UDC: 004.37(042)(575.1)
Маннопова Элзара
старший преподаватель Ташкентского государственного юридического универститета
E-mail: e.mannapova @tsul.uz
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Образовательные системы во всем мире испытывают растущее давление, заставляющее их использовать новые информационные и коммуникационные технологии. В данной статье рассмотрены возможности новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для улучшения обучения и условия, при которых они могут позитивно повлиять на трансформацию образовательного процесса. Упомянуты причины, которые существенно повлияли на трансформацию образования. Определены основные принципы развития эффективного образования с использованием ИКТ.
Ключевые слова: информационные системы, образование, трансформация, образовательная система, инновации.
Маннопова Элзара
Тошкент давлат юридик университети катта у^итувчиси
ТАЪЛИМ ЖАРАЁНИ ТРАНСФОРМАЦИЯСИДА АХБОРОТ-КОММУНИКАЦИОН ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ
Аннотация. Ахборот-коммуникацион технологиялар дунё буйлаб таълим тизимининг узгаришига таъсир курсатмоцда. Ушбу мацолада янги АКТнинг таълим тизимини такомиллаштиришга имко-ниятлари ва таълим жараёнинингузгаришига таъсири уацида тухталиб утилган. Таълимнинг узгаришига сезиларли таъсир курсатган сабаблар келтирилган. АКТдан фойдаланган уолда самарали таълим ривожининг асосий тамойилларига тухталиб утилган.
Калит сузлар: ахборот тизимлари, таълим тизими, трансформация, инновация, таълимда АКТ.
Mannopova Elzara
Senior Lecturer, Tashkent State University of Law
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. Educational systems around the world are under increasing pressure to embrace new information and communication technologies. This article discusses the possibilities of new information and communication technologies (ICT) to improve learning and the conditions under which they can positively affect the transformation of the educational process. Reasons that significantly influenced the transformation of education are presented. The basic principles for the development of effective education using ICT are determined.
Keywords: information systems, education, transformation, educational system, innovation.
Образовательные системы во всем мире испытывают растущее давление, заставляющее их использовать новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для обучения студентов знаниям и навыкам, которые им необходимы в информационном веке. В Докладе ЮНЕСКО о мировом образовании 1998 года «Учителя и преподавание в меняющемся мире» описываются радикальные последствия ИКТ для традиционного преподавания и обучения, а также предсказывается трансформация образовательного процесса как для преподавателей, так и для учащихся с точки зрения доступа к знаниям и информации [1].
С появлением новых технологий профессия учителя эволюционирует от акцента на преподавании, ориентированном на преподавателя и основанном на лекциях, к интерактивной учебной среде, ориентированной на студентов. Разработка и реализация успешных программ подготовки учителей с использованием ИКТ является ключом к фундаментальным и широкомасштабным реформам образования.
Учебные заведения могут либо взять на себя ведущую роль в преобразовании образования, либо остаться позади в водовороте быстрых технологических изменений. Для того чтобы образование в полной мере использовало преимущества ИКТ в обучении, важно, чтобы преподаватели до и во время работы могли эффективно использовать эти новые инструменты для обучения. Учебные заведения и программы должны обеспечивать руководство для учителей без отрыва от работы и моделировать новые педагогические методы и инструменты для обучения.
Чтобы эффективно использовать возможности новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для улучшения обучения, должны быть выполнены следующие важные условия:
- учащиеся и учителя должны иметь достаточный доступ к цифровым технологиям и Интернету в своих классах, школах и учебных заведениях;
- учителям и учащимся должен быть доступен высококачественный, содержательный и учитывающий культурные особенности цифровой контент;
- учителя должны обладать знаниями и навыками, чтобы использовать новые цифровые
инструменты и ресурсы и помочь всем учащимся достичь высоких академических стандартов.
