П.Н. Золотарев,
к.м.н., доцент, Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», г. Самара, Россия, [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕНЕДЖМЕНТ-СИСТЕМЫ В ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЕ
УДК 614.2
Золотарев П.Н. Информационные менеджмент-системы в лабораторной медицине (Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», г. Самара, Россия) Аннотация. В работе представлена информация, отражающая современное состояние применения информационных менеджмент-систем в медицине. При этом для потребностей клинико-диагностических лабораторий в настоящее время активно разрабатываются и внедряются всевозможные модификации лабораторных информационных систем.
Автор работы раскрывает возможности информационных технологий, которые направлены не только на решение медицинских и организационно-методических задач деятельности современных медицинских лабораторий, но и представляет разработанную информационную систему администратора клинико-диагностической лаборатории, которая обеспечивает управление процессами медико-экономического блока.
Разработанная информационная система служит связующим звеном между современными медицинскими информационными системами и лабораторными информационными системами.
Ключевые слова: информационная менеджмент-система; лабораторная информационная система; лабораторная медицина; информационная система администратора клинико-диагностической лаборатории; медико-экономическая информация.
Введение
Автоматизация лабораторий началась достаточно давно. Уже до глобальной компьютеризации в лабораториях появились различные автоматические анализаторы, обеспечивающие выполнение ряда операций по заранее выстроенному алгоритму, увеличивающие тем самым скорость работы и повыша-щие качество лабораторного процесса [5,16].
В последующем это подтолкнуло к необходимости создания ре-ения для управления современными лабораториями автоматизирующего большинство или все бизнес-процессы. Все вышеописанные предпосылки явились причиной для создания нового типа информационных систем управления [5].
Термин «лабораторные информационные менеджмент-системы, ЛИМС» (laboratory information management systems, LIMS) является описанием класса компьютерных систем, предназначенных для управления лабораторной информацией [4,10,15,19,21].
В настоящее время спектр лабораторий, которые используют современные ЛИМС, широк: экспертные, испытательные лаборатории, научно-исследовательские, контрольно-аналитические лаборатории, в том числе по контролю качества; лаборатории в области охраны окружающей среды; естественно-научные
© П.Н. Золотарев, 2016 г.
№5 Менеджер
2016 здравоохранения
лаборатории (в том числе в области клинической лабораторной диагностики); лаборатории в секторе тяжелой промышленности и другие [16,18,20].
В настоящее время современные ЛИМС предназначены как для небольших лабораторий с простыми требованиями к системе, так и для крупных, территориально удаленных лабораторий со сложными требованиями к системе [4,19,23].
Согласно потребности, сформировался рынок всевозможных коммерческих программных продуктов. При этом в мире в настоящее время насчитывается более полусотни разработчиков подобных лабораторных информационных систем, а сама история развития ЛИМС насчитывает не менее 4 поколений [3, 21].
Интеграция ЛИМС и других внешних информационных систем обеспечивает значительные преимущества в бизнесе для любых современных лабораторий. Так, например, при внедрении ЛИМС в лабораторную медицину предусматривается возможность интеграции самой информационной системы с лабораторным оборудованием, различными медицинскими информационными системами, а также с другими административными и финансовыми программами [9,11,12,17].
Для лабораторий в различных отраслях промышленности могут потребоваться дополнительные функции в соответствии с конкретными требованиями к рабочему потоку. Например, для клинико-диагностических лабораторий немаловажным компонентом является вопрос внутрилабораторного контроля качества, системы учета и мониторинга складских запасов реагентики и расходного материала и много другое [7].
Специализированное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации клинико-диагностических лабораторий, принято называть «лабораторной информационной системой» (ЛИС) [6,10].
Лабораторная информационная система - это программная сетевая система, позволяющая полностью автоматизировать
всевозможные бизнес-процессы современной клинико-диагностической лаборатории и активно использовать все преимущества и достижения информационных технологий для эффективного решения задач лабораторной медицины. За рубежом этот термин называется аналогично - Laboratory information system (LIS) [1,2,10,13,22].
