Научная статья на тему 'Информационные множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих'

Информационные множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
145
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ ПОИСКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МНОЖЕСТВО / СМЕШАННЫЕ СТРАТЕГИИ / DIFFERENTIAL SEARCH GAME / INFORMATION SET / MIXED STRATEGIES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Местников Семен Владимирович

Рассматривается антагонистическая дифференциальная игра поиска с предписанной продолжительностью. Игра рассматривается со стороны прячущегося. С помощью вспомогательных игр с одним Ищущим и нарядом убегающих определяются смешанные стратегии прячущегося и информационные множества о местоположении убегающих. Исследуются вопросы построения и аппроксимации информационных множеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Sets in differential search game with a group of the runaway

An antagonistic differential search game with prescribed duration is considered. The game is investigated on the side of the runaway. Complex strategies of the seekers and information set of location of the runaway are determined with the help of auxiliary games with a seeker and a group of the runaway. Questions of construction and approximation of information set are analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационные множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих»

УДК 518.9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МНОЖЕСТВА В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ИГРЕ ПОИСКА С НАРЯДОМ УБЕГАЮЩИХ*)

С, В, Меетников

Одной из важных задач теории дифференциальных игр является определение, построение и аппроксимация информационных множеств о состоянии игроков [1-7].

В настоящей работе рассматривается антагонистическая дифференциальная игра поиска с предписанной продолжительностью [8-11] со стороны прячущегося. Для игры поиска в классе смешанных стратегий с помощью игр с нарядом из т убегающих определяется информаци-Е {ч-, где могут находиться еще не пойманные до момента £ прячущиеся игроки при условии, что ищущий поймал меньше чем т* убегающих. Исследуются свойства и вопросы аппроксимации информационного множества ПШ'Ш*(£)• Для случая, когда т = 2, т* = 1, дается один способ построения аппроксимирующего информационного множества при заданной стратегии одного из убегающих.

т т*

В работах [13-20] игра поиска рассматривалась со стороны ищущего. В классе смешанных стратегий с помощью игр с нарядом из к

преследователей определено информационное множество Пк,к*(£), где

к*

ми наряда из к преследователей до момента Исследовались частные к к*

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации № 02.740.11.0609.

© 2010 Меетников С. В.

1. Постановка задачи

Пусть уравнение движения игроков Р и Е, где Р — ищущий, а Е — прячущийся, описывается системой дифференциальных уравнений

для Р х = /(г,х,и), и е и, х е К", (1)

для Е у = д(г, у, V), V е V, у е К", (2)

где и {V) — непустое компактное множество в евклидовом пространстве Мр (К9), Ь е [¿о, Т]. Вектор-функция / (д) в правой части уравнения (1) ((2)) непрерывна па [Ьо, Т] х К" х и ([Ь0, Т] х К" х V) и па этом множестве удовлетоворяет неравенству

\Ц(г,х,и)у < м1 + ||хЮ {\Шу^)у < а2(1 + \\у\\)) (з)

и для любой ограниченной области е К" удовлетворяет условию Липшица по х (у) с постоянной А^Со) т. е. справедливо

неравенство

\\^г,х1,и) - /(г,х2,и)\\ < \\х2 - хУ , ч

4)

(\\д(ь,У1^) - д(г,у2^)\\ < А2(О0)\\т - тЮ•

Кроме того, предполагается, что множество

Е(г,х) = {£ | £=№,х,и),и е и}

(5)

(С(г,у) = {п | п = е V})

выпукло и замкнуто при любых (Ь, х) е [Ьо, Т] х К" ((Ь, у) е [Ьо, Т] х К"). Здесь А, А2, А^Со), — постоянные, \\ • \\ — евклидова норма.

Хорошо известно, что из непрерывности вектор-функции / (д) и условий (3), (4) для каждой измеримой на промежутке [¿о,Т] вектор-функции и = и(Ь) (V = '(Ь)), удовлетворяющей геометрическим ограничениям и(Ь) е и ('(Ь) е V), существует единственное решение х(Ь) = х{г,га,ха,и) (у(Ь) = у(г,г0,у0,')), Ь е [Ь0,Т], уравнения (1) ((2)), удовлетворяющее начальному условию х(Ьо) = Щ (у(Ьо) = уо)-

Состояние информации в игре следующее. В начальный момент времени Ь = Ь0 ищущий (прячущийся) игрок знает, что прячущийся

игрок находится в точке уо € Уз (ищущий игрок находится в точке щ € Хо), и динамику игры (1), (2). В дальнейшем он не получает никакой текущей информации о местоположении противника. Компактное множество Уо с К" (Хо с К") является множеством неопределенности начального местоположения игрока Е (Р).

