Научная статья на тему 'Информационные инновационные технологии в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности'

Информационные инновационные технологии в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION CUSTOMS INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION / ТЕХНОЛОГИЯ "ЕДИНОЕ ОКНО" / TECHNOLOGY "SINGLE WINDOW"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Яргина Наталья Юрьевна, Топкова Ирина Александровна, Кузнецова Ирина Сергеевна, Хребтова Александра Андреевна

Обобщены и систематизированы данные, полученные в результате выполнения научно-исследовательской работы на кафедре технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Яргина Наталья Юрьевна, Топкова Ирина Александровна, Кузнецова Ирина Сергеевна, Хребтова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CUSTOMS INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN GOVERNMENT REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The results of the research work of the department of technical means of customs control and criminalistics of St.-Petersburg branch of the Russian Customs Academy named after Vladimir Bobkov was generalized and systematized

Текст научной работы на тему «Информационные инновационные технологии в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»

® УДК 004.9

< ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ

И ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Й

С Афонин П.Н.

У Яргина Н.Ю.

Топкова И.А.

^ Кузнецова И.С.

^ Хребтова А.А.

Е

5"1 Обобщены и систематизированы данные, полученные в результате выполнения

^ научно-исследовательской работы на кафедре технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала

С Российской таможенной академии Рч

О The results of the research work of the department of technical means of customs cont-

(Y} rol and criminalistics of St.-Petersburg branch of the Russian Customs Academy named

[Q after Vladimir Bobkov was generalized and systematized

О

Ключевые слова: информационные инновационные таможенные технологии; "К таможенное администрирование; технология «Единое окно»

S Keywords: information customs innovative technologies; customs administration;

g technology «Single window»

£

Применение информационных технологий является одним из факторов, определяющих тенденции развития Федеральной таможенной службы К Российской Федерации (далее - ФТС России) и инструментов таможенно-^ го администрирования.

^ Таможенными органами передовых стран используется технология

«Единое окно», предложенная Европейской экономической комиссией ^ ООН1. Механизм «Единого окна» позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита2.

1 Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «Единого окна» ЕЭК ООН № 33 (Женева, 2005) // Европейская экономическая комиссия ООН: [сайт]. [2000-2014]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_ trd352r.pdf.

2 Там же.

Внедрение данного механизма является перспективным направлением развития информационных технологий в таможенной деятельности ФТС России.

Основанием для выполнения работы послужил План научной деятельности Российской таможенной академии на 2013 год. Данная научно-исследовательская работа (далее - НИР) имеет прикладной характер и соответствует третьей изучаемой проблеме исследования «Повышение эффективности функционирования таможенных органов» в соответствии с Тематикой перспективных научных исследований Российской таможенной академии на 2009-2013 годы.

Целью указанной НИР является совершенствование информационных технологий таможенного контроля товаров на современном этапе развития таможенной службы. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния применения информационных технологий в таможенном деле.

2. Рассмотреть теоретические основы повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий.

3. Разработать практические рекомендации по повышению эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий.

Объектом исследования являются информационные технологии, применяемые в таможенной деятельности.

Предмет исследования - информационная технология «Единое окно».

Данная НИР выполнена в рамках формирования и развития научного направления «Системный анализ, управление и обработка информации (по таможенному делу). Код научной специальности - 05.13.01.

Научно-методическая база НИР включает в себя материалы международных научно-практических конференций по применению технологии «Единое окно», исследования Европейской экономической комиссии ООН «О готовности законодательной системы Российской Федерации к внедрению принципа «Единого окна» для внешней торговли», «О применении в Российской Федерации систем классификации, кодирования и электронной передачи данных для внешней торговли, их взаимной совместимости и соответствия международным стандартам и рекомендациям».

Нормативно-правовую базу исследования составили: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 в редакции Протокола от 26.06.1999, Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных

технологиях и о защите информации», Таможенный кодекс Таможенного союза, Соглашение «О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза» от 21.09.2010.

Анализ современного состояния применения инновационных информационных технологий

В 1999 году в рамках Киотской конвенции впервые на мировом уровне были рассмотрены методы упрощения и гармонизации таможенных процедур, разработанные под эгидой Всемирной таможенной организации (ВТО или WCO)3. Конвенция затрагивает вопросы внедрения, применения и совершенствования информационных технологий в таможенной деятельности.

Первоначальные шаги, касающиеся применения информационных технологий, были закреплены в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года.

Еще одним документом, который утверждает курс на развитие, расширение, внедрение и совершенствование таких информационных технологий, как электронное декларирование, удаленный выпуск, предварительное информирование, является Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года4.

В законодательстве государств - членов Таможенного союза вопросу применения информационных систем и информационных технологий посвящена глава IV (статьи 43-46) Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Кодекс устанавливает необходимость использования информационных систем и информационных технологий, включая электронные способы передачи информации, средства их обеспечения при осуществлении таможенных операций должностными лицами таможенных органов.

Требования Киотской Конвенции о соблюдении норм, касающихся информационной безопасности, отражены в п. 2 ст. 43 ТК ТС: «Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза»5.

3 Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур (Киот-ская конвенция) от 18.05.1973 в ред. Протокола от 26.06.1999 // Виртуальная таможня: [сайт]. [1998-2014]. URL: http://www.vch.m/cgibin/guide.cgi?table_code=9&action=show&id=42.