Однако, одним из немаловажных показателей перспективности применения является охват внедрения ЛИС в повседневную практику КДЛ.
По данным А.В. Гусева, на 2010 год суммарно все ЛИС, принявшие участие в исследовании, обеспечили 270 инсталляций, автоматизировано примерно 1200 рабочих мест, количество пользователей составило порядка 1500 человек, к лабораторной сети подключено 325 анализаторов. В среднем в течение года ЛИС устанавливаются в 25-30 лечебно-профилактических учреждениях, при этом всеми системами за год автоматизируется работа примерно 350-380 пользователей.
Основными потребителями ЛИС являются медицинские центры, стационары и поликлиники. Весомым клиентом рынка ЛИС являются отдельные клинические лаборатории, число которых хотя и меньше, чем число лабораторий в составе медицинских центров, стационаров и поликлиник, но, несмотря на это, удельный вес таких заказчиков составляет внушительные 22,2%.
Среди рассмотренных потребителей ЛИС основными заказчиками выступают муниципальные учреждения здравоохранения. Вторыми по значимости для рынка являются частные учреждения здравоохранения. Замыкают тройку лидеров ведомственные лечебно-профилактические учреждения [6].
При этом сами сотрудники лабораторий всё чаще проявляют интерес к информационным технологиям. Так, при опросе респондентов о приоритетных изменениях в их работе большая часть из них ответила, что в первую очередь хотели бы внедрить в работу лаборатории именно ЛИС [14].
енеджер
Таким образом, активное внедрение с 1982 года коммерческих ЛИС позволило комплексно автоматизировать современные клинико-диагностические лаборатории, что в свою очередь обеспечило оптимизацию и упрощение целого ряда рабочих процессов; оптимизацию документооборота; максимально эффективно использовать рабочее время сотрудников; максимально эффективно использовать техническую базу; улучшить постоянный контроль качества выполняемых услуг и многое другое.
Все перечисленные усовершенствования возможно отнести к медицинской и организационно-методической деятельности современных КДЛ.
Однако в настоящее время всё активнее набирает оборот процесс коммерциализации медицинских лабораторных услуг. Из структурного подразделения медицинской организации клинико-диагностическая лаборатория становится самостоятельной ячейкой, функционирующей как обособленная единица и участвующая в рыночных отношениях. На первый план работы таких лабораторий, помимо качественно выполненных лабораторных исследований, выходит и их экономическая эффективность.
Приведенные выше аргументы позволили ряду клинико-диагностических лабораторий также выделиться в самостоятельные правовые организации и активно развивать каналы экономической деятельности. Одним из таких каналов, который можно отнести к «классическому», является участие лаборатории в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (система ОМС) или предоставление своих услуг пациентам, застрахованным в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС). Однако данный канал в настоящее время является далеко не приоритетным.
Так, в настоящее время большинство КДЛ, независимо от правовой формы их собственности, всё активнее выходят на рынок розничных продаж со своими медицинскими услугами.
Особым кластером на рынке розничных услуг являются коммерческие взаимоотношения врачей-клиницистов частных медицинских организаций, не имеющих своей лабораторной базы, и медицинских лабораторий. Так, у лечащего врача появляется право выбора в направлении пациента в ту или иную КДЛ для наиболее оперативного и комфортного пациенту прохождения диагностического исследования с точным результатом.
Стоит обратить внимание, что в настоящее время не весь перечень современных лабораторных исследований входит в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи, что служит основанием для обращения врачей-клиницистов к услугам сторонних лабораторных организаций.
Немаловажным является и собственное желание пациента пройти обследование во внешней лаборатории, что ложится в основу просьбы к лечащему врачу для оформления направления на коммерческой основе.
Таким образом, у КДЛ появляется новый канал реализации своих услуг через врачебное сообщество, ориентирующее своих пациентов на выполнение лабораторных исследований в той или иной лаборатории.
