культура повседневности
УДК 159.09
ББК 88.5
информационные детерминанты социальной ситуации развития современных детей
Усольцева Инесса Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, ул. Макаренко, д. 5/16, г. Москва, Россия, 105062, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проводится анализ психологических и социологических исследований, отражающих разные аспекты влияния информационных факторов на процесс и результат развития современных детей и подростков. Предпринята попытка осмысления того, насколько отношения между детьми и взрослыми, составляющие социальную ситуацию развития ребёнка (по Л. С. Выготскому), изменились под влиянием информационных факторов.
Ключевые слова
Информационное общество, информационные факторы, социальная ситуация развития, взрослые, дети, результаты исследований.
В отечественной психологии при анализе процесса и результатов развития детей и подростков используется понятие «социальная ситуация развития», предложенное Л. С. Выготским в связи с проблемой психологического понимания сущности и структуры возраста ребёнка. Введение этого понятия было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющим развитие личности ребёнка, но выступающим как источник этого развития.
64 Социальная ситуация развития — это
«...совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» 1.
1 Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 256.
Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребёнка в системе отношений с другими людьми, а, с другой — субъективным отражением этих отношений в его переживаниях и реализацией этих переживаний им в совместной деятельности с другими.
В отечественной психологии противоречия, возникающие в ходе взаимодействия между развивающимся ребёнком и социальной ситуацией, традиционно рассматривались как одна из движущих сил его развития. Чаще всего такое противоречие трактовалось как кризис, а его преодоление знаменовало собой переход на новый возрастной этап в развитии ребёнка или подростка.
В наибольшей мере понятие «социальная ситуация развития» используется для иссле-
дований взаимоотношений между ребёнком и взрослым на конкретном возрастном этапе, то есть в рамках только собственно психологического уровня исследования.
Однако следует признать, что исследовательский потенциал понятия шире и позволяет интегративно рассмотреть в рамках одного исследования и психологические и социальные детерминанты развития личности ребёнка или подростка, что отвечает возросшей потребности современной науки в междисциплинарном характере научного знания. На это указывает и О. А. Карабанова 2, проведя анализ данного понятия. Она показала, что уже в работах Л. С. Выготского при анализе особенностей социальной ситуации развития, специфичной для каждого возраста, можно выделить два плана отношений: отношения «ребёнок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребёнок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения. Первая линия анализа позволяет включить в исследование социальные факторы, в то время как вторая — психологические.
С нашей точки зрения, такое расширение трактовки понятия «социальная ситуация развития», особенно важно в условиях современного общества, характеризующегося значительной социальной динамикой, что требует более полного и всестороннего анализа социальных и психологических трансформаций.
Как преломляются новые культурные и социальные факторы в сознании и поведении людей? Насколько информационные факторы, описанные исследователями как доминирующие для современного общества, способны глубоко и сущностно трансформировать отношения между взрослыми и детьми? Или влияние информационных процессов, опосредованных широким использованием «гаджетов», «девай-сов» и иных новых культурных объектов, способно изменить только форму таких отношений? Иными словами, имеют ли информационные факторы преходящий, историко-культурный или вневременной характер? Будет ли их воздействие на развитие подрастающих поколе-
2 Карабанова О. А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. С. 40-56.
ний ограничено (преимущественное влияние на психические процессы, например, речь, память, восприятие, мышление, или на личностные особенности, например, самопринятие, идентичность, или на отношения с другими людьми) или будет иметь всеохватывающую направленность?
Не претендуя на то, чтобы дать исчерпывающие ответы на такие вопросы, мы, вместе с тем, считаем необходимым их поставить, поскольку они неоднократно встречались в научной литературе и научном сообществе с абсолютизацией влияния информационных факторов на как общество в целом, так и на на отдельного человека. Причём, чаще всего при обсуждении подчёркиваются «минусы» происходящих процессов.