Педагогические учреждения сталкиваются с проблемой подготовки нового поколения учителей к эффективному использованию новых учебных инструментов в своей педагогической практике. Для многих учебных заведений эта непростая задача требует приобретения новых ресурсов, опыта и тщательного планирования.
При решении данной задачи необходимо понимать:
- влияние технологий на глобальное общество и их значение для образования [2];
- что люди предрасположены к созданию более эффективной и увлекательной среды обучения, ориентированной на учащихся;
- критическую важность контекста, культуры, лидерства и видения непрерывного обучения и процесса изменений при планировании интеграции технологий в образование;
- ИКТ-компетенции, необходимые учителям, связанные с содержанием, педагогикой, техническими вопросами, социальными вопросами, сотрудничеством и сетевым взаимодействием;
- важность разработки стандартов для руководства внедрением ИКТ в образование;
- важные стратегии, которые следует учитывать при планировании внедрения ИКТ в образование и управление процессом изменений.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются важным фактором формирования новой глобальной экономики и обеспечения быстрых изменений в обществе. За последнее десятилетие новые инструменты ИКТ коренным образом изменили способ общения людей и ведения бизнеса. Они произвели значительные преобразования в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, бизнесе, машиностроении и других областях. У ИКТ также есть потенциал изменить характер образования - где и как происходит обучение, а также роли учащихся и учителя в процессе обучения.
Для того чтобы образование в полной мере использовало преимущества ИКТ в обучении, важно, чтобы учителя обладали базовыми навыками и компетенциями в области ИКТ.
Среди политиков, руководителей предприятий и преподавателей растет понимание того, что образовательная система, разработанная для подго-
товки учащихся к аграрной или индустриальной экономике, не предоставит учащимся знания и навыки, которые потребуются им для процветания в XXI веке, экономике и обществе, основанном на знаниях. Необходимо осознать, что в новом глобальном обществе, основанном на знаниях, мировая база знаний удваивается каждые 2-3 года; ежедневно публикуется порядка 7000 научно-технических статей; данные, отправляемые со спутников, вращающихся вокруг Земли, передают достаточно данных для заполнения 19 миллионов томов каждые две недели; выпускники средних школ в промышленно развитых странах подвергаются большему количеству информации, чем их бабушка и дедушка за всю свою жизнь; в следующие три десятилетия произойдут такие же большие изменения, как за последние три столетия.
Задача, стоящая перед нашими образовательными системами, заключается в том, как преобразовать учебную программу и учебно-методический процесс, чтобы дать учащимся навыки для эффективного функционирования в этой динамичной, насыщенной информацией и непрерывно меняющейся среде [3].
Глобальная экономика, основанная на технологиях, также создает проблемы для стран по мере того, как национальная экономика становится все более интернационализированной, с увеличением потока информации, технологий, продуктов, капитала и людей между странами. Эта новая экономическая среда создает новую эру глобальной конкуренции за товары, услуги и знания. Все эти изменения вызывают драматические сдвиги в политических, экономических и социальных структурах многих стран мира.
В промышленно развитых странах экономическая база смещается от промышленности к информации. Этот сдвиг также требует от рабочей силы новых знаний и навыков.
ИКТ изменили характер работы и типы навыков, необходимых в большинстве областей и профессий [4]. Хотя они, с одной стороны, создали широкий спектр новых рабочих мест, многих из которых даже не существовало десять лет назад, они также заменили потребность во многих типах неквалифицированных или низкоквалифицированных рабочих. Например, новое «умное» сельскохозяйственное оборудование, использующее передовые цифровые и промышленные техноло-
гии, способно выполнять работу, ранее выполнявшуюся большим количеством низкоквалифицированных сельскохозяйственных рабочих. Кроме того, новым производственным предприятиям требуется меньше низкоквалифицированных рабочих. В канадском исследовании отмечается, что в высокотехнологичных компаниях только 10 % рабочей силы составляют неквалифицированные рабочие [1]. Эти тенденции ставят перед образовательными системами новые задачи по подготовке учащихся к знаниям и навыкам, необходимым для процветания в новой и динамичной среде непрерывных технологических изменений и ускоряющегося роста производства знаний.