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // ФТС РФ: [сайт]. [2004-2014]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=172 20&Itemid=2375.

5 Таможенный кодекс Таможенного союза // ЕврАзЭС: [сайт]. URL: http://www. tsouz.ru/

В рамках Евразийского экономического сообщества разработано Соглашение «О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза» от 21.09.2010, которое в целях упрощения осуществления внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории Таможенного союза устанавливает и оговаривает необходимость сотрудничества в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами.

Глава VII Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в отличие от ТК ТС, оговаривает цель применения информационных технологий в таможенной деятельности - обеспечение выполнения возложенных на таможенные органы задач, в том числе обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, оказание государственных услуг населению, участникам внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации в электронном виде6.

Таможенное администрирование представляет собой деятельность уполномоченных органов в сфере таможенного дела, которая направлена на реализацию целей и задач, установленных таможенным законодательством, связанных с эффективным и качественным трансграничным перемещением товаров через таможенную границу7.

В Российской Федерации начало реформирования системы таможенного администрирования и системной информатизации таможенной службы пришлось на 90-е годы XX века. Разрабатывалась нормативно-правовая база, создавались специализированные подразделения (к примеру, главный научно-информационный вычислительный центр (Центральное информационно-техническое таможенное управление))8, отвечающие за обеспечение необходимыми средствами обработки информации и техническое оснащение таможенных органов.

В Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭс с целью совершенствования и оптимизации системы таможенного администрирования создан проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах»9.

DOCS/KODEKS1/Pages/default.aspx.

6 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 23.01.2014) // Рос. газ. 2010. 29 ноября. № 269.

7 Таможенное администрирование: особенности национального законодательства государств -членов Таможенного союза. URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Economics/2_93685. doc.htm.

8 История ГНИВЦ ФТС России // ЦИТТУ ФТС РФ: [сайт]. [2004-2013]. URL: http://edpc. customs.ru/edpc/2012-02-24-07-21-02/3-2008-10-19-16-28-13.

9 Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http://

Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 26.03.2013) утвержден план мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, так называемая дорожная карта, которая устанавливает контрольные показатели и их целевые значения на 2013-2018 годы10.

К направлениям развития информационных технологий в рамках реформы таможенного администрирования можно отнести технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД, которые включают в себя:

- совершенствование способов электронного декларирования путем создания общедоступного портала электронного декларирования;

- совершенствование и упрощение представления предварительной информации, проработка механизмов ведения обязательного предварительного информирования;

- обеспечение возможности участникам ВЭД электронного декларирования товаров, помещаемых под любые таможенные процедуры;

- расширение электронного взаимодействия с иными контролирующими органами с целью исключения обременения участников ВЭД по представлению таможенным органам разрешительных документов;

- совершенствование структуры таможенных органов, адаптированной под применение 100-процентного электронного декларирования;

- использование технологии удаленного выпуска.

В целях упрощения таможенного контроля используется принцип вы-борочности и система управления рисками.

ФТС России в перспективе планирует переход полностью на 100-процентное электронное декларирование. Сложность перехода на данный момент обусловлена нормативно-закрепленным правом подавать декларации в письменном виде: таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации11. В таких случаях Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме12.

Развитие технологии электронного декларирования предоставило возможность применять технологию удаленного выпуска товаров.

Удаленный выпуск позволяет подавать декларацию на товары и другие необходимые документы и сведения для его успешного оформления

www.consultant.ru/law/hotdocs/21172.html.

10 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 26.09.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru.

11 Таможенный кодекс Таможенного союза // ЕврАзЭС: [сайт]. URL: http://www. tsouz.ru/ DOCS/KODEKS1/Pages/default.aspx.

12 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Рос. газ. 2010. 29 ноября. № 269.

на внутренний таможенный пост при фактическом размещении товаров на складах временного хранения, в зонах таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе.

С 2009 года Федеральная таможенная служба осуществляет проект по использованию предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска, а с 17 июня 2012 года в связи с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 89913 предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, является обязательным.

Современная система таможенного администрирования, согласно требованиям Киотской Конвенции, должна предусматривать применение системы управления рисками (далее - СУР).

Целью создания СУР в таможенной системе России является эффективное использование ресурсов таможенных органов, направленное на предотвращение нарушений таможенного законодательства.

Первые шаги, базирующиеся на системном подходе внедрения элементов СУР, основаны на базе Киотской Конвенции и утверждены приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы утверждения рисками в таможенной службе Российской Федерации»14. С этого времени берет начало переход от тотального контроля к его выбороч-ности, позволяющий находить компромисс между обеспечением эффективного контроля и соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны и содействием развитию торговли15.

Принцип СУР основан на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации, на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации16.

В соответствии с Генеральным приложением Конвенции разработан понятийный аппарат, свод принципов создания СУР и механизмы ее

13 Решение КТС от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» // Таможня.ру: [сайт]. URL: http://www.tamognia.ru/doc_base/document. php?id=1590174.

14 Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // Правовая система «Референт»: [сайт]. [2013]. URL: http://www.referent.ru/1/62679.