В настоящее время руководители ЛПУ все чаще прибегают к механизмам, позволяющим рассчитать переменную часть заработной платы сотрудников на основании показателей оказанных ими медицинских услуг, в том числе на факте направления пациентов на платные лабораторные исследования в лабораторию своего ЛПУ. При этом в настоящее время практически нет четких инструментов, позволяющих отследить вышеописанные показатели.
Формирование взгляда на экономическую эффективность лаборатории в новых условиях вынуждает пересмотреть и концепцию ее информатизации, и требования к ЛИС следующего поколения.
Так, при анализе литературы нами были зафиксированы только единичные упоминания, что коммерческие ЛИС ориентированы
Менедже,
и на розничный канал предоставления услуг, в частности, ориентации на направления в КДЛ потока пациентов от практикующих врачей. Только в описании ЛИС «АльфаЛаб» упоминается информация, что данная информационная система поддерживает функции, ориентированные на ведение базы данных направляющих врачей и их ежемесячных показателей, а также автоматизацию работ медицинских представителей [8].
Получается, что современные условия коммерциализации лабораторных услуг требуют от информационных систем дополнительных функций (модулей), направленных на медико-экономическую отчетность деятельности нового врачебного канала.
Таким образом, в медицинских организациях информационные системы представляют собой крепко сцепленную пару между Медицинской информационной системой и Лабораторной информационной системой (МИС - ЛИС), тогда как современные потребности КДЛ диктуют создание четко прорисованного треугольника между МИС и ЛИС и Информационной системой администратора клинико-диагностической лаборатории «ИСА КДЛ», последняя из которых отражает все актуальные потребности КДЛ в виде ведения базы данных направляющих врачей и автоматизации работы медицинских представителей.
Целью настоящей работы является разработка информационной менеджмент-системы для управления процессами медико-экономического блока в современных клинико-диагностических лабораториях.
Результаты
Разработанная автором настоящей работы компьютерная программа носит название «Информационная система администратора клинико-диагностической лаборатории «ИСА КДЛ». В названии программы отражается основная функциональная задача, направленная на облегчение работы современных медицинских лабораторий с большим потоком
информации, возникающем в следствие активной работы в секторе розничных продаж медицинских лабораторных услуг. Согласно цели разработки данная программа должна стать логичным дополнением к существующим коммерческим лабораторным и медицинским информационным системам.
«ИСА КДЛ» предусматривает три уровня работы, каждый из которых разработан в зависимости от трудовых функций сотрудников, работающих с информационной системой.
Первый уровень - уровень администратора пункта приема биологического материала. Использование данного уровня позволяет сотруднику, работающему на приеме биоматериала, оперативно вносить в «ИСА КДЛ» информацию о пациентах и заказанных ими тестах, а самое главное, фиксировать информацию о врачах, которые направили своих пациентов на лабораторные медицинские услуги.
Своевременно и достоверно ведённая информация позволяет сформировать в программе необходимый объем данных, который в дальнейшем используется сотрудниками на следующих уровнях работы в программе.
Второй уровень - уровень менеджера, повседневно работающего с врачебным сообществом. В функциональные обязанности такого менеджера входит информирование врачей о лабораторных исследованиях, предоставляемых медицинской лабораторией, и ориентировании врачей на направление своих пациентов на сдачу исследований именно в той лаборатории, которую представляет менеджер.
Использование менеджером в своей работе «ИСА КДЛ» позволяет формировать в программе перечень медицинских учреждений, закрепленных за данным менеджером; вести сотруднику единую базу всех врачей, к которым совершаются регулярные визиты; планировать периодичность визитов к врачам, делая индивидуальные отметки о каждом визите; составлять отчетность по визитам за выбранный временной промежуток; группировать врачей по специальностям; отслеживать активность работы врача путем учета
енеджер
поступления денежных средств в кассу организации от пациентов данного врача.