Например, известный социолог О. Н. Яниц-кий 3 выделяет три негативные стороны в процессе информатизации современного общества. Первая — сопротивление большей прозрачности, которая неизбежно следует за этим процессом. Ни человек, ни государство не хотят, чтобы их видели голыми. Вторая — приход посткнижной культуры, которая если не подрывает, то существенно изменяет структуру и функции институтов управления, образования и науки. Третья — борьба между глобальными игроками за роль «программистов» и «переключателей» СМИ и вообще сетей, посредством которых они формируют глобальную политику.
Л. В. Матвеева, одна из первых отечественных психологов-исследователей телекоммуникации, анализируя влияние средств массовой коммуникации, выделяет следующие характерные для них черты 4:
1. Развитие средств массовой коммуникации породило феномен «дефицита от изобилия». Этот дефицит проявляется в недостатке информации о причинно-следственных связях. Современный индивид всему открыт, но воспринимает всё как знаковую поверхность, не пытаясь даже проникнуть в глубину вещей, в значения знаков. Всё воспринимается как цитата, условность, за которой нельзя отыскать никаких начал, истоков, происхождения.
3 Яницкий О. Н. «Турбулентные времена» как проблема общества риска // Общественные науки и современность. 2011. № 6. С. 155-164.
4 Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Пси-
хология телевизионной коммуникации. М., 2004.
65
66
2. Повсеместное распространение экранных средств коммуникации превратило все стороны жизни общества (общественно-политическую жизнь, информационные взаимодействия, межличностное общение и т.д.) в спектакль или отрежиссированную игру.
3. Современное общество конституируется как общество тотальной зрелищности — так называемой витрокультуры, в которой визуальные коды и визуальные образы стали основным средством передачи информации.
Нам же представляется, что дать взвешенную оценку влияния процессов информатизации на воспитание и социализацию подрастающих поколений важно не только для формулирования практико-ориентированных рекомендаций, но и для более полного и глубокого понимания детерминант развития человека.
Например, социальная ситуация развития детей в конце XIX — начале ХХ века характеризуется не только изменением роли информации и средств для её трансляции: телевидения, Интернета, мобильной сотовой связи. Современный ребёнок, по данным разных авторов, проводит от 10 до 20 часов в неделю перед телеэкраном или компьютером. По данным американских авторов 5, американские дети начинают использовать телевидение, видео и компьютер в среднем в возрасте 9 месяцев. Они же отмечают, что количество телевизионных и видео развлечений для детей первого года жизни только возрастает с каждым годом.
Другая особенность социальной ситуации развития современных детей состоит в изменении содержания дошкольного образования, в рамках которого теперь дети учатся читать, писать и считать, что раньше было прерогативой начальной школы. Существует и тенденция к снижению возраста до 1,5-2 лет, в котором детей учат чтению, счёту, письму, иностранным языкам. Ещё одной характерной особенностью социальной ситуации развития является изменение ведущей деятельности дошкольного возраста — игры. В крупных городах из-за роста преступности дети редко гуляют одни, тем самым распадается сообщество разновозрастных детей, которое несло в себе большой потенциал
5 Zimmerman, F. J., Christakis, D. A., & Meltzoff, A. N. (2007). Television and DVD/video viewing in children younger than 2 years. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, 161, 473-479.
по передаче игрового опыта внутри детской субкультуры. Появились и новые виды игр, в первую очередь — компьютерные игры.
Но будут ли информационные факторы иметь наибольший «удельный вес» среди этих и других изменений в социальной действительности, в которой живёт современный ребёнок?
Проведённые в психологии исследования, касающиеся влияния информационных факторов на развитие детей и подростков не дают исчерпывающего ответа.
Проанализируем высказанное предположение на основе данных о телевидении как одной из составляющей информационного пространства именно детей и подростков.
Исследователи указывают, что наибольшее количество времени проводят перед телевизором дети, не посещающие детский сад. При этом мальчики проводят в выходные дни меньше времени перед телевизором, чем девочки. Дети, которые больше гуляют, чаще выбирают для просмотра образовательные и информационные передачи типа «Энимал плэнет» 6. По их данным, больше времени перед телевизором проводят дети, чьи матери менее образованы, не занимаются спортом, мало гуляют, зато сами проводят время за телевизором, а не за чтением. Хотя по данным других авторов 7, образовательный уровень отцов отрицательно коррелирует со временем, проводимым дошкольниками перед телевизором.
