Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016
удК 008). С. 12-17. А. И. Павлов
Информационные модели и информационные единицы
Статья анализирует особенности информационного моделирования. Моделирование включает построение информационных моделей, информационных конструкций и информационных единиц. Показано различие между информационной конструкцией и информационной моделью. Описаны требования к информационным моделям. Раскрыты семантические особенности информационных единиц.
Выделены три подхода получения знаний: первый подход, основанный на применении только человеческого интеллекта; второй подход, исключающий адекватное восприятие и анализ информации непосредственно человеком; третий подход, применяющий методы искусственного интеллекта.
Описаны три типа информационных моделей: дескриптивные (информационно-описательные), обновляемые (информационно-ресурсные) и интеллектуальные.
Выделены и описаны семантические информационные единицы: символ, слово, предложение, фраза.
Ключевые слова: информация, философия информации, информационные модели, информационные конструкции, информационные единицы
Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 4 November 2015 Published: 1 January 2016
No. 6 (18). pp. 12-17. . - n
a. i. pavlov
Information models and information units
The article analyzes the peculiarities of information modeling. Simulation involves building information models information structures and information units. The article describes the difference between information structure and information model. The article reveals the requirements for the information model. This article describes the features of semantic information units.
Highlighted three approaches of obtaining knowledge: the first approach is based on using only the human intellect; the second approach, precluding adequate perception and analysis of information directly to the person; the third approach, applying methods of artificial intelligence.
Described three types of information models: descriptive (information-descriptive), updated (information resource) and intellectual.
Allocated and describes the semantic information units: character, word, sentence, phrase.
Keywords: Information, philosophy of information, information models, information construction, information units
Введение
ир, окружающий человека содержит различные объекты. Эти объекты взаимодействуют друг с другом и с внешней средой. Описанием внешней среды и взаимодействующих объектов является естественное информационное пространство [1]. Описанием взаимодействия между средой и объектами служит информационное поле [2, 3]. Информационное пространство пассивно, как например система координат, которая формально простирается в бесконечность. Информационное поле активно и имеет ограниченное распределение в пространстве. Например, в околоземном (координатном) пространстве располагаются: электрическое, магнитное и гравитационное поле [4]. Они занимают различные объемы пространства и каждое поле имеет свою полевую переменную. Человек, исследуя информационные образы реальных объектов с помощью доступного для него инструментария, создает их информационные модели или информационные конструкции. Информационная модель более определенное понятие, которая чаще всего служит носителем определенных свойств объекта и является его отражением. Информационная конструкция более абстрактное понятие, которое служит носителем концепций и основой построения разных моделей.
_Первичные и вторичные модели
На основе сбора данных строятся первичные информационные модели, отражающие сложную взаимосвязь взаимодействия объектов реального мира с внешним пространством и между собой. Первичные информационные модели представляют собой совокупности измерений, которые не являются явными образами внешних объектов. Данный подход использует свойство моделирования как отражение внешнего мира. Однако такое отражение передает информацию в сложной совокупности взаимодействия. Например, аэрофотоснимок городской территории (как объекта исследования) может содержать солнечные блики, облака, дыми и прочие объекты, мешающие восприятию основного объекта исследований. Поэтому следующим этапом исследования внешнего мира является построение информационное модели. Для уточнения и улучшения представления о внешних объектах и их взаимодействиях проводят дополнительную обработку первичных данных, которая используется в дальнейшем для анализа и моделирования. обработку
Информационная модель [5] (ИМ) - формализованная, взаимосвязанная совокупность идентифицируемых и информационно определенных параметров [6], отражающая не только основные
свойства объектов моделирования, но и наиболее существенные отношения между ними и окружающей средой. Информационная модель обеспечивает формализованное представление используемых данных и их взаимосвязей.
