Научная статья на тему 'Информационные основы выявления и оценки развития экосистем инноваций в региональных российских университетах'

Информационные основы выявления и оценки развития экосистем инноваций в региональных российских университетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг вуза / высшая школа / образование / экспертные оценки / наукометрия. / university rating / higher school / education / expert assessments / scientometrics.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные основы выявления и оценки развития экосистем инноваций в региональных российских университетах»

Петросянц Д.В.

к.э.н., доцент Департамента политологии, Финансовый университет

Чаплыгин А.Г.

руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов», Интерфакс

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ ИННОВАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ1

Ключевые слова: рейтинг вуза, высшая школа, образование, экспертные оценки, наукометрия.

Keywords: university rating, higher school, education, expert assessments, scientometrics.

Современный университет выполняет много функций, и их эффективная реализация влияет на его конкурентоспособность. Сравнение различных элементов взаимодействия университета с внешней и внутренней средой - задача рэнкеров, которые применяя многофакторные (квалиметрические) методики стремятся наиболее разносторонне оценить успешность вуза по различным критериям. Стратегической линией развития страны на ближайшие десятилетия, озвученной в майском указе президента РФ является работа по обеспечению нового качества жизни, развитию образования, системная синхронизация инфраструктуры инноваций2. Иначе говоря, идеологема такова, что краеугольным камнем развития становится не «прорыв», а человек:

♦ качество жизни - демография, здравоохранение, среда обитания (в том числе, строительство и транспорт);

♦ образование, просвещение и кадры - формирование и постоянное развитие человеческого капитала;

♦ инфраструктура - сфера применения человеческого капитала - это модернизация экономики, промышленности, управления, цифровизация и т.п.

Термин экосистема привнесен в экономические и мультидисциплинарные социологические и политические исследования из биологии, где определяется как совокупность элементов природы, живых и неживых организмов, которые взаимодействуя между собой, приобретают целый ряд новых свойств. В свою очередь свойства эмерджентности такой системы следует рассматривать и c позиций потенциальной синергии и рефлексии её элементов. В Российской венчурной компании под инновационной экосистемой понимают совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе коммерциализации инноваций и их взаимосвязей, аккумулирующую человеческие, финансовые и иные ресурсы для интенсификации, оптимизации и обеспечения эффективности коммерциализации инноваций3.

Культура и ментальность населения также играют важную роль. Так, например, «заметная доля израильского населения работает в научных учреждениях, стартапах или технологических компаниях. При этом в обществе превалирует следующая точка зрения: успешный человек должен основать свой стартап или работать в стартапе, а не в корпорации. Если человек является не инженером или ученым, а менеджером, то он должен стать венчурным капита-

„ 4

листом или ментором для технологических предпринимателей» .

В настоящем докладе нами ставится задача выявить наиболее важные направления деятельности университетов при выстраивании и налаживании экосистемы инноваций, для чего постараемся определить перечень показателей, способных характеризовать эффективность этой экосистемы в контексте разновекторной направленности деятельности. Одной из самых заметных проблем для рэнкеров является разработка форматов взаимодействия с оцениваемыми институтами, а также выбор методов верификации данных, полученных от участников рейтинга. Кроме того, сложность при проведении исследования вызывает процесс получения и обработки всей информации, задействованной в исследовании, актуальность и достоверность данных. Для проекта Национальный рейтинг университетов разработана анкета, рассылаемая ведущим российским университетам, где мы стараемся наиболее всесторонне измерить и оценить деятельность институтов высшего образования России5. В табл. 1 нами представлены показатели, запрашиваемые в проекте Национальный рейтинг университетов 2018 (НРУ-2018) по оценке уровня профессиональной компетентности НПР.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00093-0гн.

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Президента РФ. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425

3 Доклад Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров - 2015 // Российская венчурная компания. -http://www.rvc.ru/upload/iblock/06b/Innovation_ecosystem_analytical_report.pdf

4 Как Израиль стал конкурентом Кремниевой долины // Аврора Network. - https://khazin.ru/articles/151-tekhnologii-i-po/59035-kak-izrail-stal-konkurentom-kremnievoy-doliny

5 Соавторы настоящей статьи являются разработчиками методики формирования рейтинга в проекте Национальный рейтинг университетов.

Таблица 1

Оценка уровня профессиональной компетентности НПР в анкете Национального рейтинга

университетов 2018 г.

