельниц, известных писателен, 15 % 15 % 17,5 % 35 % 15 %

статьи о знаменитых женщинах)

Гороскоп 22,5 % 25 % 22,5 % 10 % 20 %

Форум (общение читательниц по различных вопросам) 5 % 7,5 % 10 % 37,5 % 35 %

Рецепты (приготовление всевозможных блюд, напитков...) 5 % 7,5 % 32,5 % 27,5 % 27,5 %

Ссылки (полезные интернет сайты) 17,5 % 7,5 % 22,5 % 27,5 % 22,5 %

Тесты (психологические тесты по различным вопросам) 37,5 % 7,5 % 7,5 % 22,5 % 22,5 %

По Э. Эриксону [9], который выделяет восемь стадий в развитии человека, возраст 19-22 года - это часть периода шестой стадии, время, когда личность разрешает конфликт между полюсами близости и одиночества, налаживает эмоциональные связи с другими людьми, ищет партнера (спутника для создания семьи).

Средний возраст вступления в брак у российских женщин составляет 23-24 года. По наблюдению психологов Дувана и Эделсона, окончательное представление о собственном «Я» создается у женщин лишь после брака [9, с. 12]. Таким образом, можно констатировать, что окончательное представление о себе у девушек исследуемого возраста еще не сложилось, и к конфликту «близость-одиночество» в их возрастной группе добавляется нерешённый конфликт пятой (по Эриксону) стадии «идентификации «Я» -путаница ролей».

Как утверждают исследователи [3], в современном российском обществе большинство людей считает, что круг интересов женщин должен состоять исключительно из мужчин и материнства. Поэтому усилия женщины достигнуть независимости, расширить круг своих интересов и поле деятельности постоянно наталкиваются на традиционный скептицизм. Такое отношение к женщине отражает патриархальный идеал женственности - женщину, чье единственное страстное желание любить мужчину и быть им любимой, восхищаться им и прислуживать ему. Для женщины эта унаследованная традиция означает последовательное вытеснение из главных сфер деятельности и изгнание ее в узкую область эротизма и материнства.

Приверженность данной унаследованной традиции выполняет регуля-торные функции, в которых заинтересовано как общество в целом, так и конкретный человек. Мужчина находит в таком положении вещей источник формирования и поддержки его специфической самооценки. Для женщины такая ситуация является выходом, при наличии которого она освобождается от напряжения и тревог, связанных у любого человека с развитием его способностей, и от необходимости борьбы за самоутверждение. Поэтому, с социологической точки зрения, становится понятным, почему женщина, которая подчиняется побуждению к независимому развитию своих способностей, может это сделать только ценой тяжелой борьбы как против внешней оппозиции, так и против внутреннего сопротивления традиционному идеалу чисто сексуальной функции женщины.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп, тендера и т.п. Стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести объект к определённому классу явлений, но в то же время стереотип сильно упрощает восприятие окружающей действительности. Стерео-

тип делит мир на две категории - иа «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое - синонимом «плохо».

О'Хара Р. [5] считает, что формирование стереотипа проходит три этапа: «выравнивание», «усиление» и «ассимилицию». Результатом укоренения стереотипа в сознании становится сведение сложного объекта к схеме и хорошо известным признакам. Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным признакам, затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого, и наконец, выбираются «выравненные» и «усиленные» черты объекта, на основе которых строится образ, близкий и значимый для конкретного индивида.

Говоря о формировании средствами массовой информации тендерных стереотипов, следует отметить, что, во-первых, исследования показывают: в современной российской информационной среде СМИ формируют образ женщины с особой настойчивостью, а во-вторых, что предписываемая женщине тендерная роль достаточно узка. Современная российская женщина глазами СМИ - это, как правило, успешная карьериста, прекрасная хозяйка, чудесная мать, искусная любовница, женщина с внешностью и фигурой фотомодели, при этом с кротким характером и признанием доминирующей власти мужчины. К этому идеалу стремятся молодые девушки, такого поведения от женщин вдут мужчины.

Поскольку для анализа выбрано средство массовой информации, по типу [8] относящееся к глянцевым журналам, следует выделить и назвать основные механизмы воздействия глянцевого журнала на сознание женщины. Ктаковым механизмам можно отнести:

- энциклопедичность и практическую направленность (ответы на любые вопросы, разрешение любых проблем);

- особую интонацию в общении с читательницами (использование коллективного «мы» и уверенный нравоучительный тон);

- одобрение любой жизненной установки, если она приносит женщине удовольствие.