Информационная модель включает предметный и системный уровни описания. Предметный уровень связан собственно с конкретным предметом и его персональными свойствами. Системный уровень строится на обобщении и выделении системных свойств, рассмотрении данного объекта как системы или как части системы. Предметный уровень приводит к построению предметной информационной модели [7] объекта. системный уровень приводит к построению информационной конструкции [8] как обобщения данного объекта и родственных ему объектов в системе окружающего мира.
Информационные модели как инструмент извлечения знаний
Одно из основных назначений информационных моделей и информационных конструкций в разных предметных областях - извлечение знаний [9]. Выделяют три подхода получения знаний. Первый подход основан на применении только человеческого интеллекта. Он применим в случае, когда информационные модели, как источники знаний, обозримы и воспринимаемы человеком (не работают информационные барьеры), то знание формируется (получается) с помощью рассуждений и логических методов (включая нетрадиционные). В этом случае информационная модель изоморфна инфологиче-ской.
Второй подход имеет место, когда первоначальные коллекции данных сложны и велики настолько, что исключают их адекватное восприятие и анализ непосредственно человеком. Первый подход становится неприемлемым. Это происходит, когда велики информационные объемы, когда велико число качественных или количественных характеристик и тогда, когда число связей велико и они образуют сложные для анализа совокупности.
В этом случае применяют информационные технологии, которые преобразуют и упрощают исходную информацию в виде вторичных информационных моделей в новый вид, приемлемый для человеческого восприятия. Такой подход можно считать алгоритмическим, поскольку обработка информации осуществляется по алгоритмам, составленным человеком. При этом решающее слово остается за человеком. Тем не менее, при таком подходе информационная нагрузка на человека существенно снижается по сравнению с первым подходом.
Третий подход применяют, когда первый и второй неприемлемы. Он имеет место, когда
исходная информация не только велика по объему для человеческого восприятия, но сложна настолько [10], что не может быть обработана с использованием информационных технологий и систем. В этом случае прибегают к методам искусственного интеллекта. Этот подход называют интеллектуальным. В соответствии с трема подходами извлечения знаний применяют три типа информационных моделей (рис.1). Это: дескриптивные (информационно-описательные), обновляемые (информационно-ресурсные), интеллектуальные.
Рис.1. Классификация информационных моделей
Дескриптивным классом моделей [11] называют класс моделей, которые построены как описание некого процесса, явления, объекта, сущности, факта и т.д. Модели этого класса выполняют функции информационного сообщения. Для дескриптивных моделей характерны следующие признаки внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность. Внутренняя интерпретируемость достигается использованием тезаурусов или словарей, связанность достигается на основе контекста. Примерами таких моделей могут служить: файл, текстовый документ, речевое сообщение, рисунок и пр.
Информационно-ресурсным классом моделей называют класс моделей [12], включающих свойства моделей информационно-описательного класса и обладающих свойствами накопления информации и совершенствования. Это свойство называют актуализацией, т.е. возможностью обновления части информации, содержащейся в модели при сохранении модели как таковой. Основные функции этих моделей: описание объекта, хранение информации о нем, получение дополнительной информации с помощью запросов к хранимой информации. Ресурсность модели свойство модели, которое заключается в возможности накопления информации (опыта) о данной модели и возможности использования накопленной информации для улучшения характеристик или параметров модели. Информация имеет свои характеристики качества. Ресурсность модели означает возможность повышения качества модели и расширяет возможность применения модели.
Для информационно-ресурсных моделей характерны следующие признаки: внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность, шкалирование. Внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность достигаются построением модели базы данных.
Интеллектуальные модели - модели [13], обладающих способностью к накоплению информацию, самосовершенствованию и осуществлению действий независимо от субъекта, создавшего эти модели. Для обозначения этих моделей широко используют термин «когнитивный», который рассматривается как синоним -термина интеллектуальный.
Интеллектуальные модели являются сильно типизированными, структурированными и когнитивными. Для интеллектуальных моделей характерны следующие признаки внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность, шкалирование, семантическая метрика, наличие активности.