Множество допустимых управлений Др (Де) игрокаР (Е) состоит из всех измеримых па промежутке [¿о, Т] вектор-функций и = и(Ь) (у = удовлетворяющих геометрическим ограничениям и(Ь) € и €

V).

Предположим, что для каждого состояния х € К" определено множество Б(х) С К", которое в дальнейшем будем называть областью обнаружения игрока Р.

На состояниях х(1) и у (£) введем функцию следую-

щим образом:

„ , Г 1> если у{1) €

[и в противном случае.

Определение 1. Будем говорить, что в момент времени £ € [¿о, Т] произошло обнаружение игрока Е ищущим игроком, если у{Ь))

= 1. На траекториях х(•) = х(-,1а,ха,и) и у(•) = у(игроков определим следующие функционалы:

•),у(■))= тах

«е [«о,т]

¥1 (х(•)М•)) = тах Щх(г),у(г)), т < Т. «е [«о,т]

Р

вдоль траектории х( ^обнаруживает игрока Е (движущегося вдоль траектории у(•)), если Е2(х(•),у(•)) = 1.

Под чистыми стратегиями игрока Р (Е) будем понимать пары а = (х0, и(•)), х0 € Х0, и = и(•) € Др (Ь= (у0, •)), у0 € У0, V = •) € Де)-Игра рассматривается в программных стратегиях.

Функцию выигрыша К((х$,и(•)),(уо,'(•))) игрока Р в ситуации ((щ,и(•)), (уо,'(•))) определим по правилу

К((х0,и(•)), (у0,'(•))) = •,10,х0,и),у{•,10,у0,')).

Поскольку мы рассматриваем только антагонистические игры,

ЕР

обратным знаком.

Таким образом, мы определили антагонистическую игру

в нормальной форме в классе чистых стратегий, А (Б) — множество

РЕ

Р

8(х) является открытым кругом радиуса I > 0:

Игру поиска будем рассматривать в классе смешанных стратегий [11]. Под смешанной стратегией ^ игрока Р (Е) будем понимать конечную смесь ^ = = (^1, • • •, ^т)), заданную на ко-

нечном подмножестве {а±,... ,ак} С А ({Ьх, • • • ,Ьт} С Б) таком, что ^г = 1/к, г = 1, • • •, к [уг = 1/т, г = !,•••, т). Тогда выигрыш М(р, Ь) (М(а, где ^ (V ) — смешанная стратегия, заданная на множестве {а1, • • •, ак} С А ({Ьх, • • •, Ьк} С Б), определяется следующим образом:

где Xi(•) (уД•)) — траектория движения игрока P (E), порожденная стратегией ai (6¿).

Заметим, что выигрыш M(p, b) (M(a, v)) игрока P имеет смысл вероятности обнаружения игрока E в ситуации (р, b) ((a, v)) в смешанных стратегиях.

Г = {A, B, K>

^^ {z е Rn | Ух - zII < I}.

(6)

Определение 3. Будем говорить, что смешанная стратегия ^ игР

если Ъ) > Г для любого Ъ € В, 0 < Г < 1.

Определение 4. Будем говорить, что смешанная стратегия V игЕ

если Ща, и) < У для любого а € ДО < У < 1.

РЕ

[15], то она гарантирует ему вероятность обнаружения, равную 1 (0). Выясним, какую вероятность обнаружения может гарантировать Е

рующих стратегий. В работах [13-20] игра поиска рассматривалась со стороны ищущего игрока, в настоящей работе игра поиска рассматривается со стороны прячущегося игрока.

2. Информационные множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих

2.1. Определение информационного множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих. Рассмотрим

Р

дом однотипных убегающих (прячущихся) Е = {Е,..., Ет}, действующих как один игрок под воздействием системы (2). В начальный момент игрок Р и каждый из уклоняющихся Е^ наряда Е выбирают начальное местоположение щ € X, у\ € ^,г=1,...,т, и допустимое управление и( •), уД •), г = 1,. ..,т. Тогда у ищущего и у прячущихся реализуются траектории х(•) = х(-,£о,хо,и) и уД•) = у(-,£о,уо г = ... ,т, соответственно.

