Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 27 (66). 2014. № 4. С. 172-177.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.982.33
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Бирюков В. В.
Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь
Бирюкова Т. П.
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского,
г. Симферополь
В статье рассматриваются вопросы теории и практики современной криминалистики. Авторы раскрывают информационную сущность расследования, называя его разновидностью ретроспективного познания. При этом выделяют роль научных знаний и опыта в познании такого сложного явления, как преступление. Красной нитью через все содержание статьи проходит основная идея, заключающаяся в том, что, как и в любом процессе познания, в расследовании преступлений знания добываются только с помощью знаний. Именно они составляют основной инструментарий следователя и определяют его профессионализм и компетентность.
Ключевые слова: ретроспективное познание, знания, компетентность, информация, источники информации, специальные знания, следовая картина.
Постановка проблемы. Стремительный рост научных знаний, произошедший в последние годы под влиянием информатизации, их интеграция и дифференциация стали реальным фундаментом для решения задач современной науки и практики на принципиально новом уровне. Не стали исключением борьба с преступностью и юридическая наука. Все чаще ученые-юристы для освещения различных вопросов, направленных на совершенствование расследования преступлений и решения научных проблем, используют информационный подход [1, с. 17]. И это не случайно. Любая осознанная деятельность человека связана именно с получением, обработкой и использованием информации. Как разновидность человеческой деятельности, расследование преступлений представляет собой процесс познания, который состоит в выявлении лиц, являющихся носителями информации, необходимой для установления объективной истины по делу, и ее получении; выявлении и исследовании материально-фиксированных следов, образование которых связано с событием преступления, а также других материальных объектов, информация о которых будет
способствовать раскрытию преступления; установлении механизма преступления и определении в нем роли каждого участника и объекта; фиксации, накоплении, осмыслении, оценке и использовании полученной информации.
Цель статьи — рассмотреть вопросы теории и практики современной криминалистики.
Состояние исследования. Познание преступления — процесс управляемый и целенаправленный, его целью является установление факта события преступления, преступников и определение их вины, выявление обстоятельств, способствовавших его совершению и др. Полученная в результате такого познания информация становится основой для установления объективной истины по делу, определения роли и места в нем каждого участника. Она лежит в основе квалификации преступления и действий его участников, правовой оценки их действий с позиций норм действующего уголовного закона. В отличие от общего познания, расследование преступлений носит ретроспективный, опосредованный характер и заключается в сборе информации о событии прошлого, восстановлении информационной картины происшедшего путем построения его условной модели по крупицам от частного к общему [2, с. 5-7]. Осуществляется такое познание в рамках расследования уголовных дел с соблюдением требований действующего УПК специальными субъектами с обязательной фиксацией информации о его ходе и результатах в предусмотренных законом формах. Это создает условия многократного использования результатов познания для установления различных обстоятельств по делу, в зависимости от ситуации, а также проверки тех же обстоятельств и обоснованности выводов досудебного следствия судом и представителями обвинения и защиты.
Результаты и качество расследования в значительной мере зависят от профессиональных качеств лица, которое его осуществляет, от арсенала знаний, которыми он обладает и умения применять их на практике. Знания представляют собой осознанную и осмысленную информацию. Основным их источником и потребителем является практика, где они реализуются через методы, методики, приемы и технологии. В теории науки указанный инструментарий проходит научное осмысление на уровне диссертаций и монографий. В учебном процессе научно-обоснованные результаты представлены в учебных пособиях и учебниках, а также методических рекомендациях, рассчитанных на подготовку специалистов определенной квалификации. Осмысленные следователем, они возвращаются на практику и выступают в качестве инструмента познания, создавая условия установления истины при расследовании конкретных фактов, а также для роста профессиональных знаний применяющего. Опыт, приобретенный специалистом на практике, также представляет не что иное, как эмпирические знания. Отметим, что знания добываются только с помощью знаний, и чем большим запасом таковых обладает следователь и умеет их осмысленно и целенаправленно использовать, тем выше его профессионализм. Сказанное служит еще одним подтверждением того, что расследование преступлений представляет собой сложный информационный процесс.