Традиционный процесс обучения
Существующий взгляд на процесс обучения возник на основе фабричной модели образования на рубеже ХХ века и оказался очень эффективным в подготовке большого числа людей с навыками, необходимыми для низкоквалифицированных должностей в промышленности и сельском хозяйстве. Инновация классов с 20-30 учениками была создана вместе с концепцией стандартизированного обучения для всех. Традиционный подход к обучению, ориентированный на учителя, показан на рисунке.
Рис. Традиционный подход к обучению, ориентированный на учителя
Как показано, учитель является экспертом и передает знания учащимся. Это в основном «широковещательная» модель обучения, в которой учитель служит хранилищем и передатчиком знаний ученикам. Традиционная образовательная парадигма часто характеризуется следующими взглядами на обучение:
1) Сложность обучения. Многие считают обучение трудным и часто утомительным процессом
и, исходя из этого, считают, что развлечения и игры не допустимы в учебном процессе.
2) Концентрированность на незнаниях учеников или студентов, нежели на знаниях. То есть считается, что преподаватель должен дать знания и умения в готовом виде.
3) Обучение - это процесс передачи и получения информации. Большая часть нашего нынешнего учебного процесса остается «ориентированной на информацию», делая упор на том, чтобы студенты воспроизводили знания, а не производили свои собственные. Учитель остается в центре внимания. Многие до сих пор видят роль учителя как распространителя информации [5], а роль ученика как пассивного получателя, хранителя и ретранслятора передаваемой информации.
Изменения процесса обучения
Глобализация, индустриализация и информационные технологии существенно повлияли на все сферы человеческой деятельности, и образование не является исключением.
Обучение - это естественный процесс. Естественное состояние мозга - учиться, однако не все учатся одинаково. Существуют разные стили обучения, восприятия и личности, которые необходимо учитывать при разработке учебного процесса для отдельного студента. При наличии интересной и богатой учебной среды, а также поддерживающих и стимулирующих учителей учащиеся будут учиться. Учителя часто отмечают, что дети, которые кажутся деструктивными или имеют короткую продолжительность концентрации внимания, когда сталкиваются с типичными занятиями в классе, могут проводить длительные периоды, занимаясь значимой и интересной компьютерной деятельностью.
Обучение - это социальный процесс. Как давно заметил Выготский [6], студенты лучше всего учатся в сотрудничестве со сверстниками, учителями, родителями и другими людьми, когда они активно занимаются значимыми, интересными задачами. ИКТ открывают возможности для учителей и студентов, чтобы они могли сотрудничать с другими людьми по всей стране и всему миру. Они также предоставляют новые инструменты для поддержки совместного обучения в классе и онлайн [7].
Обучение - это активный, а не пассивный процесс. В большинстве областей люди
сталкиваются с проблемой производства знаний, а не просто воспроизведения знаний. Чтобы позволить студентам двигаться к компетентности, они должны активно участвовать в процессе обучения, в таких действиях, как решение реальных проблем, написание оригинальных текстов, выполнение научно-исследовательских проектов (а не просто изучение науки), диалог с другими по важным вопросам, предоставление художественных и музыкальных представлений и создание физических объектов. Традиционная учебная программа требует от студентов только вспоминать и описывать то, что другие достигли или создали.
Обучение должно быть основано на способностях, интересях и культуре учащихся. Основываясь на работе Говарда Гарднера и других, школы начинают учитывать конкретные сильные стороны и интересы, которые учащиеся привносят в учебную среду, и разрабатывают учебные мероприятия, которые основываются на сильных сторонах учащихся, а не сосредотачиваются только на устранении слабых сторон.