15 Хребтова А.А. Принцип выборочности в управлении рисками. Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сб. материалов Молодежной научно-практической конференции с международным участием. Том III. Инновационная Россия - страна возможностей: взгляд молодых лидеров / Под общ. ред. профессора А.Н.Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 161-165.

16 Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // Правовая система «Референт»: [сайт]. [2013]. URL: http://www.referent.ru/1/62679.

функционирования, созданы специализированные подразделения - отделы применения системы управления рисками17.

Планы по реализации выборочного контроля в СУР предполагали к 2009 году снижение объема досмотровых мероприятий до 10 % товарных партий при ввозе, при вывозе - до 8 %18.

Общая динамика результатов применения профилей рисков представлена на рис. 1. По сведениям отчетности на 2013 год доля таможенных партий ввозимых/вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения системы управления рисками при осуществлении таможенных процедур, в общем количестве товарных партий составляет 0,23 %.

Доля таможенных партий товаров, подвергнутых выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров - не менее 4,5 %.

По официальным данным ФТС России в течение 2012 года админи-стрировалось 203 профиля риска, из них 112 профилей рисков (55,2 %) разработаны по направлению контроля таможенной стоимости.

По результатам применения профилей рисков в 2012 году при импорте товаров возбуждено 5383 дела об административных правонарушениях (АП), 27 уголовных дел; при экспорте товаров - 1182 дела об АП, 4 уголовных дела.

Рис. 1. Доля таможенных партий ввозимых/вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения СУР при осуществлении таможенных процедур в общем количестве товарных партий

17 Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2007. С. 5.

18 Информационные технологии управления рисками при таможенном контроле // ФТС РФ:

[сайт]. [2004-2013]. URL: http://customs.ru. 188 Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (51) 2014

По мнению Европейской экономической комиссии ООН, задачи упрощения процесса таможенного оформления можно решить путем создания и использования правительствами и торговыми предприятиями технологии «Единое окно». Рекомендация № 33, в которой описан механизм «Единого окна», была одобрена в сентябре 2004 года главами делегаций Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН).

Федеральная таможенная служба России активно внедряет в таможенную практику технологии, позволяющие выполнять широкий спектр задач и функций, в том числе технологии передачи данных электронным способом, уже успешно сумевшие себя зарекомендовать.

Федеральный закон от 30.12.2006 № 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»19 является первым шагом к внедрению принципа «Единого окна» - оставляет на границе только пограничную и таможенную службу. К действующим функциям таможенных органов прибавляются функции по проведению транспортного контроля, а в части проверки документов и сведений - проведение ветеринарного, фи-тосанитарного, санитарно-эпидемиологического контроля.

Вторым шагом является разработка Межведомственной автоматизированной информационной системы, которая будет основой взаимодействия государственных контрольных органов в пункте пропуска на основе использования современных информационных технологий. Создаются базы данных, хранящие информацию о субъектах ВЭД, о транспортных средствах, о перемещаемых товарах, о деятельности таможенных органов осуществляется информационное взаимодействие таможенных органов между собой (АСКТТ; ЦРВЭД; БД РТУ; таможен и таможенных постов; ЕБДСЦ).

Следующим этапом в рамках разработанной системы является установка связи, подключение автоматизированных систем, обеспечение взаимодействия контролирующих государственных органов и таможенных органов в целях двустороннего обмена информацией, сведениями и документами в электронном формате, а также обеспечение возможности получения результатов проведенного контроля (получение разрешительных документов через систему).

Окончательная картина внедрения технологии «Единое окно» должна представлять собой электронную систему, позволяющую оформлять товары путем ввода информации о них один раз, в которую включены государственные органы, ФТС России, таможенные службы Республики Казахстан и Белоруссии, а также участники ВЭД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Федеральный закон от 30.12.2006 № 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // Справочно-пра-вовая система «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru.

Для оценки эффективности применения таможенными органами информационных технологий разрабатываются методики, определяющие значения показателей. Рассмотрим некоторые их них:

1. Показатель «количество таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования» (К.) рассчитывается в единицах по формуле:

К = К , + К - К , (1)

1 1-1 1 вкл 1 искл 4 '

где К1-1 - количество таможенных органов, включенных в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, на начало отчетного периода;

К - количество таможенных органов, включенных в Перечень в от-

1 вкл

четном периоде;

К - количество таможенных органов, исключенных из Перечня в

1 искл

отчетном периоде.

Источником для расчета данного показателя является перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования.

Рис. 2. Динамика значений показателя «количество таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы

декларирования»

Анализируя изменения значений (рис. 2) показателя за 2005-2010 годы, можно сделать вывод: в 2010 году целевое значение показателя достигнуто за счет завершения работ по технической оснащенности таможенных органов в целях перехода с 1 января 2011 года на электронное декларирование при

экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях.

2. Показатель «доля таможенных партий ввозимых/вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения системы управления рисками при осуществлении таможенных процедур, в общем количестве товарных партий» (ФЗП) рассчитывается в процентах.

Значение показателя рассчитывается по формуле:

(2)

где КД - общее количество партий ввозимых/вывозимых товаров, в отношении которых применялась мера по минимизации рисков «Таможенный досмотр товаров»;

КТП - общее количество таможенных партий ввозимых/вывозимых товаров, оформленных в отчетном периоде.

Источником данных для показателя является форма статистической отчетности «78-СУР» «Отчет по применению системы управления рисками», утверждаемая ежегодно издаваемым приказом ФТС России «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России».