Все три модели применяют в информационном моделировании. Информационное моделирование — исследование объектов окружающего мира на их информационных моделях на основе построения и изменения моделей информационных ситуаций , информационных объектов , информационных конструкций [8], информационных процессов [14] и информационных единиц [15].
В аспекте информационных технологий и информационных моделей при этом возникает важная проблема сохранения информативности модели по отношению к оригиналу [16].
_Информационное моделирование
Моделирование это не только одно из средств отображения явлений и процессов реального мира, но и практический критерий проверки истинности наших знаний [17]. В сочетании с другими методами познания, в частности, в сфере информационных технологий, моделирование выступает как процесс углубления знания и его движения вперед от простых информационных моделей к моделям более содержательным, полнее раскрывающим сущность исследуемых явлений действительности. Для осуществления успешного моделирования в информационных технологиях модель должна содержать следующие основные свойства [18, 19], связанные с когнитивным восприятием модели:
• целенаправленность - модель всегда отображает некоторую систему, т.е. имеет цель;
• конечность - модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;
• упрощенность - модель отображает только существенные стороны объекта и, кроме того, должна быть проста для исследования или воспроизведения;
• адекватность - модель должна соответствовать моделируемому объекту;
• наглядность, обозримость основных ее свойств и отношений;
• технологичность для исследования или воспроизведения;
• информативность - модель должна содержать достаточную информацию о системе (в рамках гипотез, принятых при построении модели) и должна давать возможность получить новую информацию;
• полнота - в модели должны быть учтены все основные связи и отношения, необходимые для обеспечения цели моделирования;
• устойчивость - модель должна описывать и обеспечивать устойчивое поведение системы, если даже она вначале является неустойчивой;
• целостность - модель реализует некоторую систему (т.е. целое);
• замкнутость - модель учитывает и отображает замкнутую систему необходимых основных гипотез, связей и отношений;
• адаптивность - модель может быть приспособлена к различным входным параметрам, воздействиям окружения;
• управляемость (имитационность) - модель должна иметь хотя бы один параметр, изменениями которого можно имитировать поведение моделируемой системы в различных условиях;
• эволюционируемость - возможность развития моделей.
_Информационные единицы
Информационная модель и информационная конструкция могут быть рассмотрены как сложные системы и к ним можно применять методы системного анализа. С позиций системного анализа всегда можно выделить мельчайшую единицу системы [20], которую часто называют элементарной или элементом системы. Такой единицей в информационном моделировании являются разные информационные единицы [21, 22, 23, 24] как неделимые элементы информационного поля. В зависимости от выбора метода разбиения системы и выбора критериев разбиения возможны разные построения информационных единиц и разные типы информационных единиц. Это в целом создает неоднозначность применения информационного подхода.
Информационной единицей в узком смысле называют информационный объект или информационную модель, обладающую свойством неделимости по какому-либо критерию. Таковыми признаками Элементарная семантическая единица (ЭСЕ) [25, 26]. Поскольку информационный объект обладает множеством признаков, значений и критериев делимости, то возможен широкий выбор различных информационных единиц.
Совокупности связанных информационных единиц (информационных моделей) могут обра-
зовывать различные системы. Наиболее известными и часто используемыми являются системы классификации. Выбор для построения информационных единиц процедур стратификации и свойства транзитивности приводит к иерархической системе [24].
При выборе для построения единиц свойства самоподобия (фрактальность) и транзитивность приходим к фрактальным структурам. Выбор для построения единиц описаний проблемной среды (событий, явлений, состояний), приводит к понятиям фреймов и слотов. Если для построения единиц выбрать обобщенные системно-структурные описания, то приходим к понятиям системы, подсистемы и элементов системы.