_Показатели_

Число защит диссертаций в Университете в 2017, в т.ч.:_

_Кандидатских_

_Докторских_

_Присуждено степеней на правах самостоятельного присуждения степеней Университетом, ед._

Число защит диссертаций сотрудниками вуза в диссертационных советах других научно-образовательных учреждений в 2017,

в т.ч.:_

_Кандидатских_

_Докторских_

Объем научной продукции в 2017 г. - число публикаций (ед.), в т.ч.:_

_Статьи в зарубежных изданиях, ед._

_Статьи в отечественных изданиях, ед._

_Монографии, ед._

_Учебно-методическая литература, ед._

_Экспозиции, выставочные каталоги, ед._

_Зарегистрированные в 2017 г. авторские права на произведения науки, литературы, искусства, ед._

Научные коллаборации, в которых участвуют представители Университета_

Перечислить колаборации_

Участие Университета в российских и международных конференциях, чел._

Перечислить конференции_

Достаточно обширный и интересный материал собран по «научным коллаборациям» и «участию университетов в российских и международных конференциях». Однако применение этих показателей в ежегодном (регулярном) рейтинге НРУ пока не планируется, т.к. требует более существенной проработки методики и применения пакета мультипликаторов к запрашиваемым данным. На рис 1. представлены данные об академической мобильности зарубежных профессоров в российские вузы. Около четверти преподавателей РЭШ и НИЯУ МИФИ в 2017 году представляли зарубежные университеты.1

Немаловажное значение при формировании полноценной экосистемы инноваций современного мирового университета следует придавать академической мобильности профессорско-преподавательского состава (III 1С) и научно-педагогических работников (НПР) университетов, участию в совместных коллаборационных исследованиях, в «настоящих» международных конференциях.

25.0 20,0 15,0 10,0 5,0 0.0

25 024.4

99

7 9 7 4

61

55

Ш « « 3 4 3'3 3'2 3 1 3 0 2,7 2 6 2.5 2,5 2 1

2 0 2.0

/ * * ^ У

/

Доля зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее 1 семестра, % от ППС+НПР

Рисунок 1. Академическая мобильность: импорт

Источник: составлено авторами по мониторингу МОН РФ2

1 Соответствие аббревиатур вузов их полному наименованию можно посмотреть на сайте проекта НРУ ИГ Интерфакс: http://univer-rating.ru и https://academia.interfax.ru

2 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // Сайт Министерства образования и науки РФ / Главный информационно-вычислительный центр. - http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

Профессор Е.В. Балацкий из Центрального экономико-математического института поднимает серьезный вопрос о существенной доле в российской университетской среде так называемого инбридинга, взращивания кадров для преподавательской работы среди своих студентов и аспирантов, которые впоследствии долгие годы остаются преподавателями своей альма-матер, тем самым нарушая естественную кооптацию экосистемы университета. «Сегодня в России инбридинг никак не ограничивается, что, безусловно, снижает общую научную культуру в университетах и институтах. Все это подводит к пониманию, что надо разрушать законсервировавшиеся вузовские анклавы, в которых люди существуют как в башнях из слоновой кости. Необходимо, чтобы каждый ученый прошел через рынок, то есть поработал в разных организациях, поучаствовал в различных исследовательских проектах, ощутил ответственность за выполняемые задания, увидел жесткую реакцию начальства и заказчиков»1.

В табл. 2 нами представлены показатели, запрашиваемые в проекте НРУ-2018, призванные оценить предпринимательский (инновационный) потенциал Университета. Современные мировые тенденции свидетельствуют о превращении университетов в драйверы развития регионов. Именно университеты формируют элиты регионов, создают инновационную и культурную экосистему в субъектах федерации. Идущая в мире цифровая трансформация обществ невозможна без решающего участия в этих процессах ведущих университетов. На этом фоне необходимо четко представлять роль и место университетов в регионах. Следует понять, как может повлиять университет на инновационное, социально-экономическое и культурное развитие региона. Только тогда можно будет понять, как эффективно использовать интеллектуальный потенциал университетов для развития регионов. Возможна ли полноценная и эффективная загрузка лабораторно-технической базы университета, суперкомпьютеров, центров коллективного пользования?

Таблица 2

Предпринимательский (инновационный) потенциал Университета в анкете Национального

рейтинга университетов 2018 г.