Третий уровень - для руководителя организации. Данный уровень носит собирательный характер. Помимо функциональных возможностей двух вышеописанных уровней, для данного этапа характерно решение таких индивидуальных задач, как составление экономических отчетов по медицинским организациям и конкретным врачам, направившим своих пациентов на сдачу медицинских анализов в КДЛ; анализ работы менеджеров путем оценки качества и количества плановых визитов к закрепленным за ними врачам; аналитика работы администраторов пунктов приемов биоматериала, а именно путем анализа информации, которую они внесли при работе с пациентами, направленными от врачей.
Обсуждение
«ИСА КДЛ» имеет следующие функциональные возможности.
При открытии окна «Новый пациент» у администратора, работающего на пункте приема биоматериала, имеется возможность внесения информации как о каждом пациенте, так и о каждом случае обращения последнего в медицинскую лабораторию.
Окно «Медицинские учреждения» содержит общий список медицинских организаций, с которыми работают менеджеры, совершая плановые визиты к врачам данного учреждения.
В данном окне содержится информация о наименовании лечебного учреждения, адресе его нахождения, контактном телефоне ЛПУ и данные его руководителя.
Стоит также отметить, что окно «Медицинские учреждения» ещё содержит и поисковую строку для оперативного нахождения врача в базе. Т.е., при введении фамилии врача программа автоматически выводит окно, содержащее ссылки на того или иного врача, найденного по результатам запроса.
При нажатии на выбранное медицинское учреждение открывается окно «Врачи медицинского учреждения», отражающее
информацию о врачах, внесенных в данную организацию менеджером.
Окно, помимо информации о враче, содержит еще и данные о количестве пациентов, которые обратились от врача в медицинскую лабораторию.
При нажатии на графу с фамилией врача из конкретного медицинского учреждения открывается окно «Встречи», позволяющее отследить всю историю общения менеджера с данным врачом, а именно дату визита менеджера и короткую информацию об устных договоренностях.
При открытии окна «Экономический отчет» у руководителя появляется возможность выбрать то или иное медицинское учреждение, по которому он хочет сформировать экономическую отчётность.
При выборе конкретного врача программа «ИСА КДЛ» выводит окно «Экономический отчет по врачу» в заданном нами временном интервале, с детальной экономической информацией по выбранному нами специалисту. Таким образом, руководитель медицинской лаборатории, пользуясь окнами экономического отчета в режиме реального времени, может проводить оценку результативности работы менеджеров с врачами сторонних медицинских организаций, а выбирая различные временные интервалы, возможно проследить и экономическую эффективность работы всего данного направления.
При выборе окна «Анализ работы менеджера» появляется поле, позволяющее руководителю увидеть всех менеджеров организации, зарегистрированных в «ИСА КДЛ», а последующий выбор того или иного сотрудника из этого списка позволяет провести аналитическую работу с информацией, указанной ниже.
Так, при нажатии на кнопку с фамилией интересующего нас менеджера и выборе конкретного временного промежутка мы можем проанализировать количество визитов, совершенных данным менеджером в выбранный нами временной интервал к тому или
Менедже,
иному врачу. При этом мы видим не только количество совершенных визитов, но и паспортные данные этого врача, а также и место его работы, т.е. медицинскую организацию, к которой он прикреплен.
При открытии данного окна «Анализ работы администратора» «ИСА КДЛ» у руководителя появляется возможность оценить информацию, внесенную администраторами пункта приема биоматериала.
Верхняя часть окна содержит поля для выбора временного интервала. Указав необходимый временной промежуток и нажав кнопку «найти», формируется отчет за данный период.
Также в данном окне имеется сортировка введённой ранее информации по таким критериям, как имя менеджера, имя администратора. Первая сортировка позволяет оценить активность направления врачами пациентов, закрепленных за данным менеджером в выбранный временной промежуток в медицинскую лабораторию, а последняя сортировка позволяет определить объем информации в «ИСА КДЛ», введенный конкретным администратором.
Выводы
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что разработанная «Информационная система администратора клинико-диагностической лаборатории» является уникальной программой, позволяя решать главенствующие задачи современных клинико-диагностических лабораторий, нацеленных на консолидацию финансовых результатов розничного сектора продаж. «ИСА КДЛ» также является связующим звеном между коммерческими лабораторными и медицинскими информационными системами.