Содержательно преступление можно представить как совокупность взаимодействий объектов материального мира, происходящие под влиянием умышленных или неумышленных деяний человека. При совершении преступления люди пользуются
приобретенными в процессе жизнедеятельности знаниями, опытом и навыками. Для достижения преступной цели обычно применяют оружие и разнообразные технические средства, навыками работы с которыми они обладают. В последние годы все чаще принимают на вооружение последние достижения научно-технического прогресса, включая информационные технологии, компьютерную и другую технику. «Навыки могут отразиться в выборе лицом способа преодоления преград, средств и орудий взлома и так далее» [3, с. 61] - удачно замечает В.Н. Чулахов. Профессионализм современных преступников, навыки и применяемые ими средства и технологии проявляются в способах совершения преступлений и отображаются в следовой картине. Именно поэтому анализ следовой картины создает реальные условия для получения сведений о личных качествах преступника [4, с. 31]. Для ее исследования могут быть привлечены специалисты из разных областей знаний: криминалисты, судебно-медицинские эксперты, травматологи, хирурги, психологи и другие. Каждый из них, познавая определенную грань объекта исследования, глубоко вникая в сущность проблемы, благодаря наличию комплекса специальных знаний, составляющих его профессиональный инструментарий, предлагает свое видение события преступления и личности преступника, его внешности, строения и повреждений определенных частей тела, профессиональных навыков, психологических качеств, интеллекта. В сумме такая совокупность информации охватывается понятием криминалистической характеристики преступления и ее составной части - характеристики личности преступника. В процессе расследования она используется комплексно, с целью установления преступника и обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делу.
Во время совершения преступления, как и при любом другом взаимодействии, следы формируются как в неживой природе, так и в живой - в памяти людей. На объектах неживой природы следообразование происходит упрощенно, как отображение свойств и признаков следообразующего объекта на следовоспринимающем. Проявляются они в виде изменений физических или химических свойств объектов, которые произошли в результате взаимодействия. Такие изменения принято называть следами преступления. Особое место среди них занимают следы механического контакта. Отраженные на поверхности одного объекта, они являются зеркальной копией поверхности другого, причем не всей, а лишь участка, который непосредственно вступал в контакт. По таким отражениям возможно осуществление криминалистической идентификации, благодаря чему устанавливают факт взаимодействия объектов в прошлом, а также решают задачи диагностического, ситуационного и классификационного характера. Они способствуют установлению преступников и уяснению механизма преступления.
Процесс восприятия отражений человеком носит более сложный, активный характер. На него существенно влияют его субъективные качества. Все, что им воспринято, осмысливается, кодируется и хранится в памяти. Очевидец непреднамеренно, на бытовом уровне воспринимает и познает определенные проявления наблюдаемого им события и становится носителем информации об объектах, которые к нему были причастны. При этом он оценивает его, как и любой рядовой акт жизнедеятельности, нередко не предполагая, что наблюдал событие преступления.
Познание преступления следователем, как и другими субъектами расследования происходит опосредованно и целенаправленно путем исследования объектов неживой природы и получения информации от людей. Особым источником информации, которая может способствовать установлению отдельных обстоятельств, выступают различные информационные системы. Среди них важное место принадлежит криминалистическим, непосредственно предназначенным способствовать раскрытию преступлений [5, с. 5-7]. Необходимость установления истины по делу обусловливает необходимость тщательного исследования всех потенциальных источников информации.
Следователь не в состоянии непосредственно наблюдать процесс совершения преступления. По отношению к расследованию оно всегда представляет собой событие прошлого.