Важная роль телевидения в социальной ситуации развития современных детей усиливает интерес исследователей к тому, насколько содержание мультфильмов, фильмов, телепередач способно повлиять на ребёнка и подростка.
В исследовании И. И. Саламатиной и Е. М. Кочетковой 8 анализировалась роль телевидения в полоролевой идентификации современных детей и подростков. Они считают, что «с появлением телевидения формирование половой идентификации детей и подростков ста-
6 Skouteris, H., & McHardy, K. (2009). Television viewing habits and time use in australian preschool children. Journal of Children and Media, 3(1), 80-89.
7 Yalcin, S. S., Tugrul, B., Nacar, N., Tuncer, M., & Yurdakok, K. (2002). Factors that affect television viewing time in preschool and primary school children. Pediatrics International, 44, 622-627.
8 Саламатина И. И., Кочеткова Е. М. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. C. 74-78.
ло проходить значительно быстрее и эффективнее, поскольку экран учит их усваивать определённую половую роль и правила поведения в семье и общине» 9. Однако это происходит только в том случае, если различные образцы мужского и женского ролевого поведения непротиворечиво отражают господствующие в обществе представления об определённой половой роли. Если же предлагаемые образцы такого поведения являются нечёткими, то в ещё неокрепшей психике ребёнка может происходить путаница социальных ролей и их неправильная идентификация в будущем.
Их данные согласуются с исследованиями американского социолога Дж. Хэллорана, который утверждает, что отрицательное воздействие «жёстких» передач имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются, накладываются на соответствующий жизненный опыт зрителя. А поскольку у детей этот опыт отсутствует, они воспринимают элементы насилия и даже смерть как нечто нереальное, сказочное. Для того, чтобы телепередача спровоцировала делинквент-ное поведение у ребёнка, необходимо, чтобы сам ребёнок, его психика имели предрасположенность к этому.
Л.М. и Дж. Андерсон показали, что телевидение оказывает значительное влияние на привычки детей в еде 10. Они ссылаются на тот факт, что в телевизионных шоу процесс еды чаще показан как «скоростной», как «перекус на ходу», в отличие от еды за столом. Они считают, что это является одним из факторов подражания и появления излишнего веса у детей, так как предлагаемые им образцы привычек в еде способствуют как раз увеличению веса и никак не формируют культуру еды. К схожим выводам пришли и другие исследователи 11, которые также указывают и на то, что в детских телепередачах часто используют сладкую и жирную пищу, чипсы, конфеты, печенье. Обобщением исследований в этой области является утверждение,
9 Там же. С. 74.
10 Anderson, L. M., & Anderson, J. (2010). Barney and breakfast: messages about food and eating in preschool television shows and how they may impact the development of eating behaviours in children, Early Child Development and Care, 180 (10), 1323-1336.
11 Birch, L. L., & Fisher, J. O. (1998). Development of eating behaviours among children and adolescents. Pediatrics,
101, 539-549; Taylor, J. P., Evers, S., & McKenna, M. (2005).
Determinants of healthy eating in children and youth. Canadian Journal of Public Health, 96(S3), S20-S26.
что чем больше дети смотрят телевизор, тем менее здоровую пищу они выбирают, и здесь не наблюдается тендерных, образовательных, национальных и иных различий.
Конечно, справедливо утверждение, что телезрителем легче манипулировать, нежели читателем. Порог критичности у первого ниже — в частности, из-за ограниченных возможностей проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять селекцию поступающих информационных сообщений. К тому же подкреплённые удачным музыкальным сопровождением и умело построенным визуальным рядом лозунги проще воспринимаются и вызывают большее доверие. Но, ведь сами дети не покупают себе пищу. Здоровую или с излишними калориями пищу им покупают родители, именно родители организуют процесс употребления еды детьми. Исследования привычек взрослых, связанных с едой и их зависимость от телевидения, показали, что и телевизионные шоу для взрослых, идущие в прайм-тайм, демонстрируют те же проблемы: перекусы на ходу чаще, чем полноценная еда за столом, употребление кофе и алкоголя вместо низкокалорийных напитков, предпочтение высококалорийных кексов, печенья, сладостей и т.д. 12 Это заставляет исследователей считать, что влияние телевидения на привычки детей в еде гораздо меньше по сравнению с воздействием на них того, какие именно привычки в еде они наблюдают у взрослых 13.
