УДК 32.019.5(73)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.5.1
Цветкова Наталья Александровна
Tsvetkova Natalia Aleksandrovna
PhD, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Ильичев Илья Игоревич
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ США: СТРАТЕГИЯ, ФУНКЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ
PhD, D.Phil. in History, Professor, Saint-Petersburg State University
Ilichev Ilya Igorevich
PhD student, Saint-Petersburg State University
U.S. DEPARTMENT OF DEFENSE'S INFORMATION OPERATIONS: STRATEGY, FUNCTIONS, PLANNING
Аннотация:
Сфера информационных операций в Пентагоне претерпела существенные трансформации за последние несколько лет: изменилось содержание информационных кампаний, появились новые стратегии и отделы. Авторы приходят к выводу, что новый аппарат информационных операций США - это операции военно-информационного обеспечения, дезинформация, оперативная безопасность, радиоэлектронная борьба, публичная дипломатия, операции в киберпространстве, а также совместные действия с участием военных и гражданских лиц. Установлено, что планирование информационных кампаний представляет собой сложный семиэтапный процесс, в котором участвуют несколько ведомств.
Ключевые слова:
США, Пентагон, пропаганда, информационные операции, информационные средства, публичная дипломатия, операции военно-информационного обеспечения, информационные кампании, процесс планирования.
Summary:
Information operations of the Pentagon have been significantly revised in recent years. Their content, strategies, and agencies have been transformed. The authors conclude that the new apparatus of the U.S. information operations encompasses a variety of such information-related capabilities as military information support operations, deception, operations security, electronic warfare, public diplomacy, cyberspace operations as well as civil-military operations. The article identifies that the planning of information campaigns is a complex seven-step process that involved several departments.
Keywords:
USA, Pentagon, propaganda, information operations, information-related capabilities, public diplomacy, military information support operations, information campaigns, planning process.
В последние несколько лет Министерство обороны США существенно расширило свою деятельность в области проведения информационных кампаний в зарубежных странах. Было создано более 50 новых подразделений в области пропаганды, которая сегодня обозначается стратегической коммуникацией в документах Правительства США. Министерство обороны стало отвечать за мониторинг зарубежных СМИ и блогосферы, реагировать на информационные действия таких стран, как Россия, Иран и Китай, осуществлять краткосрочные информационные кампании в местах дислокации американских военных.
Цель статьи - выявить новые функции аппарата Министерства обороны, отвечающего за информационные кампании.
Данная тема еще слабо изучена российскими и зарубежными исследователями в силу отсутствия различных документов. Как правило, исследователи изучают вопросы информационного противостояния [1; 2]. Однако в последние два года американское правительство рассекретило часть документов по вопросам стратегии, структуры и планирования информационных кампаний, которые послужили основой для настоящего анализа.
Статья состоит из трех разделов. В первом рассмотрена стратегия Пентагона в области информационных кампаний. Во втором исследованы такие вопросы, как функции основных подразделений, связанных с информационными кампаниями. В третьем проанализированы аспекты планирования и принятия решений в данной области.
Стратегия информационных кампаний США
Доктринальные документы Министерства обороны США свидетельствуют, что информационные операции (ИО) являются составной частью таких видов деятельности, как стратегическая коммуникация и связи с общественностью (СО), операции в киберпространстве, космические операции, операции военно-информационного обеспечения (ОВИО), разведывательная деятельность, военная дезинформация (ВД), оперативная безопасность (ОБ), специальные технические
операции, совместная деятельность по радиоэлектронной борьбе (РЭБ), а также встречи военного руководства США с ключевыми лидерами иностранных целевых аудиторий [3, II, р. 5-12].
Последняя Стратегия для операций в информационном пространстве, опубликованная в июне 2016 г., отграничила информационные кампании как средство воздействия на процесс принятия решений противниками в своих интересах, ведения ответных информационных кампаний против пропаганды других стран от операций в киберпространстве [4, р. 3]. Основными средствами проведения различных информационных кампаний США, например, на территории Афганистана, Сирии или стран Восточной Европы выступают ОВИО, ОБ, ВД и РЭБ.