К принципиальным преимуществам данной программы можно отнести такие возможности системы, как:
Разграничение уровней доступа. Наличие различных уровней доступа для администратора, менеджера и руководителя позволяет разделить в программе потоки имеющейся информации в зависимости от функциональных
задач сотрудников; создать простоту работы для конкретного пользователя программы, а также соблюсти конфиденциальность информации для каждого уровня.
Хронологическое распределение информации. Наличие возможности задать хронологический интервал при поиске информации в программе позволяет оперативно получить запрашиваемые данные в разрезе выбранного временного периода, что крайне актуально для составления медико-экономических отчетов соответствующей направленности.
Возможность сортировки информации. Практически каждый блок информации имеет возможность проведения сортировки, что позволяет оценить в программе информацию в зависимости от заданных параметров.
Наглядность. Добавленное в программу цветовое деление той или иной информации позволяет более оперативно и качественно проанализировать внесённые данные, а также упростить работу при поиске новой информации.
Переходность окон. Наличие встроенных внутренних ссылок внутри каждого окна позволяет оперативно переходить с одного рабочего поля на другое, не выходя в главное меню программы, что также благотворно сказывается и на экономии рабочего времени сотрудников, работающих в данной информационной системе.
Простота доступа к программе. Размещение «ИСА КДЛ» на корпоративных серверах организации позволяет осуществить доступ к программе с любого компьютера при наличии подключенного интернета и знании логина и пароля.
Таким образом, «ИСА КДЛ» является актуальной информационной системой, отвечающей передовым требованиям к анализу медико-экономической информации в современной лабораторной медицине.
Разработанная автором новая информационная менеджмент-система служит связующим звеном между современными медицинскими информационными системами
енеджер
и лабораторными информационными системами (МИС - ЛИС), что четко отражает актуальную потребность клинико-диагностических лабораторий, нацеленных на коммерциализацию лабораторного процесса.
Дальнейшая интеграция трех информационных систем (МИС-ЛИС-«ИСА КДЛ») в единую менеджмент-систему должна стать новым направлением в развитии информационных технологий лабораторной медицины.
1. Андрющенко Р.А., Юрдик А.В., Карпов П.В. Лабораторно-информационная система Starlims в практике клинико-диагностических лабораторий // Медицинский алфавит. Лабораторная диагностика. - 2008. № 2. С. 59-63.
2. Викентьев А.В, Михеев В.В., Полуэктов С.В. Анализ влияния коммерциализации медицинских лабораторий на развитие лабораторных информационных систем // Лабораторная медицина. - 2002. № 5. С. 52-57.
3. Горшков Ю.В. Автоматизированная система аналитического контроля пиро-металлургического производства Надежнинского металлургического завода // Рентгеновские методы анализа в научных исследованиях и контроле производственных процессов: Тезисы докладов 4-го Зонального семинара. г. Красноярск. - 1983. С. 127-130.
4. ГОСТ Р 53798-2010 Стандартное руководство по лабораторным информационным менеджмент-системам (ЛИМС) Москва, Стандартинформ, 2010.
5. Гулиев А.Я. Перспективы механизмов интеграции лабораторных информационных систем и медицинского оборудования // Труды международной конференции «Программные системы: теория и приложения», ИПС РАН им. А.К. Айлама-зяна, г. Переслаль-Залесский. - 2009. С. 1-11.
6. Гусев А.В. Российские лабораторные информационные системы // Справочник заведующего КДЛ. - 2010. № 7. с. 21-28.
7. Дьяконова Э.Н., Манахова Л.Ю., Михеев В.В., Полуэктов С.В. Лабораторная информационная система Altey Laboratory в технологическом процессе Окружной лаборатории СВАО г. Москвы // Медицинский алфавит. Современная лаборатория. - 2011. № 1. С. 52-54.