На состояниях у\{Ь),..., ут( и х(1) введем функцию ¥з(х(£), у\ ... ,ут{следующим образом:

т г=1

Определение 5. Будем говорить, что в момент времени г € [¿о, Т] произошло т,-уклонение наряда от ищущего (т, < т), если уЛ^), • • •,ут{¿)) = т — m,•

На траекториях уг(• ), г = 1, • • • ,т, и х(• ) игроков определим следующие функционалы:

т

вд • ), т( • ), • • •, утХ • )) = Е ЪХ • ), у Л • )),

г=1

т

(х( •),•••,ут •)) = хош •) )•

г=1

Определение 6. Будем говорить, что при движении наряда Е вдоль траекторий у\(• ), • • •, ут(• ) пронсходит т,-уклонение от игрока Р (движущегося вдоль траектории х(• )), если Е^(х(• ), ^ (• ), • • •, ут( • )) = т - т,

Р

х т - т,

у\{• ), • • • ,ут(• )> а т, убегающих избегают поимки.

Определение 7. Стратегия Ь = • )),•••, (ут,ут(• )) наря-

да Е называется гарантирующей то*-уклонение (1 < то* < то), если ^(х(• • ),•••,Уm{• )) ^ т — т, для любой стратегии а = (щ,и(• )) игрока Р, где х(• ) = х{• ,г0,хо,и) и у*{ • ) = у(• ,г0,уо,«О' г = • • • ,'т,

Определение 8. Информационным множеством Пт'т*(¿) в м0~ мент времени г € [¿о, Т называется множество

Пт-тЧ¿о, Уо) = {у € М" | Зу(г) € N(г, у*), у* € Уо, г = 1, • • •, т,

ух • ) е44( х • • ), • • • ,ут • )) < т — т*},

где У(г,г0,уо) — множество достижимости игрока Е в момент г € [¿о, Т у

Заметим, что информационное множество Пт'т* (¿) — ЭТ0 такое подмножество М", где могут находиться убегающне Е*,г = 1, • • • ,т, из

Е

живает не больше т — т* убегающих го этого наряда до момента Ь. При т = т, = 1 получается информационное множество П^^1 (Ь) —

Е

жен до момента ¿игроком Р — область уклонения, свойства которого рассматривались в работе [12].

Свойство 1. Если в момент Т множеств о Пт'т*( Т является непустым, то у наряда Е существует стратегия гарантирующая т,-уклонение; если у наряда Е существует стратегия, гарантирующая то*-

От.т. /гт1\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е *( Т ) является непустым.

Доказательство. Действительно, если множество пт'т*(Т в Т

ряда Е существуют такие траектории у\(•),... ,ут{.0> чт0 Для любой траектории х(•) выполняется неравенство (х(•),у\(•),...,ут(•)) ^ т — т,. По определению 7 это означает, что соответствующая стратегия Ъ = (уо,у 1(-)), • • •, (уЕ1, Ут(-)) наряда Е, порождающая траектории ух(•),... ,ут{•), является гарантирующей т,-уклонение.

Обратно, если стратегия Ъ = (г/ц, (•)),..., (у^-,-ут(-)) наряда Е т,

что для любой стратегии (щ,и(•)) игрока Р условие ^(х(•), уг(•)) = 1, у®( •) = у(Ь,Ьо,уЪ, Уг) выполняется самое боль шее для т — т, номеров из набора {1.., т} или

Р4Т (х( О (0 ,...,ут{ •)) < т — т*. Из определения 8 следует, что множество Пт'т* (Ь не является пустым.

Е

т,

Е

наруження, не большую чем т^та*.

Доказательство. Пусть стратегия Ъ= (0) ,...,(ут •))

наряда Е является гарантирующей то*-уклонение. Тогда из определения 7 следует, что для любой стратегии (щ,и(•)) игрока Р условие

F2(x(• ),yi(• )) = 1, y¿(• ) = y(t,to,y¿,Vij выполняется самое большее для m — m, номеров из набора {1,..., m} или

F¡(x(• ),yí(•),...,ym{•)) < m — m

Рассмотрим смешанную стратегию v = (vi = \/m,... ,vm = 1/m) игрока E, заданную та конечном подмножестве (y¿,v^, i = 1,... ,m. Тогда выигрыш M(a, v) не менее s' т^та* для любой стратегии игрока Р.