Хотя познание преступления происходит опосредованно, при производстве ряда следственных действий следователь сам получает и формирует информацию о нем - он исследует место происшествия, обстановку и взаиморасположение объектов, обнаруживает следы, возникновение которых связано с событием преступления и действиями преступника. С целью проведения следственных действий на качественном уровне, выявления и изъятия следов или объектов, он использует научно-технические средства и привлекает специалистов. Ряд объектов изымает в качестве вещественных доказательств. В случаях, когда для их исследования возникает необходимость в использовании специальных знаний, назначает и производит экспертизы. «Успех раскрытия преступлений во многом зависит от участия в нем высококвалифицированных специалистов, вооруженных современными знаниями...» [6, с. 121] - отмечают Г.Н. Мухин, О.Г. Каразей и Д.В. Исютин-Федотков. Таким образом, следователь, специалист и эксперт непосредственно исследуют обстановку, материальные объекты и их следы при осмотре места происшествия или в ходе иных следственных действий. Суд, представители обвинения и защиты, как правило, осуществляют такое познание опосредованно, пользуясь информацией, зафиксированной первоначально в протоколах следственных действий и приложениях к ним, выводах экспертиз и других процессуальных документах. А те объекты, которые изъяты в качестве вещественных доказательств, могут исследовать повторно.
Люди являются носителями информации (кроме случаев, когда их тело является объектом исследования), которая является результатом восприятия ими непосредственно события и причастных к нему объектов. Таким образом, следователь пользуется результатами наблюдений других лиц. Иными словами, он познает познанное другими, хранящееся в их памяти. Причем эти результаты уже осмыслены носителем информации - человеком. Получаемая таким образом информация несет в себе существенную долю субъективности и сформирована с учетом базовых знаний конкретного человека, его образования и уровня развития, интеллекта, физических возможностей, психического состояния и так далее. Сам же процесс ее получения и передачи в определенной степени зависит от заинтересованности лица в установлении объективной истины по делу. Для получения достоверной информации от таких носителей следователь тщательно готовится к следственным действиям, выбирает и применяет эффективные в сложившейся ситуации тактические приемы. Получен-
ная информация фиксируется в протоколах и приложениях к ним. Как и в случае с данными, полученными от объектов вещной обстановки, нередко суд, прокурор и защитник пользуются информацией, которая была получена и зафиксирована на досудебном следствии. Они могут оценить ее и проверить на предмет достоверности, допустимости, достаточности и принадлежности, а также непосредственно перепроверить, допросив повторно свидетелей, потерпевших и обвиняемых.
Разумеется, непременным условием качественного осуществления расследования является наличие у субъекта познания необходимого комплекса базовой информации, опираясь на которую он и осуществляет познание. Ее составляют его профессиональные знания, навыки и умения. Хотя такая информация непосредственно и не связана с событием преступления, без нее познать преступление и провести расследование невозможно. Она направляет процесс познания в определенное русло, придает ему целеустремленности. Любая профессиональная деятельность человека требует наличия у него обязательного минимума знаний, умений и навыков, которые позволяют ему правильно выполнять работу, достигать необходимых результатов. Предполагается, что базовый минимум знаний он получает в процессе обучения по специальности. Для следователя этот минимум включают: знания действующего законодательства и умение его применять; криминалистики; уголовного права и процесса; оперативно-розыскной деятельности и других юридических наук. При расследовании преступлений в зависимости от ситуации может возникнуть необходимость в использовании других самых разнообразных знаний.
Подводя краткие итоги сказанному, отметим, что расследование преступлений представляет собой процесс ретроспективного познания, которое осуществляется уполномоченными на то субъектами с соблюдением норм действующего законодательства. При этом знания о преступлении и его участниках добываются с помощью комплекса знаний, которые благодаря научному осмыслению криминалистикой, преобразовываются в инструмент познания - методы, методики и технологии. В качестве источников информации выступают люди, объекты неживой природы и информационные системы. Результатом такого познания выступает информация о событии преступления в целом, а также о роли и значении в этом событии каждого причастного объекта. Оно осуществляется опосредованно через познание свойств объектов и изменений, произошедших в них в результате преступления, путем от частного к общему. В ходе расследования следователь оперирует не объектами и событиями, а информацией о них. Он оценивает ее, учитывая значимость для уяснения события преступления в целом, его механизма, установления отдельных объектов и фактов, их конкретной роли в расследуемом событии. Основываясь на информации, он осуществляет правовую оценку произошедшего и квалифицирует его в соответствии с нормами действующего уголовного законодательства.