8. Егорушкин А. ЛИС «АльфаЛАБ» - больше, чем просто ЛИС. Возможности, выходящие за границы лаборатории // Современная лабораторная диагностика. - 2015. № 1 (15). с. 6-7. ЛИС «АльфаЛаб» - лабораторная информационная система, которая работает на вас // Лаборатория ЛПУ. 2014. № 4. с. 1-5.
9. Ильин А.В. Опыт интеграции ЛИС Innovasystem и МИС «Медиалог» в ФГБУ «Эндокринологический научный центр Минздравсоцразвития России // Медицинский алфавит. Современная лаборатория № 4. - 2012. № 4. С. 66-68.
10. Кишкун А.А., Гузовский А.Л. Лабораторные информационные системы и экономические аспекты деятельности лаборатории. - М., Лабора. 2007. - 256 с.
11. Копаница Г.П. Развитие медицинских и платежных данных в медицинской информационной системе // Врач и информационные технологии. 2015. № 1. С. 12-16.
Менедже,
12. Манукян Л.М., Малышева Н.Б., Иванец Н.В., Светашев М.Г. Общие аспекты автоматизации клинических лабораторий в России // Лабораторная медицина. - 2005. № 7. С. 118-122.
13. Меркулов В.А., Сакаева И.В., Кошечкин К.А., Сбоев Г.А. Опыт создания системы управления качеством в лабораториях на примере практики внедрения лабораторной информационной системы // Ведомости НЦЭСМП. - 2012. № 4. С. 14-18.
14. Мокшин А.В. Особенности организации работы клинико-диагностических лабораторий в России // Справочник заведующего КДЛ. - 2012. № 11. с. 6-11.
15. Муратова Н.М., Грошева Л.П. Использование новых информационных технологий в практике аккредитации испытательных лабораторий и центров // Мир стандартов. -2006. № 7(8). С. 51-54.
16. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы. Теория и практика / Под ред. Г.И. Назаренко, Г.С. Осипова. М., 2005. 320 с.
17. Ольховский И.А. Облачная интеграция: ЛИС, МИС, семейный доктор и деньги пациента // Клиническая лабораторная диагностика. - 2012. № 09. С. 10-11.
18. Скобелев Д.О., Зайцева Т.М. К вопросу о маркетинговых исследованиях в сфере ЛИМС // Контроль качества продукции. - 2009. № 9. С. 29-32.
19. Скобелев Д.О., Зайцева Т.М. Лабораторные информационные системы (ЛИМС) // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. - 2009. Т. 75. № 12. С. 57-62.
20. Терещенко А.Г., Терещенко В.А., Юнак А.Л. Автоматизация процессов управления химико-аналитической службы промышленного предприятия с помощью лабораторной информационно-управляющей системы // Автоматизация в промышленности. - 2011. № 10. С. 18-22.
21. Gibbon G. A Brief History of LIMS // Laboratory Automation and Information Management. - 1996. - I ssue 32. - P. 1-5.
22. Kost G.J. Handbook of clinical automation, robotics, and optimization. New York etc.: Wiley, 1996, 952 p.
23. Skobelev D.O., Kozlov A.D., Perepelitsa V.L., Makarova A.S., Zaytseva T.M. Laboratory information management systems in the work of the analytic laboratory // Measurement Technigues. - 2011. Т. 53. № 10. С. 1182-1189.
UDC 614.2
Zolotarev P.N. Information management systems in laboratory medicine (Private educational of higher education «Medical university «REAVIZ», Samara, Russia)
Abstract. The paper presents information that reflects the current state of information management systems applying in medicine. In this case, now various modifications of laboratory information systems are actively being developed and implemented for the needs of clinic-diagnostic laboratories.
The author discloses information technology capabilities that are designed not only to solution of medical and organizational-methodical problems of modern medical laboratories, but also represents the designed information system for an administrator of a clinic-diagnostic laboratory, which provides management of medical-economic processes. The information system is a link between modern health information systems and laboratory information systems. Keywords: information management systems; laboratory information system; laboratory medicine; information system for administrator of a clinical-diagnostic laboratory; medical-economic information.
енеджер