2.2. Игра поиска с одним ищущим и двумя убегающими Предположим, что m = 2, и рассмотрим случай, когда m, = 1. Это означает, что из двух убегающих хотя бы один избегает поимки.

Пусть X(t,to,Xo) (Y(t,to,Yo)) — множество достижимости игрока P (E) в момент t £ [to, T 113 множества X (Yo), a X(• ,to,Xo) (Y(• , to, — множество всех траекторий игрока P (E) из множества X (Yo), Для множества X, с К" определим начальное множество точек, из которых можно достигнуть в момент t, это множество по некоторой траектории, соответствующей допустимому управлению

X0(t0, t,,X,) = {xo £ X | 3u £ Dp, x(t,,t0, xa, u) £ X,}.

Для фиксированной стратегии b = (yo,v(• )) игрока E (одного из убегающих) обозначим через

üp(t, t0, X, Уо, v) = {x £ X(t) | 3x(t) = x, y(t)= y(t, t0, yo, v) £ S(x(t))}

Pt

щегося по траектории y(• ) = y(• ,t0,yo,v). Пусть X^p(t) = X0(t0,t,üp(t)) — начальное множество точек, из которых можно достигнуть в момент t множеств о ílP (t) = ftP (t,tg, Xo,yo,v), a Xq p (t)( • ) — все траектории, соединяющие два множества Xqp^ и ílP(t). Рассмотрим траектории x(•) £ Xfip(t)(• ) и определим Л^;1 (t,yo,v) как множество

ПЕ1 (t,t0,Y0,y0,v) = {y £ Y(t) | З(y,,v*) £ Y0 х De,y = y(t,to,y*Q,v*),

Vx(•) £ Xp(t)(• ),Vr £ [to,t] y(r,t0,y*0,v*) £ S(x(r))}, (7)

t

tP

движущегося по траектории у(Ь) = у(Ь, Для интервала време-

Ь, Т Е

П^1 (Ь,уо,у) — множество У(Т,Ь,С1 д1 (Ь,у0,у)). В работе [12] определе-

Е

чущимся как подмножество У(Т, Ь,С1Е1 (Ь, уд, у)), где может находиться убегающий, если ищущий его не ловит при любом способе движения, зная траектории движения убегающего. Для фиксированного момента Ь € Ь , Т Ь, у , у

множества П^1 (Ь, уо, у):

Я(Т,Ь,Ъ2/(Ь,у0,у)) = {у € У{Т) | 3у = у{Т) € У(Т,Ь,П^(Ь,у0), Ух(.)€ X (;Ь,Х0пр), Ут € [Ь,Т] у(т) € Б(х(т))}. (8)

Для фиксированной стратегии Ъ = (уа, •)) игрока Е (одного из убегающих) обозначим через

Ьсар!;(ус»у) = {Ь € [Ь0,Т] | 3х(Ь) = х(Ь,Ь0,х0,и),

у(Ь) = у(Ь,Ь0,у0,у) € Б(х(Ь))} (9)

РЕ

движущегося по траектории у(•) = у(

Определение 9. Информационным множеством Е1 (уо,у)(Т) в Т

П2/ (Т,уо,у)= П <Э(Т,Ь,&/ (Ь,уо,у)). (10)

tetc.pt

Информационное множество П^1 (Т, уд, V) имеет следующий смысл. В игре с двумя убегающими если один из убегающих выбрал стратегию уо, V и множеств о П^1 (Т,уо,у) непусто, то у второго убегающего существует стратегия, при которой ищущий не ловит обоих убегающих. Сформулируем это утверждение в виде теоремы.

Теорема 1. Если для стратегии первого убегающего

0,2/ (Т, у®, VI) Ф 0,

то у второго убегающего существует такая стратегия (у°, «2), что для траекторий у\(■ ) = у( ■ и у2{■ ) = у(■ ,¿0^2,«2) значение функ-

ционала ■ ), у1 (■ ), уг(■ )) не менее 1 для любой траектории х(■ ) ищущего.