3. Показатель «доля таможенных партий товаров, подвергнутых выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров» рассчитывается в процентах.

Значение показателя рассчитывается по формуле:

где N - число партий товаров, в отношении которых на основании профилей рисков были проведены эффективные таможенные досмотры;

N - общее число партий товаров, досмотренных таможенными органами на основании профилей рисков.

Источником данных для расчета показателя являются:

- форма статистической отчетности «78-СУР» «Отчет по применению системы управления рисками», утверждаемая ежегодно приказом ФТС России «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России»;

- отчет о результатах применения мер по минимизации рисков в электронной копии ДТ;

- отчет о результатах применения мер по минимизации рисков в электронной копии транзитной декларации;

- электронный журнал учета результатов применения мер по минимизации рисков.

Рис. 3. Динамика исполнения показателя «доля таможенных партий товаров, подвергнутых

выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров»

Увеличение значения показателя (рис. 3) до уровня 14,1 % в 2012 году произошло за счет повышения эффективности применения системы управления рисками.

4. Показатель «количество стран - торговых партнеров России, с которыми заключены соглашения о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» (КС) рассчитывается в единицах.

Значение показателя рассчитывается по формуле:

КС = ¿ВД+КД), (4)

i=1

где КД1 - количество заключенных соглашений о предварительном информировании таможенных органов;

КД - количество заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

п - количество стран - торговых партнеров России, с которыми заключены соглашения о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах.

Рис. 4. Динамика показателя «количество стран - торговых партнеров России,

с которыми заключены соглашения о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах»

Источником для расчета значений показателя являются: экземпляры соглашений (копии и подлинники), зарегистрированные и учтенные ФТС России в установленном порядке.

Увеличение значения показателя (рис. 4) до уровня 21 страны за счет активизации переговорного процесса с крупнейшими странами - торговыми партнерами Российской Федерации.

Вышеперечисленные методики позволяют рассчитать показатели эффективности деятельности ФТС России, касающиеся применения информационных технологий.

Теоретические основы повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий

Структура таможенных органов, приведенная на рис. 5, представляет собой модель, в которой составляющие распределены по иерархическому принципу от центрального аппарата управления (ФТС России) до непосредственных исполнителей - таможенных постов (т/п).

Для функционирования системы органов требуется обмен информацией сверху вниз и наоборот.

Модель, представленная на рис. 6, связывает воедино компоненты обеспечения таможенной деятельности и системы таможенных органов в целом.

Основа модели - организационная структура таможенных органов. Транспортной средой является четырехуровневая Ведомственная интегрированная система (ВИТС).

Рис. 5. Структура таможенных органов ФТС России

Модель предусматривает обмен информацией посредством ВИТС. Это могут быть и приказы ФТС России, «требования сверху», которые доводятся до сведения нижестоящих таможенных органов, а именно должностным лицам. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России обеспечивает информационно-техническое оснащение таможенных органов, программное обеспечение.

Модель также предусматривает интеграцию информационных ресурсов с другими федеральными органами исполнительной власти и таможенными службами других государств.

Функционирование системы таможенных органов как единой системы должно обеспечиваться созданной «инфраструктурой» и необходимыми ресурсами. Это касается правового, информационного, технического, технологического, кадрового, организационного обеспечения деятельности таможенных органов. Слаженную работу всех систем обеспечивает ЕАИС ФТС России, а связь между компонентами - ВИТС ФТС России.

Модель «Единого окна» в ФТС России и в Таможенном союзе должна быть адаптивна к сложившимся условиям, однако для эффективного функционирования «Единого окна» необходимо соблюдение ряда требований:

1. Выбор головной организации.

2. Приведение форм документов к унифицированной форме и однократному вводу информации.

3. Подготовка должностных лиц государственных органов к переходу на новую технологию. Отработка логических схем оформления документов в автоматизированном режиме.

Рис. 6. Многоплоскостная модель обеспечения таможенной деятельности

4. Определение интервала времени, необходимого на оформление документа и его регламентация.

5. Техническое, технологическое, программное, кадровое обеспечение государственных органов.

6. Технико-экономическое обоснование (минимальный набор данных).

Структурно-логическая модель технологии «Единое окно» отражает ее

составляющие и их взаимосвязь:

- в таможенной службе создана МИАИС, на основе которой построена данная модель. МИАИС обеспечивает взаимодействие федеральных органов государственной власти и таможни, представляющей головной орган (Govemment - to - Government);

- в модель включены участники ВЭД, без наличия которых технология не «работала» бы (Business - to - Government);

- указаны основные процессы работы с информацией от участника ВЭД (ФЛК, сортировка, обработка, анализ, маршрутизация).

Система управления рисками, используемая таможенными органами, является эффективным механизмом обеспечивающим удовлетворение государственных интересов (проведение контроля и его высокая эффективность, меньшие затраты ресурсов) и участников ВЭД (выборочность контроля при применении СУР, уменьшение временных затрат, сокращение очередей в пунктах пропуска).

Рис. 7. Структурно-логическая модель «Единого окна» с выделенной областью

Выделенная область на рис. 7 показывает, что на этапе обработки информации, полученной от участника ВЭД в интегрированной системе «single window», происходит выявление возможности возникновения рисковых ситуаций с помощью системы управления рисками, так как это оптимальное «место», где имеются технические, кадровые, информационные ресурсы, позволяющие применять СУР.