Интересные данные получены исследователями и при анализе образовательных возможностей телевидения. К наиболее распространённым во всём мире можно отнести мультфильмы, имеющие развивающий и обучающий характер (в первую очередь, «Улица Сезам», «Даша-исследовательница», «Ребенок-Эйнштейн»). Следует также отметить и традиционные информационно-познавательные передачи, такие как «Хочу всё знать» и «Как это работает».
«Образовательные возможности могут быть также найдены и во взаимодействиях, которые
12 Kaufman, L. (1980). Prime-time nutrition. Journal of Communication, 30(3), 37-46; Story, M., & Faulkner, P. (1990). Prime time diet: A content analysis of eating behaviour and food messages in television program content and commercials. American Journal of Public Health, 80(6), 738-740; Tirodkar, M. A., & Jain, A. (2003). Food messages on American television shows. American Journal of Public Health, 93(3), 439-441.
13 Christakis, D.A., Zimmerman, F.J., DiGiuseppe, D.L., & McCarty, C.A. (2004). Early television exposure and subsequent problems in children. Pediatrics, 113(4), 708-713.
67
68
происходят перед экраном, между людьми, которые смотрят телевизионную программу»,— пишут С. М. Фиш, А. Эйкман и другие исследователи 14.
Это особенно важно для младшей аудитории, для которой обучение может быть стимулировано именно взрослым, который мог бы помочь ребёнку соотнести события на экране со своей жизнью, сделать происходящее на экране более понятным. В этих условиях, отмечают уже упоминавшиеся исследователи, просмотр телепередач детьми и родителями сопоставим по своему обучающему потенциалу с традиционным совместным чтением книг, стимулируя языковое и познавательное развитие детей. Это распространяется и на совместное чтение книг в он-лайн режиме в Интернете 15.
Исследователи считают, что ключевым здесь, также как и при традиционных формах обучения детей, является именно взаимодействие между взрослыми и детьми. Современные исследования отмечают, что необходимо разрабатывать специальные формы управляемого диалога, которые могут организовывать взрослые при совместном просмотре со своими детьми образовательных телепередач.
С. М. Фиш, А. Эйкман и другие 16 изучили возможности осмысления детьми в возрасте от 3 до 5 лет эмоций, характера взаимодействий между персонажами на примере мультипликационного сериала «Tickle U» в зависимости от того, какие инструкции давались родителям в виде субтитров, располагавшихся внизу экрана. Введение надписей, обучающих родителей, таких как «Что сказал Тото (персонаж сериала)?», «А с тобой так бывает?» и т.д., увеличило почти в 2 раза высказывания детей об эмоциях персонажей, о связи увиденного со своей жизнью, увеличилось их желание играть в активные игры, предлагаемые персонажами (попрыгать с ними, помахать руками и т.д.).
14 Fisch, S. M., Akerman, A., Morgenlander, M., McCann Brown, S. K., Fisch, S. R. D., Schwartz, B. B. and Tobin, P. (2008). Coviewing preschool television in the us. Journal of Children and Media, 2(2), 163-173.
15 Fisch, S. M., Shulman, J. S., Akerman, A., & Levin, G. (2002). Reading between the pixels: Parent-child interaction while reading online storybooks. Early Education and Development, 13, 435-451.
16 Fisch, S. M., Akerman, A., Morgenlander, M., McCann
Brown, S. K., Fisch, S. R. D., Schwartz, B. B. and Tobin, P. (2008). Coviewing preschool television in the us. Journal of Children and Media, 2(2), 163-173.