Выбор для построения единиц коммуникационного аспекта приводит к следующим информационным единицам: сообщение, фраза предложение, слово символ. Сообщение является информационной единицей верхнего уровня, остальные входят в его состав. Можно и далее продолжать подобный ряд построений информационных единиц. Однако, остановимся несколько подробнее на уже обозначенных разновидностях
Семантические информационные единицы -это единицы, рассматриваемые в аспекте семантической содержательности. Выделяют следующие семантические информационные единицы: символ, слово, предложение, фраза.
Символ - информационная единица, обладающая неделимостью по структурному признаку. Символ, это атомарный объект на который может быть поделен фрагмент теста. Как самостоятельный объект символ - формальное обозначение, которое выступает либо как представитель другого предмета, явления, действия, либо отражает самого себя. Символ не имеет смыслового значения, а является носителем информации.
Слово - информационная единица, обладающая неделимостью по смысловому признаку. В тексте слово - предельная смысловая составляющая сообщения (предложения), способная непосредственно соотноситься с предметом отражения и указывать на него; вследствие этого слово приобретает определенные смысловые свойства. Слово минимальная единица текста, имеющая смысловое значение.
Однако слово характеризуется сигнификативным смысловым значением и возможностью изменения, что влечет изменение смысла в определенных пределах. Поэтому смысл слова как независимого информационного объекта и смысл слова в предложении может различаться, быть сокрытым или явным, раскрывающимся только в условиях расшифровки эллипсности (подразумеваемой недосказанности) всей фразы. С позиций информатики слово - сигнификативно неделимая информационная единица.
Предложение - информационная единица, обладающая неделимостью по смысловой со-
вокупности связанных слов и выражающая законченную мысль. Предложение - представляет собой предикативное словосочетание, поэтому имеет предикативное смысловое значение. Предложение - предикативно неделимая информационная единица.
В отличие от слова для ряда предложений представляется возможность проверки их на истинность. Это возможно за счет использования свойства предикации. Предикация - отношение содержания сообщения к действи-тельности, осуществляемая в предложении (в отличие от слово-сочетания).
Фраза (фразеологическая единица) - информационная единица, обладающая неделимостью по связанности предложений и выражающая законченную мысль. Фраза - информационная единица сообщения, обладающая максимальной смысловой содержательностью.
Для фразы и предложения смысловое содержание дополняется контекстом. Предложение в составе фразы может обладать свойством анте-цедентности (ассоциативности), то есть соотносится по смыслу с предыдущим (другим) предложением. Последнее приводит к появлению в предложении ассоциативных связей с другими предложениями или мыслимыми объектами. Это дополнительно наполняет данную информационную единицу ассоциативным смысловым содержанием. Сообщение, содержащее фразы, может нести максимальную смысловую нагрузку
Обобщенной информационной единицей является знак. Это многозначное понятие, поскольку знаком можно обозначать символ или закодировать слово, предложение, фразу, ситуацию. Важным является распределение информационных единиц и по смысловым характеристикам. Именно они являются одним из главных критериев формального определения информационных единиц.
Целесообразно сравнение или сопоставление различных единиц в сообщениях. В таблице 1 приведены основные информационные единицы, выраженные через информационную единицу слово.
Таблица 1
Смысловые характеристики информационных единиц, выраженные через информационную единицу слово
Часть сообщения Выражение
Символ Словесный знак
Слово Морфема
Предложение Словесное выражение
Фраза Словесное окружение
Заключение
Информационное моделирование в узком смысле сводится к построению и использованию информационных моделей как объектов отражения реального мира. Информационное моделирование в широком смысле включает построение информационных конструкций как системных обобщенных моделей. Информационное моделирование в широком смысле включает построение и применение информационных единиц как элементов построения информационных моделей. Информационные единицы играют роль языка информатики и обеспечивают сопоставимость и сравниваемость информационных моделей. Информационные конструкции и информационные единицы решают задачи междисциплинарного переноса знания, в то время как предметные информационные модели решают узкие задачи в предметной области. Применение информационных единиц и информационных конструкций расширяет возможности познания и описания окружающего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожерельева Т.А. Об отношении понятий информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10 С. 21-24.