Доказательство. Рассмотрим стратегию (у?, «1) е У0 х Бе первого убегающего и предположим противное, что для любой стратегии (у®,«?) е ^ х второго убегающего существует такая стратегия преследователя (х°,и) е (Х$,ВР), что значение функционала Ра(х(■ ■ ),ш(■ )) равно 2. Это означает, что игрок Р ловит обоих убегающих в некоторые моменты времени ¿±,¿2 е ^о, Пусть для определенности ищущий ловит первого убегающего в момент ¿1. Тогда множество (область уклонения) ^(Т,^^2^1 (¿1,уо,у)) непусто, так как по условию теоремы П^1 (Т, у®, «1) ф 0, а последнее множество определено с помощью операции пересечения (10). По построению множества П^1 (¿1, уо, (7) можно выбрать такую стратегию (у2,«2) второго убегающего, что у{Ь1,Ьо, у\, «2) е О2/(¿1, уо, у) и ищущий не ловит второго убегающего, двигающегося по траектории у (¿1, ¿о, у%, «2) ДО момента ¿1.

С другой стороны, для момента е [¿о, Т] информационное множество 2;1 уо, у)) определено как область уклонения из множества П^1 (Ь,уо,у)) (8) и непустым. Значит, можно подобрать такую стратегию (у®, «2) второго убегающего, что у{Ь\, Ц, у%, «2) е Од1 {Ь\,уо, у) и ищущий не ловит второго убегающего, двигающегося по траектории у(ь, ¿1, у(£1, ¿о, у%, «я), «2) при £ е [10, Т]. Теорема доказана.

Мы показали, что в игре с двумя убегающими если один из убегающих выбрал стратегию (уо, у) и множеств о П 21 (Т,уо,у) непусто, то у второго убегающего существует стратегия, при которой ищущий не ловит обоих убегающих. Определим информационное множество П^1 (Т) как объединение информационных множеств П 2?1 (Т,у$,у) по всем стратегиям (уо, у) прячущегося

02/ (Т)= и Г^1 (Т,у,,у). (11)

(уо,у)ЕУ0 хСЕ

Теорема 2. Если

^ {Т)ф 0,

то в игре поиска с одним ищущим и двумя убегающими у убегающих существуют такие траектории уг (•) = у(пу2(•) = у(■,Ь0,у^,у2), при которых значение функционала Е^(х(•),у\(•),у2(•)) не менее 1 для любой траектории х( •) ищущего.

Доказательство. По определению информационного множества П^1 (Т) (11) если это множество непусто, то существует стратегия (уо, у) € Уо х Е е для определенности первого убегающего, при которой множество П^1 (Т,у1,у) непусто. Тогда из теоремы 1 следует выполнение утверждения теоремы 2.

Из теоремы 2 вытекает, что если множество П^1 (Т) непусто, то у убегающих существуют стратегии, при которых ищущий не ловит обоих убегающих — хотя бы один из убегающих избегает поимки.

2.3. Аппроксимация информационного множества игры поиска с одним ищущим и двумя убегающими при заданной стратегии одного из убегающих. Пусть задано конечное разбиение

К I Ь" = Ь0 + к(Т — Ь0)/2", к = 0,1,...,2"}, п = 0,1,2,....

Обозначим через Б(Х(Ь)) открытую /-окрестность множества достижимости Х{Ь) игрока Р в момент времени Ь € [Ьо,Т]:

Б(Х(Ь)) = {г € М" | 3х € (Х(Ь)), ||х — г|| < I}.

Для заданной чистой стратегии Ъ = (уо,у(•)) игрока Е рассмотрим множество Ьсар1;(уо,у) (9) моментов времени, в которые ищущий

Ь

Ьсарг(уо, у) выберем любой момент Ь\ € Ьсщ>ъ(у$, V). Для состояния у(Ь\), Ь\ € Ьс^ непустое множество точек ХС Х(Ь1), в которых игрок Р может поймать убегающего в этот момент, определяется по соотношению Х ^ = Б(у(Ь1)) П Х(Ь1). Рассмотрим начальное множество точек Х0ХУ(М), го которых можно достигнуть в момент Ь\ множество Х

а Xу^Ц■ ) — все траектории, соединяющие два множества Х^^) и X

Для момента е ícapt построим аппроксимирующее множество Се\ ) (¿) = С^ , (¿,^о,Уо,уо,у)), t е [¿о,^], информационного множества П^1 (Ь,Ь0,У0,у0,у) (7) следующим образом:

с2£<„, (м = Уо \ ^(Х),

91 Г у(¿,Ч,о2/ (Ц)), ц < ^ < ¿п,

У{Ь, ц, С2/ (¿0)) \ Б(ХуЫ(г)), г = г'