Структура и функции ИО
Организационную структуру проведения ИО можно разделить на две части. Первая - это глобальные ведомства Пентагона, руководящие всем комплексом военных, и в том числе информационных, операций. Вторая - функциональные ведомства, занятые в организации работы отдельных информационных средств. Систему организации первой части для большей наглядности лучше проиллюстрировать схематически (рис. 1).
Министр обороны
Секретариат Главное
министра управление
обороны сухопутных
- войск
Замминистра -
обороны по военно-политическим вопросам Помощник министра обороны по спецоперациям, конфликтам низкой интенсивности и взаимозависимым
средствам Помощник министра обороны по связям с
общественностью Помощник министра обороны по вопросам международной безопасности
Главный юрисконсульт
Рисунок 1 - Ведомства Пентагона, занятые организацией информационных кампаний
[5, III, р. 1-3; 6, р. 5; 7, II, р. 2-4; 8, III, p. 1-4; 9, I, p. 5]
Анализ многочисленных документов показывает, что, с одной стороны, проведением ИО руководят органы Секретариата министра обороны. В частности, заместитель министра обороны по военно-политическим вопросам занимается организацией стратегических документов и обеспечивает политику в области ИО [10, III, р. 1]. Он также соединяет все ведомства Правительства США, которые вовлечены в пропаганду и разрабатывают стратегии по ОВИО [11, р. 5]. Помощник министра обороны по спецоперациям обеспечивает для организации ОВИО руководство по планированию и выполнению задач, занимается контролем исполнения стратегий Министерства по ОВИО, планов, программ и ресурсов. Именно он дает рекомендации по возможности применения ОВИО [12, II, р. 2-3]. Помощник министра обороны по вопросам международной безопасности проверяет планы и программы, дает рекомендации относительно разработки конкретных программ, затрагивающих региональных командующих войсками (КВ). Помощник министра обороны по связям с общественностью участвует в этом в тех случаях, когда планы и программы пересекаются с СО [13, II, р. 3-4].
На Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) возложена обязанность по инициированию ИО. Функции председателя можно разделить на два направления: общие (создание доктрин и предоставление рекомендаций президенту и министру обороны) и специальные (формирование политики в области совместных ИО). Его главным помощником в сфере ИО является
Главное управление ВМС
Главное управление ВВС
Боевые командования
Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ)
Председатель ОКНШ
Директорат по
разведке Директорат по
операциям Директорат по
логистике Директорат по планированию Директорат по управлению системами связи
заместитель начальника штаба ИО по стратегическим операциям, занимающийся координацией действий Объединенного штаба, боевых командований (БК) и организаций, выполняющих обязанности в области ИО. Объединенный штаб служит инициатором применения таких информационных средств, как ВД и ОБ [14, III, р. 2-3]. На следующем уровне иерархии находятся БК. Составленные ими планы обеспечивают руководство для КВ. Они поручают КВ задания и распределяют географические зоны ответственности, а КВ проводят информационные кампании.
Непосредственным планированием и подготовкой конкретных ИО занимаются две структуры - штаб ИО и команда ИО. В состав штаба ИО входят лица, ответственные за планирование ИО, а также специалисты по различным информационным средствам, в том числе представители РЭБ, ОВИО, ВД, разведки, СО, операций в киберпространстве и др., что обеспечивает связь между системами ведомств, обеспечивающих эти информационные средства. Команда ИО включает представителей более широкого спектра организаций для координации и интеграции дополнительных направлений деятельности ИО [15, IV, р. 1-5].
