Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: СТУДЕНТАМ БЕЗ СВОИХ ГАДЖЕТОВ НЕ ОБОЙТИСЬ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: СТУДЕНТАМ БЕЗ СВОИХ ГАДЖЕТОВ НЕ ОБОЙТИСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / ноутбуки / информация / студент / преподаватель / занятие / лекция / семинар / digital technologies / laptops / information / student / teacher / activity / lecture / seminar

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Упоров

Особенностью вузовского образования с начала XХI в. является активное использование цифровых технологий, что обуславливается стремительно возрастающими информационными потоками. В этом контексте обосновывается объективная необходимость использования студентами ноутбуков (планшетов) во время аудиторных занятий как следствие научно-технического прогресса. Исследуются основные направления цифровизации учебного процесса в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION FLOW AND UNIVERSITY TRAINING: STUDENTS CAN'T COST WITHOUT THEIR GADGETS

A feature of university education since the beginning of the 21st century. is the active use of digital technologies, which is caused by rapidly increasing information flows. In this context, the objective need for students to use laptops (tablets) during classroom lessons as a consequence of scientific and technological progress is substantiated. The main directions of digitalization of the educational process in universities are explored.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: СТУДЕНТАМ БЕЗ СВОИХ ГАДЖЕТОВ НЕ ОБОЙТИСЬ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: СТУДЕНТАМ БЕЗ СВОИХ ГАДЖЕТОВ НЕ ОБОЙТИСЬ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-229-232

Аннотация. Особенностью вузовского образования с начала XХI в. является активное использование цифровых технологий, что обуславливается стремительно возрастающими информационными потоками. В этом контексте обосновывается объективная необходимость использования студентами ноутбуков (планшетов) во время аудиторных занятий как следствие научно-технического прогресса. Исследуются основные направления цифровизации учебного процесса в вузах.

Ключевые слова: цифровые технологии, ноутбуки, информация, студент, преподаватель, занятие, лекция, семинар.

Наступивший XXI век привнес фундаментальные изменения в процесс оборота информационных потоков на основе научно-технического прогресса (НТП) в цифровых технологиях. И если раньше, например, студенты-правоведы озадачивались поиском нужного нормативно-правового акта, книги или статьи, для чего приходилось много времени тратить в библиотеках в ожидании выполнения заказа, прочтении текста, его конспектировании и т.д., то сейчас все чаще ситуация иная: требуется не столько искать, сколько фильтровать огромный массив информации, обрушивающийся на студента при обращении его к глобальной сети, и отбирать нужные для конкретного случая источники. Иначе говоря, произошло качественное изменение технических (физических) носителей знаний, требующее соответствующей трансформации методов обучения студентов, на что в литературе обращалось внимание еще десять лет назад [1].

Однако последние четверть века, то есть, с начала ускоряющегося использования в нашей стране цифровых технологий, система российского высшего образования с точки зрения содержания самого учебного процесса в этой связи не претерпела каких-либо серьезных и принципиальных перемен, если не считать размещения на сайтах вузов учебных материалов для студентов [2, с. 27-28], чего, на наш взгляд,

явно недостаточно. Так, в вузах по-прежнему, как и 30, 40, 50, 100 и более лет назад сохраняется основная схема - «лекция-семинар», по-прежнему в лекционном зале профессор читает лекцию, стоя за трибуной, а студенты по-прежнему его слушают (или, что нередко, как пишет одна студентка, «когда становится скучно, можно музыку в наушниках послушать и фильм посмотреть» [3]) и делают записи, обычно простой шариковой ручкой в тех же тетрадях, что и много лет назад. Иногда применяются настенно-экранные средства, но и они не представляют собой новизны -разве что иное техническое исполнение: если ранее использовались фильмоскопы с информацией на рулонной пленке, то сейчас - проекторы-компьютеры.

Между тем цифровые технологии, как представляется, еще недооцениваются при организации учебного процесса, и прежде всего по причине консервативности позиции как руководителей управленческих структур федерально-региональных уровней, ректоров-проректоров вузов, так и профессорско-преподавательского состава, а также ввиду нежелания прикладывать необходимые усилия (а их требуется очень много) для перестройки методологии обучения по программам высшего образования. Так, сейчас студенты имеют возможности в любой момент, открыв свои ноутбуки (планшеты и даже смартфоны), обратиться к текстам учебников и учебных по-

собий по всем предметам, и, соответственно, возникает вопрос о том, следует ли на лекциях повторять то, что они могут сами прочитать? Более того, во многих вузах студенты имеют электронные тексты лекций своих же преподавателей, и тогда такая ситуация тем более нуждается в своем разрешении.