Во многих странах ИКТ находятся на ранних стадиях развития в торговле, промышленности и, в частности, в обществе [8]. Страны и регионы могут иметь очень ограниченные ресурсы, поэтому важно провести тщательный анализ с использованием этнографического подхода для разработки органичной стратегии роста и развития образования, использующей преимущества ИКТ. Видение заключается не просто в ИКТ, а в улучшении образования, чему способствует внедрение и продвижение ИКТ.
Общество информационных технологий и педагогического образования определило основные принципы развития эффективного педагогического образования в области ИКТ. Технологии должны быть внедрены во всю программу образования. На протяжении всего образования учащиеся должны узнавать о технологиях и о том, как включить их в свое собственное обучение. Ограничение опыта работы с технологиями одним курсом или одной областью образования, например, методическими курсами, не подготовит студентов к работе, использующей технологии. Технологии следует представлять в контексте. Недостаточно обучить студентов базовой компьютерной грамотности - традиционной операционной системе,
текстовому процессору, электронным таблицам, базам данных и телекоммуникациям. Как и в любой профессии, здесь есть уровень грамотности за пределами общей компьютерной грамотности. Это более конкретная или профессиональная грамотность включает в себя обучение использованию технологий для развития образовательного роста студентов. Профессиональную грамотность лучше всего изучать в контексте. Студенты до начала службы должны изучить множество способов использования технологий, потому что они интегрированы в свою курсовую и практическую работу. Они должны видеть, как их профессора и учителя-наставники моделируют новаторское использование технологий; они должны использовать ее в своем собственном обучении, они должны исследовать творческое использование технологий в своем обучении.
Учащиеся должны испытать инновационную среду обучения [9], поддерживаемую технологиями, в рамках своей учебной программы. Технологии могут использоваться для поддержки традиционных форм обучения, а также для преобразования обучения. Например, презентация PowerPoint может улучшить традиционную лекцию, но не обязательно трансформирует процесс обучения. С другой стороны, использование мультимедийных кейсов для преподавания тем, которые ранее рассматривались на лекциях, вполне может быть примером процесса обучения, преобразованного с помощью технологий. Студенты должны испытать оба типа использования технологий в своей программе; тем не менее самые яркие перспективы технологии в образовании - это поддержка новых, инновационных и творческих форм преподавания и обучения.
Список использованной литературы
1. Information and Communication Technologies in Teacher Education // UNESCO. - France: Division of Higher Education. - 2002.
2. Юнусова М. Новый этап введения искусственного интеллекта в обществе // Review of law sciences.
- 2020. - Рр. 207-210.
3. Абдувахидов А.М. Интеллектуальная система как инструмент управления образовательным процессом в вузе // Итисодиёт ва таълим. - 2018.
4. Маннопова Э.Т. Повышение конкурентоспособности высших образовательных учреждений за счет интеллектуальных информационных систем в управлении // Инновации в экономике. - 2020. -Рр. 44-53.
5. Юнусова М. Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция») // Теория и практика образования в современном мире. - 2012.
6. Vygotsky L. Mind in Society. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.
7. Mannopova E. Education management: a specific approach to the creation of an intellectual information system // Religación Revista de Ciencias Sociales y Humanidades. - 2019. - Рр. 704-713.
8. Маннопова Э.Т. Повышение конкурентоспособности высших образовательных учреждений за счет интеллектуальных информационных систем в управлении // Инновации в экономике. - 2020. -Рр. 44-53.
9. Юнусова М.С. Значение курса "Профессионально направленная информатика" для подготовки юристов // Высшее образование сегодня. - 2011. - Рр. 54-58.
10. Азимова Д.М. Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения Узбекистана в условиях модернизации экономики //Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций. - 2020. - С. 102-108.
11. Азимова Д.М. Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан
- важный шаг в реформировании налоговой системы // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций. - 2019. - С. 100-106.
12. Azimova D. Investment activities of commercial banks // International Finance and Accounting. -2019. - Т. 2019. - №. 3. - С. 6.