Все эти способы воздействия оказывают мощное влияние на сознание: женщина верит журналу, следует его советам. Особенно подвержена влиянию такого журнала изучаемая возрастная группа, поскольку у девушек 1922 лет ещё не сложилось окончательное представление о себе, они ищут собственное «Я» и надежного партнера, одновременно находясь в состоянии переоценки любовной жизни и общего понятия сексуальности.

Проведенный анализ выявил предпочтения девушками рубрик журнала «Cosmopolitan»:

- мода, красота;

- отношения с мужчинами;

- интерес к себе, своей жизни;

- карьера;

- секс.

Самыми незначимыми для девушек оказались:

- приготовление различных блюд;

- общение с другими читательницами;

- ссылки на интернет-ресурсы.

На основе анализа данных об информации, которой девушкам не хватает в журнале, были сделаны следующие выводы.

1. в ответах отображается нехватка информации по темам, которые в журнале представлены достаточно полно - это мужчины, карьера, красота, магазины, полезные советы, информацию о людях и «звёздах». Видимо, интерес к этим темам столь велик, что предложенной информации все равно мало;

2. недостаточно удовлетворенным остается также интерес к темам дома и семьи, к искусству, творчеству, современным компьютерным технологиям.

Таким образом, можно констатировать, что интересы девушек, не отражённые в журнале «Cosmopolitan», практически не выходят за рамки интересов, пропагандируемых основным корпусом СМИ.

Однозначно определить, что больше влияет на формирование жизненных интересов девушек - насаждаемая СМИ система ценностей или психологические закономерности данного возраста, - нельзя, так как, с психологической точки зрения, в спектре реальных интересов этого возраста скрыты и поиск собственного «Я», и любовные отношения с мужчинами. Однако можно сделать другой однозначный вывод: в глянцевом журнале девушки предпочитают те рубрики, которые соответствуют основным жизненным интересам возрастного периода, в котором они находятся, но при этом следуют воздействию стереотипов, навязываемых СМИ. Отсюда интересы к моде, красоте, карьере и практически полное отсутствие интересов вне этого узкого круга.

Список литературы:

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М.; СПб.; К.: Вильяме, 2004. - 425 с.

2. Грецов А.Г. Психология и СМИ: взаимодействие и проблемы взаимопонимания // ЧФ: Социальный психолог. - 2009. - № 1. - С. 63-76.

3. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. - М.: Ко-гито-Центр, 2008. - 112 с.

4. Зелинский С. Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyfactor.org/lib/zelinski-01.htm. - Загл. с экрана.

5. Мельник Г. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyfactor.org/lib/ stereotype1.htm. - Загл. с экрана.

6. Менегетги А. Женщина третьего тысячелетия. - М.: ННБФ «Онтоп-сихология», 2001. - 117 с.

7. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М.: Олма-пресс, 2002. - 350 с.

8. Шкондин М.В. Газетно-журнлальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник Московского университета. Сер. 10 (Журналистика). - 2003. - № 2. - С. 12-32.

9. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Университетская книга, 1996. - 592 с.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ БЫТОВЫМ СТЕРЕОТИПАМ В РАБОТАХ Л. ЛИТТИЦЦЕТТО

© Самойлова Н.Л.*

Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва

На примере творчества журналистки Лючаны Литтиццетто рассматриваются стереотипные модели поведения в повседневной жизни современного итальянского общества, обнаруживается их сходство с явлениями, происходящими в нашей стране. Отмечается неординарность авторской позиции, актуальность произведений Л. Литтиццетто, их значимость для изучения и понимания современной Италии.

В современных итальянских СМИ заметна фигура журналистки Лючаны Литтиццетто. Она является автором книг, статей, ведет газетные колонки, участвует в передачах на радиостанциях Турина и на телевидении. Эта темноглазая блондинка маленького роста иронично называет себя «феей телеэфира». В то же время она - типичная горожанка «за 30»: ездит на автомобиле по автострадам и томится в пробках, забегает в магазин купить что-то к ужину, наводит порядок в доме и стирает занавески. На русский язык переведена ее книга «По кочану» («Col cavolo»), составленная из написанных в разное время газетных колонок, а также радио- и телевыступлений.

В русском языке просторечно-жаргонное выражение «по кочану» понимается как «безразлично, неважно, наплевать». «Кочан» иногда служит жаргонным синонимом слова «голова» с пренебрежительным, пейоративным оттенком - «быть глупым, плохо соображать». В итальянском языке отмечается подобное же сходство по признаку (форме): «Che cavolo hai» -«У тебя вместо головы кочан». Существуют также фразеологизмы «valere quanto un cavolo» «ни во что не ставить», «non me ne importa un cavolo»

* Старший преподаватель кафедры Романских языков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.