Ход и результаты расследования фиксируются в предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством формах. Зафиксированная таким образом в ходе досудебного следствия информация, создает условия для опосредованного познания преступления судом и представителями обвинения и защиты, оценки и проверки ее на предмет достоверности, относимости, достаточности и допустимости. В комплек-
се с данными, полученными в ходе судебного разбирательства дела, она используется для вынесения приговора судом.
Выводы. Таким образом, расследование преступлений представляет собой информационный процесс, направленный на установление истины по расследуемому событию. Результатом всего расследования, как и каждой его составляющей, выступает информация, облеченная в процессуальную форму. Его объективность зависит от используемого инструментария и компетентности субъектов расследования. В этом процессе знания добываются с помощью знаний. Здесь существует прямая зависимость - чем совершеннее наши знания, тем совершеннее инструментарий, тем более объективные и достоверные знания мы получаем в процессе познания (в этом случае - в расследовании). Объективность и достоверность полученных знаний позволяет правильно применить другие знания - знания уголовного права и, соответственно, правильно оценить событие и квалифицировать деяния его участников с позиций норм действующего уголовного закона.
Список литературы:
1. Лук'янчиков £.Д. Методолопчш засади шформацшного забезпечення розслщування злочитв : монографш / £.Д. Лук'янчиков. - К. : Нац. акад. внутр. справ Украши, 2005. - 360 с.
2. Лузгин И.М. Расследование как процесс познания : учеб. пособие / И.М. Лузгин. - М., 1969. - 180 с.
3. Чулахов В.Н. Криминалистическое исследование навыков и привычек человека / под ред. Е.Р. Российской. - М. : «Юрлитинформ», 2004. - 176 с.
4. Одерш О.В. Основи методики роз^дування вбивств на замовлення та вбивств, учинених тд час здшснення релтйних ритуалгв : монографш / О.В. Одерш, А.О. Шульга. - Донецьк : ДЮ1 ЛДУВС iм. Е.О. Дщоренка, 2010. - 328 с.
5. Бiрюков В.В. 1нформацшно-дов^ове забезпечення розслщування злочишв : навч. поабник / В.В. Бiрюков. - Луганськ : РВВ ЛДУВС, 2009. - 112 с.
6. Мухин Г.Н., Каразей О.Г., Исютин-Федотков Д.В. Криминалистическое моделирование личности неустановленного преступника и его преступного поведения: научно-практическое пособие / под ред. Г.Н. Мухина. - М. : Юрлитинформ, 2012. 208 с.
Бiрюков В. В., Бiрюкова Т. П. 1нформацшш основи розслвдування злочишв / В. В. Бiрюков, Т. П. Бiрюкова // Вчеш записки Тавршського нащонального утверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя : Юридичт науки. - 2014. - Т. 27 (66). № 4. - С. 172-177.
У статп розглянуто процес роз^дування злочишв як рiзновид ретроспективного тзнання, спрямо-ваного на отримання, фжсащю, аналiз i використання шформацп для встановлення злочинщв та ютини по справг
Ключовi слова: ретроспективне тзнання, знання, компетентнiсть, шформащя, джерела iнформацiï, спецiальнi знання, слщова картина.
THE INFORMATIONAL BOTTOMS OF FACT-FINDING OF CRIMES
Birjukov V. V.
Taurida National Univesity named after V. I. Vernadskiy, Simferopol
Birjukova T.P.
Crimea State Medical Univesity named after S. I. Georgievskiy, Simferopol
Fact-finding process as a variety of the retrospective knowledge directed on obtaining, bracing, the assaying and usage of the information for establishment of criminals and true on case is considered.
Key words: retrospective cognition, knowledge, competence, information, sources of information, expertise, trace the picture.