Ключевую роль в команде ИО играют представители директоратов Объединенного штаба, со второго по шестой. Директорат по разведке (J-2) предоставляет оценку уязвимости противника в информационной сфере. Директораты по операциям (J-3) и планированию (J-5) совместно рекомендуют оперативные планы (ОП) командованию объединенными силами (КОС). Директорат Объединенного штаба по управлению системами связи (J-6) обеспечивает поддержку систем связи.
Планирование и процесс принятия решений в области ИО
Планирование информационных кампаний и процесс принятия решений в данной области являются довольно сложными. На рисунке 2 представлен процесс планирования, который основан на анализе корпуса документов Пентагона.
Планирование начинается с подготовительного этапа (1), после чего анализируется (2), только после этого разрабатываются оперативные планы (ОП) (3). Затем ОП анализируются, по ним проводятся военные игры (4). По итогам военных игр ОП сопоставляются (5), самый оптимальный утверждается командующим (6). Наконец, этот план дорабатывается, на его основе составляются оперативные приказы (7) [16, IV, р. 3].
На первом этапе Пентагон осуществляет мониторинг ситуации. Он запрашивает необходимую для планирования информацию, в том числе разведывательную [17, р. 2-4]. В это же время собирается команда РЭБ и утверждает начальные меры, рекомендует стратегии РЭБ [18, III, р. 7].
На втором этапе штаб ИО и директораты (J-3 и J-2) определяют актуальные аспекты физического, информационного и когнитивного измерений информационной среды, а также факты, гипотезы и ограничения, влияющие на планирование ИО. Штаб осуществляет первичную оценку рисков, формулирует миссию ИО и критерии ее успешности [19, р. 5]. КОС в это время ставит цель ВД и определяет ее задачи. Хотя ВД неприменима ко всем операциям, обычно даже в этом случае она будет использоваться для содействия ОБ [20, IV, р. 3]. Команда РЭБ определяет задачи, гипотезы и ограничения, относящиеся к РЭБ, начинает разработку критериев эффективности и предоставляет свой взгляд для разработки командующим обновленной формулировки миссии [21, III, р. 7].
На третьем этапе полученные в результате анализа миссии данные используются в разработке вариантов ОП. Штаб ИО разрабатывает задачи, рекомендует информационные средства, определяет дополнительные оперативные риски и стремится их сократить, разрабатывает эскиз замысла ИО и синхронизирует информационные средства [22, IV, p. 6]. На этом этапе КОС может включить в операцию цели и задачи ВД [23, IV, p. 3]. Команда рЭб выбирает средства для выполнения задач по каждому ОП и анализирует риск по ним [24, III, p. 7].
На четвертом этапе по каждому из составленных вариантов Оп проводятся «игры», в которых ОП анализируются с точки зрения ИО, определяются цели, точки принятия решений, оцениваются риски [25, IV, р. 6]. В это время специалисты по планированию ВД сотрудничают с разведкой для определения ключевых лиц, принимающих решения, и их мнений [26, IV, р. 4-7]. Команда РЭБ анализирует каждый ОП, рекомендует коррективы, выявляет особо важные цели [27, III, р. 7].
На пятом этапе штаб ИО анализирует и сравнивает ОП с точки зрения задач, имеющихся информационных средств и потребностей в них, определяет приоритетные ОП [28, IV, р. 7]. Разрабатывается завершенный план ВД. Дорабатывается дезинформирующий сюжет, определяются средства ВД, график действий, каналы обратной связи [29, IV, р. 7-13]. Команда РЭБ сопоставляет ОП относительно соответствия имеющихся средств потребностям в них [30, III, р. 7].
Затем штаб ИО предоставляет КОС рекомендации по оптимальному применению ИО, которые учитываются КОС при утверждении Оп [31, IV, р. 7]. Штаб БК может осуществлять на этом этапе проверку плана ВД [32, IV, р. 14].
После того как план отобран и утвержден, штаб ИО разрабатывает Приложение 3 (ИО) к Дополнению С (операции) оперативного приказа или ОП. Главная задача штаба ИО на данном этапе - обеспечение эффективной координации в объединенных группах планирования. Он обновляет задачи, утвержденные в ОП, содействует составлению вспомогательных планов, консультирует командующего [33, IV, р. 7].