Насколько известно автору, во многих вузах до сих пор нет четкой позиции по вопросу о том, следует ли студентам разрешать пользоваться электронными гадже-тами на лекционных и семинарских занятиях, учитывая, что 100% всех студентов имеют, как минимум, личные смартфоны (включая сотовые телефоны). Дело в том, что значительная часть студентов используют их в иных, неучебных целях. Административный запрет смартфонов, на наш взгляд, вряд ли даст ожидаемый эффект, поскольку реализовать и проконтролировать этот запрет очень сложно, если не сказать невозможно. В свою очередь, такого рода «игрушки» появляются в руках студентов, например, на лекциях, не по последней причине потому, что имеет место внутреннее неудовлетворение - на дворе вроде бы век цифровизации, но для них, представителей молодого поколения, выросшего в электронном мире, в аудиториях пока этого не ощущается. Так, исследование, проведенное С.В. Протопоповой и Т.А. Макаренко, только 9% студентов используют гаджеты для записи лекций [4]. Одновременно еще жива такая психология: «я диплом от руки чертил и писал лучше, чем на ноутбуке, ведь когда ты пишешь и чертишь всё от руки это лучше запоминается, а планшет и ноутбук бесполезная фигня, которая освобождает людей от лишнего мышления» [5].

В этой связи следует определиться с основными направлениями использования электронных гаджетов в учебном процессе. Мы полагаем возможным высказать по этому поводу следующие соображения, касающееся положения только в гуманитарных вузах, поскольку обучение по техническим и естественным специальностям связывается с опытами, экспериментами, чертежами и т.д., что создает несопоставимую специфику, и наши рассуждения

основываются, прежде всего, на обучении юристов.

Исходная позиция обучения в вузе остается прежней, имея в виду получение студентами знаний от преподавателей и во время самостоятельной подготовки - в этом смысле человеческая природа преемственности поколений неизменна, и без живого общения преподавателя и студентов не обойтись, но формат этого общения следует соотносить с достижениями НТП. На данной этапе (начало 2019 г.) эти достижения таковы, что вся информация, используемая преподавателем, потенциально доступна также и студентам (за исключением, очевидно, только собственных наработок преподавателя). Это принципиально новая информационная ситуация, сложившаяся в вузовской образовательной сфере. Поэтому лекции должны носить преимущественно обзорный характер с акцентом на ключевые понятия и тенденции развития изучаемых институтов. При этом следует обязать студентов вместо тетрадей и шариковых ручек приобрести ноутбуки (или планшеты) специально для учебных целей; здесь тетрадь заменятся монитором, а ручка - клавиатурой. Для зрительского восприятия в этом отношении мало что изменяется, поскольку размеры монитора и тетради соотносимы (мы акцентируем внимание на зрительском восприятии потому, что более 90% информации человек, как известно, получает «глазами»), а нашем случае (гуманитарная сфере) речь преимущественно идет вокруг изучаемых текстов.

Как представляется, саму лекцию в виде основных дидактических блоков и схем целесообразно заранее представить студентам, чтобы они во время занятия следовали за мыслью преподавателя на своих ноутбуках, при этом студенты имеют возможность добавлять свои заметки и комментарии прямо на страницах электронной рабочей лекции. Тексты можно вводить в ноутбуки студентов и по ходу лекции, если в учебной аудитории устроена соответствующая локальная сеть (но это, видимо, дело ближайшего будущего).

Цифровые технологии позволяют вставлять в тексты лекций не только раз-

нообразные иллюстрации, но аудио- и видеоролики, и в этом смысле, как нам представляется, настенно-экранные проекторы окажутся уже вчерашним днем. Подготовка таких рабочих лекций, разумеется, потребует немало времени, очевидно, встанет и вопрос о защите авторских прав создателей такого рода электронных лекционных курсов, которые, что немаловажно, можно сравнительно легко обновлять. Но и эффективность занятия будет значительно больше, поскольку студенты будут непосредственно участвовать в учебном процессе вместе с лектором.

Во время самостоятельной подготовки студенты благодаря обращению в Глобальную сеть могут «закачать» в свои ноутбуки несколько учебников, необходимые нормативно-правовые акты, получить материалы правоприменительной деятельности и иные источники по теме занятия. Методически грамотно выстроенная лекция поможет им сориентироваться в обширной учебно-научной литературе, сделать правильные акценты и выводы, определиться со своей позицией и изложить ее опять же в электронном виде.

На семинарских занятиях, по вузовским канонам, оптимальное число студентов не должно превышать 15 человек. На деле эта цифра как правило, выше, в результате чего либо часть студентов остаются пассивными наблюдателями развернувшегося обсуждения изучаемой темы, в котором участвуют только «активированные» студенты, либо все студенты высказываются «по верхам». Для академической среды высшего учебного занятия оба варианта неприемлемы. И здесь цифровые технологии также позволяют значительно улучшить положение, доводя его до такого уровня, чтобы оценку за каждый семинар получали все без исключения студенты.