Модель «Единого окна» предполагает ввод в систему только электронных данных, сведений и документов о товарной партии, транспортном средстве, перевозчике, то есть рисковые ситуации связаны только с электронной информацией, представляемой участником ВЭД (рис. 8).

Модель СУР, а именно оценки риска, применимая к технологии «Единое окно», представлена на рис. 9.

Проверка на соотнесение информации, полученной от участника ВЭД, индикаторам рисков в профилях рисков заключается в определении критериев с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет применять меры по минимизации рисков.

Подбор профилей рисков, с которыми информация, полученная от участника ВЭД, коррелирует полностью либо в большей степени, заключается в выборе из баз данных актуальных на момент обработки профилей рисков.

Рис. 8. Рисковые события модели «Единое окно»

Оформление документов в установленной порядке

Рис. 9. Модель оценки риска, применимая к технологии «Единое окно»

Таким образом, технология «Единое окно», реализованная в таможенных органах, позволяет проводить с информацией, полученной таможенными органами от участника ВЭД, обработку, форматно-логический контроль, а также проверку на выявление риска. Все это уменьшает степень риска, так как сведения проходят проверку еще до прибытия товара в пункт пропуска, а следовательно СУР позволит предвидеть возможные случаи, когда может быть нарушено таможенное законодательство, и пресечь попытки этого нарушения применением мер по минимизации рисков.

Разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий

Механизм «Единого окна» предусматривает взаимодействие органов, включенных в систему, имеющих непосредственное отношение к оформлению документов для перемещения товаров и транспортных средств.

Для проведения операций по уплате пошлин, налогов, сборов в режиме on-line участниками ВЭД, отслеживания статуса этих операций таможенными органами, для обновления информации, хранимой в системе, с учетом изменений обменных курсов, тарифных кодов и ставок пошлин разумно в структурно-логическую модель включить банковские организации.

Одним из критериев эффективности является степень интеграции информационных ресурсов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации. Для повышения эффективности по данному критерию целесообразно систематизировать информацию, то есть привести всю совокупность сведений об объектах к универсальному виду, позволяющему компетентным органам, в том числе и таможенным органам, пользоваться этой информацией: обновлять, изменять, удалять.

Информация должна вводиться в систему один раз. Это позволит должностным лицам таможенных органов не терять время на ввод данных, а заниматься только их проверкой и фактической сверкой документов с представленными для ввоза/вывоза/транзита товарами.

На этапе обработки информация проходит проверку на риски, что позволяет по существу и в перспективе при прибытии товара в пункт пропуска принимать меры для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (должностные лица таможенных органов имеют уже «на руках» информацию о сработанном профиле риска и мерах по его минимизации).

Еще одним критерием, определяющим эффективность деятельности таможенных органов, является качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи, оперативность мониторинга таможенной деятельности.

Участники ВЭД должны быть вовлечены в систему, что обеспечит ее функционирование. Для этого необходимо сформулировать рекомендации в отношении стратегии рекламно-пропагандистской и коммуникационной деятельности для разработки и эксплуатации «Единого окна».

Распределение функциональных обязанностей между элементами «Единого окна» обеспечит решение поставленных задач, слаженное функционирование всей системы, а головной орган (таможня) будет осуществлять четкое управление всеми процессами планирования, практического выполнения, контроля и оценки.

Еще одним шагом к повышению эффективности деятельности таможенных органов является сокращение числа необходимых для оформления импорта/экспорта/транзита документов (согласно «дорожной карте», утвержденной Распоряжением Правительства РФ20) и переход на электронный документооборот между таможенными органами, государственными органами, участниками ВЭД, что позволит сократить время таможенного оформления и упростить этот процесс.

Применение технологии «Единое окно» по своей сути позволит исключить коррупционную составляющую как в таможенных органах, так и в иных государственных органах, поскольку прямого контакта с участниками ВЭД нет. Это еще один показатель, снижение которого повышает эффективность деятельности.

Защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам является еще одним критерием, оценивающим деятельность таможенных органов.

Таким образом, технология «Единое окно» позволяет повышать эффективность деятельности, уменьшать затраты участников ВЭД на оформление документов, четко регламентировать время оформления этих документов, анализировать информацию о товаре по аналогии с предварительным информированием, выявлять еще на этапах обработки информации случаи рисковых ситуаций.

На основе модели СУР (рис. 7) рассмотрим, как можно совершенствовать СУР в рамках «Единого окна».

В механизме «Единого окна» циркулирует информация, присланная от участника ВЭД в электронном виде, носящая характер предварительно заявленной, то есть проверку на выявление риска проходит информация, возможно отличающаяся от фактической (при нарушениях законодательства). Поэтому необходимо учитывать:

- возможность предоставления участником ВЭД недостоверной информации, сведений и документов;

- возможность истечения сроков действия документов;

- критерии отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска.

В целях совершенствования информационного обеспечения СУР, оценки эффективности применяемых профилей риска, обоснования разработки и введения в действие новых профилей риска целесообразно использовать систематизированную базу данных о субъектах и объектах таможенных правонарушений, которая способствует повышению полноты используемой СУР информации. Рис. 10 отражает схему функционирования СУР с

20 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 26.09.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационным обеспечением «Единого окна», в которое интегрирована база данных о субъектах и объектах таможенных правонарушений.