2. Tsvetkov V.Ya. Information field. // Life Science Journal. 2014. № 11(5). рр.551-554.
3. Цветков В. Я. Естественное и искусственное информационное поле // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №5. С. 178 -180.
4. Бармин И.В., Кулагин В.П., Савиных В.П., Цветков В.Я. Околоземное космическое пространство как объект глобального мониторинга // Вестник НПО им. С.А. Лавочкина. 2013. № 4. С. 4-9.
5. Цветков В.Я. Информационное моделирование при социологических исследованиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №4. С.87-90.
6. Пушкарева К.А. Информационно определяемые показатели для управления персоналом вуза // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 2(14). С.130- 139.
7. Елсуков П. Ю. Дихотомическое построение структуры оптимизационной модели // Перспективы науки и образования.
2014. №5. С.21-24.
8. Tsvetkov V. Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design, 2014, Vol.(5), № 3. pp. 147-152.
9. Кандрашина Е.Ю., Литвинцева Л.В., Поспелов Д.А. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах. М.: Наука., 1989. 328 с.
10. Ожерельева Т.А. Сложность информационных ресурсов // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. С. 80-85.
11. Цветков В.Я. Дескриптивные и прескриптивные информационные модели // Дистанционное и виртуальное обучение.
2015. №7. С. 48-54.
р2. Ожерельева Т. А. Ресурсные информационные модели // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. С. 39-44.
13. Искусственный интеллект. В 3-х кн. Кн.2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д.А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. 340 с.
14. Цветков В.Я. Информационные модели объектов, процессов и ситуаций // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 5. С. 4-11.
15. Tsvetkov V.Ya. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), № 1. pp. 57-64.
«6. Anscombre J. C., Ducrot O. Argumentativity and informativity //From metaphysics to rhetoric. Springer Netherlands, 1989. С. 71-87.
17. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. М.: Рипол Классик, 2013.
18. Першиков В.И. Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
19. Монахов С.В., Савиных В.П., Цветков В.Я. Методология анализа и проектирования сложных информационных систем. М.: Просвещение, 2005. 264 с.
20. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 512 с.
21. Чехарин Е.Е. Интерпретируемость информационных единиц // Славянский форум. 2014. № 2 (6). С. 18-22.
22. Романов И.А. Применение информационных единиц при анализе инновационных проектов // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. С. 45-49.
23. Цветков В.Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. 2007. №12. С.123-124.
24. Ozhereleva Т.А. Systematics for information units // European Researcher, 2014, Vol.(86), № 11/1, pp. 1894-1900.
25. Дешко И.П., Ковалев С.Н., Кряженков К.Г, Мордвинов В.А.. и др. Информационные и коммуникационные технологии. М.: МГИРЭА, 2005. 140 с
26. Цветков В.Я. Информационное моделирование. М.: Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), 2015. 60 с.
REFERENCES
1. Ozherel'eva T.A. On the relation of the concepts of information space, information field, information environment, semantic environment. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii - International journal of applied and fundamental research, 2014, no. 10, pp. 21-24 (in Russian).
2. Tsvetkov V.Ya. Information field. Life Science Journal, 2014, no. 11(5), pp.551-554.
3. Tsvetkov V. la. Natural and artificial information field. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii -International journal of applied and fundamental research, 2014, no. 5, pp. 178-180 (in Russian).
4. Barmin I.V., Kulagin V.P., Savinykh V.P., Tsvetkov V.la. The near-earth space as an object of global monitoring. Vestnik NPO im. S.A. Lavochkina. 2013. № 4. S. 4-9.
5. Tsvetkov V.la. Information modelling in sociological research. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii - International journal of applied and fundamental research, 2013, no. 4, pp.87-90 (in Russian).
6. Pushkareva K.A. Information and indicators for the management staff of the University. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Education management: theory and practice, 2014, no. 2(14), pp.130-139 (in Russian).