,

2Д _[У №)), ¿П < ¿<1п+1,

где t е [¿о,^], ^ = ¿П+1 < ¿1-

Заметим, что С^^ (¿) С (¿), ^ е п = 0,1,2,..., так

как разбиение ш(п+ 1) содержит все точки разбиения ш(п). Обозначим через С^1 (¿) = С/ (1,Ц,У0,у0,у)), 4 е [¿о,Ь], множество

с2£(¿)= П (12)

Теорема 3. Если для фиксированной стратегии Ь = (уо,у(■ )) игрока Е множество СД1 (¿) = ОД1 (1,Ьо,Уо,уо,у)), t е [¿о,^], непусто, то множества СД1 (¿) = С^1 {1,1а,Уа,уа,у)) н П2/ (¿) = П^1 {1,1а,Уа,уа,у)) равны.

Доказательство. Из определения множеств П^1 (¿) и С^1 (¿) следует, что П^1 (¿) С СД^1 (¿). Покажем обратное включение. Предположим противное, что множество Ш = ОД1 (¿) \ ПД1 (¿) непусто. Возьмем любую точку у е Ш. Из построения множества С^1 (¿) получаем, что у е Сд1 ^ (¿) для всех п = 0,1, 2,..., т. е. в частности существуют такие управления прячущегося игрока уп и точки уП е У), что

^^ у (т ^ уП, «п) е т е ^ уф = у.

Из условий (1)-(5) в [21] следует существование такой последовательности чисел {mn}, что

lim sup \\y(r,to,ymn,vmJ - y{r,tQ,yQ,v) 11=0

T e [t0,t]"

для некоторых £ Gq = G^ ^ (to) и v £ DE. Из того, что y = y(t, tg, yo,v) £ ft f (t), следует существование момента т £ [to, t], в котором y(r, tg, yo, v) £ S(x(t)) для некоторой траектории x(■) = x(■, to, щ, u) игрока P. С другой стороны, го построения множества G^1 (t) имеем, что для любого момента tП, к = О,...,2n, разбиения ш(п), п =

0,1,2,..., выполняется соотношение

y(tn,to,ynm,vmJ £s(x(tn)).

Для любого разбиения w(n) существует такой интервал [tn,tn+i]> что т £ [tm, tJO+i]. № каждого разбиения ш(п) возьмем по такому моменту tn = tm (удовлетворяющему условпю т £ [tm,tm+i])- Тогда получим числовую последовательность to ^ t± ^ ■ ■ ■ ^ tn ^ ■ ■ ■ ^ т и по определению разбиения w(n) имеем lim tn = т. Поэтому из условий

n—

(1)-(5) получаем

lim x(tn,to,xo,u) = x(r), lim ^tn,t0,y°n,v„in) = y{r).

n—n—

Множество S(x(t)) (область обнаружения) по нашему предположению для любого t £ [to,ti] открыто. № определения множества G^1 (t) получаем, что

y{tn) = y(tn,t0,ymn ,vmJ £ S{x{tn)), а из замкнутости Y(r, to, Gq) \ S(x(t)) следует, что

y{r)= lim yitn, to, y°n ,vmJ £ Y{r,to,Go) \ S{x{t)),

n—

т. e. y{r) £ S(x(t)).

Из полученного противоречия следует, что П^1 (t) = G^1 (t) для любого момента t £ [to,ti]. Теорема доказана.

Рассмотрим моменты времени t £ [ti,T]. Для любого разбиения w(n) найдется такой интервал [tП, tn+1], что t\ £ (tП , tni+1] при t\ ф t0.

Построим аппроксимирующее множество Qu(n) (T, ti, fi21 (t\, y$, v)) области уклонения Q(T,ti,il^ (t,y$,v)) (8) следующим образом [12]:

Q t)-iY (t'ti'Gß1 (ti,yo,v)), tfc < t < q+1,

п \ Y(t,t1,Gf (h,yo,v)) \ SiX^t^Xv^ (hm, t = tnk+1,

где t £ [h,T], k > ki.

Обозначим через Q (T, t\, fi^1 (t\,yo,v)) множество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q(T,t1,n2/^ьУо^)) = П Qu(n) (ti,yo,v^- (13)

Теорема 4. Если для фиксированной стратегии b = (yo, v(■ )) игрока Е множество Q(T, t\, fi^1 (ti, yo,v)) непусто, то множества Q(T, t, Ы2/(ti,yo,v)) nQ(T,t,if/(t1,y0,v)) (10) равны.