Этап 1 Начало планирования
Этап 2. Анализ миссии
IRP-A министром обороны (утвержденная миссия)
Командующий выпускает указания по планированию
■*---
Этап 3. Разработка оперативного плана
2 IRP-C министром обороны (утвержденная концепция)
Этап 4. Анализ оперативного плана и проведение военных игр
Этап 5. Составление оперативных планов
Оперативный план кратко представляют командующему
Этап 6. Утверждение оперативного плана
Этап 7. Разработка плана или приказа
Созыв команды ИО
Обзор документов со стратегическими указаниями
Определение необходимого уровня детализации планирования (1, 2, 3, 4) Направление запросов на получение информации (если необходимо) Мониторинг ситуации
Постановка миссии ИО Задачи ИО Гипотезы ИО
Трудности/ограничения ИО
Изначально выявленные дефициты
Изначально определенные риски ИО
Начальные рекомендованные CCIR, относящиеся к ИО
Инициированная штабная оценка ИО
Направление рекомендованных указаний командующего по планированию
Концепции содействия ИО Воздействия ИО Задачи ИО
Критерии эффективности Разработка и приоритизация целей Синхронизация входной информации ИО Замысел операции ИО
• нарратив/эскиз
Определение необходимых дополнительных правил задействования сил и средств
Обновленные СС1К
Дополнительные дефициты, относящиеся к ИО (если требуется) Продолжение штабной оценки ИО
Обновленная концепция содействия ИО (если требуется)
Обновление воздействий, задач и критериев эффективности ИО Обновление входных данных матрицы синхронизации ИО Обновление целей Обновление связанных с ИО рисков Обновление связанных с ИО точек принятия решений Продолжение штабной оценки ИО
Преимущества и недостатки концепции содействия ИО Продолжение штабной оценки ИО
Оперативный план, рекомендованный и-З/Объединенной группе планирования
Направление относящейся к ИО краткой вводной информации по утверждению оперативного плана в Объединенную группу планирования
Командующий утверждает оперативный план
Входная информация команды ИО для оценки командующим
Приложение 3 к Дополнению С Штабное согласование
Проверочный инструктаж (по поставленной задаче) от команд ИО, подразделений, тренировочные учения и др. Обеспечение актуальной оценки ИО
О 1РР-Р министром обороны (утвержденный план)
Рисунок 2 - Планирование информационных операций в Пентагоне [34, IV, р. 3-4]
ОБ интегрирована в каждый этап этого процесса, однако ее основная задача состоит в защите особо важной информации. Причем ОБ фокусируется именно на особо важной информации, поскольку попытка не допустить распространения всей информации об операции редко бывает эффективной или целесообразной [35, III, р. 1-2].
Исходя из имеющихся документов Пентагона, можно заключить, что аппарат информационных операций является масштабным и охватывает комплекс таких информационных средств, как операции военно-информационного обеспечения, военная дезинформация, оперативная безопасность, радиоэлектронная борьба, связи с общественностью, операции в киберпростран-стве, совместные действия с участием военных и гражданских лиц. Но ядро информационных операций составляют именно ОВИО, ОБ, РЭБ и ВД.
Ведомства, участвующие в проведении информационных операций, можно разделить на глобальные - Секретариат министра обороны, Объединенный комитет начальников штабов, управления родов войск, боевые командования и функциональные - штабы и команды ИО. Глобальные ведомства осуществляют руководство операциями в целом, а последние занимаются непосредственной деятельностью по планированию, проведению и оценке ИО.