Именно такой подход мы считаем оптимальным - ведь студент должен знать все изучаемые темы и все вопросы каждой темы, а не только те, к которым он специально готовится (в этом случае, конечно, он получает более углубленные знания) в расчете на то, что, получив оценку, на следующем семинаре преподаватель не будет его беспокоить, то есть, студент должен

быть в работе, в нужном учебном «тонусе» на каждом учебном занятии. Для этого студент, который не пожелал устно выступить или которому не хватило для этого времени учебного, должен представлять преподавателю свои рабочие материалы по подготовке к семинару, которые сохраняются на его ноутбуке, и преподаватель на мониторе этого ноутбука может видеть работу студента с источниками (например, смысловое выделение текстов различным цветом, комментарии студента, аннотацию или конспект выступления на семинаре и т.д.). Оценка проставляется на основе обзора преподавателем выполненной и отраженной в ноутбуке работы студента и уточняющих вопросов студенту по этому поводу. Такой опыт используется автором, и он достаточно эффективен, но, опять же, только в отношении тех студентов, которые имеют и использует ноутбуки в учебных целях. Однако ноутбуки есть далеко не у всех студентов, а администрация вуза, и тем более преподаватель, не могут обязать студентов приобрести такое гаджеты. Немалую роль здесь имеет стоимость ноутбука - в настоящее время она не такая уж и маленькая даже для самого простого ноутбука. В этой связи, на наш взгляд, есть смысл от имени Министерства науки и высшего образования Российской Федерации сделать заказ на разработку и производство ноутбуков специально для образовательных целей, то есть, «студенческих» ноутбуков, которые будут примерно в два раза дешевле и иметь ограниченные, но достаточные возможности для работы с текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами.

Кроме того, современные гаджеты могут и должны использоваться для связи студентов с представителями тех структур и тех местностей, куда студенты могут быть направлены для трудовой деятельности после окончания вуза и для более полного представления реального положения дел в той сфере, которая касается темы учебного занятия. Так, автором на занятиях по муниципальному праву студентам предлагалось, после предварительного подробного инструктажа, связываться с депутатами и сотрудниками местных адми-

нистраций своих муниципальных образований - как по электронной почте, так и по сотовым телефонам в режиме опНпе прямо на семинарском занятии. Студенты как жители муниципальных образований представлялись, уточняли, что разговор идет в учебных целях, и просили проинформировать их по тем вопросам, которые они сами посчитали актуальным для жизни их муниципального образования и нужным задать представителям муниципальной публичной власти. Аналогичным образом студенты юридических факультетов могут связываться с работниками адвокатуры, правоохранительных органов, различных ведомств. Такой подход, помимо познавательных целей, способствует

также развитию гражданственности и умению вести деловые беседы.

Как видно, цифровые возможности в настоящее время позволяют на принципиально ином уровне осуществлять образовательный процесс в высших учебных заведениях. И, в частности, наличие только лишь ноутбука у каждого студента позволяет не только расширить познания студента, но и, что не менее важно, включать его в непрерывно активный процесс обучения. И это, мы полагаем, тот минимальный цифровой атрибут, который должен быть обеспечен в ближайшие годы во всех вузах, для чего, очевидно, целесообразно разработать специальную программу по переподготовке преподавателей для рабо-

ты в условиях цифровой революции.

Библиографический список

1. Соловьева Н.М., Макаренко Т.А. Применение ИКТ-технологий в организации педагогической практики студентов // Вестник Бурятского государственного университета. -2008. - № 1. - С. 117-121.

2. Макаренко Т.А. Организация СРС с помощью компьютерных технологий // Научные труды Sworld. - 2010. - Т. 23. № 4. - С. 27-28.

3. Форум «Можно ли использовать ноутбук в институте (во время пар и лекций)?». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/92099988 (дата обращения: 12.02.2024 г.).

4. Протопопова С.В., Макаренко Т.А. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 32. - С. 264-267. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

5. Форум «Нужен ли для учебы в универе ноутбук?» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://club.dns-shop.ru/forum/thread/18671/ (дата обращения: 14.01.2024 г.).

INFORMATION FLOW AND UNIVERSITY TRAINING: STUDENTS CAN'T COST WITHOUT THEIR GADGETS

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. A feature of university education since the beginning of the 21st century. is the active use of digital technologies, which is caused by rapidly increasing information flows. In this context, the objective need for students to use laptops (tablets) during classroom lessons as a consequence of scientific and technological progress is substantiated. The main directions of digitalization of the educational process in universities are explored.

Keywords: digital technologies, laptops, information, student, teacher, activity, lecture, seminar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.