ИнфОрШЦК! и LMUJIJIlI.IMUHhUIL'k'LKlíM ПСиЛЯЬИ t SJtíl ¡КХШиИ UUL

AllÚ.lHj 1ij JIJ^LHLL piliKil

HHl|lüpk]jJ|Ul íl L\lÍRLtIil IL úÜlUÍTliS. jaUUKSHUUi ll|)J.1ÜMJ[iyi:il llllil

l-iJUUKamjtti рта - «щкдошшии крвт tpun с зарше* зцрннши нараме i рани, и шцвйвш от щяврьа ощиплет üeymtc гы л ь ьыбор тч.и i ú ism i рши

Степень- |ii;lu

ВМЩЯ СрЦДКБЕ ныапйа

Определение областей pHL ки для дальнейшего иаблкшш J'aipaGmra арненгировон Разрноагка ери'шых профилем рнеш

Рис. 10. Схема функционирования СУР с интегрированной базой данных о субъектах и объектах таможенных правонарушений

Использование интегрированной базы данных об объектах и субъектах таможенных правонарушений позволит разработать математический алгоритм определения уровня риска внешнеэкономической поставки. Такой алгоритм будет отличаться от существующих количественными методами расчета вероятности нарушения таможенного законодательства. Это будет способствовать повышению вероятности выявления нарушений и увеличению экономической эффективности применения СУР.

Применительно к Российской Федерации и Таможенному союзу в рамках «Единого окна» процесс выявления рисковых ситуаций должен состоять из четырех основных элементов, как показано на рис. 11.

Таким образом, совершенствование СУР в рамках технологии «Единое окно» должно:

- опираться на нормы разработанного таможенного законодательства в области СУР;

- быть практичным и эффективным;

- использовать информацию из различных источников для выявления возможных ситуаций, когда может быть нарушено таможенное законодательство;

- учитывать опыт передовых стран в области применения СУР и информационных технологий;

- облегчать процесс таможенного оформления, ускорять проведение таможенных операций для добросовестных участников ВЭД.

Рис. 11. Система управления рисками

Для оценки применения технологии «Единое окно» необходимо разработать специальные методы, позволяющие рассчитывать показатели, количественное значение которых дает возможность сделать выводы об эффективности функционирования технологии.

Так как в «Едином окне» функционирует информация в виде документов, сведений, запросов и ответов, то оценивать в рамках технологии необходимо следующие показатели:

1. Предельное время, затраченное на получение одного документа при использовании технологии «Единое окно».

Данный показатель характеризует деятельность таможенных и государственных органов в рамках «Единого окна», которая направлена на сокращение издержек заинтересованных лиц, создание наиболее благоприятных условий при оформлении документов для товаров, помещаемых под различные таможенные процедуры через «Единое окно» путем четкой организации

операций по изготовлению документов, оперативности получения информации, автоматизации рабочего процесса. Источником данных для расчета показателя являются сведения центральной базы данных «Единого окна», нормативная база, регламентирующая сроки подготовки необходимых документов.

Значение показателя - наименьшее значение показателя из 95 % лучших результатов от числа зафиксированных за отчетный период (определяется по дате регистрации запросов на получение документов) значений показателей (оставшиеся 5 % наименьших результатов от 100 % необходимы для защиты значения показателя от ошибок ввода данных, а также нехарактерных результатов, связанных с форс-мажорными ситуациями). Значение рассчитывается за определенный отчетный период (например, ежеквартально) по формуле:

Т1Д = + -2 + -з + ^ (5)

где Т - время, затраченное на оформление одного документа;

^ - отрезок времени с момента регистрации запроса, полученного от участника ВЭД в системе «Единое окно» до момента его отправки на федеральный уровень;

- отрезок времени, затраченный на обработку запроса и представленной информации, подготовку необходимого документа на федеральном уровне;

-3 - отрезок времени с момента отправки ответа по запросу от государственных органов, находящихся на федеральном уровне до момента регистрации ответа в системе «Единое окно»;

^ - отрезок времени с момента регистрации ответа в системе «Единое окно» до момента отправки ответа участнику ВЭД.

Показатель рассчитывается в днях и не должен превышать сроков, установленных Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования»21 (не более 24 дней в 2013 году для экспорта (5 документов) и импорта (8 документов)).

Законодательство устанавливает временные рамки, в течение которых принимается решение о выдаче или отказе в выдаче документов. Определим значения слагаемых в формуле:

- так как информация, полученная от участника ВЭД в системе «Единое окно», проходит форматно-логический контроль, проверку на выявление рисковых ситуаций, маршрутизацию, то максимальное значение слагаемого будет равно одному дню;

- в случае оформления одного документа максимальный отрезок времени, затраченный на обработку запроса и представленной информации, его подготовку на федеральном уровне (у будет равен 20 дням (общий срок

21 Там же.

202 Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (51) 2014

оформления двух документов на федеральном уровне по запросу должен быть не более 35 дней).