_Показатель_

Общее число (накопленным итогом) заявок, поданных представителями Университета на регистрацию РИД, ед._

Портфель российских патентов Университета (число патентов, поддерживаемых на 31.12.2017 г.)_

Число полученных сотрудниками Университета российских патентов в течение 2017 г._

Число поданных заявок на получение сотрудниками Университета российских патентов в течение 2017 г._

Портфель международных патентов Университета (число патентов, поддерживаемых на 31.12.2017 г.)_

Число полученных сотрудниками Университета международных патентов в течение 2017 г._

Число поданных заявок на получение сотрудниками Университета международных патентов в течение 2017 г._

Технопарки, научные парки (название, web)_

Число занятых в технопарке ННР Университета, чел._

Число обучающихся, занятых в технопарке, чел._

Бизнес-инкубаторы (перечислить, с указанием ссылки на web-сайты)_

Число занятых в бизнес-инкубаторе НИР, чел._

Число обучающихся, занятых в бизнес-инкубаторе, чел._

Инжиниринговый Центр Университета (ИЦ)_

Число занятых в ИЦ, чел._

Центр коллективного пользования (ЦКП)_

Число занятых в ЦКП, чел._

Зарегистрированные Университетом МИП, ед._

Перечислить МИП_

Юридические клиники (социальное предпринимательство) Университета_

Перечислить клиники_

Клинические и доклинические испытания, проводившиеся Университетом в 2017 г. (предпринимательство в сфере здравоохранения)_

Перечислить испытания_

Образовательные программы (курсы) Университета, способствующие формированию предпринимательского образа мышления,

содержащие основы и обучающие предпринимательской деятельности, ед._

Перечислить программы_

Базовые кафедры Университета, ед._

Перечислить базовые кафедры_

Соглашения с университетами, исследовательскими организациями и бизнесом в сфере развития высоких технологий_

Перечислить соглашения_

Участие Университета в федеральных, региональных, городских программах инновационного развития; участие в разработке технологических платформ, участие в НТИ_

Перечислить_

Участие вуза в разработке и реализации MOOC_

Перечислить_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Веб-приложения для мобильных устройств, разработанные в Университете (сотрудники, студенты)_

Перечислить_

Зачет стартапов в качестве дипломных работ студентов, ед._

1 Балацкий Е.В. Осторожно: инбридинг! Зачем и как нужно бороться за горизонтальную мобильность // Поиск. - http://www. poisknews.ru/theme/publications/36896

На рис 2. нами представлены обработанные данные анкет НРУ-2018 по числу базовых кафедр, численности занятых сотрудников университета и обучающихся студентов ряда российских университетов в 2017 г.

Рисунок 2.

Число базовых кафедр, численность занятых сотрудников университета и обучающихся студентов

ряда российских университетов в 2017 г.

Источник: НРУ 2018 ИГ Интерфакс.

На рис. 3. представлено число малых инновационных предприятий ряда российских университетов в 2017 г. «Предприятия находятся в полном симбиозе с университетом: привлекают к работе преподавателей и сотрудников университета, организуют производственную и научно-производственную практику на своей базе, предоставляют оборудование и материалы для проведения экспериментальных работе, университет получает доход за счет прибыли от деятельности предприятий»1. Несмотря на завышенные ожидания, для ряда университетов МИПы являются всего лишь своего рода отчетной статьей для мониторинга МОН РФ, где можно наблюдать картину, когда в большинстве этих МИПов числятся одни и те же лица, студенты и аспиранты и вовсе не вовлечены в работу.

// W

ÜV

СГ

Число НПР, чел, Чною студентов, «ел.

- Зарегистрированные Университетом МИП.ед, Рисунок 3.

Число малых инновационных предприятий ряда российских университетов в 2017 г.

Источник: НРУ 2018 ИГ Интерфакс.

1 Кожитов Л.В., Каплунов И.А., Белоцерковский А.В., Попкова А.В., Лиев Р.А. Создание и деятельность малых инновационных предприятий по 217-ФЗ // Инновации. - 2017. - № 12 (230). - С. 17-23.

Очень информативными нам представляются данные о доле доходов от НИОКР в бюджете российских университетов (рис. 4). Удельный вес доходов от НИОКР достигший в 18 из исследуемых университетов свыше 30%, свидетельствует о тенденции в ряде технических и классических университетов страны к ориентации внутренней экосистемы инноваций на самоокупаемость. Отметим, что около половины объема НИОКР в университете Станкин выполнено в сотрудничестве со сторонними соисполнителями.

120 100 80 60 40 20

85 Я 84

■Ж100 9Г"Я 02

72

76

73

68

«.4 « , ,, „ и 53

45 4 44 8 42.2 Я 41,5 40.2

37 1 35,2 34,9 34,1 33,6 32.8 32.4 32.2 31.7

30,3 30,3 29.8 28.5 28.0 27.4 26.6 26.4

Удельны1 вес доходов от 1ЧХЖР в эби| к доходах образовательной эргам оац| ■ I Ч

—С+С- выпэтежых собственны а 1011^11!'без пр<впеченп сэнкгсхнгтепяи в эби| к доходах образовательной эргам оац| ■ I от 1ЧХЖР *4

Рисунок 4.