Планирование ИО представляет собой семиэтапный процесс. Он начинается с рассмотрения стратегических документов и рекомендаций глобальных ведомств и определения необходимой
информации, после чего анализируются информационная среда и основные факторы, влияющие на процесс планирования, оцениваются риски, а также определяется миссия ИО и критерии ее успешности. На основе этих данных разрабатываются различные варианты оперативного плана, по которым проводятся военные игры, чтобы оценить каждый оперативный план, сопоставить их и определить оптимальный. И уже выбранный и одобренный командующим объединенными силами план дорабатывается, формулируются рекомендации по его оптимальному применению.
Ссылки:
1. Мартыненко Е.В. Характер информационной войны между Россией и США в Сирии // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. С. 9-12.
2. Paul C. Challenges Facing U.S. Government and Department of Defense Efforts in Strategic Communication // Public Relations Review. 2012. Vol. 38, no. 2. P. 188-194.
3. Information Operations [Электронный ресурс] : joint publication 3-13 / Joint Chiefs of Staff. 2012. 2 Nov. Incorporating change 2014. 20 Nov. // Defense Technical Information Center. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/new_pubs/jp3_13.pdf (дата обращения: 05.04.2017).
4. Strategy for Operations in the Information Environment [Электронный ресурс] / Department of Defense. 2016. 13 June // U.S. Department of Defense. URL: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/DoD-Strategy-for-Operations-in-the-IE-Signed-20160613.pdf (дата обращения: 05.04.2017).
5. Information Operations : joint publication 3-13. III. Р. 1-3.
6. Information Operations [Электронный ресурс] : directive 3600.01 / Department of Defense. 2013. 2 May // Defense Technical Information Center. URL: http://www.dtic.mil/whs/directives/corres/pdf/360001p.pdf (дата обращения: 05.04.2017).
7. Military Information Support Operations [Электронный ресурс] : joint publication 3-13.2 / Joint Chiefs of Staff. 2010. 7 Jan. Incorporating change 2011. 20 Dec. // Berlin Information Center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/JP3-13.2C1(11).pdf (дата обращения: 05.04.2017).
8. Military Deception [Электронный ресурс] : joint publication 3-13.4 / Joint Chiefs of Staff. 2012. 26 Jan. // Ibid. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp3_13_4(12).pdf (дата обращения: 05.04.2017).
9. Operational Security [Электронный ресурс] : joint publication 3-13.3 / Joint Chiefs of Staff. 2012. 4 Jan. // Ibid. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/JP3-13-3(12).pdf (дата обращения: 05.04.2017).
10. Information Operations : joint publication 3-13. Р. 1.
11. Information Operations : directive 3600.01. Р. 5.
12. Military Information Support Operations. II. Р. 2-3.
13. Ibid. Р. 3-4.
14. Information Operations : joint publication 3-13. III. Р. 2-3.
15. Ibid. IV. P. 1-5.
16. Ibid. P. 3.
17. Ibid. Р. 2-4.
18. Electronic Warfare [Электронный ресурс] : joint publication 3-13.1 / Joint Chiefs of Staff. 2012. 8 Feb. // Berlin Information Center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/JP3_13.1(12).pdf (дата обращения: 05.04.2017).
19. Information Operations : joint publication 3-13. IV. Р. 5.
20. Military Deception. IV. P. 3.
21. Electronic Warfare. III. P. 7.
22. Information Operations : joint publication 3-13. IV. Р. 6.
23. Military Deception. IV. P. 3.
24. Electronic Warfare. III. P. 7.
25. Information Operations : joint publication 3-13. IV. Р. 6.
26. Military Deception. IV. P. 4-7.
27. Electronic Warfare. III. P. 7.
28. Information Operations : joint publication 3-13. IV. Р. 7.
29. Military Deception. IV. P. 7-13.
30. Electronic Warfare. III. P. 7.
31. Information Operations : joint publication 3-13. IV. Р. 7.
32. Military Deception. IV. P. 14.
33. Information Operations : joint publication 3-13. IV. Р. 7.
34. Ibid. III. Р. 3-4.
35. Operational Security. III. P. 1-2.