Благодаря проведению инструктивных занятий с родителями, в ходе которых их учили использовать в процессе обучения детей приёмы диалогического чтения с опорой на видеозаписи, было выявлено более успешное обучение детей. Это показали в своих работах Дж. Блум-Хоффман, Т. Онейл-Пироцци и другие 17. Дети родителей, участвовавших в данном эксперименте, демонстрировали более высокие результаты в скорости чтения и понимании содержания текстов, чем дети родителей, не проходивших такого обучения.
Приведённые исследования, на наш взгляд, достаточно убедительно показывают, что мы не можем говорить о влиянии информационных факторов на развитие детей, игнорируя роль взрослых. Дети не могут научиться тому, чему их не учат взрослые, что, собственно, и отражает понятие социальной ситуации развития, в которой отношения между ребёнком и взрослым имеют системообразующий характер.
В этой связи представляет интерес оценка самими взрослыми ценности информационных факторов для развития их детей.
Согласно нашим данным по опросу родителей (было опрошено 190 человек, из них 76 отцов, 114 матерей (средний возраст отцов — 39,1 год (от 31 до 47 лет), матерей — 36,6 лет (от 26 до 50 лет)) 73,6% родителей считает, что это влияние имеет как положительные, так и отрицательные стороны (взвешенное отношение). 17,8% родителей видит только отрицательную сторону (негативное отношение), 4,7% родителей видит только положительную сторону (положительное отношение), 2,3% родителей затруднилось с ответом.
Это усреднённые данные опроса родителей без учёта полоролевого состава детей в семье. Однако, проанализировав ответы родителей в зависимости от числа и гендерного состава их детей, можно увидеть более дифференцированную картину.
Так, при взвешенной оценке влияния СМИ, число респондентов колеблется от 70% в семьях с двумя дочерями (наименьшее число согласных с этим ответов) до 82,4% в семьях, где старший сын и младшая дочь (наибольшее число со-
17 Blom-Hoffman, J., O'Neil-Pirozzi, T., Volpe, R., Cutting, J., & Bissinger, E. (2007). Instructing Parents to Use Dialogic Reading Strategies with Preschool Children. Journal of Applied School Psychology, 23(1), 117-131.
гласных с этим ответом). Хотя мы и не выявили статистически значимых различий между этими данными, они обращают на себя внимание как значимая тенденция: количество детей и их пол, порядок рождения детей разного пола выступают значимыми факторами формирования имплицитных воспитательных концепций родителей.
На уровне же тенденции можно отметить усиление взвешенного отношения к современным СМИ, когда в семье с двумя детьми есть ребёнок мужского пола. Согласны с этой позицией 80,0% родителей, имеющих двух сыновей, и 82,4% родителя, у которых старший сын и младшая дочь (уровень значимости 0,07).
Вместе с тем, мы видим разницу в зависимости от того, сколько детей в семье и какого они пола, при выборе двух противоположных позиций в отношении Интернета и телевидения.
Родители с единственным ребёнком чаще отмечают негативный характер воспитательных возможностей современных СМИ по сравнению с двухдетными родителями (19,7% и 16,2% соответственно, уровень значимости — 0,048).
Если единственный ребёнок — это сын, родители почти в два раза чаще видят положительный потенциал СМИ для воспитания и развития ребёнка по сравнению с родителями единственной дочери (4,8% и 2,5% соответственно, уровень значимости — 0,01).
Однако пол ребёнка — не гарантия положительного отношения к СМИ: в семьях с двумя сыновьями ни один родитель не оценил влияние СМИ положительно, в то время как это сделали 15,0% родителей двух дочерей (уровень значимости 0,001).
Родители с двумя детьми статистически чаще положительно оценивают воспитательный потенциал Интернета и телевидения по сравнению с родителями с единственным ребёнком (5,9% и 3,3% соответственно, уровень значимости — 0,03). Они же чаще отмечают, что затрудняются с их оценкой (2,9% и 1,6% соответственно, уровень значимости — 0,03).
Однако существует разница в распределении мнения о современных СМИ в зависимости от гендерного состава детей в семье.
С двумя однополыми детьми родители видят положительную сторону Интернета и телевидения в воспитании чаще, чем с двумя разнополыми детьми (8,6% и 3,0% соответственно, уровень значимости — 0,03), но только в том случае, если у них обе дочери или старшая дочь и младший сын (15,0% и 5,9% соответственно).