Доля доходов от НИОКР в бюджете университетов РФ в 2017 г.

Источник: составлено авторами по данным МОН РФ.

На рис 5. представлены показатели ряда российских вузов по эффективности участия университетов в НИОКР в 2017 г.

Рисунок 5.

Эффективность участия университетов в НИОКР в 2017 г.

Источник: составлено авторами по данным МОН РФ.

Помимо анкетных данных мы предлагаем применять и экспертные оценки различных федеральных и независимых экспертных структур, в частности Федерального института промышленной собственности (ФИПС), который на

протяжении ряда лет, с 2007 г. проводит конкурсы на выявление и отбор 100 лучших и 300+ «перспективных изобретений» России (рис. 6). Эксперты отраслевых экспертных отделов ФИПС в течение года выявляют потенциальные изобретения из рекомендуемых ими в базу данных «Перспективные изобретения», отмечая их наивысшим баллом. Затем Комиссия по отбору 100 лучших изобретений России, состоящая из заведующих отраслевыми экспертными отделами и возглавляемая директором ФИПС, утверждает список лучших изобретений и рекомендует его к обнародованию. «Задачами отбора являются пропаганда изобретательства, развитие рынка результатов интеллектуальной деятельности, привлечение инвестиций в инновационную сферу, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и содействие продвижению российских разработок на отечественный и мировой рынки, широкое привлечение ученых, изобретателей, инженерно-технических работников и рабочих хозяйствующих субъектов к решению актуальных проблем экономики РФ за счет разработки и внедрения в производство изобретений»1. В методику НРУ-2018 были привнесены поправочные коэффициенты-мультипликаторы при оценке патентной деятельности университетов.

ЖФИПС

100 лучших изобретений ■ Перспективные

Рисунок 6.

Выявление и отбор 100 лучших и 300+ перспективных изобретений в 2017 г..

Источник: составлено авторами по данным ФИПС2.

Интересный и информативный показатель - объем бюджета университета, приходящегося на одного студента в течение года, свидетельствует не только о развитии научно-исследовательской и лабораторной базы, но и демонстрирует социальные возможности образовательной структуры (рис. 7).

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 -400 200 0

1539

103310)9

935

887

795

741 735 711 880 672

609 640 627

517 517 515 494 490 468 408 460

с?

.А/ ж

Рисунок 7.

Объем бюджета университета, приходящегося на одного студента в течение года (2017 г., тыс. руб.)

Источник: НРУ 2018 ИГ Интерфакс.

1 Положение об отборе 100 лучших Изобретений России // Федеральный институт промышленной собственности. — http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/968842804be01211bcd6fda4392efd37/polog_100_best.pdf?MOD=AJPERES

2 Федеральный институт промышленной собственности. - http://www1.fips.ru

На рис. 8 представлен объем эндаумент-фонда в сравнении с бюджетом вуза и доходность эндаумент-фондов университетов в 2017 г. «Анализ отчетов российских фондов и вузов показал, что большая часть средств не ограничена по целям расходования, тогда как за рубежом более распространены ограниченные пожертвования»1.

Рисунок 8.

Объем эндаумент-фонда в сравнении с бюджетом вуза и доходность эндаумент-фондов в 2017 г.

Источник: НРУ 2018 ИГ Интерфакс.

На рис. 9-10 представлены данные об участии российских вузов в бюджетных научных грантовых проектах.

Рисунок 9.

Участие сотрудников университета в грантах Российского научного фонда (РНФ)

Источник: НРУ 2018 ИГ Интерфакс.

1 Дьячкова Э.А. Управление доходами от целевого капитала в университетах / Э.А. Дьячкова // Вопросы образования. -2016. - № 1. - С. 227.

350000 300000 п 504 250000

200000 150000 100000 50000 0

190

^ 15280 128132121

к, юлой -|281 "12 112111

600

- 500

- 400

- 300 200

71 7-г 98 130

Л 59 65 60 63 54 48 51 54 71 59 71 49 60 53 100

ИШММУЩуимм ыыыышыыы п

4

'Финансирование, тыс.руб

Число проектов

Рисунок 10.

Участие сотрудников университета в грантах Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)

Источник: НРУ 2018 ИГ Интерфакс.

На сегодняшний день в исследовательской группе НРУ ведется работа по отбору наиболее информативных и, главное, верифицированных показателей эффективности университетских экосистем инноваций. Помимо регулярного ежегодного рейтинга, после консультаций с экспертами, предполагается разработать рейтинг российских университетов по уровню статичного состояния и перспектив развития в динамике инновационных экосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.