В случаях оформления нескольких документов через «Единое окно» целесообразно изменить название показателя на «предельное время оформления документов по запросу через систему «Единое окно». В формулу расчета показателя целесообразно будет включить максимальный отрезок времени, потраченный на оформление одного документа, так как подготовка документов в разных инстанциях происходит параллельно. Временной отрезок в 35 дней (обработка запроса на федеральном уровне) обусловлен тем, что сначала оформляется заключение (15 дней), а только потом на его основании принимается решение о выдаче лицензии (20 дней). Однако, так как значение слагаемого - это отрезок времени на оформление одного документа, то включим в расчет 20 дней (как максимальное время оформления документа по данному запросу);

- максимальное значение показателя (-3) пусть равняется одному дню;

- так как современные каналы передачи информации позволяют передавать данные почти мгновенно, то значение слагаемого (-4) будет несущественным (очень маленькое).

Итак, время, затраченное на оформление одного документа через «Единое окно», будет составлять 22 дня (Т = 1 + 20 + 1).

2. Время, затраченное на совершение таможенных операций в пункте пропуска, при помещении товаров под выбранную таможенную процедуру, если необходимые документы были оформлены через «Единое окно».

Данный показатель характеризует деятельность таможенных органов, находящихся непосредственно на границе, и механизма «Единое окно», которая направлена на создание благоприятных условий для упрощенного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу и ускорение проведения таможенных операций и оформления, используя механизм «Единого окна». Источником данных для расчета показателя являются сведения из баз данных таможенных органов, находящихся на границе, и сведения центральной базы данных «Единого окна».

При расчете показателя существует несколько ситуаций:

если необходимые документы были оформлены через «Единое окно», а товары помещаются под процедуру таможенного транзита (далее - ТТ), то значение показателя будет определяться по формуле:

Тобщ= + -2 + -3 + (6)

где То6щ - время, затрачиваемое на совершение таможенных операций по помещению товаров в пункте пропуска под процедуру таможенного транзита при оформлении документов через «Единое окно» (в минутах);

^ - время, затрачиваемое на регистрацию прибытия товаров и грузовых транспортных средств, в минутах;

-2 - время, затрачиваемое на проверку наличия документов и сведений в системе «Единое окно» и сверку данных, в минутах;

-3 - время, затрачиваемое на контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру ТТ, в минутах;

^ - время, затрачиваемое на выдачу разрешения на ТТ, в минутах.

Источниками данных для показателя являются нормативные документы ФТС России, устанавливающие сроки проведения операций для помещения товаров под процедуру таможенного транзита, а также показатели эффективности деятельности таможенных органов и аналитические отчеты о выполнении этих показателей должностными лицами таможенных органов.

Пример расчета показателя:

- установим значение первого слагаемого три минуты;

- время, затрачиваемое на проверку наличия документов и сведений в системе «Единое окно» и сверку данных (у, равняется трем минутам;

- время, затрачиваемое на контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (у, составляет 5 минут;

- время, затрачиваемое на выдачу разрешения на ТТ (-4), составляет 5 минут.

Таким образом, общее время оформления товаров с использованием «Единого окна», помещаемых под процедуру ТТ, равняется шестнадцати минутам (Тобщ = 3+3+5+5).

При помещении товаров под иную таможенную процедуру показатель будет рассчитываться следующим образом:

Тобщ= + -2 + -3 + (7)

где Тобщ - время, затрачиваемое на совершение таможенных операций по помещению товаров в пункте пропуска под выбранную таможенную процедуру и выпуск при оформлении документов через «Единое окно»;

^ - время, затрачиваемое на регистрацию прибытия товаров и грузовых транспортных средств (3 минуты);

-2 - время, затрачиваемое на проверку наличия документов и сведений в системе «Единое окно» и сверку данных (3 минуты);

-3 - время, затрачиваемое на контроль соблюдения условий помещения товаров под выбранную таможенную процедуру (5 минут);

^ - время, затрачиваемое на помещение товаров под выбранную таможенную процедуру и выпуск (240 минут - 4 часа, а в некоторых случаях выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации).

Таким образом, при помещении товаров под иную таможенную процедуру показатель будет составлять 4 часа 11 минут. Значение показателя

неоднозначно и может варьироваться в зависимости от условий конкретной ситуации (работа таможенного органа, временный вывоз товаров).

Если в системе «Единое окно» по представленным документам и сведениям от участника ВЭД СУР выявляет возможность нарушения таможенного законодательства, то при прибытии такого транспортного средства и товара применяются меры по минимизации рисков в соответствии с инструкциями, указанными в профиле риска к данному товару.

Поэтому формула расчета времени совершения таможенных операций в пункте пропуска при помещении товаров под выбранную таможенную процедуру, если необходимые документы были оформлены через «Единое окно», изменяется и выглядит следующим образом:

Тобщ= + -2 + -3 + -4 + ^ (8)

где Тобщ - время, затрачиваемое на совершение таможенных операций по помещению товаров в пункте пропуска под выбранную таможенную процедуру при оформлении документов через «Единое окно», если имеется вероятность нарушения таможенного законодательства;

^ - время, затрачиваемое на регистрацию прибытия товаров и грузовых транспортных средств (3 минуты);

-2 - время, затрачиваемое на проверку наличия документов и сведений в системе «Единое окно» и сверку данных (3 минуты);

-3 - время, затрачиваемое на контроль соблюдения условий помещения товаров под выбранную таможенную процедуру (5 минут);

^ - время, затрачиваемое на осуществление мер по минимизации рисков (в зависимости от формы контроля). К примеру, максимальное время, затрачиваемое на проведение таможенного досмотра, должно быть не более 24 часов;

-5 - время, затрачиваемое на помещение товаров под выбранную таможенную процедуру и выпуск (4 часа).