Наши данные и данные других исследователей позволяют заключить, что влияние информационных факторов на социализацию детей и подростков носит в значительной мере опосредованный характер и зависят как от родителей (пол, уровень образования, обученность и т.д.), так и от самих детей (их пола, числа и порядка рождения).
Результаты исследований выявляют зависимость влияния информационных факторов на развитие ребёнка от характера его взаимоотношений со взрослыми и, тем самым, ставят под сомнение установку исследователей на уникальность и абсолютность информационных детерминант развития современных детей, требуя более взвешенных и всесторонних исследований.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 256.
2. Карабанова О. А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. С. 40-56.
3. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004.
4. Саламатина И. И., Кочеткова Е. М. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. C. 74-78.
5. Яницкий О. Н. «Турбулентные времена» как проблема общества риска // Общественные науки и современность. 2011. № 6. C. 155-164.
6. Anderson, L. M., & Anderson, J. (2010). Barney and breakfast: messages about food and eating in preschool television shows and how they may impact the development of eating behaviours in children, Early Child Development and Care, 180 (10), 1323-1336.
69
7. Birch, L. L., & Fisher, J. O. (1998). Development of eating behaviours among children and adolescents. Pediatrics, 101, 539-549.
8. Blom-Hoffman, J., O'Neil-Pirozzi, T., Volpe, R., Cutting, J., & Bissinger, E. (2007). Instructing Parents to Use Dialogic Reading Strategies with Preschool Children. Journal of Applied School Psychology, 23(1), 117-131.
9. Christakis, D.A., Zimmerman, F.J., DiGiuseppe, D.L., & McCarty, C.A. (2004). Early television exposure and subsequent problems in children. Pediatrics, 113(4), 708-713.
10. Fisch, S. M., Akerman, A., Morgenlander, M., McCann Brown, S. K., Fisch, S. R. D., Schwartz, B. B. and Tobin, P. (2008). Coviewing preschool television in the us. Journal of Children and Media, 2(2), 163-173.
11. Fisch, S. M., Shulman, J. S., Akerman, A., & Levin, G. (2002). Reading between the pixels: Parent-child interaction while reading online storybooks. Early Education and Development, 13, 435-451.
12. Kaufman, L. (1980). Prime-time nutrition. Journal of Communication, 30(3), 37-46.
13. Skouteris, H., & McHardy, K. (2009). Television viewing habits and time use in australian preschool children. Journal of Children and Media, 3(1), 80-89.
14. Story, M., & Faulkner, P. (1990). Prime time diet: A content analysis of eating behaviour and food messages in television program content and commercials. American Journal of Public Health, 80(6), 738-740.
15. Taylor, J. P., Evers, S., & McKenna, M. (2005). Determinants of healthy eating in children and youth. Canadian Journal of Public Health, 96(S3), S20-S26.
16. Tirodkar, M. A., & Jain, A. (2003). Food messages on American television shows. American Journal of Public Health, 93(3), 439-441.
17. Yalcin, S. S., Tugrul, B., Nacar, N., Tuncer, M., & Yurdakok, K. (2002). Factors that affect television viewing time in preschool and primary school children. Pediatrics International, 44, 622-627.
18. Zimmerman, F. J., Christakis, D. A., & Meltzoff, A. N. (2007). Television and DVD/video viewing in children younger than 2 years. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, 161, 473-479.
70
INFORMATIONAL DETERMINANTS OF SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT OF MODERN CHILDREN
Usoltseva Inessa Vladimirovna,
PhD in Psychology, Associate Professor, Leading Researcher,
Institute for the Study of childhood, family and upbringing RAE, Makarenko Str. 5/16, 105062 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the analysis of psychological and sociological studies reflecting different aspects of the influence of information factors on a development of in the modern world. Giving author's understanding on how relationships between children and adults, the components of the social situation of children's development (by L. S. Vygotsky), changed under the influence of information factors.
Keywords
Information society, information factors, social situation of development, adults, children, the results of research.