7. Elsukov P. lu. Dichotomous structure of the optimisation model. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 5, pp.21-24 (in Russian).
8. Tsvetkov V. Ya. Information Constructions. European Journal of Technology and Design, 2014, Vol.(5), no. 3, pp. 147-152.
9. Kandrashina E.Iu., Litvintseva L.V., Pospelov D.A. Predstavlenie znanii o vremeni i prostranstve v intellektual'nykh sistemakh [Representation of knowledge about time and space in intelligent systems]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 328 p.
10. Ozherel'eva T.A. Complexity of information resources. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies, 2014, no. 4, pp. 80-85 (in Russian).
11. Tsvetkov V.Ia. Descriptive and prescriptive information models. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2015, no. 7, pp. 48-54 (in Russian).
12. Ozherel'eva T. A. Resource information models. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2015, no. 1, pp. 39-44 (in Russian).
13. Iskusstvennyi intellekt. V3-kh kn. Kn.2. Modeli i metody: Spravochnik/Pod red. D.A. Pospelova [Artificial intelligence. In 3 Books. Models and methods: Ed. under D. A. Pospelov]. Moscow, Radio i sviaz' Publ., 1990. 340 p.
14. Tsvetkov V.Ia. Information models of objects, processes and situations. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2014, no. 5, pp. 4-11 (in Russian).
15. Tsvetkov V.Ya. Information Units as the Elements of Complex Models. Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), no. 1, pp. 57-64.
16. Anscombre J. C., Ducrot O. Argumentativity and informativity // From metaphysics to rhetoric. Springer Netherlands, 1989. pp. 71-87.
17. Uemov A. I. Logicheskie osnovy metoda modelirovaniia [Logical framework modeling method]. Moscow, Ripol Klassik Publ., 2013.
18. Pershikov V.I. Savinkov V.M. Tolkovyislovar'po informatike [Explanatory dictionary on Informatics]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1995. 544 p.
19. Monakhov S.V., Savinykh V.P., Tsvetkov V.Ia. Metodologiia analiza i proektirovaniia slozhnykh informatsionnykh sistem [Methodology for the analysis and design of complex information systems]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 264 p.
20. Volkova V.N., Denisov A.A. Osnovy teorii sistem isistemnogo analiza [Fundamentals of theory of systems and system analysis]. Saint-Petersburg, SPbGTU Publ., 2001. 512 p.
21. Chekharin E.E. Interpretability of information items. Slavianskii forum - Slavic forum, 2014, no. 2 (6), pp. 18-22 (in Russian).
22. Romanov I.A. Application of information units in the analysis of innovation projects. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education, 2015, no. 1, pp. 45-49 (in Russian).
23. Tsvetkov V.Ia. Information units of messages. Fundamental'nye issledovaniia - Fundamental research, 2007, no. 12, pp.123-124 (in Russian).
24. Ozhereleva T.A. Systematics for information units. European Researcher, 2014, Vol.(86), no. 11/1, pp. 1894-1900.
25. Deshko I.P., Kovalev S.N., Kriazhenkov K.G, Mordvinov V.A.. i dr. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii [Information and communication technologies]. Moscow, MIREA Publ., 2005. 140 p.
26. Tsvetkov V.Ia. Informatsionnoe modelirovanie [Information modelling]. Moscow, MGTU MIREA Publ., 2015. 60 p.
Информация об авторе Павлов Андрей Иванович
(Россия, Москва) Доцент, кандидат технических наук Научный сотрудник экспериментально-технологического отделения № 28 НИИ оснований и подземных сооружений ОАО «НИЦ «Строительство» E-mail: [email protected]
Information about the author
Pavlov Andrei Ivanovich
(Russia, Moscow) Associate Professor, PhD in Technical Sciences Research fellow experimental-technological branch No. 28 Research Institute of bases and underground structures OJSC "SIC "Construction" E-mail: [email protected]