Таким образом, общее время, затраченное на совершение таможенных операций по помещению товаров в пункте пропуска под выбранную таможенную процедуру при оформлении документов через «Единое окно», если имеется вероятность нарушения таможенного законодательства, составляет 28 часов.

Если значения данного показателя в минутах получаются слишком громоздкими, то для удобства можно минуты переводить в часы.

3. Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу системы «Единое окно», в общем числе опрошенных. Данный показатель характеризует деятельность государственных органов (в том числе таможенных), направленную на улучшение условий для вовлечения инвестиций в экономику, привлечение торговых партнеров и увеличение товарооборота между странами в целом и эффективность функционирования «Единого окна» с точки зрения непосредственных пользователей механизма - участников ВЭД.

Афонин П.Н., Яргина Н.Ю., Топкова И.А., Кузнецова И.С., Хребтова А.А. Значение показателя рассчитывается в процентах по формуле:

где Д - доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу системы «Единое окно» в общем числе опрошенных;

п1 - число респондентов, оценивающих работу «Единого окна» и деятельность таможенной службы при экспортных операциях как «безусловно положительно»;

п2 - число респондентов, оценивающих работу «Единого окна» и деятельность таможенной службы при импортных операциях как «безусловно положительно»;

п3 - число респондентов, оценивающих работу «Единого окна» и деятельность таможенной службы в целом как «безусловно положительно»;

п4 - число респондентов, оценивающих работу «Единого окна» и деятельность таможенной службы с точки зрения государственных интересов как «безусловно положительно»;

N - общее число респондентов, принявших участие в опросе.

Источником данных для расчета значений показателя являются ответы респондентов - участников внешнеэкономической деятельности, получаемые путем социологического опроса (анкетирования).

4. Количество деклараций, поданных через «Единое окно», из общего количества деклараций. Данный показатель дает сравнительную оценку привлекательности использования технологии «Единое окно» в сравнении с другими способами подачи декларации на товары.

Источником данных для показателя могут служить сведения из информационной базы данных «Единого окна» и общие сведения о поданных декларациях на товары, имеющиеся у таможенных органов (это могут быть аналитические отчеты ФТС России за определенный период).

Значения показателя (статистические данные) могут быть получены по истечении определенного периода после начала внедрения технологии, так как система будет нуждаться в тестировании (апробирование; исправление ошибок, неполадок, нештатных ситуаций). Только после ввода системы на уровень полноценного функционирования целесообразно оценивать ее работу.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: технология «Единое окно» позволяет решить ряд актуальных задач, связанных с получением необходимых документов для ввоза/вывоза/транзита товаров. Разработанные методы расчета показателей (5, 6, 7, 8, 9) дают оценку эффективности функционирования информационной технологии «Единое окно», а в целом и деятельности федеральных органов исполнительной власти (в том числе таможенных органов) по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и торговли.

(nl + п2 + пЗ + п4)

N

хЮО,

Библиографический список

1. Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 18.05.1973 в ред. Протокола от 26.06.1999 // Виртуальная таможня: [сайт]. [1998-2014]. URL: http://www.vch.ru/cgibin/guide.cgi?table_code=9&action=show&id=42.

2. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «Единого окна» ЕЭК ООН № 33 (Женева, 2005) // Европейская экономическая комиссия ООН: [сайт]. [2000-2014]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.

3. Решение КТС от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» // Таможня.ру: [сайт]. URL: http://www.tamognia.ru/doc_base/document. php?id=1590174.

4. Таможенный кодекс Таможенного союза // ЕврАзЭС: [сайт]. URL: http://www.tsouz.ru/ DOCS/KODEKS1/Pages/default.aspx.

5. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Рос. газ. 2010. 29 ноября. № 269.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный закон от 30.12.2006 № 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http://www. consultant.ru.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // ФТС РФ: [сайт]. [2004-2014]. URL: http://www.customs.ru.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 26.09.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // ФТС РФ: [сайт]. [2004-2014]. URL: http://www.consultant.ru.

9. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // Правовая система «Референт»: [сайт]. [2013]. URL: http://www.referent.ru/1/62679.

10. Информационные технологии управления рисками при таможенном контроле // ФТС РФ: [сайт]. [2004-2013]. URL: http://customs.ru.

11. История ГНИВЦ ФТС России // ЦИТТУ ФТС РФ: [сайт]. [2004-2013]. URL: http://edpc. customs.ru/edpc/2012-02-24-07-21-02/3-2008-10-19-16-28-13.

12. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/21172.html.

13. Таможенное администрирование: особенности национального законодательства государств - членов Таможенного союза. URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/ Economics/2_93685.doc.htm.

14. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 266 с.

15. Хребтова А.А. Принцип выборочности в управлении рисками. Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сб. материалов Молодежной научно-практической конференции с международным участием. Том III. Инновационная Россия -страна возможностей: взгляд молодых лидеров / Под общ. ред. профессора А.Н.Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 161-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.