Доказательство теоремы 4 аналогично доказательству теоремы 3.

Пример 1. В качестве простого примера рассмотрим одновременную игру поиска [8,10] с одним ищущим и двумя прячущимися. Пусть на плоскости дан квадрат 0 со стороной а. Начальные множества Xo и Yq равны и совпадают с этим квадратом, X = Y> = Ищущий P и прячущиеся E, E одновременно выбирают точки £ О.

Прячущиеся считаются пойманными, если попадают в открытый круг радиуса I с центром в точке х0. Тогда при а/л/2 < I информационное множество П^1 пусто, так как у игрока P существует гарантирующая обнаружение стратегия — выбор центра квадрата. В случае, когда а/у/2 ;:г I, информационное множество П^1 не является пустым и совпадает с частью квадрата с вырезанным открытым кругом, центр которого совпадает с центром квадрата. Тогда у убегающих существуют стратегии, например выбор угловых точек квадрата, лежащих на одной диагонали, при применении которых ищущий ловит только одного из убегающих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петросян Л. А. Дифференциальные игры преследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

2. Красовский H. П., Субботин А. И. Позиционные дифференциальные игры. М.: Наука, 1974.

3. Субботин А. П., Ченцов А. Г. Оптимизация гарантии в задачах управления. М.: Наука. 1981.

4. Куржанский А. В. Управление и наблюдение в условиях неопределенности. М.: Наука, 1977.

5. Ватухтин В. Д. Об одной игровой задаче наведения с неполной информацией // Прикл. математика и механика. 1980. Т. 44, вып. 4. С. 595-601.

6. Меликян А. А., Черноусько Ф. А. Некоторые минимаксные задачи управления с неполной информацией // Прикл. математика и механика. 1971. Т. 35, вып. 6. С. 952-961.

7. Черноусько Ф. Л. Оценивание фазового состояния динамических систем. М.: Наука", 1988.

8. Петросян Л. А., Зенкевич П. А. Оптимальный поиск в условиях конфликта. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.

9. Петросян Л. А., Томский Г. В. Дифференциальные игры с неполной информацией. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1986.

10. Петросян Л. А., Гарнаев А. Ю. Игры поиска. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.

11. Зенкевич П. А., Местников С. В. Динамический поиск подвижного объекта в условиях конфликта // Вопросы механики и процессов управления. 1991. T."l4. С. 68-76.

12. Местников С. В. Области неопределенности и уклонения в дифференциальных играх поиска и их аппроксимация // Управляемые системы и приложения. Якутск, 1994. С. 63-71.

13. Mestnikov S. V. Estimates for the detection probability and uncertainty domain in a differential search game // Мат. заметки ЯГУ. 1994. T. 1, вып. 2. С. 99-104.

14. Mestnikov S. V. Information sets and mixed strategies in a differential search game. // Мат. заметки ЯГУ. 1996. T. 3, вып. 1. С. 87-94.

15. Зенкевич П. А., Местников С. В. Существование гарантирующих стратегий в дифференциальной игре поиска // Проблемы теории игр в общих системах. Якутск, 1988. С. 57-69.

16. Местников С. В. Аппроксимация области неопределенности в дифференциальных играх поиска // Дифференц. уравнения. 1992. Т. 28, № 6. С. 967-972.

17. Местников С. В. Об информационных множествах в дифференциальных играх поиска // Уч. зап. ЯГУ. Серия: Математика, Физика. Якутск, 1994. С. 32-42.

18. Mestnikov S. V. Information sets in differential search games // Preprint volime. Sixth intern, sympos. on dynamic games and applications. St.-Jovite, Quebec, Canada, 1994. C. 623-628.

19. Mestnikov S. V. Approximation of the information sets in differential search game with detail of pursuers // Proc. of the Tenth intern, sympos. on dynamic games and applications. St. Petersburg, Russia. 2002. P. 630-631.

20. Местников С. В. Аппроксимация информационного множества дифференциальной игры поиска с нарядом ищущих // Мат. заметки ЯГУ. 2002. Т. 9, вып. 1. С. 58-71.

21. Филиппов А. Ф. Дифференциальные уравнения с разрывной правой частью. М.: Наука, 1985.

г. Якутск

1 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.